ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2014. №2(36)
УДК 34(091) (470.41)
К ВОПРОСУ О ПОШЛИНАХ В ВОЛЖСКОЙ БОЛГАРИИ
(IX - НАЧАЛО XIII ВВ.)
© А.Р.Мухамадеев
В статье рассматриваются пошлины, существовавшие в Волжской Болгарии домонгольского периода. В основном они были связаны с торговой деятельностью. Торговые пошлины были важной составляющей налоговой политики Волжской Болгарии. Другим распространенным видом пошлины была судебная пошлина.
Ключевые слова: волжские болгары, хазары, налоги, торговые пошлины, право торговли, право передвижения, судебные пошлины.
Помимо прямого (основного) налогообложения, в Волжской Болгарии практиковалось и косвенное налогообложение. К косвенным налогам в первую очередь относятся разнообразные пошлины. В средние века пошлинами назывались сборы, взимавшиеся государствами, городами, правителями и феодалами за пользование дорогами и мостами, а также за ведение судебных процессов, охрану порядка и выполнение других функций. Но наиболее распространенными были пошлины за въезд и передвижение по стране (княжеству, городу), а также сборы с торговцев, которые в то время зачастую оказывались отчаянными путешественниками (провоз товаров, право иметь склады, право устраивать рынки и т.д.).
Судя по источникам, в Волжской Болгарии также существовали различные формы пошлинного налогообложения - пошлины на экспорт, импорт, перевоз товаров, в том числе и рабов, через ее территорию. Учитывая, что булгары усердно и удачно торговали с соседними и отдаленными странами и народами, регулярное пополнение правительственной казны за счет торговых пошлин не вызывает сомнений.
Особо ценны сообщения современников о пошлинах с купеческих судов, проплывающих через территорию Волжской Болгарии. Так, Ибн Русте в «Книге драгоценных ожерелий», написанной в начале Х в. на основе материалов более раннего времени, дает известное сообщение о торговой пошлине булгарских правителей: «Когда приходят к ним мусульманские купеческие суда, то берут с них пошлину, десятую часть (товаров)» [1: 24]. О десятинной пошлине с торговых судов в пользу булгарского правителя упоминает и Гардизи [ цит. по 2: 32]. Известно, что в 913 г. укрепившееся булгарское государство наносит поражение русам-варягам, активизировавшимся на Волге, чем приостанавливает их экспансию на юго-восток. Часть русов продол-
жала торговлю по Волге, уплачивая правителю Булгарии пошлину, другая часть, по мнению И.Л.Измайлова, вливается в элиту булгарской знати [3: 41]. Свое утверждение о включении части варягов в социальную структуру булгар -ского общества исследователь основывает на примере археологических материалов из Балы-мерских курганов [4: 54].
Красочное описание того, как булгарский правитель использовал свои права по взиманию пошлин от торговли по речному пути, мы видим у Ибн Фадлана: «Если прибудет корабль из страны «славян», то царь выедет верхом и пересчитает то, что в нем [имеется], и возьмет из всего его десятую часть. А если прибудут русы или какие-нибудь другие [люди] из прочих племен с рабами, то царь, право же, выбирает для себя из каждого десятка голов одну голову» [5: 140 -141].
Взимание строго установленных размеров пошлин булгарами говорит не только об их прочном утверждении к этому времени в Среднем Поволжье, но и о возможном начале самостоятельной налоговой политики Волжской Болгарии. Сообщения арабо-персидских ученых и путешественников позволяют, по мнению исследователей, показать примерное время, когда Волжская Болгария становится активным посредником в торговле Восточной Европы и Востока. Ибн Хордадбех в «Книге путей и государств» (846 - 885) приводит любопытное сообщение о русских купцах, которые «привозят бобровые меха, меха черных лисиц и мечи к берегу Румского моря, где они дают десятую часть византийскому императору. Иногда они на кораблях ходят по реке славян (т.е. Волге) и проезжают по заливу Хазарской столицы (Итиля), где они платят десятую часть царю страны. Оттуда они отправляются в Каспийское море и выходят на берег, где им угодно... Иногда они возят свой товар на верблюдах до Багдада» [1: 158].
