Научная статья на тему 'Проблемы противодействия экстремизму в сети Интернет'

Проблемы противодействия экстремизму в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2683
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СЕТИ / ИНТЕРНЕТ / ПРОПАГАНДА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / EXTREMISM / TERRORISM / INFORMATION NETWORKS / INTERNET / PROPAGANDA / INTERNATIONAL CONTRACT / LOGISTICS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стукалов Вячеслав Владимирович, Запорожец Екатерина Владимировна

В статье рассматриваются особенности борьбы с проявлениями экстремизма в сети Интернет. Исследуются ряд правовых организационных проблем в данной области. Анализируются изменения действующего законодательства, направленного на борьбу с преступлениями экстремистского характера в сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Стукалов Вячеслав Владимирович, Запорожец Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of counteraction to extremism in the Internet

The article discusses the features of the fight against extremism in the Internet. Examines a number of legal organizational problems in this area. Analyzes the changes of the current legislation aimed at combating crimes of extremist nature in the Internet.

Текст научной работы на тему «Проблемы противодействия экстремизму в сети Интернет»

Стукалов Вячеслав Владимирович

кандидат юридических наук, Краснодарский университет МВД России (тел.: +79183623746)

Запорожец Екатерина Владимировна

кандидат юридических наук, Краснодарский университет МВД России (тел.: +79184970822)

Проблемы противодействия экстремизму в сети Интернет

В статье рассматриваются особенности борьбы с проявлениями экстремизма в сети Интернет. Исследуются ряд правовых организационных проблем в данной области. Анализируются изменения действующего законодательства, направленного на борьбу с преступлениями экстремистского характера в сети Интернет.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, информационные сети, Интернет, пропаганда, международный договор, материально-техническое обеспечение.

V.V. Stukalov, Master of Law, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79183623746;

E.V. Zaporozhets, Master of Law, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79184970822.

Problems of counteraction to extremism in the Internet

The article discusses the features of the fight against extremism in the Internet. Examines a number of legal organizational problems in this area. Analyzes the changes of the current legislation aimed at combating crimes of extremist nature in the Internet.

Key words: extremism, terrorism, information networks, Internet, propaganda, international contract, logistics.

Борьба с экстремизмом в настоящее время является одной из приоритетных задач МВД России, которые обусловлены событиями, происходящими как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами [1].

Если еще 15-20 лет назад деятельность экстремистских движений, групп была локализована пространственными границами города, района или области, то сейчас благодаря Интернету экстремистская деятельность становится элементом медийной повестки дня в масштабах страны или даже всего русскоязычного сегмента средств массовой коммуникации [2].

Члены экстремистских движений получили возможность вступать в дискуссии, спорить, отстаивать свою идеологию, убеждения в интернет-ресурсах, где численность аудитории может колебаться от нескольких десятков до сотен тысяч человек.

Анализ практики противодействия экстремизму показал, что значительная часть лиц,

совершающих преступления экстремистской направленности, были вовлечены в них с использованием сети Интернет.

К наиболее значимым международным террористическим организациям, активно использующим ресурсы сети Интернет, относятся «Аль-Каида», ХАМАС («Движение исламского сопротивления»), «Хезболла» («Партия Аллаха»), «Аль-Джихад» («Египетский исламский джихад»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Народный фронт освобождения Палестины», «Конграгел» (бывшая Рабочая партия Курдистана), «Революционные вооруженные силы Колумбии», «Имарат Кавказ», «Хизб ут-Тахрир» и ряд других. Они, как правило, пропагандируют политические идеи, проводят агитационную и вербовочную деятельность, направленную на увеличение числа их сторонников [3].

В основном такая пропаганда связана с очагами тлеющих этнических конфликтов, прежде всего в республиках Северного Кавказа.

108

В ближайшей перспективе прогнозируется еще большая активизация экстремистской и террористической активности в информационных сетях. Причиной этого являются известные внешнеполитические события, последовавшие за государственным переворотом в Украине (начало 2014 г.), а также боевые действия российской авиации по уничтожению объектов запрещенной в России организации ИГИЛ в Сирии в конце 2015 г.

Приведем несколько примеров пропаганды терроризма в сети Интернет, которые явились следствием указанных выше событий.

