Научная статья на тему 'Туленгуты в Букеевской орде казахов (нач. Xix - нач. Xx вв. )'

Туленгуты в Букеевской орде казахов (нач. Xix - нач. Xx вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1733
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУКЕЕВСКАЯ ОРДА / ДЖАНГИР-ХАН / КАРАКАЛПАКИ / ТУЛЕНГИТЫ / НОГАЙЦЫ-КАРАГАШИ / BUKEY HORDE / JANGIR KHAN / KARAKALPAKS / TULENGITS / NOGAI-KARAGASHS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ишмухамбетов Рамиль Валитович

Данная статья посвящена истории особой служилой группы туленгутов в Нижневолжье. Букеевская Орда и ее история представляют собой важную часть истории всего Прикаспийского региона. Одним из специальных институтов казахстанского общества был институт туленгутов. Имея сложное происхождение, они назывались «ополчением из слуг и двора» ханов и султанов. Тем не менее в начале XIX века, несмотря на неудачные попытки изменить их статус, приспосабливая к новым требованиям, туленгуты стали терять свои позиции. Новые служилые группы, иногда воспринимая некоторые признаки туленгутов, имели уже иной статус, заменив их, что проявилось в восстании И. Тайманова. К концу девятнадцатого века, институт туленгутов прекратил свое существование в качестве служилой группы, приобретя новое значение в качестве субэтнической единицы в составе западной части казахов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TULENGUTS IN KAZAKH BUKEY HORDE (beginning of the XIX - beginning of XX centuries)

This article is devoted to the history of Bukeev Horde who was a special service group of tulenguts in Lower Volga. Bukey Horde and its history are an important part of the history of the entire Caspian region. The institution of tulenguts was one of the special institutions of the Kazakh society. Their origin is a complex one and they were called as "the militia and fellow servants " of khans and sultans. However, in the beginning of the XIX-th century there were some unsuccessful attempts to change their position in order to meet new requirements. Eventually tulenguts began to lose positions and they were displaced and replaced. Later, new service groups perceived some signs of tulenguts, but they had a different status which was shown during the uprising of I. Taimanov. Towards the end of the XIX-th century, the institution of tulenguts ceased to exist as a service group, but acquired a new value as a sub-ethnic unit within the Western part of the Kazakhs.

Текст научной работы на тему «Туленгуты в Букеевской орде казахов (нач. Xix - нач. Xx вв. )»

УДК 93+321(397): 908+304(=512.1) "18/19"

P.M. Ишмухамбетов

Астраханский государственный университет

ТУЛЕНГУТЫ В БУКЕЕВСКОЙ ОРДЕ КАЗАХОВ (нач. XIX - нач. XX вв.)

Данная статья посвящена истории особой служилой группы туленгутов в Нижневолжъе. Букеевская Орда и ее история представляют собой важную часть истории всего Прикаспийского региона. Одним из специальных институтов казахстанского общества был институт туленгутов. Имея сложное происхождение, они назывались «ополчением из слуг и двора» ханов и султанов. Тем не менее в начале XIX века, несмотря на неудачные попытки изменить их статус, приспосабливая к новым требованиям, туленгуты стали терять свои позиции.

Новые служилые группы, иногда воспринимая некоторые признаки туленгутов, имели уже иной статус, заменив их, что проявилось в восстании И. Тайманова.

К концу девятнадцатого века, институт туленгутов прекратил свое существование в качестве служилой группы, приобретя новое значение в качестве субэтнической единицы в составе западной части казахов.

Ключевые слова: Букеевская Орда, Джангир-хан, каракалпаки, туленгиты, ногайцы-карагаши.

