Научная статья на тему 'Финансовая грамотность школьников'

Финансовая грамотность школьников Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2727
388
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / FINANCIAL LITERACY / ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ / FORMATION OF FINANCIAL LITERACY / ВНЕДРЕНИЕ ПРОГРАММ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ / IMPLEMENTATION OF PROGRAMS ON FINANCIAL LITERACY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новожилова Наталья Васильевна

Вопросы повышения финансовой грамотности разных целевых групп населения, в том чисел школьников. Специфика повышения финансовой грамотности школьников в урочной и внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Новожилова Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual Issues Of Improving The Financial Literacy Of Students

The article examines some issues of increasing the financial literacy of different target groups of the population, including schoolchildren. Pedagogical features of the organization of training in the basics of financial literacy of schoolchildren in the classroom and after-hour activities are revealed.

Текст научной работы на тему «Финансовая грамотность школьников»

УДК 371.214.14

ФИ НАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ школьников

Наталья Васильевна Новожилова,

доцент Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук, e-mail: nov.n.v@mail.ru

Вопросы повышения финансовой грамотности населения становятся особенно актуальными в современных условиях расширения и усложнения спектра финансовых услуг, непрерывного обновления и появления новых сложных финансовых инструментов. Важным фактором экономического благополучия людей становится их финансовая грамотность. Несоответствие уровня финансовой грамотности граждан динамично меняющемуся финансовому рынку негативно влияет на их личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств.

• финансовая грамотность • формирование финансовой грамотности • внедрение программ по финансовой грамотности

С

огласно результатам опроса, проведённого Аналитическим центром НАФИ в октябре 2017 г., доля россиян, верно идентифицирующих финансовую пирамиду среди списка возможных сберегательных и инвестиционных инструментов, не меняется: их число не превышает 28% на протяжении последних десяти лет1. Эти данные наглядно демонстрируют, что двое из трёх россиян с высокой долей вероятности могут стать жертвами финансовых пирамид. Проблема усугубляется тем, что любые мошеннические схемы на рынке финансовых услуг стремительно адаптируются под рыночные, законодательные, а также

1 Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в октябре 2017 г. Опрошено 1600 человек. https:/ /nafi.ru/analytics/72-rossiyan-м- smogli -raspoznat- ^mansovuyu-piramidu /

технологические изменения. По словам Г. Имаевой, генерального директора аналитического центра НАФИ: «Мошеннические схемы активно уходят в он-лайн, где их сложнее выявлять и контролировать. В особой зоне риска — молодёжь, которая технически грамотна, но не имеет практического опыта пользования финансовыми услугами, а также люди старшего поколения, которые только осваивают Интернет и склонны доверять «привлекательным» предложениям»2.

Анализ результатов проведённых исследований и мнений экспертного сообщества показывает, что у российских потребителей финансовых услуг часто наблюдаются установки, связанные с возложением ответственности за личные финансовые решения и возможные риски на государство, а также пассивное отношение

2 https://nafi.ru/analytics/72-rossiyan-ne-smogli-raspoznat-finansovuyu-piramidu /

к контролю за личными финансами. Можно утверждать, что главная причина формирования этих личностных установок — несистемный подход к повышению финансовой грамотности разных групп россиян. В связи с этим стоит также можно отметить имеющийся дефицит доступных образовательных программ, учебных пособий для всех категорий населения.

Следует отметить, что в настоящее время начинается процесс преодоления указанных дефицитов. Согласно сравнительным исследованиям основных общеобразовательных программ, школьных учебников, проведённых д. пед. н., членом-корреспондентом РАО, руководителем Центра социально-гуманитарного образования ИСО РАО А.Ю. Лазеб-никовой — в 2015—2016 гг. отдельные вопросы финансовой грамотности были включены в программы школьных курсов общество-знания и права. Вслед за программами необходимые изменения были внесены в действующие учебники по обществознанию, эконо-

3

мике и праву .

Формирование финансовой грамотности школьников — одна из основных целей проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» (Проект), организованного Министерством финансов Российской Федерации совместно с Всемирным банком.

В рамках реализации Проекта подготовлено 17 учебно-методических комплектов для школ (со 2-го по 11-й класс), воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов, а также для учебных заведений среднего профессионального образования.