3 марта 2014 г. Следственный комитет РФ возбудил в отношении лидера украинской радикальной группировки «Правый сектор» Д.А. Яроша уголовное дело по факту размещения в феврале 2014 г. на странице «Правого сектора» в социальной сети «ВКонтакте» призыва, обращенного к лидеру чеченских террористов Д. Умарову, совершать террористические акты на территории России. По данному делу Д.А. Ярош объявлен в международный розыск Интерполом.

7 октября 2015 г. после осуществления боевых вылетов российских летчиков в Сирию для уничтожения объектов ИГИЛ советник министра внутренних дел Украины А.Ю. Геращенко на своей странице в «Фейсбуке» обратился с призывом к пользователям сайта «Миротворец» выкладывать в сети Интернет сведения о российских летчиках, чтобы организация ИГИЛ смогла отомстить им по канонам шариата. По данному факту Следственным комитетом РФ также возбуждено уголовное дело, А.Ю. Геращенко объявлен в международный розыск.

Эксперты, отмечая высокую латентность преступлений экстремистского характера в сети Интернет, предполагают, что удается выявить и раскрыть только 30-35% из них.

Одна из причин этого - недостатки ресурсного обеспечения противодействия экстремизму в сети Интернет. Чтобы это противодействие было эффективным, необходимы три основных ресурса:

1) правовая основа противодействия экстремизму в сети Интернет;

2) квалификация сотрудников оперативных подразделений;

3) материально-техническое обеспечение.

К сожалению, по каждому из этих ресурсов обнаруживается дефицит. За последние три года законодательство Российской Федерации претерпело значительные изменения в части, касающейся наделения правоохрани-

тельных органов соответствующими полномочиями.

Так, в российское законодательство внесена норма, позволяющая Генеральному прокурору РФ и его заместителям в случае обнаружения в сети Интернет информации экстремистского характера направлять в Роскомнадзор требования о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам. Направлять уведомления Генеральному прокурору РФ могут и подразделения по противодействию экстремизму МВД России в ходе решения своих оперативно-служебных задач.

Следующим важным этапом усовершенствования законодательства, направленного на борьбу с преступлениями экстремистского характера в сети Интернет, стало принятие в 2014 г. так называемого антитеррористического пакета законов. Приведем лишь некоторые из них.

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [4] обязывает владельцев интернет-ресурсов с аудиторией свыше трех тысяч пользователей в сутки регистрироваться в Рос-комнадзоре и накладывает ряд ограничений на содержимое этих ресурсов.

В вышеназванный закон была внесена норма, которая сняла проблему квалификации преступлений экстремистской направленности, т.к. ранее к случаям совершения преступлений экстремистского характера с использованием ресурсов сети Интернет относились только преступления, совершенные «публично» или «с использованием средств массовой информации». Затруднения на практике вызывало то, что не все действия, совершаемые в сети, имеют характер публичных (например, переписка по электронной почте), а к категории «средств массовой информации» относятся лишь немногие ресурсы.

Таким образом, можно заключить, что только за последний год принят ряд законодательных актов, прямо или косвенно направленных на борьбу с использованием информационных сетей в экстремистской и террористической деятельности.

Вместе с тем, анализ практики противодействия указанным преступлениям в сети Интернет показывает необходимость решения еще ряда правовых, а также организационных проблем, которые негативно сказываются на практике противодействия экстремистской деятельности.

1. Первая проблема - недостаточно эффективное взаимодействие с иностранными госу-

109

дарствами и компаниями в вопросах борьбы с экстремистской и террористической деятельностью в информационных сетях.

Одна из причин этого - отсутствие единых правовых подходов к криминализации деяний. Следует отметить, что в уголовном законодательстве большинства государств понятия экстремизма и экстремистской деятельности отсутствуют, предусматриваются лишь некоторые отдельные деяния, такие как возбуждение национальной, расовой и религиозной вражды; оскорбления, угрозы и насилие по признакам принадлежности к каким-либо группам; распространение нацистской и расистской идеологии и литературы; использование соответствующей символики и т.п.

Борьбе с подобными преступлениями уделяется повышенное внимание во всех развитых странах, т.к. повсеместно отмечается четко выраженная восходящая динамика их количества.

Однако до настоящего времени не существует всеобъемлющего международного договора по борьбе с терроризмом и экстремистскими преступлениями, который был бы применим к максимально широкому перечню их проявлений.

С 2000 г. государства - члены ООН ведут переговоры о необходимости заключения всеобъемлющей конвенции о борьбе с терроризмом, в которую будет включено определение терроризма.