R. V. Ishmukhambetov

Astrakhan State University

TULENGUTS IN KAZAKH BUKEY HORDE (beginning of the XIX - beginning of XX centuries)

This article is devoted to the history ofBukeev Horde who was a special service group of tulenguts in Lower Volga. Bukey Horde and its history are an important part of the history of the entire Caspian region. The institution of tulenguts was one of the special institutions of the Kazakh society. Their origin is a complex one and they were called as "the militia and fellow servants " of khans and sultans. However, in the beginning of the XlX-th century there were some unsuccessful attempts to change their position in order to meet new requirements. Eventually tulenguts began to lose positions and they were displaced and replaced.

Later, new service groups perceived some signs of tulenguts, but they had a different status which was shown during the uprising of I. Taimanov. Towards the end of the XLX-th century, the institution of tulenguts ceased to exist as a service group, but acquired a new value as a sub-ethnic unit within the Western part of the Kazakhs.

Keywords: Bukey Horde, Jangir Khan, the Karakalpaks, Tulengits, Nogai-karagashs.

Кочевое общество, будучи особым феноменом общечеловеческой истории, привлекало и продолжает привлекать ученых и исследователей своей неординарностью и малоизученностью. Так, в этом направлении велась и ведется скрупулезная научная работа не одного поколения российских ученых. (Н.Я. Бичурин, В .В. Бартольд, Б .Я. Владимирцов, J1.H. Гумилев, Н.Н. Крадин и др.).

Разноплановость и разноуровневость кочевого общества, при кажу щейся простоте, его неоднородность также не раз становилась предметом исследований (А.Н. Харузин А.И. Першиц, В.П. Алексеев, J1.E. Куббель, H.J1. Жуковская, Э.А. Масанов, Н.Э. Ма-санов, Д.В. Сень и др.). Особенности же таковой именно в нижневолжском и североприкаспийском регионе тоже становились предметом изучения (П.И. Небольсин, А.Н. Харузин, В.М. Викторин, Э.Ш. Идрисов и др.).

Общее номадоведение, безусловно, предполагает изучение престижных и подчиненных групп. И, как показывает материал нашей статьи, сложная динамика «подчинённые - зависимые» была характерна для тюрко-монгольских кочевников и полукочевников.

Воспроизводилась она конвергентно и многократно, в т.ч. и на поздних исторических этапах «финала номадизма», причём элементы её менялись местами, образовывали «промежу точные» состояния. Потому замечательное наследие отечественных учёных (В.Н. Татищев, П.И. Рычков, П.И. Кёппен, А.И.Першиц, A.M. Хазанов, Г. Е. Марков, В.В. Востров и М.С. Муканов, У.Э. Эрдниев, Г.О. Авляев и А.Г. Митиров, мн. др.), с учётом вновь найденных материалов, может и должно быть продолжено.

Предметом же нашего исследования является такой особый институт казахского общества, как туленгутство, вернее, именно нижневолжский "букеевский" его вариант, имевший место быть в период со времени окончания XVIII по сер. XIX в. в качестве служилой группы, а затем оформившийся в особый род - "ру", который существует и поныне.

Привлечены источники (архивные и полевые), содержательная литература - начиная с дореволюционной, в первую очередь, традиции от П.И. Небольсина и А.Н. Хару-зина до современных публикаций. Заслуга П.И. Небольсина и поныне состоит в том, что им были впервые проведены параллели рассматриваемому явлению казахского общества со схожими в обществах ногайском и калмыцком: "Род тюленгютов прежде составлявших когорту, двор и прислугу ханов и султанов образовался впоследствии времени [15, с. 155] ...» стало быть емешные люди были именно то, что у киргизов дальней степи зауральской называется тюленгю (туленгиты - Р.И.), а у калмыков кетечинер (кетченеры-Р.И.)" [15, с.64]. Показательно, что наши материалы полностью подтверждают сделанные уважаемым ученым выводы.

Важным было бы, по нашему мнению, привести многочисленные примеры того, как эти группы формировались. Наглядными примерами привлечения "сторонней силы" являлись: первый инородный аппарат власти скифская "полисия" 7io/-iioia. в Афинах, значительно более поздние - тюркские гулямы в Аббасидском халифате, гвардия варангов "варяжская" в Византии, половецкие и черкесские мамлюки Египта и.т.д.