Системный, комплексный подход к формированию основ финансовой грамотности разных групп населения стал в настоящее время одной из актуальных задач для российского общества. 25 сентября 2017 г. распоряжением Правительства РФ была утверждена «Стратегия по-

3 Лазебникова А.Ю. Практическая реализация задачи

повышения финансовой грамотности школьников: состояние и проблемы / / Отечественная и зарубежная педагогика. — 2017. Т.1, № 2 (37). — С. 22-30.

вышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг.»4. В Стратегии под финансовой грамотностью понимается результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомлённости, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния.

В рамках решения задачи № 1 Стратегии: «Повышение охвата и качества финансового образования и информированности населения, а также обеспечения необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества с учётом развития современных финансовых технологий» уже началась работа с разными целевыми группами, в том числе с обучающимися и гражданами пенсионного возраста.

Так, 1 ноября 2017 года в Москве стартовал новый образовательный проект для пожилых людей под названием «Серебряный университет», участниками которого стали москвичи пенсионного возраста. В «Серебряном университете» в рамках образовательных программ пенсионеры осваивают основы правовой и финансовой грамотности. Финансовая грамотность для пенсионеров включает темы по управлению личными финансами, оптимизации соотношения сбережения — потребление, оценка рисков и принятие разумных решений? при инвестировании сбережений?, при использовании различных финансовых продуктов и услуг. Анализ собственного опыта работы с пенсионерами в «Серебряном университете» показывает, что практически все из них

4 Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг. http://www.garant.ru/ ргос^ийБ/! ро/рпше/(ос/71675558/

не рассчитывают на материальную поддержку детей и потому стремятся делать сбережения, иметь финансовую «подушку безопасности», используя разные инвестиционные инструменты. При этом все отмечают недостаток знаний при выборе форм сбережений.

Высокий спрос на программу по основам правовой и финансовой грамотности в «Серебряном университете» подтверждает, что в настоящее время уже все категории населения осознают необходимость повышения собственной финансовой грамотности.

Особенно важно начинать обучение основам финансовой грамотности со школы. На этапе школьного образования важно сформировать базовые навыки финансовой грамотности и принятия финансовых решений, акцентировать внимание на сложности в выстраивании финансовых отношений человека с банками, страховыми компаниями и другими финансовыми институтами, которые могут сопровождать неискушённого пользователя.

В настоящее время школьники могут изучать основы финансовой грамотности в рамках дополнительного образования и внеурочной деятельности. Во многих регионах РФ уже ведутся школьные курсы по основам финансовой грамотности на основе учебно-методических комплектов, разработанных в рамках Проекта. Так, в столичной школе «Свиблово» для младших школьников организован курс дополнительного образования по финансовой грамотности. Педагоги школы разработали квест-игру для учеников 3-х классов «Финансовые грамотеи». Ребята обсуждают финансовое поведение сказочных и мультипликационных героев, с которыми знакомятся в ходе игры, проводят мини-исследование степени загрязнённости денежных купюр с помощью цифровых микроскопов. Творческая работа по рисованию авторских эскизов денежных купюр выполняется на ученических компьютерах Apple Macintosh в компьютерной программе

MacPaint. Прежде чем приступить к изготовлению эскизов, ребята в процессе эвристической беседы с хранителями острова, в роли которых выступают старшеклассники или педагоги, обсуждают художественные образы разных денежных знаков. Также школьники выполняют групповую практическую работу по определению редких животных России, шкурки которых в древности могли исполнять функции денег.

Педагоги школы «Свиблово», разработчики игры, стремились показать учащимся ценностное содержание и значимость финансовой грамотности как необходимого условия социализации человека.

Интересное решение для организации дополнительного образования по основам финансовой грамотности для школьников предложила российская IT-компания «ОС3 », разработчик программных продуктов и сред, программно-аппаратных решений и цифрового контента в образовательной, научной и познавательной сферах. Сотрудники компании в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» разработали мобильные приложения «Монеткины» и «Финзнайка» для учащихся младшей и средней школы. Приложение «Монеткины» помогает школьникам научиться учитывать доходы и расходы за день, неделю, месяц и любой другой срок, причём не только фактические, но и запланированные, что позволяет наглядно сравнивать их и делать выводы. Функция построения графика доходов и расходов наглядно демонстрирует, что или кто является главным источником дохода, на что и как тратятся финансы. «Монеткины» могут использоваться на занятиях дополнительного образования.

