Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОТРЕБНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В ДИЕТИЧЕСКОМ ПИТАНИИ'

К ВОПРОСУ О ПОТРЕБНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В ДИЕТИЧЕСКОМ ПИТАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Б Л. Смолянский, Р Я. Алексикова, Г М. Гершенович, Т Б. Нейман, Т А. Ручкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF NEEDS OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS FOR DIETARY CATERING

The importance of introducing dietary catering in secondary schools is substantiated. The questionnaires answered by the parents of school students of the Frunzensky District in Leningrad and the medical school cards of this and other districts were studied. The data obtained show, firstly, that it is desirable to organize as an experiment a dietary catering in schools mainly for persons suffering from ailments of the digestive system and obesity, and, secondly, that it is necessary to investigate the extent of needs of school children in dietary catering in order to substantiate its introduction.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОТРЕБНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В ДИЕТИЧЕСКОМ ПИТАНИИ»

and asthenic forms of oligophrenia and elaboration for them of special regimens of teaching and education. It is expedient to collect the school children with an asthenic oligophrenia in separate classes and take into account special difficulties they experience in studying.

УДК 371.716

Доктор мед. наук Б. Jl. Смолянский, кандидаты мед. наук Р. Я- Алексикова и Г. М. Гершенович/О. Б. Нейман, Т. А. Ручкина, М. Я- Бакулина, И. Б. Блиман и Т. В. Бодажкова

К ВОПРОСУ О ПОТРЕБНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В ДИЕТИЧЕСКОМ ПИТАНИИ

Кафедра гигиены питания Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института и санэпидстанция Фрунзенского района, Ленинград

В нашей стране особое внимание уделяется рациональной организации питания в детских коллективах, в частности в общеобразовательных школах. В настоящее время школьники Ленинграда обеспечены горячим питанием, меню-раскладки которого гигиенически обоснованы. Широко практикуется абонементное питание, которым во многих школах Фрунзенского района, как и в других школах города, охвачено до 70—80% учащихся. Различные аспекты рационального питания учащихся школ освещены В. Ф. Ведрашко (1969), А. А. Покровским и Е. М. Фатеевой и соавт. В то же время в литературе отсутствуют сведения о потребности в диетическом питании в общеобразовательных школах с учетом распространенности отдельных заболеваний. Проведенная нами работа была направлена на то, чтобы восполнить этот пробел. Мы учитывали, что разработка рекомендаций по диетическому питанию школьников в широком масштабе потребует в дальнейшем суммации многочисленных и разносторонних исследований в этом направлении.

Потребность в диетическом питании изучена нами на основе анализа специально разработанных анкет, распространенных среди родителей учащихся 1—10-х классов (всего 1057 анкет) 4 школ Фрунзенского района: 2 — в микрорайонах старой застройки (482 анкеты) и 2 — в новых микрорайонах (575 анкет). На 1—5-е классы приходилось по 105—146 анкет, 6—7-е классы — 97—102 и на 8—10-е — от 76 до 95 анкет. Данные анкет анализировали в целом, а также отдельно по классам и школам. Кроме того, в 10 школах (включая те, где были распространены анкеты) изучена заболеваемость учащихся по медицинской документации, которую в свою очередь сопоставляли с соответствующими данными других районов Ленинграда.

Особое внимание уделено указаниям на хронические заболевания органов пищеварения, так как потребность в диетическом питании в значительной степени определяется именно этой патологией.

