6. Затаевич А. В. 1000 песен казахского народа: (Песни и кюйи): Для пения и народных инструментов. — М. : Музгиз, 1963. - С. 12.
7. Лоткин И. В. Рец. на: Валеева А. Ф. Языковое поведение. ЭО Online. Январь, 2006. С. 4 URL: http://journal.iea.ras.ru/online/ 2006/Е002006_ lc.pdf (дата об ращения: 28. 11.2007)
8. Израелян Е.В. Культурологический анализ музыкальных традиций Западной Сибири : дис. ... канд. культурологических наук. — Кемерово, 2002. — С. 45.
9. Затаевич А. В. 1000 песен казахского народа: (Песни и кюйи): Для пения и народных инструментов. — М. : Музгиз,
1963. - С. 12.
10. Цит. по: Абдрахман Г. Современное самодеятельное пес-нетворчество в казахской музыкальной культуре. — Алматы, 2002. - С. 57.
КУЗНЕЦОВА Валентина Валерьевна, аспирантка сектора этнографии.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.07.2009 г.
© В. В. Кузнецова
УДК 392 1574.251 г Б. НУРАХМЕТОВА
Павлодарский историко-краеведческий музей им. Г. Н. Потанина, Республика Казахстан
К ВОПРОСУ О ПОТЕСТАРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА СУБРЕГИОНА АККОЛЬ-ЖАЙЫЛМА
Статья посвящена анализу структуры потестарной организации традиционного общества населения Экибастузского района Павлодарской области. В малоизученном субрегионе сформировалась своеобразная хозяйственно-культурная система, основанная на своебразном симбиозе кочевого скотоводства, земледелия, рыболовства и ремесла.
Ключевые слова: потестарная организация, генеалогия, социальная структура, субэтни-ческая группа, традиционное общество.
В историческом прошлом Акколь-Жайылма был одним из немногих крупнейших политических центров кочевников Евразии. Ряд интереснейших этнографических материалов, в частности исторические сказания, свидетельствует о том, что еще до своего возвышения как центр Огузской конфедерации племен, в эпоху ранних кочевников здесь располагались ставки царей позднескифских племен. Концентрация большого числа населения в регионе делала эти места одним из крупных культурно-политических центров Казахстана.
Социально-потестарная организация казахов Ак-коль-Жайылмы в целом соотвествует общепринятым казахским традиционным институтам. Вместе с тем особенностью этносоциальной организации у казахов Акколь-Жайылмы, как и у казахов Баянаула, является то, что не играли существенную роль в общественной жизни представители субэтнической группы то ре-чингизидов.
Напротив, в регионе изначально была сильна
позиция социально значимой группы биев. Это звание было очень широко распространено в казахском обществе. Биями назывались крупные представители родовой знати, занимавшие в обществе место ступенькой ниже правящего сословия султанов. Если влияние султанов было обусловлено их происхождением от «ак суйек» — белой кости, то сила и влияние бийской группы объяснялась личными качествами его членов, как-то: знанием норм обычного права — адата, традиций, остроумием в словопрениях, умением защищать и отстаивать интересы общин и т.д. Нельзя при этом не учитывать специфику общественных отношений, уровень сознания зрелости казахов того времени. В условиях, когда родовое начало и патриархальная идеология оказывали весьма значительное воздействие на социально-экономическую и политическую жизнь общества, когда общественные отношения в основном регулировались нормами нигде не зафиксированных обычаев, знатоки и хранители этих
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (86) 2010
обычаев и норм, истолковывавшие их в глазах народа, были ореолом всеведения и мудрости. К этим людям обращались за советом, просили их разрешить возникающие между членами общины споры, все это привело к социальному возвышению представителей этого сословия» [1].
Бии традиционного периода были людьми богатыми, состоятельными. Богатство их складывалось из подарков (биилик), которые они получали за разрешение тех или иных спорных дел. Вознаграждение составляло обычно 1/10 часть иска: «Судьям или посредникам за решение дела положено давать десятую часть всего иска» [2]. Разрешая земельные споры, различные имущественные, уголовные и брачно-семейные дела, бий получал значительную часть доли из взыскиваемых с ответчиков. Но, в то же самое время, материальная сила была не главным фактором влиятельности биев. В условиях, когда действенность судейских решений зависела от авторитета и личного влияния самих арбитров, имущественное положение не могло быть основным критерием получения звания — бий. Выходцы из простого народа, благодаря своей природной одаренности также добивались этого звания. Казахская история знает множество таких фактов, которые бережно сохранялись в памяти народа, в его устном творчестве [3]. Таковыми были первые бии казахов Акколь-Жайылмы Абыз, Данен и др.