Также учащиеся могут осваивать финансовую грамотность, выполняя различные виды исследований, в том числе проблемно-реферативные, аналитико - систематизирующие, диагностико-прогностические. Содержание

финансовой грамотности обладает большим потенциалом для включения обучающихся в проектную деятельность и выполнения ими индивидуальных проектов.

Изучение опыта обучения школьников основам финансовой грамотности позволяет сделать вывод о том, что в образовательной организации существуют большие возможности для организации этого процесса не только на дополнительных занятиях и после уроков. Мы убеждены, что в содержание общеобразовательных предметов можно и нужно включать вопросы финансовой грамотности. Анализ дидактических единиц, составляющих основу содержания финансовой грамотности «Рамки финансовой компетентности учащихся»5, показал, что отдельные дидактические единицы финансовой грамотности и некоторых общеобразовательных предметов во многих вопросах совпадают.

Например, в таблице 1 приведены результаты сравнения содержания финансовой грамотности и общеобразовательного предмета «Общество-знание». Совпадающее содержание подчёркнуто.

Результаты сравнительного анализа содержания финансовой грамотности и общеобразовательных предметов показывают, что практически все общеобразовательные предметы обладают возможностью включения отдельных вопросов финансовой грамотности в собственное содер-

жание, раскрытие которого во многом обусловлено педагогическим мастерством учителя.

Насыщение общеобразовательных предметов дополнительным материалом, практи-ко-ориентированными заданиями и контекстными задачами по финансовой грамотности возможно практически при изучении всех предметов. Контекстная задача — «жизненно-имитационная» ситуация для описания или разрешения которой учащиеся используют различные предметные знаний и способы деятельности. Контекстные задачи показывают прикладное значение научных знаний, что способствует повышению мотивации и интереса к изучаемому предмету.

Например, контекстная задача по математике. Тема «Масштаб» (5 класс).

Учащимся школы, которая находится в посёлке N в связи с отсутствием дорожки для пешеходов, запретили ходить в школу пешком. Она находится в 15 минутах езды. В связи с этим администрация посёлка планирует выделить автобус два раза в день 5 раз в неделю для доставки учеников в школу и обратно.

Таблица 1

Содержание финансовой грамотности и общеобразовательного предмета «Обществознание»

Содержание финансовой грамотности Отдельные дидактические единицы обществознания

Доходы и расходы. Финансовое планирование и бюджет. Личные сбережения. Кредитование. Инвестирование. Страхование. Риски и финансовая безопасность. Защита прав потребителей. Общие знания экономики и азы финансовой арифметики Деньги и их функции. Инфляция, её последствия. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Заработная плата и стимулирование труда. Государственный бюджет. Налоги: система налогов. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платёжная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат. пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения

5 Система (рамка) финансовой компетентности для учащихся школьного возраста, разработанная с рамках совместного Проект Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://minfin.rU/ru/om/fingram/directions/programs/# (дата обращения: 01.08.2017).

Задания:

1. Определите, сколько денежных средств необходимо выделить администрации посёлка на бензин, чтобы ребята не пропускали занятия в школе.

2. По карте рассчитайте километраж маршрута.

3. Используя следующие данные, вычислите расходы на бензин (на 1 месяц):

• примерный расход бензина автобусом на 100 км составляет 32 литра;

• цена бензина 38,5 руб. за литр.

4. На карте своего города (поселения, посёлка) начертите и рассчитайте кратчайшее расстояние (в километрах) от вашего дома до школы.

Необходимость насыщения программного материала по математике задачами финансового содержания в начальной и основной школе обусловлена также ещё и тем, что такие задачи включены в Единый государственный экзамен по математике. По мнению учителей математики, иногда ученики 11-х классов испытывают затруднения с пониманием исходных данных (условий) простых финансовых задач. Часто причины возникающих затруднений кроются в том, что ученики не знают финансовых понятий, не понимают их смысл. Показательной в этом вопросе может служить ситуация, когда при решении задачи на расчёт платежа за водоснабжение ученики 11-го класса игнорируют данные в задаче показания счётчика за предыдущие периоды и просто умножают тариф на текущие показания, при этом их не смущает сумма платежа, которую они получают. Таким образом, уже достаточно взрослые люди, которые скоро выйдут во взрослую жизнь, не могут правильно сделать простой платёж по коммунальным услугам и сверку по нему.