Все упомянутые примеры объединяют некоторые общие черты, позволяющие понять общие закономерности для сложения и функционирования данных групп. Иноэтничное происхождение, предполагавшее отсутствие в обществе связей и зависимости - рычагов воздействия - облегчало исполнение репрессивных и полицейских функций.

По мере же усиления вовлеченности в общество, осуществление ответственной функции сходило на нет - и особый "служилый статус" утрачивался, что предполагало поиски замены. Интересно, что указанные процессы имели место быть и у близких, и у самых отдаленных групп, значит мы имеем дело с типологическим, конвергентно возникающим явлением.

Несмотря на вышесказанное, институт туленгутства, будучи одним из институтов казахского общества, как и многие другие явления кочевого общества, не имел прямых европейских аналогов (Марков Г.Е., Крадин H.H. и др.).

Относительно самой этимологии происхождения термина "туленгут" авторами и исследователями были высказаны совершенно разные мнения. От почти экзотической - по созвучию с именем (омонимично) этнической группы «теленгит» (монголи-зированный древний тюркский этноним «теле» теленгит (М.Т. Тынышпаев и др.)

до не менее интересной версии происхождения термина от тюркской лексемы 'тоь-лев' - платить самими букеевцами [16], в значении - платежный (долговой) раб, что имеет прямые параллели с реальными историческими фактами.

Об истинном статусе туленгутов и функциях между авторами-исследователями также существовали различные мнения, что было замечательно исследовано и проанализировано В.Ф. Шахматовым [25].

В частности, интересен взгляд современника событий И.А. Левшина, который видел в туленгитах не служилое сословие, а скорее рабов [14, с. 292]. Если посчитать такой взгляд на туленгитов верным, то это будто бы предопределило «вымещение» тюленгитов с ханской службы в Букеевской Орде и изменение их социального статуса на излете исторической карьеры.

Глубоко укоренившееся в среде казахского народа мнение о происхождении туленгутов из числа пленных калмыков не лишено некоторых оснований, хотя реалии в этом отношении, как мы увидим, были значительно сложнее.

Действительно, в период войн между Джунгарским и Казахским ханствами воины, попадавшие в плен, могли приобретать в этот зависимый полуслужилый статус пополняя ряды "окружения- ополчения" вокруг представителей сословия торе - ханов и султанов.

Так, еще А.Н. Харузин отмечал в составе букеевских туленгутов отделение "калмык" (каз. калмак) в оригинале - "калмыково"[ 23, с.34].

Современное сознание представителей этого рода связывает туленгитов со стражниками тургаудами времен Чингисхана [16].

Интересно, что и основная родоплеменная группа в составе волжских калмыков "тор-гуд" соотносит свое происхояедение именно с тургаудами времен Чингисхана [1].

Можно предположить в таком случае, что именно идеология чингизизма (В .П. Юдин, Н.Э. Масанов, И.В. Ерофеева и др.), господствовавшая среди народов, где правили потомки Чингисхана - торе, в частности, у казахов, определила положение и функции туленгитов [27].

Под этнонимом "калмык" могли подразумеваться не только калмыки, но и прочие подвластные им тюрки.

Особняком стоит вопрос о том, есть ли преемственность и связь между туленгутами казахскими, в частности, букеевскими, и теленгитами алтайскими , которые якобы и составили основу этой этносоциальной, особой служилой группы.

И в самом деле существовали группы в составе калмыков, носившие название «теле». От смешения с алтае-саянскими племенами можно проследить наличие в составе калмыков этнонима «теленгит». В Хошеутовском улусе и, по отд. данным, в Болынедербетовском [26, с. 28].

Однако, как видится нам, связь между туленгитами и теленгитами если и имеется, то косвенная. В состав туленгутов могли входить, как следует из данных В.Ф. Шахматова, и простые казахи обычных родов разорившиеся и попадавшие в долговую зависимость перед ханами и султанами. Имеются и удостоверенные случаи попадания в состав туленгутов и прочих "иноплеменников" о чем будет сказано далее.