В этом сообщении примечательно то, что упоминание роли Волжской Болгарии в качестве торгового пункта и посредника вовсе отсутствует. Как предположил Б.Н.Заходер, в IX в. производилось определение длины волжского русла от Итиля до Булгара, сохранившегося в составе восточноевропейских маршрутов [2: 103]. Сопоставляя эти данные с приведенными сообщениями Ибн Русте, написанными на основе материалов IX века, Р.М.Валеев делает вывод, что где-то в конце IX - начале X века булгары начинают взимать торговую пошлину с купеческих судов. Еще во время существования Хазарского каганата, хотя и не сразу, Волжская Болгария становится центром посреднической торговли между Востоком и Русью. Включение Волжской Болгарии в IX веке в систему трансъевропейской транзитной торговли привело к тому, что развитие товарно-денежных отношений ускоряется. Исчезновение Хазарского каганата из политической карты мира во второй половине Х века обусловило то обстоятельство, что роль Волжской Болгарии как центра транзитной торговли еще больше увеличивается [6: 114-118; 7: 36; 8: 196].
Дальнейшее расширение торговых путей, включение Волжской Болгарии в международную транзитную торговлю послужили мощным источником обогащения государства не только за счет собственно торговли, но и благодаря налогам и пошлинам, сопутствующим ей. Кроме заинтересованности в пошлинах с иностранных купцов, появилась потребность в увеличении количества и улучшения качества собственных товаров для их реализации, что гарантировало наличие большего количества избыточного продукта, чем этого требовал внутренний рынок. Автоматически рос объем внутренних налогов, приводивший к обогащению государственной казны и усилению централизованной власти.
В мусульманской Волжской Болгарии, как и в раннеболгарский период развития, косвенные налоги в основном состояли из разнообразных пошлин, связанных с торговой деятельностью. Несомненно, булгары сохранили за собой право взимать торговые пошлины с купеческих речных судов, прибывающих к ним (или проплывающих через них), о которых сообщал еще Ибн Фадлан. Более того, окончание хазарского владычества дало возможность булгарскому правительству взять под свой контроль торговую деятельность на широких просторах Поволжья и Приуралья, что отражалось и на государственной казне, интенсивно пополняющейся за счет торговых пошлин.
Изначально выбор опорных пунктов, мест постоянного жительства на вновь осваиваемых
территориях зависел от природно-географичес-ких условий региона, учитывались их потенциальные возможности стать естественной защитой для жителей и удобства для развития торговли. Так, появление Елабужского (Чертово) городища, наряду с защитными преимуществами местности, было обусловлено близостью к нему вос-точнофинских (древнеудмуртских) земель, переправы через Каму, за которой начиналась территория обитания угорского населения, и возможностью контролировать реку Тойму. Военно-политические и торговые интересы волжских болгар, взявших в свои руки т.н. «хазарскую торговлю», требовали, прежде всего, контроля над переправой, Камским торговым путем и р. Той-мой, по которой осуществлялись контакты с финно-пермским миром. Поэтому возникшее на рубеже X-XI вв. на высоком мысу правого берега Камы новое булгарское поселение исследователи рассматривают прежде всего как военно-административный и торговый центр [9: 28-29; 10: 50-51]. Подобные пункты, особенно те, которые располагались на водном пути, в силу своего расположения могли становиться центрами как сбора дани с местного населения, о чем говорилось ранее, так и пунктами уплаты торговых пошлин с купцов, Не миновали пошлин и сухопутные торговцы. Здесь уместно будет вспомнить упомянутое нами ранее коми-пермяцкое предание о Пере и его путешествии в Нижнее Прикамье и уплате им торговой пошлины булгарскому феодалу [7: 53].
С развитием международной торгово-экономической деятельности выявляется необходимость более четко и детально устанавливать правила и объемы внешних торговых пошлин. Также появилась необходимость упорядочить предпринимательство как своих купцов в других странах, так и иноземных торговцев в Волжской Болгарии. В случае булгаро-русских взаимоотношений они могли регулироваться в рамках мирных (торговых) договоров между двумя государствами. Так, об известном булгаро-русском мирном торговом договоре между Владимиро-Суздальской Русью и Волжской Болгарией В.Н.Татищев, использовавший для своего труда не дошедшие до нас исторические источники, писал: «И оные учинили мир на 6 лет, купцам ездить в обе стороны с товары не возбранно и пошлину платить по уставу каждого града безобидно; (бродникам) рыболовам ездить с обе стороны до межи; и иметь любовь и мир, пленников всех освободить; а буде будет разпря, судить, съехався судиам от обоих на меже» [11: 225]. В данном случае речь идет не только об обязанности купцов уплачивать пошлины за пра-
во торговать в целом, но «по уставу каждого града безобидно», т.е. и пошлины на въезд и передвижение, право торговать в отдельно взятых городах и населенных пунктах.
На наш взгляд, таможенные пошлины в тот период далеко не всегда уплачивались на государственных границах Руси и Волжской Болгарии, где могли взиматься пошлины за провоз товаров. Кроме внешних, функционировало множество других, внутренних пошлин, где иноземные купцы наряду с булгарскими могли заплатить положенные пошлины, связанные с торговой деятельностью. Это видно и из сообщений, приведенных В.Н.Татищевым.