Разумеется, не существует и универсальной конвенции, специально направленной на предотвращение и пресечение использования террористами и экстремистами информационных сетей, прежде всего сети Интернет.

При ООН существует Рабочая группа по борьбе с использованием Интернета в террористических целях. Рабочая группа изучает методы использования террористами сети Интернет, определяет масштабы создаваемой этим угрозы и изучает возможные действия по противодействию этой угрозе на национальном, региональном и глобальном уровнях.

Вопрос же принятия международного договора по противодействию террористической деятельности в Интернете ООН пока не рассматривает.

Единственным юридически обязывающим многосторонним документом по борьбе с преступной деятельностью, осуществляемой с использованием Интернета, в настоящее время является Конвенция Совета Европы о компьютерной преступности [5], принятая в 2001 г. (так называемая Будапештская конвенция).

Конвенция открыта для подписания государствами - членами Совета Европы, а также государствами, которые участвовали в ее разработке, но не являются членами Совета Европы. В частности, ее подписали США, Япония, Канада, ЮАР и ряд других неевропейских стран. Конвенция содержит классификацию компьютерных преступлений и подробно описывает механизмы взаимодействия правоохранительных органов отдельных государств в ситуациях, когда преступник и жертва находятся в разных странах. Россия пока не планирует присоединяться к конвенции.

Взаимодействие с государствами дальнего зарубежья в настоящее время в целом осложняется не только недостаточностью имеющейся договорной базы, но и внешнеполитическими проблемами, возникшими в последнее время.

2. Вторая проблема связана с тем, что большинство протоколов и технологий сети Интернет разработаны в США. Корпорация по управлению доменными именами и IP-адре-сами создана при участии американского правительства и находится на территории США. Управляющие подразделения, основной персонал и вычислительные мощности наиболее популярных мировых сетевых сервисов, таких как Google (поисковая система, почта Gmail, видеохостинг YouTube и т.д.), Microsoft (самая популярная операционная система, поисковая система Bing, система телефонии Skype и т.д.), Facebook (крупнейшая социальная сеть), Amazon и др., сосредоточены на территории США. Соответственно, сведения о пользователях перечисленных систем находятся в распоряжении американских компаний и спецслужб. В связи с этим получение информации у них для российских правоохранительных органов представляет сложнейшую задачу, чаще всего невыполнимую.

Следует, вероятно, ожидать, что правительство США и далее будет препятствовать попыткам отдельных государств усилить контроль за национальными сегментами всемирной сети.

3. Третья проблема - высокая анонимность, защищенность и скрытность связи и обмена информации в сети Интернет. Существует значительное количество различных технологий и технических решений, позволяющих обеспечить анонимность использования ресурсов сети Интернет, а также защитить от перехвата передаваемую по сети информацию. Приведем лишь некоторые из них.

110

Электронная почта - технология по пересылке и получению электронных сообщений. Проблема состоит в том, что при использовании электронной почты в преступной деятельности участниками переписки часто применяется так называемое асимметричное шифрование. Корреспонденты заранее обмениваются собственными «открытыми» ключами, которыми зашифровывают содержимое сообщений. Расшифровка такого сообщения возможна с использованием «закрытого» ключа, известного только получателю.

Правоохранительными органами в настоящее время контролируются только крупные российские сервисы электронной почты. При нахождении сервиса за границей контроль за его абонентами практически невозможен. Иностранные компании сведения о своих абонентах предоставляют крайне неохотно и тем более не оказывают содействия при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Так, например, сотрудничество компании Google, владеющей системой электронной почты Gmail, с российскими правоохранительными органами находится практически на нулевом уровне. Согласно собственному отчету компании за 2014 г. и первое полугодие 2015 г. от российских правоохранительных органов поступило более 200 запросов, из которых было удовлетворено чуть более 30. А в 2011 и 2012 г. из нескольких десятков российских запросов компанией не был удовлетворен ни один.

Аналогичная ситуация складывается и с различными системами голосовой и видеосвязи, которые предлагаются многочисленными операторами.

Самые распространенные системы - Skype (принадлежит Microsoft), Sipnet (Российский аналог Skype), Google Talk, Windows Live Messenger (Microsoft), TeamTalk, RaidCall, Viber, QIP 2012.