Суммируя эти данные, можно заключить, что вопрос происхождения термина "туленгит" еще нуждается в уточнении и пока не имеет точного ответа.

Однако само явление "туленгитства" как служилой зависимой группы при ханах имеет уже более четкие черты и соотносится с данными различных источников, что будет показано на примере букеевских туленгитов.

В первой половине XIX в. была образована Букеевская Орда, что стало важным событием в истории Прикаспийского региона и его народов. Будучи своего рода "государством в государстве", она составляла, по обоснованному мнению ряда авторов (С.З. Зиманов, Ж. Д. Акбай и др.), передовую часть казахского общества, которая, соседствуя с обществом российским, перенимала новый жизненный уклад, новые ценности и принимала новый вектор развития во многих аспектах жизни.

Личность проводника реформ и при этом самовластного хана Джангира Букеева, весьма противоречивая, сыграла особую роль в истории Букеевской орды, более прочих определившая во многом вектор ее развития [4].

Хан, несмотря на свою приверженность прогрессивным реформам, просветительство и благотворительность, придерживался авторитарного стиля правления, отчего Букеевская орда в глазах очевидцев мыслилась как бы "ханским поместьем", а противоречивая политика хана Джангира, по мнению большинства исследователей [3, с. 30-52], вызвала волнения в среде народа и старой родовой знати, что привело к восстанию Исатая Тайманова.

Сложившийся при хане аппарат управления к началу XIX века начал претерпевать изменения. Проф., акад. АН РК С.З. Зиманов в своей книге, посвященной Букеевской орде, о туленгутах отметил следующее: «Окружение хана (в добукеевское время - РИ.) составляли его семья и приближенные султаны из других фамильных ветвей, туленгуты, военные служители. В лучшем случае из них выделялись так называемые шабарманы-гонцы и исполнители служебных поручений хана» [9, с. 171].

По мнению некоторых исследователей, именно хорошие отношения султана Букея Нуралиева с губернатором и атаманом астраханского казачьего войска П. С. Поповым способствовали последующей миграции казахов. Включая основное, переселение подвластных Букею групп через Урал, - с образованием Внутренней Орды в российских пределах [20, с. 15-30].

Ко времени отца Джангира, хана Букея Нуралиева, могут быть отнесены, и, видимо, еще имели место быть и попытки объединить в лице туленгутов официальные группы «извне» и «внутри», т.е. казаков и ханских прислужников [8, с. 182 - 183].

Так, заметной фигурой из числа туленгутов при дворе султана Младшего жуза, а впоследствии хана Букеевской Орды Букея был бий туленгутского рода Бармак Муратов, которому был присвоен казачий чин хорунжего. Также Бармак Муратов был в составе делегации, посланной в 1814 году в связи с победой в Отечественной войне [8, с. 182-183].

Не менее содержательны и выводы о туленгутах и их положении и функциях, сделанные профессором Е.Б. Бекмахановым. Он отмечает, что, помимо традиционных для туленгутов функций, в Букеевском ханстве тюленгуты посылались для сбора заката, а также с определенными поручениями в другие роды [3, с. 107]. Туленгуты, как правило, участвовали в сборе специальных налогов - заката и согума. Небольсин указал, что во время сбора этих налогов ханским родственником Караул-Ходжа Бабаджановым привлекались туленгуты, числом 200 кибиток [15, с.153-155].

Авторы, исследовавшие причины, повлекшие к восстанию Исатая Тайманова (А.Ф. Рязанов, С.З. Зиманов и др.), в числе прочих, из основных указывают, что именно большой размер этих налогов согума и закята и произвол Караул-Ходжой Бабаджановым и соответственно участвовавшими туленгутами, вызывал недовольство народа (ссылка). Однако этот вопрос, тем не менее, является дискуссионным, было отмечено и то, что казахи были освобождены от прочих налогов и размер их (согума и закята) умышленно преувеличивался оппонентами ханской власти.