По ответам родителей, у 6,1% учащихся отмечались хронические заболевания желудка, печени, желчных путей, реже — кишечника. Принадлежность к школам новых и старых микрорайонов не имела значения в частоте заболейвний. В 1—5-х классах эта патология зарегистрирована в 5,8% случаев, в 6—10-х классах — в 6,4%. Мы не рассматриваем ответь4 родителей как точное отражение истинной заболеваемости. Однако данные литературы позволяют уменьшить степень критического восприятия анкетных сведений. Так, в Казани при обследовании учащихся младших классов 2 школ только хронический холецистит диагностирован в 3,1—3,9% случаев (И. IIJ. Трофимова и 3. И. Колокольнинова). По сведениям медицинских кабинетов обследованных нами школ, хронические заболевания печени и желчных путей регистрируются в среднем у 1,2% детей, а в других школьных медицинских кабинетах Ленинграда — у 1,1—1,5% детей, что согла-

2 Гигиена и санитария № 1

33

суется с аналогичными данными М. С. Меллера, касающимися учащихся Московских школ (1,6%), и данными Р. Я. Алексиковой, относящимися к школам-интернатам Ленинграда (1,5%). В анкетах эта патология отмечалась у 3,3% детей.

В большинстве случаев родители не только отмечали наличие у их детей заболеваний пищеварительной системы, но и указывали на название болезней (хронический холецистит, гастрит с повышенной кислотностью, дуоденит и т. д.), по-видимому, отражая соответствующие диагнозы, поставленные в различных лечебно-профилактических учреждениях. Нельзя исключить, что фактическая заболеваемость органов пищеварительной системы даже превышает 6,1 %.

На вопрос анкеты о наличии у ребенка повторяющихся диспепсических явлений (отрыжка, изжога, тошнота, боли в животе, нарушения стула и т. д.) положительный ответ получен в 13,2% случаев. Действительные причины таких жалоб могут быть выяснены только после объективных медицинских исследований.

Данные анкет о наличии хронических заболеваний почек (1,4%) близки к материалам медицинских кабинетов обследованных школ (1%) и соответствуют сведениям о распространенности указанной патологии в некоторых других школах'Ленинграда (1,2%).

Выявлено совпадение в отношении единичных случаев диабета: 0,12% случаев по анкетным материалам и 0,10% случаев по учетным данным 10 медицинских кабинетов школ.

По оценке родителей, изменение веса наблюдалось у детей в 9,3% случаев, причем в сторону снижения в 3,1%, в сторону повышения в 6,2%. Среди учащихся 1—5-х классов избыточный вес выявлялся реже, чем в 6—10-х классах (соответственно 5,6 и 6,8% случаев). Предположительно это явление можно связать с большей гипокинезией школьников старших возрастных групп, обусловленной большей учебной нагрузкой. Судя по ответам родителей, избыточный вес встречался у учащихся 1-го класса в среднем в 3,9% случаев, а в 9—10-х классах — в 7,6%. Сходные закономерности выявлены у школьников Свердловска.

Частота избыточного веса почти не зависела от того, была ли школа в старом или новом микрорайоне (соответственно 6,3 и 5,9%). Сопоставление ответов родителей с нашими расчетами, проведенными на основе анкетных данных о весе и росте детей (с учетом пола и возраста), позволило внести некоторые изменения. Частота избыточного веса (более 2 парциальных сигм) составляла по результатам расчетов в среднем 7,8%, в том числе среди учащихся 1—5-х классов 7,3%, старших классов 8,396.

При оценке физического развития учащихся ряда школ других районов Ленинграда (в частности, Кировского) путем сравнения со стандартами 1972 г. выявлено 17,2% детей с превышением веса. Почти у половины этих детей превышение составляло более 2 парциальных сигм. У воспитанников младших классов школ-интернатов Ленинграда превышение веса отмечено в 7—10% случаев (Р. Я. Алексикова). По материалам М. А. Сырцовой, превышение веса у учащихся некоторых профилированных школ Ленинграда зафиксировано в 27,9% случаев, в том числе в 8,9% случаев более чем на 2 парциальные сигмы. Сходные данные о распространенности избыточного веса среди школьников Москвы сообщают Ю. А. Князев и А. В. Кар-телишев, Е. М. Фатеева и соавт. Есть основание считать, что в школьных медицинских кабинетах регистрируются далеко не все дети, имеющие избыточный вес. Последний, по материалам медицинских кабинетов обследованных нами школ, обнаружен в среднем у 2,1% детей, что в 3—31/а Раза ниже, чем по сведениям родителей или расчетным данным. Материалы о частоте избыточного веса у детей указывают на значимость введения диетического питания в школьных столовых. Ведь одним из необходимых условий снижения веса у детей, склонных к тучности, является длительное и неукоснительное соблюдение редуцированного питания.

