Научная статья на тему 'К вопросу о построении автоматизированной информационно-аналитической системы поддержки принятия решений руководителя органа внутренних дел в сфере борьбы с экстремизмом'

К вопросу о построении автоматизированной информационно-аналитической системы поддержки принятия решений руководителя органа внутренних дел в сфере борьбы с экстремизмом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
197
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ИНТЕРНЕТ / АВТОМАТИЗАЦИЯ ОБРАБОТКИ НЕСТРУКТУРИРОВАННОЙ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / МОНИТОРИНГ / МЕТАПОИСК / СУБД / МЕТОДЫ АНАЛИЗА ИНФОРМАЦИИ / ANALYSIS INFORMATION SYSTEM / INTERNET / AUTOMATIZATION OF UNSTRUCTURED TEXT-BASED INFORMATION PROCESSING / MONITORING / METASEARCH ENGINE / DATA BASE MANAGEMENT SYSTEM / ANALYSIS METHODS OF INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баранов В.В.

В статье рассматриваются организационные и программно-технические вопросы совершенствования аналитической деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия экстремизму на основе применения новых информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Баранов В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Building the computerized analysis information system of the decision making support of the Interior bodies manager in the sphere of extremism fight

The article reports on organizational and programme technical problems of the perfection of the analytical operation of the Interior bodies in the sphere of extremism counteraction on the basis of the application of information technologies.

Текст научной работы на тему «К вопросу о построении автоматизированной информационно-аналитической системы поддержки принятия решений руководителя органа внутренних дел в сфере борьбы с экстремизмом»

I_

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

правоохранительной деятельности

В. В. БАРАНОВ,

старший преподаватель кафедры информационных технологий управления органов внутренних дел,

(Академия управления МВД России)

V. V. BARANOV,

senior lecturer of the department of information technologies of the Interior bodies management, (Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia)

УДК 343.301

К вопросу о построении автоматизированной информационно-аналитической системы поддержки принятия решений руководителя органа внутренних дел в сфере борьбы с экстремизмом

Building the computerized analysis information system of the decision making support of the Interior bodies manager in the sphere of extremism fight

В статье рассматриваются организационные и программно-технические вопросы совершенствования аналитической деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия экстремизму на основе применения новых информационных технологий.

Информационно-аналитическая система, Интернет, автоматизация обработки неструктурированной текстовой информации, мониторинг, метапоиск, СУБД, методы анализа информации.

The article reports on organizational and programme technical problems of the perfection of the analytical operation of the Interior bodies in the sphere of extremism counteraction on the basis of the application of information technologies.

Analysis information system, Internet, automatization of unstructured text-based information processing, monitoring, metasearch engine, data base management system, analysis methods of information.

Проблема противодействия проявлениям экстремизма остается актуальной для многонациональной и полирелигиозной России, в которой обострение межнациональных и межрелигиозных отношений представляет особую значимость, так как несет опасность раскола и распада страны.

В Указе Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» от 12 мая 2009 г. № 537 отмечено: «Российская Федерация при обеспечении на-

циональной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации» [1].

Органы внутренних дел являются одним из субъектов противодействия экстремизму. Они призваны вместе с другими правоохранительными органами и органами исполнительной власти предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения на почве экстремизма.

Согласно Указу Президента РФ «О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации» (вместе с «Положением о Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации») от 26 июля 2011 г. № 988 в целях обеспечения реализации государственной политики в области противодействия экстремизму была создана Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму в РФ, в которой «организационное, методическое и материально-техническое обеспечение деятельности Межведомственной комиссии осуществляет МВД РФ, а министр внутренних дел Российской Федерации является председателем этой комиссии...» [2].

Отметим, что действенный механизм предупреждения и пресечения правонарушений на почве экстремизма требует продуктивного взаимодействия органов внутренних дел со структурами гражданского общества в целях обеспечения получения своевременной и значимой информации об экстремистской деятельности лиц, групп и организаций.

Одним из важнейших элементов организации противодействия проявлениям экстремизма является аналитическая деятельность подразделений по противодействию экстремизму. Именно от нее зависят качество и своевременность принимаемых решений.