Но следует сказать, что, уже к предшествующими этим событиям времени (начало -первая половина XIX в.), институт туленгутов, судя по всему, хоть и не полностью, но исчерпал свою полезность. Это показали и события во время сбора налогов Караул-Ходжой Бабаджановым с туленгутами. И, неслучайно, справедливо Е.Б. Бекмаханов отметил слияние тюленгутов с общей массой казахов [3 с. 111].

На стороне же хана оставались его родичи султаны и часть биев. Служилые ордынцы - но гай-казахи и туленгиты - соответственно, преследовали разные интересы, а именно интересы тех сторон и социальных групп, к которым наиболее близко стояли и от которых были зависимы.

Изучение причин, побудивших восстание, и его движу щих сил позволяют сделать определенные выводы в отношении роли служилых групп в нем.

Чем вызвана такая «вялая» позиция туленгутов во время восстания и, напротив, «активная» роль ногай-казахов?

Туленгуты «на излете карьеры» их во многом сблизились с простым народом и за счет социального статуса, и за счет брачных связей, потому с их стороны не последовало решительных действий по защите хана. Профессор Бекмаханов Е.Б. в своем важном исследовании справедливо отметил слияние туленгутов с общей массой казахов [3, с.111 ].

Таким образом, туленгуты во многом сблизились с простыми казахами "черной кости" или частично происходили из их среды, или же были так или иначе связаны с ними родственными отношениями. Поэтому они уже не могли столь же эффективно, как и прежде, составить опору власти хана.

Если занявшим их место ногай-казахам хан жаловал земли, то в отношении туленгутов мы примеров таких крупных поощрений почти не находим. Ярче всего проявилась тенденция к смене статуса для туленгутов именно во время восстания Тайманова.

Тем не менее из туленгутской среды в непростое для них время сумел выдвинуться известный доверенный хана Джангира, деливший земли Чука Идельбаев [3, с.73], однако уже не в должности «стражника», чему были примеры ранее.

Вместе с тем показательно наличие среди соратников Исатая туленгутов, к примеру, известного своими дерзкими поступками батыра Шеменбая Досаева. Это, естественно, повлекло к изменениям в их статусе и поискам им замены, более соответствующей требованиям времени.

Перемена курса развития общества Букеевской Орды (перенятие всего «татарского» (и ногайского), о чем упомянул А.Н. Харузин в «Степных очерках»), вызвала образование и сложение нескольких групп - ногайского и татарского (мишарского) происхождения: одни с именем ногай-казах, и карагашногай, другие - с именем калпак или каракалпак.

Все эти роды входили в состав жузов, называясь 'кирмес' (каз. «не входящий»), и, будучи исходно неказахского происхождения, назывались полу-казахами (каз. 'шала-казак') [22, с. 6]. Они-то во многом сменили туленгитов в исполнении функций, при этом обретя пусть и схожий, но несколько иной статус [11].

Для нас важно будет рассмотреть случаи того, как в состав туленгутов могли попадать новые группы неказахского происхождения в более позднее время. Ведь по сути под именем туленгутов, как мы видим, могли складываться группы несколько иного нового типа.

В 1780-х годах, в связи с недовольством властями ногайцы-карагаши, которые в официальных документах значились кундровскими татарами, высказывали желание перейти под власть Букея [10, с. 21], вследствие чего часть их пожелала перейти под власть хана Джангира [29, л.1].

Известным краеведом из Казахстана А.Ш. Курумбаевым, с опорой на эпиграфический материал, доказано, что этим бежавшим была присвоена туленгутская тамга.

Несколько семей - потомки этих бежавших - живут и поныне в пос. Урда (каз. Бо-кейорда). Нами, совместно с В.М. Викториным, было отмечено сближение всех этих групп между собой [5]. Судя по всему, роль ногайцев-карагашей в большей степени характеризовалась исполнением служебных, нежели полицейских функций, тем не менее эта тема нуждается в дополнительном исследовании.