Например, представители компании Microsoft еще с 2012 г. заявляют о тесном сотрудничестве с российскими правоохранительными органами, однако большинство их ответов содержат следующее: «По запросу суда Skype может предоставить регистрационные данные и e-mail пользователя, историю финансовых трансакций за год, место нахождения абонентов телефонной сети общего пользования, говоривших с пользователем Skype. Компания не ведет централизованную запись голосовой почты. Звонки, сообщения и другие контакты между абонентами Skype не вносятся в бил-линг». Другими словами, Microsoft предоставляет только ограниченный объем сведений о клиентах.

В связи с этим существует объективная необходимость совершенствования правовой

базы борьбы с экстремизмом в сети Интернет на межгосударственном уровне.

В заключение остановимся на проблемах материально-технического обеспечения деятельности оперативных подразделений Центров по противодействию экстремизму, в чью компетенцию входит выявление и раскрытие преступлений экстремистского характера в сети Интернет.

Автоматизация мониторинга сети Интернет в целях выявления фактов использования ресурсов в интересах экстремистской и террористической деятельности по-прежнему остается нерешенной проблемой оперативных подразделений по противодействию экстремизму.

На данный момент в их распоряжении отсутствуют какие-либо автоматизированные системы поиска и мониторинга сайтов в сети Интернет, в связи с чем эта работа ведется оперативными сотрудниками с использованием стандартных технических средств путем поиска информации общедоступными средствами и визуального просмотра страниц сайтов.

Поиск и отслеживание проявлений экстремистской и террористической активности силами оперативных сотрудников подразделений по противодействию экстремизму «вручную» с использованием стандартных персональных компьютеров заведомо имеет серьезные ограничения по скорости, охвату и эффективности. Данная работа является трудозатратной и требует много времени, поэтому задача разработки и применения специальных поисковых и аналитических систем является сегодня актуальной и перспективной.

В настоящее время существует ряд аппаратно-программных решений, предназначенных для автоматического мониторинга сети Интернет, разработанных российскими производителями программного обеспечения. Однако в силу их дороговизны и других обстоятельств не все оперативные подразделения правоохранительных органов имеют возможности ими пользоваться.

Необходимо отметить, что в Краснодарском университете МВД России в 2015 г. установлен программно-аппаратный комплекс, позволяющий «мониторить» сеть Интернет, а также средства сотовой связи на предмет содержания в них материалов экстремистского характера.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что складывающаяся международная обстановка, внутриполитическая ситуация и тенденции развития информационно-телекоммуникационных технологий позволяют прогнозировать дальнейшее нарастание объемов использования информационных сетей в экстремистской и террористической деятельности.

111

Своевременное предотвращение и пресечение имеющихся угроз зависит от эффективности, систематичности и согласованности проводимых мероприятий, а также от

качества взаимодействия всех правоохранительных органов Российской Федерации и всех заинтересованных иностранных государств.

1. Стукалов В.В., Горбунов А.Н. Борьба с преступлениями террористической и экстремистской направленности на современном этапе // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2015. № 4(30).

2. Кубякин Е.О. Молодежный экстремизм в сети Интернет как социальная проблема // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 4.

3. Сундиев И.Ю., Смирнов А.А. Сети и терроризм // Аналитический доклад. 2015. URL: http://sartraccc.ru/i.php?filename=Pub%2F sundiev%2825-07-13%29.htm&oper=read_file#1 (дата обращения: 24.06.2016).

4. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г.) // Рос. газ. 2006. 29 июля.

5. Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации - ETS N 185: принята в Будапеште 23 нояб. 2001 г.

1. Stukalov V.V., Gorbunov A.N. Fight against crimes of terrorist and extremist orientation in modern times // Bull. of Krasnodar university of Russian MIA. 2015. № 4(30).

2. Kubyakin E.O. Youth extremism in the Internet as a social problem //Historical and socio-educational thought. 2011. № 4.

3. Sundiev I.Yu., Smirnov A.A. Networks and terrorism // Analytical report. 2015. URLhttp:?// sartraccc.ru/i.php?filename=Pub%2Fsundiev% 2825-07-13%29.htm&oper=read_file#1 (date of access: 24.06.2016).

4. On information, information technologies and information protection: fed. law d.d. July 27, 2006 № 149-FL (as amended on July 13, 2015) // Rus. newsp. 2006. July 29.

5. Convention on crime in the sphere of computer information - ETS N 185: adopted in Budapest on Nov. 23, 2001.

112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.