Среди актуальных и нерешенных вопросов, требующих научной проработки, следует отметить недостаточную методическую подготовку организации аналитической деятельности, отсутствие общей базы данных аналитических документов, неполноту упреждающей информации, позволяющей проводить профилактику противоправных действий, отсутствие четкой нормативно-правовой регламентации, неурегулированность организационных отношений, недостаток методических разработок, низкую квалификацию кадров и др. Возникает необходимость проведения научных исследований, направленных на совершенствование аналитической деятельности в сфере противодействия экстремизму, на базе новых информационных технологий. Рассмотрим некоторые предложения по совершенствованию аналитической деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия экстремизму, основанные на новых информационных технологиях.

Аналитическая деятельность подразделений органов внутренних дел достигает максимальной эффективности при наличии последовательно выстроенной концепции и четких подходов к решению поставленных задач. На современном этапе этого возможно достичь только с использованием самых современных компьютерных технологий, а также информационно-аналитической системы, в которой учитываются вопросы работы с большим потоком открытой информации, имеющейся в сети Интернет; накопленными аналитическими материалами в подразделениях органов внутренних дел; имеющимися в органах внутренних дел фактографическими данными.

Одно из центральных мест в современной информационно-аналитической системе должна занимать подсистема мониторинга, которая поможет оперативно находить в соцсетях, в частности «Вконтакте», Facebook, Twitter, Livejournal, «Одноклассники», YouTube, RuTube, Instagram и Foursquare, сообщения о готовящихся или совершенных преступлениях и выявлять уровень социальной напряженности в обществе.

Например, перед тем, как двое активистов запрещенной Национал-большевистской партии закидали помидорами короля Нидерландов в Большом зале Московской консерватории, информация о подготовке этой акции была в Сети, и если бы она была выявлена и проанализирована, то этого можно было бы избежать. Такая система мониторинга позволит проводить профилактику, например, уличных беспорядков (к примеру, произошедшие в Бирюлево), выявлять экстремистов и маньяков, а также откровенно экстремистские материалы в сети Интернет.

Данные вопросы и проблемы обсуждались на саммите Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), где участники (Россия, Белоруссия и Казахстан) договорились осуществлять совместный мониторинг интернет-пространства, и в частности социальных сетей, с целью выявления проявлений экстремизма.

В современном мире мониторинг информации в сети Интернет признается важным направлением деятельности правоохранительных органов и специальных служб многих государств. Как правило, для осуществления данного вида деятельности создаются специализированные подразделения, которые ведут контроль и анализ информации в сети Интернет. В тех государствах, где подобные структуры не созданы, правоохранительные и другие заинтересованные государственные органы активно пользуются информацией государств — союзников.

Обратимся к данным по вынесенным судами Российской Федерации приговорам за пропаганду экстремизма в Интернете ст. 280 и 282 УК РФ.

К н и

0

1

л <

н к

DS

0

1

л <

н S

I

<

а

X о о

as <

а

С

<

¡с К н

т <

а С

к S а

О ы н

87

S H

и о X

л

<

и

H

к

s

:|S

0

1

л

<

и

H

s

X

<

а

X о о

м

<

а

С

<

а S н

bS

<

а С

К

s

а

О и

H

88

Количество приговоров, вынесенных судами РФ за пропаганду экстремизма

^ч Позиция Количество Количество

приговоров приговоров

за пропаганду за пропаганду

экстремизма экстремизма

Год в целом по России в Интернете

2007 28 3

2008 45 14

2009 56 17

2010 72 26

2011 78 52

2012 64 36

На их основании показана динамика увеличения числа вынесенных приговоров за пропаганду экстремизма (рис. 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ Количество приговоров за пропаганду экстремизма в Интернете ст. 280 и 282 УК РФ

2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Рис. 1. Динамика увеличения числа вынесенных приговоров за пропаганду экстремизма

Задача сотрудников Центров по противодействию экстремизму — выделить из огромного объема информации те данные, которые представляют оперативный интерес. Эти обстоятельства вынуждают использовать развитые программно-технические средства.

Из всей существующей информации не менее 90 % составляют неструктурированные данные. Такая информация хранится в текстовых полях, дальнейшая обработка которых невозможна без потери семантики текста и отношений между его элементами. Для анализа неструктурированных данных на стыке нескольких областей (Data Mining1, обработка естественных языков, поиск информации, извлечение информации и управление знаниями) разрабатывается особая группа методов — Text Mining2.