На вопрос 'анкеты о необходимости диетического питания школьников в связи с состоянием их здоровья и рекомендациями врачей положительный ответ дан в 13,7% случаев. Отражает ли этот результат истинное положение или несколько преувеличен? Следует обратить внимание на вопрос о соблюдении диетического питания теми школьниками, которые, как указали родители, в нем нуждались. Анализ анкет показал, что 80% детей этой группы получают в домашних условиях питание, которое рассматривается родителями как диетическое, направленное на предупреждение или лечение заболевания, включая и избыточный вес. Можно предположить, что остальные 20% школьников не придерживаются диеты, так как по состоянию их здоровья в этом нет крайней необходимости (т. е. исключив другие возможные причины несоблюдения диеты). Однако даже при такой поправке около 11% учащихся должны получать диетическое питание и фактически соблюдают его. Потребность в диетическом питании (по ответам родителей) была почти одинакова в школах новых и старых микрорайонов (в среднем 13,9 и 13,5%). Наблюдалась тенденция к более частым указаниям на необходимость диетического питания для учащихся 6—10-х классов (14,5%) по сравнению с 1—5-ми классами (12,8%).

На вопрос о целесообразности организации диетического питания в школьных столовых независимо от состояния здоровья ребенка опрашиваемых родителей положительный ответ получен в 54% случаев. Это указывает на понимание ими значения диеты. Следует учитывать, что приведенные величины почти в 4 раза превышают число школьников, которые, по мне-нню родителей, действительно нуждаются в диетическом питании. Родители детей, обучающихся в школах новых микрорайонов, чаще рекомендуют введение диеты: в «новых» школах в 58,4% случаев, в «старых» — в 49,6%. На первый взгляд, это может свидетельствовать о несколько больших трудностях в организации соответствующего питания в домашних условиях в районах новостроек. Однако анализ ответов на вопрос о соблюдении диеты детьми, нуждающимися в ней, не подтвердил такого предположения. Обеспеченность диетическим питанием отмечалась у учащихся 2 школ в новых микрорайонах в 80—82% случаев, а в 2 школах микрорайонов старой застройки — в 75—83%. На вопрос о соблюдении теми же детьми диеты в период пребывания в школе, в том числе в условиях продленного дня, подавляющее большинство (94,5%) ответов было отрицательным. Следовательно, дети, которые соблюдают рекомендованное питание дома, в какой-то мере нарушают его во время пребывания в школе. Сопоставление анкетных данных о детях, соблюдающих диету, с изложенными выше ответами родителей о наличии у школьников заболеваний, которые могут требовать особого питания, дает основание считать, что в изученной выборке до 10—15% учащихся могут действительно нуждаться в диете.

Рассмотренные материалы позволяют прийти к заключению об обоснованных предпосылках к введению диетического питания для учащихся общеобразовательных школ. При этом в первую очередь следует предусмотреть его для детей с хроническими заболеваниями пищеварительной системы, а также при склонности к тучности.

Полученные данные не претендуют на утверждение количественных показателей нуждаемости школьников в том или ином лечебном столе. Установленные нами данные необходимо дополнить результатами углубленного изучения потребности в диетическом питании в школах других районов Ленинграда и других городов страны. Заслуживает внимания и изучение этого вопроса в условиях сельской местности.