Поэтому, чтобы в выпускных классах не тратить время на решение простейших задач финансового содержания при подготовке к успешной сдаче ЕГЭ, надо одновременно с включением практических задач в курс математики в начальной и основной школе, объяснять основные, базовые понятия финансовой грамотности.

Например, с решением простейших задач на налоги расчёт заработной платы могут вполне выполнить ученики 6—7-х классов, они уже овладели необходимыми математическими действиями. Однако при этом ученики не знают сущности, видов и особенностей налогов, которые служат базовыми понятиями финансовой грамотности. Простое выполнение математических действий без осознанного понимания условия задач приводит к тому, что ученики часто не могут правильно «прочитать» задачу и, как следствие, допускают в решениях ошибки.

Для преодоления разрыва в знаниях школьников надо обязательно объяснять сущность финансовых понятий, встречающихся в условиях учебных задач. Поэтому учителя-предметники должны быть подготовленными к объяснению вопросов финансовой грамотности. Они могут воспользоваться готовыми методическими разработками по финансовой грамотности, которые в полном объёме и свободном доступе представлены на сайте Федерального методического центра по финансовой грамотности (https://fmc.hse.ru) — структурного подразделения НИУ ВШЭ, созданного в рамках реализации совместного проекта Министерства финансов РФ и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

В таблице 2 представлены отдельные задачи из открытого банка ЕГЭ по математике базового уровня, в основе которых

Таблица 2

Задачи из открытого банка ЕГЭ по математике базового уровня, в основе которых лежат основные понятия финансовой грамотности

№ п/п Задачи из открытого банка ЕГЭ. Математика. Базовый уровень (И«р://85.142.162.119/о$ 11 / хто^^^ргЫ/^ех-рИр) Целевая аудитория Основные понятия финансовой грамотности

1. На автозаправке клиент отдал кассиру 1000 рублей и попросил залить бензин до полного бака. Цена бензина 32 рубля за литр. Клиент получил 72 рубля сдачи. Сколько литров бензина было залито в бак? 5-й класс Расход. Виды расходов. Показываем, как нужно вести учёт расходов, в том числе и с помощью показаний приборов

2. На счёте Машиного мобильного телефона было 53 рубля, а после разговора с Леной осталось 8 рублей. Известно, что разговор длился целое число минут, а одна минута разговора стоит 2 рубля 50 копеек. Сколько минут длился разговор с Леной? 5-6-е классы Расходы. Виды расходов. Варианты снижения расходов. Рассматриваем возможности контроля расходов

3. Поступивший в продажу в апреле мобильный телефон стоил 12 150 рублей. В мае он стал стоить 10 206 рублей. На сколько процентов снизилась цена мобильного телефона в период с апреля по май? 6-й класс Расходы. Виды расходов. Обязательные и переменные. Обсуждаем и сравниваем варианты принятия решений по расходам

4. Тетрадь стоит 42 рубля. Сколько рублей заплатит покупатель за 60 тетрадей, если при покупке более 50 тетрадей магазин делает скидку 10% от стоимости всей покупки? 5-6-е классы Расходы. Доходы. Скидки. Личный бюджет

5. Тетрадь стоит 40 рублей. Какое наибольшее число таких тетрадей можно будет купить на 750 рублей после понижения цены на 10%? 6-7-е классы Расходы. Доходы. Скидки. Личный бюджет

6. В сентябре 1 кг слив стоил 60 рублей. В октябре сливы подорожали на 30%. Сколько рублей стоил 1 кг слив после подорожания в октябре? 5-й класс Бюджет. Расходы

7. Ивану Кузьмичу начислена заработная плата 20 000 рублей. Из этой суммы вычитается налог на доходы физических лиц в размере 13%. Сколько рублей он получит после уплаты подоходного налога? 6-7-е классы Доходы. Виды доходов. Постоянные доходы. Заработная плата. Налоги. Виды налогов. НДФЛ

8. Пачка сливочного масла стоит 50 рублей. Пенсионерам магазин делает скидку 10%. Сколько рублей стоит пачка масла для пенсионера? 5-й класс Пособия. Скидки. Расходы

9. Магазин делает пенсионерам скидку. Батон хлеба стоит в магазине 20 рублей, а пенсионер заплатил за него 19 рублей 40 копеек. Сколько процентов составила скидка для пенсионера? 5-й класс Пенсия. Пенсионная система России. Пособия. Скидки. Расходы