1 Data Mining (рус. добыча данных, интеллектуальный анализ данных, глубинный анализ данных) — собирательное название, используемое для обозначения совокупности методов обнаружения в данных ранее неизвестных, нетривиальных, практически полезных и доступных интерпретации знаний, необходимых для принятия решений в различных сферах человеческой деятельности. Термин введен Г. Пятецким-Шапиро в 1989 г.

2 Text Mining - набор технологий и методов, предназначенных для

извлечения информации из текстов.

На настоящий момент существует программное обеспечение, реализующее методы Text Mining, это — масштабируемые системы, имеющие развитые графические интерфейсы, богатые возможности визуализации и манипулирования данными, которые предоставляют доступ к различным источникам данных, функционируют в архитектуре клиент-сервер. Среди них можно выделить: SemioMap — продукт компании Entrieva, Autonomy Knowledge Server и Autonomy IDOL, Galaktika-ZOOM, InfoStream, средства Oracle — Oracle Text и InterMedia Text, Intelligent Miner for Text — продукт фирмы IBM, Text Miner — продукт Американской компании SAS Institute, TextAnalyst — продукт компании Мегапьютер Интеллидженс, WebAnalyst — продукт компании Мегапьютер Интеллидженс, SocNet и другие. К сожалению, в системе МВД России такие технологии почти не применяются.

В сфере противодействия экстремизму необходима решительная смена приоритетов в части, касающейся ее информационно-аналитического обеспечения. Настало время перейти от экстенсивного накопления и потребления потоков неструктурированных данных к новым информационно-аналитическим технологиям, созданию центров их внедрения и использования.

Создаваемая в рамках концепции АИАС3 МВД России в сфере борьбы с экстремизмом предназначается для комплексной информационной поддержки аналитической деятельности территориальных Центров по противодействию экстремизму (либо аналитических подразделений МВД России) с использованием современных информационно-лингвистических и программно-технических средств.

Отметим следующие цели создания АИАС:

— повышение эффективности информационно-аналитической деятельности подразделений МВД за счет автоматизации работ по сбору, поиску, накоплению, анализу документальной, фактографической и географической информации, а также подготовки выходных документов;

— сокращение временных затрат на формирование и повышение качества подготавливаемых аналитических документов;

— упорядочивание и сокращение бумажного документооборота.

АИАС МВД решает следующие задачи:

— обеспечение доступности любой информации, которая может потребоваться для осуществления информационно-аналитической деятельности;

— поддержание необходимого уровня собственной безопасности.

3 АИАС МВД - автоматизированная информационно-аналитическая система МВД в сфере борьбы с экстремизмом.

— обеспечение сотрудников достаточным набором средств для извлечения требуемой информации и ее аналитической переработки;

— обеспечение единства и эффективности технологического цикла информационно-аналитической деятельности (включая взаимодействие участников);

АИАС организуется в виде иерархической структуры, предназначенной для доступа к информационным ресурсам и серверным компонентам, обеспечивающей централизованные методы работы с информацией.

Основой для автоматизированной обработки данных в АИАС посредством организации взаимодействия вычислительного оборудования и информационного обмена является защищенная локальная вычислительная сеть (ЛВС) подразделения МВД, представляющая собой программно-аппаратный комплекс для решения информационно-коммуникационных задач. АИАС должна включать следующие функциональные средства: автоматического мониторинга источников сети Интернет (24 часа в сутки); автоматической загрузки и доставки информации из Интернета сотрудникам; автоматической систематизации информации из Интернета по тематическим признакам; поиска информации; удобной обработки и просмотра информации; подготовки отчетов и выходных документов.

Структура АИАС МВД состоит из нескольких компонентов. Первый компонент — это система, предназначенная для автоматического мониторинга обработки информации размещенной в сети Интернет. Предполагается, что на выделенном компьютере, где имеется доступ в Интернет, будет установлено специальное программное обеспечение, которое будет производить автоматическое выкачивание информации с указанных источников.

Второй компонент — это система, предназначенная для обработки информации, полученной из сети Интернет, а также для подготовки собственных аналитических материалов. Данный компонент может быть размещен в закрытом (ведомственном) сегменте и интегрирован с какой-либо имеющейся фактографической системой.