Большое влияние среди казахов исследуемого региона в традиционный период занимали баи-богачи. Нужно учесть ещё и то, что класс имущих в кочевой среде занимал иную нишу, нежели класс богатых в оседло-земледельческих социальных структурах. Если в оседло-земледельческих обществах богач накапливал свое благосостояние посредством эксплуатации крестьян, то система традиционных хозяйственных взаимоотношений кочевого социума была построена так, что бай и его менее состоятельные родичи были связаны между собой системой родства. Вообще, современными исследователями отмечается размытость социального и институционального «контура» отношений собственности на скот у кочевников. Индивид здесь является лишь владетелем и пользователем скота в рамках большой семьи-общины. «Что касается часто постулируемых историками конкретных имен баев, биев, тарханов, батыров — основных привилегированных социальных категорий казахского общества в качестве крупных скотовладельцев, то это лишь персонификация больших семей — основных субъектов собственности на скот, главами которых они являются», считает Н. А. Алимбаев [4].
Вся хозяйственная система кочевого социума номадов была построена так, что возможности улучшить свое материальное положение были у всех представителей рода одинаковыми. При удачном стечении обстоятельств, в совокупности с трудолюбием, любой представитель рода имел возможность приумножить свое состояние. Для эффективного ведения кочевого скотоводства требовались определённые навыки (владение способами выпаса, знание географического ландшафта, рациональное использование природных травяных запасов и т.д.), владение которыми позволяло кочевнику увеличивать количество скота. Но номад тем не менее не мог полностью застраховать себя от природных катаклизмов. Накопленное в течение многих лет богатство (скот) он мог потерять за одну тяжелую зиму во время джута. Поэтому разбогатевший кочевник (бай) в пред-
ставлении своих сородичей был счастливцем, его называли «куг конган» — избранник бога.
М. Красовский в своем труде причины сакрализации баев объяснял следующим образом: «...бедняк, лишившийся не через баранту, а по какому-нибудь другому случаю, своих стад, был всеми презираем, как человек, оставленный богом. Напротив, богач приобретал спокойствие, силу, почет у своих соотечественников, влиял даже на решение дел, безнаказанно обижал бедняка, безропотно переносившего обиду потому только, что на пастбищах обидчика бродят выражающие благословение Божие неисчисляемые табуны [5]. Таким ореолом легендарности и святости окружены имена баев традицонного периода.
Так, исторически доказано, что в 1734 году в Бая-науле на берегу озера Сабындыколь, в ауле Абыза и Шомака знаментый Абылай был провозглашен ханом Среднего жуза. Сын Шомака — Бокты бай также пользовался огромным авторитетом среди своих сородичей. Обладатель 12-тысячного табуна лошадей, он являлся олицетворением и гарантом благополучия всех сородичей.
Один из последних баев, сведения о котором встречаются и в документальных источниках и сохранены в народной памяти, является Биеке бай, живший в конце XIX — нач. XX вв. Биеке бай обладал 2-тысячным табуном лошадей, несколькими тысячами овец, множеством крупного рогатового скота. Могила Биеке расположена в среднем течении р. Шидерты, а топоним с его названием встречается также в местности Шакшан, где, вероятно, было его кыстау (зимовка).
Особое значение в этносоциальной структуре казахов описываемого субрегиона и особое влияние на население имели представители субэтнической группы «кожа».
Субэтническая группа кожа является одним из авторитетных социальных страт традиционного казахского общества. Их происхождение не относится к генеалогическому древу казахского народа. Свое происхождение они связывают с именами четырех последователей Пророка Мухаммеда (с.а.у), Абу-Ба-киром, Омаром, Османом, Азрет Алием. Формирование субэтнической группы кожа в Казахстане берет истоки со средневекового периода, в тот момент их деятельность была связана с миссионерством, религиозной деятельностью, просветительством в казахском обществе. Как известно, до переселения в Казахстан в восьмом веке с Арабских государств они поселились в Узбекистане. Затем с Бухары в Акколь-Жайылма кожа переселились во главе с Муратом ишаном. Клич кожа — «Кожахмет», тамга — первая буква арабского алфавита — алип (I). Кожа, выделяясь как аристократическая социальная группа, не сватались с представителями казахского народа, тем не менее на протяжении веков они слились генеалогическими связями с казахским народом. Однако по сравнению с общей характеристикой казахского народа среди субэтнической группы кожа часто встречаются родственные браки. Кожа выполняли функции сбора зекет, исполнения правил ислама, распространения мусульманской религии среди казахов. Су-бэтническая группа кожа расселена по всей территорий Казахстана. В крупных аулах Казахстана проживает хотя бы одна семья представителей этой группы. В настоящее время в северных регионах Казахстана кожа слились с представителями казахских родов и потеряли свою значимость как субэтничес-кая группа.