Пошлины могли быть разными, исходя из особенностей и сложившихся торговых традиций конкретной области или населенного пункта, например: за право торговать в целом, за право устраивать рынки, за право торговать в определенных местах, за право иметь или пользоваться складами, за право торговать определенными товарами, за право провоза товаров через территорию и т.д. В целом принципы и формы взимания торговых пошлин вряд ли изменились по сравнению с более ранним периодом развития Волжской Болгарии, другое дело, существенно возросли их роль в торгово-экономической жизни государства и объемы, что непосредственно отражалось на благосостоянии государства.
Кроме торговых пошлин, в булгарском обществе существовали и другие пошлины, о чем, к сожалению, источники нам не сообщают. Одним из таковых могли быть подношения за исполнение посреднических и судебных функций. В языческом обществе роль судей исполняли жрецы и другие уважаемые в обществе люди, которые за свои услуги брали определенную плату. Так, Ахмед ибн Фадлан по пути в Волжскую Болгарию наблюдал уголовный суд у тюрок. Суд вершил глава родовой группы - кюзеркин, являющийся заместителем «ябгу». После недолгого судебного процесса кюзеркин получил четыреста овец за то, что снял с обвиняемого наказание и разрешил ему уехать из страны [5: 127]. Конечно, судебные пошлины не были такими баснословными. Огромная плата, судя по сведениям Ибн Фадлана, была определена тяжестью преступления, которое было несвойственно тюркам, а также тем, что обвиняемый являлся иноземцем.
Ислам принес в Волжскую Болгарию и упорядоченную систему судопроизводства со своими нормами регулирования семейно-наследст-венных, уголовно-правовых и др. отношений. Шариат регулировал практически все стороны жизни мусульманина, поэтому авторитет много-
численных кадиев и знатоков исламского права, названных в источниках, был очевиден. Несмотря на отсутствие прямых указаний на этот счет, не оставляет сомнений факт наличия положенных пошлин, уплачиваемых в пользу государства и суда (кадиев) при разрешении спорных вопросов, судебных тяжб. Кроме того, кади исполняли множество обязанностей, свойственных чиновническим (например, нотариусов, контролеров и т.д.) [12: 119].
При этом, вероятно, установленных шариатом или законом размеров пошлин не существовало, что практиковалось в мусульманских странах. С актов нотариального характера по вопросам купли-продажи имущества, раздела наследства, совершения долгосрочных обязательств и взысканий по ним, регистрации брачных и разводных дел, рождений и смертей кади устанавливали относительную плату, включая в нее свой интерес. Штрафы, налагаемые населению, также предусматривали в пользу кади определенные проценты.
Таким образом, основными видами косвенных налогов в Волжской Болгарии были пошлины, связанные с торговой деятельностью. Торговые пошлины существенно пополняли государственную казну. После гибели Хазарского каганата важными торговыми путями, которые обрастали пунктами взимания пошлин, и связями завладела Волжская Болгария. Международная торговля была тесно связана с регулированием пошлин, уплачиваемых булгарами в других странах, а также иноземцами в Булгарии. Существовали и другие пошлины, например, судебные, которые взимались в пользу государства с отчислением определенной суммы судьям (кадиям).
1. Хвольсон Д.А. Известия о хозарах, буртасах, болгарах, мадъярах, славянах и руссах Абу-Али Ахмеда бен Омара ибн Даста. - СПб: Тип. Импер. Академии наук, 1869. - 200 с.
2. Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Том II. Булгары, мадьяры, народы Севера, печенеги, русы, славяне. - М.: Наука, 1967. - 213 с.
3. Измайлов И.Л. Великий Волжский путь и распространение ислама в Поволжье // Великий волжский путь: История формирования и культурное наследие. Материалы III этапа Междунар. науч.-практич. конф. Часть II. - Казань: Ин-т истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2004. - С. 36 - 39.
4. Измайлов И.Л. Торговля Волжской Болгарии со странами Востока и принятие ислама булгарами // Великий волжский путь. История формирования и культурное наследие. Материалы III этапа Междунар. науч.-практич. конф. Часть II. - Казань:
Институт истории им.Ш.Марджани АН РТ, 2004. - С. 50 - 54.
5. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Статьи, переводы и комментарии. - Харьков: Изд-во Харьков. гос. ун-та, 1956. - 348 с.
6. Полубояринова М.Д. Русь и Волжская Болгария в Х^У вв. - М.: Наука, 1993. - 124 с.
7. Валеев Р.М. Волжская Булгария: Торговля и денежно-весовые системы IX - начала XIII веков. -Казань: Изд-во «Фест», 1995. - 159 с.
