Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ'

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / УРОВЕНЬ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ / ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ФИНАНСОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / FINANCIAL LITERACY / LEVEL OF FINANCIAL LITERACY / TRAINING / COMPETENCIES / FINANCIAL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мусабиров А.

Статья посвящена изучению проблем обучения финансовой грамотности, в ней обобщены возможные способы приобретения знаний, умений и навыков финансового поведения для облегчения принятия финансовых решений каждым человеком в повседневной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF IMPROVING THE FINANCIAL LITERACY OF THE POPULATION

The article is devoted to the study of the problems of financial literacy training; it summarizes possible ways of acquiring knowledge, skills and abilities of financial behavior to facilitate the adoption of financial decisions by every person in everyday life.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ»

УДК 366

Мусабиров А. студент магистратуры программа «Финансовый менеджмент и рынок капиталов» Уфимский филиал Финансового университета

При Правительстве РФ Научный руководитель: Брусенцова Л.С., к.социол.н.

доцент,

Уфимский филиал Финансового университета

При Правительстве РФ

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация: Статья посвящена изучению проблем обучения финансовой грамотности, в ней обобщены возможные способы приобретения знаний, умений и навыков финансового поведения для облегчения принятия финансовых решений каждым человеком в повседневной жизни.

Ключевые слова: финансовая грамотность, уровень финансовой грамотности, обучение, компетенции, финансовое поведение.

Musabirov A. master student

program "Financial management and capital market" Ufa branch of the Financial University Under the Government of the Russian Federation Scientific adviser: Brusentsova L.S., Candidate of Social Sciences

associate professor Ufa branch of the Financial University Under the Government of the Russian Federation

ON THE ISSUE OF IMPROVING THE FINANCIAL LITERACY OF THE

POPULATION

Annotation: The article is devoted to the study of the problems of financial literacy training; it summarizes possible ways of acquiring knowledge, skills and abilities of financial behavior to facilitate the adoption of financial decisions by every person in everyday life.

Key words: financial literacy, level of financial literacy, training, competencies, financial behavior.

Обращаясь к анализу проблем обучения финансовой грамотности, целесообразно вспомнить знаменитую цитату кардинала Ришелье»: «Финансы составляют ту точку опоры, которая, согласно Архимеду, позволяет перевернуть весь мир». Актуальность выбранной темы

заключается в том, что на сегодняшний день финансовая грамотность является неотъемлемой частью социально -психологического развития личности, основой гармоничной жизни современного общества и необходимым условием повышения уровня и качества жизни граждан.

Под финансовой грамотностью традиционно понимают совокупность финансовых знаний, навыков и установок, с помощью которых человек может принять грамотное решение относительно личного финансового благополучия [3]. Основные элементы финансовой грамотности - это финансовое поведение, финансовые знания и финансовые установки [7].

Повышение финансовой грамотности - это сфера ответственности государства, бизнеса и семьи. Так, в целях повышения количества финансово-образованных граждан страны, сегодня действует Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации 2017-2023гг. [1]. Также в РФ реализуется Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» (Письмо Минфина России от 16.05.2017 г. №17-03-08/29621) [8].

Результаты социологического опроса, проведенного в 2018 году, говорят о том, что потребность в повышении уровня финансовой грамотности испытывают 44% россиян, из них 38% возлагают ответственность по данному вопросу на государственные образовательные учреждения [9].

Необходимо отметить, что по уровню финансовой грамотности РФ заняла 9-е место среди 30 стран (по данным исследования, проведенного Организацией экономического сотрудничества и развития в 2014-2016 годах). Индекс финансовой грамотности составил 12,12 баллов из 21 возможных. При этом согласно исследованию, проведенному Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) больше всего россияне хотят знать: как защитить нарушенные права (31%), как обеспечить свою старость (26%), как не увязнуть в долгах (22%), как накопить средства (19%), как не стать обманутым при подписании договоров с банками (18%) [9].

Достаточно низкий уровень финансовой грамотности в России требует создания системы обучения. Государство заинтересовано в этом и уделяет повышенное внимание данному вопросу, поскольку финансовая грамотность общества в целом - это залог экономического благополучия страны.

Относительно социально-психологических факторов обучения финансовой грамотности в СПО и ВУЗах, упор делается на совершенствование и актуализацию действующих учебных программ, наполнение их современными практическими примерами. Член экспертного совета Банка России по финансовой доступности Денис Лопатин считает, что «В учебных заведениях должны преподавать финансовую грамотность наравне с математикой или обществознанием». Финансовому просвещению школьников и студентов действительно необходимо уделять повышенное внимание в связи тем, что мир очень быстро меняется и финансовые знания становятся как никогда актуальны, проникают во все большее количество

сфер общественной жизни. По прогнозам оксфордских ученых в ближайшие 20 лет 65% сегодняшних школьников будут работать в сфере высоких технологий по профессиям, которые еще не появились [9].