В данное время отсутсвует какая-либо научная работа по изучению этого термина. Также в научной, популярно-публицистической литературе термин кожа интерпретируют с персидского (иранского) языка — «хваджа» — хозяин, господин, мырза. Такая этимология в основном встречается в трудах российских ученых и казахской интеллигенции середины Х1Х века; впервые употребили Ф.А.Брокгауз и И.А. Эфрон [6]. По мнению краеведа Жусшкожа в шежире «Жузге юрмейтш казак рулары» термин «кожа» означает «просветитель» [7].
Происхождение субэтнической группы кожа рассматривается по-разному: по одним источникам они потомки первых четырех халифов (кроме Али, от дочери Фатимы, жены Пророка), по другим источникам они происходят от руководителей арабских войск, пришедших для внедрения ислама в Казахстане.
С ХХ века в Центральной Азии потомков четырех халифов пророка Мухаммеда называли кожа (кроме потомков дочери Фатимы).
В источниках по истории происхождения ислама кожа происходит от Аюби Ямин. Кожа, которые происходят от родственника пророка Хусаина, сына Али, называют Саид кожа. Некоторые группы Саид кожа проживают в Мекке, Медене, Центральной Азии и Казахстане.
Среди народов Средней Азии — таджиков, узбеков, туркменов эту субэтническую группу составляют и сеиты, местные жители, их в целом называют кожа.
Таким образом, нам интересны научные определения, связанные с субэтнической группой кожа, которые сформировались среди казахского народа. В основном под этим термином среди казахского народа понимают группу, которая отвечает за формирование духовной жизни, так же как представители отдельной социальной страты. Некоторые кожа себя называют наследниками, последователями пророка. Представители кожа особо уделяют внимание
формированию духовной жизни казахского народа, являясь при этом главными духовными наставниками в религиозной сфере, выполняя функции общественно-традиционных обычаев. В социальном значении эту группу называют «асыл суйек» (аристократы).
Этнографические и этноархеологические исследования, проведенные в данной местности в последние несколько лет, помогли восстановить отдельные фрагменты потестарной организации населения субрегиона и открыли уникальные архитектурные памятники, предметы искусства и культа, хозяйственные традиции и устройства, не имеющие аналогов в других частях Казахстана.
Библиографический список
1. Муканов М.С. Этнический состав и расселение казахов Среднего жуза. — Алма-Ата, 1974. — 300 с.
2. Назаров Ф. Записки о некоторых народах и землях средней части Азии. — М., 1968. — 250 с.
3. Левшин А.И. Описание киргиз-кайсацких или киргиз-ка-зачьих орд и степей / под общ. ред. академика Козыбаева. — Алматы : Санат, 1996. — 656 с.
4. Алимбай И,, Муканов С., Аргынбаев X, Традиционная культура жизнеобеспечения казахов. — Алматы, 1998. — 255 с.
5. Красовский М. Область сибирских киргизов // Материалы для географии и статистики России. — СПб, 1868. Ч.1. — С.145.
6. Брокгауз Ф. А., Эфрон И. А. Энциклопедический словарь. - СПБ., 1903. - Т.37. - С. 473.
7. Жусшкожа 1875// Анатш, - 1990. - №15. - С. 5-6.
НУРАХМЕТОВА Гульнара Баркеновна, директор Павлодарского историко-краеведческого музея им. Г. Н. Потанина.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.12.2008 г.
© Г. Б. Нурахметова
Книжная полка
Уэллс, Г. Всеобщая история мировой цивилизации / Г. Уэллс. - М. : Эксмо, 2007. - 928 с. - ISBN 978-5-69922758-7.
Такого Герберта Уэллса российская публика еще не знала — известный писатель-фантаст выступил в этой книге как блестящий знаток истории, эрудированный собеседник, способный, не увязая в деталях и путаных подробностях, вести разговор о Древнем Риме, о Конфуции и принце Гаутаме, о Крестовых походах и личности Наполеона Бонапарта. Эту книгу нельзя назвать учебником, для этого ее автор слишком жизнелюбив и самостоятелен. Уэллс относится к истории цивилизации разумно и просто: как хорошо образованный и очень любознательный человек. Его интересует то же самое, что и любого ценителя «исторического чтения»: факты, события, люди с их страстями, интригами, надеждами и заблуждениями. Все то, чем от сотворения мира была так необыкновенно привлекательна живая человеческая жизнь.
«Эта книга, словно первопроходец, откроет то, что современные мужчины и женщины могут узнать о прошлом, о себе и о том, как прожить сегодняшний день».
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