Весьма интересен сюжет о сближении туленгутов и каракалпаков. Заметим, что в с. Винное, согласно полевым данным В.М. Викторина, в Астраханской обл. ныне проживает небольшая группа, которая идентифицирует себя как "туленгит-кара-калпак"[5], необычно «Ягудеевы», вероятно, прибывшие к низовым казахам, через ногай-карагашские сёла, расположенные чуть севернее. Судьба необычных "каракалпаков" (из беглых к казахам солдат, казанско-оренбургских татар. - Р.И.), замещавших других служилых в Орде, но и (мы видим) объединявшихся с ними, требует отдельного изучения и специальных публикаций.

В Оренбургском краевом архиве нами обнаружен документ, проливающий свет на служилые качества букеевских карагашногаев, в нем приводятся сведения о старшине «кундровских татар» (официальное название карагашногаев) Джаныбеке Токбердиеве, которого Букей в своем письме просит наградить за исполнение неких «секретных» поручений, при переходе казахов через Урал на «внутреннюю сторону», т.е. в Волго-Уралье [31, л. 1 об.], чем он вызвал «особое к себе расположение». Наш собственный материал, как архивный, так и полевой, позволяет говорить о том, что присвоение туленгутской тамги здесь было шагом скорее традиционным формальным, нежели реальным "принятием в туленгуты", тем более что нынешние потомки, сблизившись с ногай-казахами и туленгутами, все-таки с туленгутами себя никак не идентифицируют и не используют термин "туленгут" себе в качестве родового обозначения, а называются "карагаш" [16].

Уже спустя несколько десятилетий после восстания Исатая Тайманова и упразднения ханской власти А.Н. Харузин отметил смену социального статуса у букеевских тулен-гитов: "Киргизы Букеевской орды (особенно султаны), хорошо знают, что теленгуты были «работники у султанов, даже больше, до сих пор сохранилось известное презрительное отношение к ним.

То, что киргизы (казахи) помнят происхождение теленгутов от крепостных, выражается в поговорке: 'туленгут, туренде кут', т. е. «теленгут, береги своего султана». Известное пренебрежение к теленгутам выражается в том, что его сажают ниже киргиза другого рода. Теленгуты сами помнят свое происхождение, на особое внимание не претендуют и, вообще, скромнее, чем киргизы остальных родов. Вообще говоря, теленгуты сравнялись с киргизами остальных родов и пренебрежением пользуются они преимущественно со стороны султанов и Ходжей" [23, с.36].

Из социального термина наконец термин туленгут стал этническим (вернее, субэтническим).

Первым, судя по всему, отметившим образование туленгутского рода был П.И. Небольсин. Позже и В.М. Викторин указал на наличие в составе букеевских «низовых» туленгутов некоторых семей, которые помнили о своем калмыцком происхождении [6].

В настоящее время потомки туленгитов с одноименным родом «туленгит» или «торе-туленгит» проживают дисперсно по всему Казахстану и прилегающим областям [21].

Современные потомки туленгутов, как правило, стараются сохранять родовую принадлежность. По словам Шолпан Аманжоловой (Букейхановой), внучки хана Джангира, нынешние потомки сословия - торе стараются поддерживать давние отношения с тюленгитами, ногай-казахами, калпаками и уже в силу традиции, общности судьбы, а теперь уже и родственных связей [16].

Институт туленгутства был одним из важных институтов казахского общества. Имея сложное происхождение, оно называлось «ополчением из слуг и двора» ханов и султанов.

В состав туленгутов привлекались люди как иноэтничного, так и казахского происхояедения, в целом с преобладанием первых, что позволяло решать многие задачи. Однако к нач. XIX века, несмотря на неудачные попытки изменить их статус, туленгуты стали терять свои позиции.

Новые группы, имея некоторые признаки туленгутов, тем не менее обрели иной статус, оттеснив и заменив туленгутов, что показали и их действия во время восстания И. Тайманова.