10. Магазин делает пенсионерам скидку на определённое количество процентов от цены покупки. Пакет кефира стоит в магазине 40 рублей. Пенсионер заплатил за пакет кефира 38 рублей. Сколько процентов составляет скидка для пенсионеров? 5-6-е классы Пенсия. Пенсионная система России. Пособия. Скидки. Расходы

№ п/п Задачи из открытого банка ЕГЭ. Математика. Базовый уровень (http://85.142.162.119/os11/ хто^^^ргЫ/^ех^р) Целевая аудитория Основные понятия финансовой грамотности

11. В квартире установлен прибор учёта расхода холодной воды (счётчик). Показания счётчика 1 сентября составляли 123 куб. м воды, а 1 октября — 129 куб. м. Сколько нужно заплатить за холодную воду за сентябрь, если стоимость 1 куб. м холодной воды составляет 22 руб. 20 коп.? Ответ дайте в рублях 5-й класс Постоянные расходы. Коммунальные платежи. Учёт расходов. Правила экономного поведения

12. Показания счётчика электроэнергии 1 ноября составляли 12 625 киловатт-часов, а 1 декабря — 12 802 киловатт-часа. Сколько нужно заплатить за электроэнергию за ноябрь, если 1 киловатт-час электроэнергии стоит 1 рубль 80 копеек? Ответ дайте в рублях 5-й класс Постоянные расходы. Коммунальные платежи. Учёт расходов. Правила экономного поведения

13. Установка двух счётчиков воды (холодной и горячей) стоит 3300 рублей. До установки счётчиков за воду платили 800 рублей ежемесячно. После установки счётчиков ежемесячная оплата воды стала составлять 300 рублей. Через какое наименьшее количество месяцев экономия по оплате воды превысит затраты на установку счётчиков, если тарифы на воду не изменятся? 6-7-е классы Расходы. Виды расходов. Учёт расходов. Семейный бюджет

14. Товар на распродаже уценили на 40%, при этом он стал стоить 810 рублей. Сколько рублей стоил товар до распродажи? 6-7-е классы Цена товара. Скидки. Расход

15. Товар на распродаже уценили на 20%, при этом он стал стоить 760 рублей. Сколько рублей стоил товар до распродажи? 6-7-е классы Цена товара. Скидки. Расход

16. Налог на добавленную стоимость (НДС) равняется 18% цены товара. Найти цену товара, если товар с учётом НДС сто-ит1652 руб. 6-7-е классы Налоги. Виды налогов. НДС

17. При оплате услуг через платёжный терминал взимается комиссия 5%. Терминал принимает суммы кратные 10 рублям. Аня хочет положить на счёт своего мобильного телефона не меньше 300 рублей. Какую минимальную сумму она должна положить в приёмное устройство данного терминала 6-7-е классы Расход. Виды расходов

18. Для ремонта требуется 66 рулонов обоев. Какое наименьшее количество пачек обойного клея нужно купить для такого ремонта, если 1 пачка клея рассчитана на 7 рулонов? 5-й класс Расходы. Виды расходов

19. Для покраски 1 кв. м потолка требуется 240 г краски. Краска продаётся в банках по 2,5 кг. Какое наименьшее количество банок краски нужно купить для покраски потолка площадью 50 кв. м? 5-й класс Расходы. Виды расходов

20. При строительстве дома фирма использует один из типов фундамента: бетонный или пеноблочный. Для фундамента из пеноблоков необходимо 2 кубометра пеноблоков и 7 мешков цемента. Для бетонного фундамента необходимо 2 тонны щебня и 25 мешков цемента. Кубометр пенобло-ков стоит 2900 рублей, щебень стоит 900 рублей за тонну, а мешок цемента стоит 280 рублей. Сколько рублей будет стоить материал, если выбрать наиболее дешёвый вариант? 5-6-е классы Расходы. Виды расходов. Оптимальное, рачительное отношение к расходам

№ п/п

Задачи из открытого банка ЕГЭ. Математика. Базовый уровень (И«р://85.142.162.119^ 11 / хто^^^ргЫ/^ех-рИр)

Целевая аудитория

Основные понятия финансовой грамотности

21.