В ближайшем будущем в школах обучение финансовой грамотности станет обязательным элементом общеобразовательных предметов. На данный момент с этой целью подготовлено около 38 тыс. педагогов [9]. Кроме этого, в современном мире существует огромное количество материалов для детей, подталкивающих их к изучению финансовой грамотности: различные настольные игры, пособия, специальные мастер -классы и тестирования и т.д.

В реализации государственной программы, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования, принимают участие множество государственных и общественных организаций. Консультации по вопросам финансовой грамотности при нарушении прав потребителей можно получить в Роспотребнадзоре, Центральном банке, государственных юридических бюро, общественных потребительских организациях, вузах и ссузах страны и ряде других организаций.

Активным участником реализации проекта является Финансовый университет при Правительстве РФ и все его филиалы. Профессорско-преподавательский состав Финуниверситета ежегодно расширяет просветительскую деятельность, увеличивая охват обучаемых, совершенствуя формы проведения занятий, обращаясь к разным возрастным группам, вовлекая в эту работу студентов-будущих специалистов в финансовой сфере [2].

Важным аспектом обучения финансовой грамотности, после окончания учебных заведений, для человека является самообразование. На сегодняшний день существует множество методических материалов для обучения: книги, семинары, тренинги, он-лайн лекции, консультации, курсы, видеоуроки, с помощью которых каждый заинтересованный сможет повысить свои финансовые знания и сформировать правильные финансовые привычки. В процессе взаимодействия личности с обществом происходит приобретение финансового опыта, который является базой для собственных финансовых стратегий, определяющих действия личности в финансовой сфере. Успех финансового поведения и способность к обучению, главным образом, зависит от качеств конкретной личности, степени ее активности и заинтересованности [6].

Поэтому развитие получили и так называемые волонтерские ассоциации финансового просвещения. Волонтеры отмечают, что основной трудностью, с которой они сталкиваются в процессе обучения финансовой грамотности - это незаинтересованность аудитории [5].

Финансовая сфера чрезвычайно динамична, быстро усложняется и трансформируется, люди с трудом успевают за ее изменениями. Более того, она является привлекательной для мошенников, в связи с большой популярностью и связанными с ними денежными потоками.

Обучение финансовой грамотности должно учитывать социально-психологические аспекты и содействовать формированию у граждан разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам. Результатом обучения финансовой грамотности должно стать решение проблем информированности, безопасности и защищенности на финансовом рынке российского населения.

Чтобы достойно жить в современном мире и иметь возможность использовать новые технологии, финансовой грамотностью должен обладать каждый человек. В настоящее время необходимо быть грамотным потребителем, чтобы не дать обмануть себя и своих близких, успеть за современным ритмом жизни и иметь возможность отстоять свои интересы. Участие в мероприятиях проекта по повышению финансовой грамотности позволит потребителю получать актуальную информацию как о финансовых продуктах, так и о формах взаимодействия с государственными и общественными организациями.

Использованные источники:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 г. №2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы // СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/

2. Брусенцова Л.С. Социальный проект «в борьбе» за повышение финансовой грамотности // Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика Материалы X Всероссийской научно-практической конференции. -2018. - С. 17-20.

3. Гагарина М.А., Сулейманова С.С. Социально-психологические особенности и уровень финансовой грамотности должников // Мир науки, 2016, Т.4, №4. - С. 2.

4. Дулина Н.В. Финансовая грамотность населения российского региона: экономико-социологический анализ: диссертация по специальности «экономическая социология и демография». - Волгоград. - 2017.

5. Каликова Д. И. Опыт внедрения курса «Основы финансовой грамотности» // Молодой ученый. — 2018. - №32. - С. 87-89. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/218/52316/

6. Моисеева Д.В. Финансовая грамотность как социальное качество человека // Социологические науки, 2016, №42-1.

7. Силина С.Н., Ступин В.Ю. От финансовой грамотности к финансовой культуре // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. -2017г. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/

8. https://vashifinancy.ru/ - официальная страница Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализуемого Министерством финансов Российской Федерации совместно с Всемирным банком.

9. https://nafi.ru/ - официальный сайт Аналитического центра НАФИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.