8. Хузин Ф.Ш. Булгарский город в Х - начале XIII вв. - Казань: Изд-во «Мастер-Лайн», 2001. -480 с.
9. Нигамаев А.З., Хузин Ф.Ш. Древняя Алабуга и проблемы ее возникновения // Древняя Алабуга. -Елабуга, 2000. - С. 7 - 55.
10. Нигамаев А.З. Население восточного Предкамья в домонгольскую эпоху // Научный Татарстан. -2009. - № 2. - С. 49 - 64.
11. Татищев В.Н. История Российская. Т. III. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1964. - 338 с.
12. Мухамадеев А.Р. Право Волжской Болгарии. Часть 1. Преступления и наказания, правосудие. -Казань: Ин-т истории им.Ш.Марджани АН РТ, 2013. - 144 с.
ON THE ISSUE OF DUTIES IN VOLGA BULGARIA (THE 9TH-13TH CENTURIES)
A.R.Muhamadeev
The article deals with the duties that existed in Volga Bulgaria of the pre-Mongol period. They were mostly connected with trading activities. Trade duties were an important component of Volga Bulgaria's tax policy. Another common type of a duty was legal costs.
Key words: Volga Bulgarians, Khazars, taxes, trade duties, right to trade, right to travel, legal costs.
1. Hvol'son D.A. Izvestija o hozarah, burtasah, bolgarah, mad#jarah, slavjanah i russah Abu-Ali Ahmeda ben Omara ibn Dasta. - SPb: Tip. Imper. Akademii nauk, 1869. - 200 s.
2. Zahoder B.N. Kaspijskij svod svedenij o Vostochnoj Evrope. Tom II. Bulgary, mad'jary, narody Severa, pechenegi, rusy, slavjane. - M.: Nauka, 1967. -213 s.
3. Izmajlov I.L. Velikij Volzhskij put' i rasprostranenie islama v Povolzh'e // Velikij volzhskij put': Istorija formirovanija i kul'turnoe nasledie. Materialy III jetapa Mezhdunar. nauch.-praktich. konf. Chast' II. -Kazan': In-t istorii im.Sh.Mardzhani AN RT, 2004. -S. 36-39.
4. Izmajlov I.L. Torgovlja Volzhskoj Bolgarii so stra-nami Vostoka i prinjatie islama bulgarami // Velikij volzhskij put'. Istorija formirovanija i kul'turnoe nasledie. Materialy III jetapa Mezhdunar. nauch.-praktich. konf. Chast' II. - Kazan': Institut istorii im.Sh.Mardzhani AN RT, 2004. - S. 50-54.
5. Kovalevskij A.P. Kniga Ahmeda ibn-Fadlana o ego puteshestvii na Volgu v 921-922 gg. Stat'i, perevody
i kommentarii. - Har'kov: Izd-vo Har'kov. gos. un-ta, 195б. - 348 s.
б. Polubojarinova M.D. Rus' i Volzhskaja Bolgarija v
H-XIV vv. - M.: Nauka, 1993. - 124 s. Т. Valeev R.M. Volzhskaja Bulgarija: Torgovlja i denezhno-vesovye sistemy IX - nachala XIII vekov.
- Kazan': Izd-vo «Fest», 1995. - 159 s.
S. Huzin F.Sh. Bulgarskij gorod v H - nachale XIII vv.
- Kazan': Izd-vo «Master-Lajn», 2001. - 480 s.
9. Nigamaev A.Z., Huzin F.Sh. Drevnjaja Alabuga i problemy ee vozniknovenija // Drevnjaja Alabuga. -Elabuga, 2000. - S. Т-55.
10. Nigamaev A.Z. Naselenie vostochnogo Predkam'ja v domongol'skuju jepohu // Nauchnyj Tatarstan. -2009. - № 2. - S. 49-б4.
11. Tatishhev V.N. Istorija Rossijskaja. T. III. - M.; L.: Izd-vo AN SSSR, 19б4. - 338 s.
12. Muhamadeev A.R. Pravo Volzhskoj Bolgarii. Chast' 1. Prestuplenija i nakazanija, pravosudie. - Kazan': In-t istorii im.Sh.Mardzhani AN RT, 2013. - 144 s.
Мухамадеев Алмаз Раисович - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории им.Ш.Марджани АН РТ.
420014, Россия, Казань, Кремль, подъезд 5 E-mail: [email protected]
Mukhamadеev Almaz Raisovich - PhD in History, Senior Researcher, Institute of History named after Sh.Marjani, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan.
5th Entrance, Kremlin, Kazan, 420014, Russia E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 18.02.2014