В городском парке имеется пять аттракционов: карусель, колесо обозрения, автодром, «Ромашка» и «Весёлый тир». В кассах продаётся шесть видов билетов, каждый из которых позволяет посетить один или два аттракциона. Сведения о стоимости билетов представлены в таблице.

5-6-е классы

Расходы. Оптимизация расходов. Личный и семейный бюджет

Номер Набор аттракционов Стоимость

билета (руб.)

1 «Весёлый тир», автодром 300

2 Колесо обозрения, «Весёлый тир» 400

3 Автодром, «Ромашка» 400

4 Колесо обозрения 150

5 Карусель, «Ромашка» 300

6 Карусель, колесо обозрения 350

Какие билеты должен купить Андрей, чтобы посетить все пять аттракционов и затратить не более 750 рублей?

22.

Стоимость проездного билета на месяц составляет 580 рублей, а стоимость билета на одну поездку — 20 рублей. Аня купила проездной и сделала за месяц 41 поездку. На сколько рублей больше она бы потратила, если бы покупала билеты на одну поездку?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5-6-е классы

Расходы. Транспортные расходы. Личный и семейный бюджет

23.

Таксист за месяц проехал 6000 км. Стоимость 1 литра бензина — 20 рублей. Средний расход бензина на 100 км составляет 9 литров. Сколько рублей потратил таксист на бензин за этот месяц?

5-6-е классы

Расходы. Виды расходов

24.

В течение первого месяца цена товара увеличилась на 30%, а в течение следующего месяца новая цена товара уменьшилась на 15%. На сколько процентов изменилась первоначальная цена товара за 2 месяца?

Цена товара. Расходы

25.

Клиент взял в банке кредит 3000 рублей на год под 12%. Он должен погашать кредит, внося в банк ежемесячно одинаковую сумму денег, с тем чтобы через год выплатить всю сумму, взятую в кредит, вместе с процентами. Сколько рублей он должен вносить в банк ежемесячно?

5-6-е классы

Банк. Кредит. Виды кредитов. Выплаты по кредиту

26.

Клиент взял в банке кредит 3000 рублей на год под 16%. Он должен погашать кредит, внося в банк ежемесячно одинаковую сумму денег, с тем чтобы через год выплатить всю сумму, взятую в кредит, вместе с процентами. Сколько рублей он должен вносить в банк ежемесячно?

5-6-е классы

Банк. Кредит. Виды кредитов. Выплаты по кредиту

№ п/п

Задачи из открытого банка ЕГЭ. Математика. Базовый уровень (http://85.142.162.119/os11/ xmodules/qprint/index.php)

Целевая аудитория

Основные понятия финансовой грамотности

27.

Турист подбирает экскурсии. Сведения об экскурсиях представлены в таблице.

Номер Посещаемые объекты Стоимость

экскурсии (руб.)

1 Музей живописи, парк 450

2 Загородный дворец, крепость 250

3 Загородный дворец, музей живописи 200

4 Парк 200

5 Загородный дворец 250

6 Крепость 150

Пользуясь таблицей, подберите набор экскурсий так, чтобы турист посетил четыре объекта: крепость, загородный дворец, парк и музей живописи, а суммарная стоимость экскурсий не превышала 650 рублей

5-6-е классы

Расходы. Оптимизация расходов. Личный и семейный бюджет

лежат базовые понятия финансовой грамотности. Мы провели сравнительный анализ финансовых понятий, которые встречаются в задачах, и пришли к выводу, что практически все основные содержательные линии финансовой грамотности «укладываются» в этих задачах.

Знания основ финансовой грамотности — важное условие успешности школьников в изучении математики при решении задачи. Финансовая грамотность обладает большим потенциалом для насыщения общеобразовательных предметов практическим содержанием, делая их практикоориентированными, что способствует повышению качества обучения и уровня финансовой грамотности одновременно. НО

Individual Issues Of Improving The Financial Literacy Of Students

N.V. Novozhilova, associate Professor, Moscow city pedagogical University, candidate of pedagogical Sciences, e-mail: nov.n.v@mail.ru

Abstract. The article examines some issues of increasing the financial literacy of different target groups of the population, including schoolchildren. Pedagogical features of the organization of training in the basics of financial literacy of schoolchildren in the classroom and after-hour activities are revealed.

Keywords: financial literacy, the formation of financial literacy, implementation of programs on financial literacy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.