К концу Х1Х-го столетия институт туленгутов прекратил свое существование в качестве служилой группы, но обрел новое значение в качестве субэтнической единицы в составе западной части казахов.

Итак, выделенные нами роли туленгутов среди казахов-букеевцев (и целого явление "туленгитства" как служилой зависимой группы при ханах) весьма показательны и значимы - и в социальном, и в этническом плане. Они уточняют при изучении роль и статус особых, "принятых" групп в Букеевской орде, а также для ключевых проблем кочевниковедения, тюрко-монгольских традиций в нём, наличие ролей «зависимые, подчинённые / знатные, престижные», со сложной, раскрываемой нами динамикой и наличием «промежуточных» состояний.

Особенно интересным оказывается материал, обнаруживаемый у прежних кочевников и полукочевников Нижневолжья и севера Прикаспия. Здесь «финал номадизма» пришёлся на конец 20-х - 30-е гг. XX в. Но традиции «родового» устройства действуют в сознании и поведении людей и до сих пор. Предполагается творческое и многостороннее сотрудничество учёных разных стран и регионов, включающее соседние и тесно связанные территории полиэтничного и многогранного Юга России.

Список литературы

1. Авляев Г.О. К вопросу о происхождении кереитов и их участии в этногенезе средневековых ойратов Джу нгарии и калмыков Поволжья // Проблемы этногенеза калмыков. Элиста: Республиканская типография ГК Калмыцкой АССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, 1984. режим доступа: 1Шр://\п—сЫЬЬЫЬ.хп—рЫ/агис1с5/ oyrat/go_avlyaev_k_voprosu_o_proishozhdenii_kereitov_i_ih_uchastii_v_etnogeneze_ 5ге^еуекоууЬ_оуга1оу_^Ьш^аш_1_ка1тукоу_роуоЫ1уа/ - заглавие с экрана.

2. Аспандияров Б.З. Образование Букеевской орды и её ликвидация. Алматы: «Казак энциклопедиясы», 2007 - 400 с.

3. Бекмаханов Е.Б. Казахстан в 20-40-е годы XIX в./ Под ред. Н.Б. Жиенгалиева. Алма-Ата: Изд-во Казах, ун-та. 1992 - 400 с.

4. Быков А.Ю. Алтайский государственный университет Административно-территориальные реформы в Букеевской орде // Актуальные вопросы истории Сибири III научные чтения им. пр. А.П. Бородавкина. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та. 2002-с. 414-420

5. Викторин В.М., Идрисов Э.Ш. Кочевое и полукочевое население Нижнего Поволжья в составе России: социально-хозяйственная и политико-потестарная эволюция в XVIII - нач. XX в. // Ранние формы потестарных систем. Сб. ст. Сост. и отв. ред. проф. В. А. Попов / МАЭ им. Петра Великого - Кунсткамера РАН, РФФИ, проект «Нация и государство в мировой истории». СПб.: МАЭ РАН. 2013 - С. 202-228

6. Викторин В.М. Российско-казахстанские межэтнические связи в «родовом» составе Младшего жуча и Букеевсюй орды: "кундровцы" - "кондуровцы" - "нугай -казаки") // Тарих койнауынан ка iipri заманга дешн. - От истоков к современности. Хальщаральщ гылыми-тожирсбсл1 конференция матириалдары // редакцияны баскарган Сдьщов М.Н. - Орал, 2015. - 368 б - 20 - 28 б. (на каз. и русск. яз)

7. Викторин В.М. Бокей Ордасында кенпп келген рулар (Сьфт - kez) // Дана - kaz. Журналы. № 4 (18). Орал. 2015. - Б. 29 - 32 / Электрон, ресурс : danakaz.kz/syrt-kez

8. Жанаев Б.Т., Инночкин В.А., Сагнаева С.Х. История Букеевского ханства, 1801 - 1852 гг: Сборник документов и материалов. Алматы: Дайк-Пресс. 2002 -С. 182-183,- 1118 с.