Третий компонент — это фактографическая система, которая может быть организована на базе СУБД (MS SQL, Oracle, CronosPRO), использующая особенный подход к организации данных. Данный компонент, как правило, уже имеется в органах МВД и может быть интегрирован в структуру АИАС МВД.

Исходя из потребностей, а также целей и задач Центров по противодействию экстремизму, наиболее интересным и целесообразным является более подробное рассмотрение работы

компонента автоматического мониторинга обработки информации, размещенной в сети Интернет. Система автоматического мониторинга обработки информации, размещенной в сети Интернет (далее — Система мониторинга), может быть организована следующим образом:

1. Система мониторинга размещается на выделенном компьютере, где имеется доступ в Интернет, а также в закрытом (ведомственном) сегменте сети. На Интернет-компьютере установлено специальное программное обеспечение, которое в автоматическом режиме собирает интересующую информацию, которая периодически переносится в ведомственную (закрытую) сеть подразделения. Соответственно, информация загружается на сервер, и на каждом рабочем месте сотрудника эта подборка доступна.

2. Источниками информации для системы мониторинга являются различные сайты, форумы, Я^-ленты, новостные сайты районного и федерального значения.

3. В системе мониторинга прописываются интересующие сайты, далее в автоматическом режиме происходит их периодический последовательный просмотр и выкачивание информации.

После того как произошла закачка, вся информация с указанных источников загружается в базу данных внутренней сети подразделения, и одновременно происходит автоматическая классификация информации. Классификация по основным направлениям деятельности, а также по географическому признаку и др. Помимо автоматической фильтрации информации, необходимо предусмотреть создание пользовательских фильтров.

После систематизации информации они должны размещаться в соответствующих рубриках. Сотрудник может открыть интересующую его рубрику и просмотреть отнесенные к ней новости или информацию. Помимо классификации и пользовательских фильтров, в системе должна присутствовать функция поиска.

Кроме обычных поисковых запросов, существуют еще расширенные запросы. Они позволяют производить сложный поиск с использованием синонимов. В результате исполнения поискового запроса будет сформирован список подходящей информации. Одной из главных функций Системы мониторинга должна являться автоматическая подготовка ежедневной сводки по информации сети Интернет для руководства.

Система должна уметь настраиваться на несколько автоматических сводок по источникам, конкретным темам и подготавливаться с оглавлением, с раскраской статьи и выделением в ней главного раздела с наименованием источника, откуда эта статья была получена.

К н и

0

1

л <

£ к

DS

0

1

л <

£

н S

I

<

а

X о о

as <

а

С

<

¡с К н

т <

а С

к S а

О ы н

89

S н и о X

л

<

ы н к

:|S

0

1

л

<

ы н S

I

<

а

X О

о

са <

а

С

<

S н

iC <

а С

к S а

О ы н

90

Весь основной массив информации с помощью этой системы будет предоставляться сотрудникам автоматически. У каждого сотрудника при работе с системой должна быть возможность настроить свой профиль в сети Интернет. На компьютере, помимо модуля загрузки информации, может быть установлен еще модуль Метапоиска4. Данный модуль позволяет производить оперативный поиск информации одновременно через несколько поисковых систем. В нем также доступно создание фильтров для систематизации документов.

Список литературы

На современном этапе развития информационных технологий это является достижимым при создании специальных аналитических центров, оборудованных ИАС, и условий для развития их телекоммуникационного обеспечения, совершенствования их методологической и технологической базы поддержки информационно-аналитической работы с целью развития и максимально полного использования интеллектуального потенциала их сотрудников на пользу противодействия экстремистским проявлениям в стране.

1.

2.

О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // СПС КонсультантПлюс. О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации (вместе с «Положением о Меж-

ведомственнои комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации»): Указ Президента РФ от 26 июля 2011 г. № 988 // СПС КонсультантПлюс.

E-mail: de_la_sergio@mail.ru

4 Метапоиск или метапоисковая система - это поисковая система, которая использует для выдачи результатов данные нескольких поисковых систем. То есть метапоисковая система не имеет собственной базы данных и поисковой машины (поисковых роботов, которые индексируют и оценивают сайты), а обладает только интерфейсом и механизмом запроса к базам других поисковых систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.