ЛИТЕРАТУРА. АлексиковаР. Я. — В кн.: Материалы 4-го Всесоюзного совещания по проблеме «Здоровье и среда». Л., 1973, с. 166. — ВедрашкоВ. Ф. Организация питания в детских учреждениях. М., 1969. — Мел л ер М. С. — «Сов. здравоохр.», 1968, № 12, с. 32—37. — Покровский А. А., Фатеева Е. М. — «Вестн. АМН СССР», 1972, № 2, с. 17—25. —Сырцова М. А. Учебный режим и функциональное состояние организма учащихся школ с преподаванием ряда предметов на иност-

2*

35

ранном языке. Автореф. дис. канд. Л., 1970. — Трофимова Н. Ш., Ко л о к о л ь -н и к о в а 3. И. — «Казанск. мед. ж.», 1973, №6, с. 17—18. — Ф а т е е в а Е. М., X а у ст о в а Т. Н., Балашова В. А. и др. — В кн.: Основные принципы питания детей и подростков. М., 1974, с. 137—156.

Поступила 3/1II 1975

THE PROBLEM OF NEEDS OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS FOR DIETARY

CATERING

B. L. Smolyansky, R. Ya. Aleksikova, G. M. Gershenovich, О. B. Neiman, T. A. Ruchkina, M. Ya. Bakulina, 1. B. Bliman, T. V. Bodazhkova

The importance of introducing dietary catering in secondary schools is substantiated. The questionnaires answered by the parents of school students of the Frunzensky District in Leningrad and the medical school cards of this and other districts were studied. The data obtained show, firstly, that it is desirable to organize as an experiment a dietary catering in schools mainly for persons suffering from ailments of the digestive system and obesity, and, secondly, that it is necessary to investigate the extent of needs of school children in dietary catering in order to substantiate its introduction.

УДК eie.5-008.927.9-073.91«

А. В. Симаков, Р. Я■ Ситько, М. А. Ходырева ЭФФЕКТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ ПОЛУВЫВЕДЕНИЯ а -ИЗЛУЧАТЕЛЕЙ ИЗ КОЖИ

В условиях работы с радиоактивными веществами и одним из видов возможного радиационного воздействия является загрязнение кожных покровов. Исследования ряда авторов (Л. А. Ильина и соавт.; М. А. Ходырева; Н. Ю. Тарасенко и соавт.; Д. П. Осанов и соавт.) показали, что радиоактивные вещества могут проникать через неповрежденную кожу и стать источником облучения как самой кожи, так и внутренних органов. В связи с этим вопрос о скорости очищения кожи от радиоактивных изотопов наиболее важен в оценке радиационной опасности загрязнения кожных покровов.

Настоящая работа посвящена экспериментальному определению констант транспорта Ыр237 из кожи при поверхностном ее загрязнении. До последнего времени распределению и биологическому действию Ыр237 уделяли недостаточное внимание. Сведения же в литературе относительно кинетики обмена Ыр237 в коже при ее поверхностном загрязнении отсутствуют. Представляло также интерес сравнить периоды полувыведения из кожи ряда широкоиспользуемых ос-излучателей, в частности Ри239, Аш241 и Ро21°.

Для определения Тэфф Ыр237 из кожи использовали 10 поросят 2-месячного возраста весом 9±1 кг, кожа которых по своим морфологическим и физиологическим особенностям наиболее близка к коже человека (Тге-geaг; Д. П. Осанов и соавт., и др.). За сутки до начала эксперимента удалили щетину с кожи животных (путем стрижки и бритья). Участки аппликационного поля отмечали штемпелем площадью 6 см2. Поросят в течение опыта фиксировали в специальных станках. На каждое аппликационное поле наносили 0,1 мкКи азотнокислого раствора Ыр237 (рН 1) в объеме 0,05 мл. По истечении заданного времени контакта изотопа с кожей, равного 3 ч, опытные участки подвергли санитарной обработке по общепринятой методике с использованием пасты 11 б. Поросят попарно забивали сразу после очистки, через 1 и 3 сут, а также на 7-е и 15-е сутки. Содержание Ыр237 в толще кожи определяли озолением ее образцов в присутствии концентрированной азотной кислоты с последующим осаждением изотопа на фосфате висмута из азотнокислого раствора; а-активность полученных образцов измеряли на установке «Волна», приспособленной для счета активности в слое твердого сцинтиллятора (марки СФ-4).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.