9. Зиманов С.З. Россия и Букеевское ханство. Алма-Ата: Наука. 1982 - 171 с.

10. Идрисов Э.Ш. К вопросу об управлении полукочевыми ногайцами-карагашами в составе Астраханской губернии // Каспийский регион. 2011 № 2 (27) - с. 19-26

11. Ишмухамбетов РВ. К предыстории межкипчакской субэтнической группы «ногай-казах» в составе западных казахов. // Ногайцы - XXI в.: от истоков к грядущему. Мат. научно-практич. конф. Черкесск: КЧИГИ. 2014 - 469 с.

12. Казахско-русские отношения в нач. 1837 г. (Документ: ноября 17. - Рапорт подп. Геке оренбургскому военному губернатору о действиях карательных отрядов против Исатая Тайманова). Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M. Asien/ XVIII/1760-1780/Kazach_rus_17_18/161-180/179.htm - заглавие с экрана.

13. Курумбаев А.Ш. Этнические группы Букеевсюй Орды // Ногаеведческий сборник Актуальные вопросы истории и ку льтуры ногайцев Выпуск 1. Астрахань. 2013 - с.75-78

14. Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких гор и степей. Алматы. Санат. 1996 - 656 с.

15. Небольсин П.И. Очерки Волжского низовья. СПб. [Б.и.], 1852 - 197 с.

16. ПМА - Полевые экспедиционные материалы автора. Хранятся в его личном архиве автора.

17. Прохоров Б.Б. Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. Р н/Д : Изд-во «Феникс». 2005 - 320 с.

18. Ремнев A.B. Татары в казахской степи: соратники и соперники российской империи // Вестник Евразии. Научн. жу рнал. № 4. М. 2006 - С .5 - 30

19. РычковП.И. Топография Оренбургская. СПб. 1762-с 132-134

20. Рязанов А.Ф. Восстание Исатая Тайманова (1836-1838 гг.). А-А.: "Алтын -Орда". 1991 - 102 с.

21. Темиргалиев A.A. Волости, уезды ... Казахи: Со схематической картой низовых административно-территориальных делений проживания казахов в 1897-1915 гг.: этнолого-картографическое исследование. Алматы. 2012 - 43 с.

22. Усенбаев Т.А. Шеджере алшинов Кызыл-Орда: "Тумар". 2003 - 464 б. (на казах. яз.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Харузин А.Н. Киргизы Букеевской орды: антрополого-этнологич. очерк (Изв. Об - ва ЛЕАиЭ при Московском ун-те. Т. LXIII). Вып. I. М.: Типогр. А. Левен-сонаиК0, 1889-338 с.

24. Шахматов В.Ф. Внутренняя Орда и восстание Исатая Тайманова. Алма-Ата: АН КазССР. 1947 - 252 с.

25. Шахматов В.Ф. Институт туленгутства в патриархальном Казахстане //Известия Академии наук Казахской ССР. Серия истории, экономики, философии, права, № 2. 1955 режим доступа http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M. Asien/XIX/1820-1840/ Tulengut/text.htm - заглавие с экрана.

26. Эрдниев УЭ. Калмыки. Историю-этнографич. очерки. Элиста: Калмиздат, 1985.282 с.

27. Юдин В.П. Орды: Белая, Синяя, Серая и Золотая... // Казахстан, Средняя и Центральная Азия в XYI-XYII вв. Алма-Ата, 1983. 114 с.)

28. Государственный архив Астраханской области (далее - ГААО) ГААО: Ф. 2. Оп.1. Д. 2381

29. ГААО Ф.394 оп.1 д.4372

30. Государственный архив Оренбургской области (далее - ГАОО).ГАОО ф.6 оп.10 ед. хр. 47 -94

31. ГАОО Ф. 6 оп.10 д.996.

32. ГАОО. ф. 6 оп. 10. ед.хр. 7077

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.