Научная статья на тему 'Особенности развития торговли начального периода истории Волжской Болгарии: о некоторых параллелях с русским купечеством'

Особенности развития торговли начального периода истории Волжской Болгарии: о некоторых параллелях с русским купечеством Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
549
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЖСКИЕ БОЛГАРЫ / НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД / ТОРГОВЛЯ / ФИННО-УГРЫ / НАРОДЫ СЕВЕРА / РАЗБОЙ / ТОРГОВОЕ ПИРАТСТВО / МЕНОВАЯ ТОРГОВЛЯ / VOLGA BULGARIANS / INITIAL PERIOD / TRADE / NORTH PEOPLE / TRADE PIRACY / FINNO-UGRIC ETHNOSES / BRIGANDAGES / BARTER TRADE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Валеев Р. М., Мухамадеев А. Р.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с торговыми взаимоотношениями в Волжской Болгарии доисламского периода. По мнению авторов статьи, основной спецификой торговли волжских болгар этого этапа истории было торговое пиратство. Оно проявлялось в отношении многочисленных племен и народов финно-угорского мира и севера. Позже торговый разбой сменяется более честными способами торговых отношений скупкой, меновой и немой торговли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the initial period history of the development trade of Volga Bulgaria: about some parallels with Russian merchants

The article discusses issues related with trade relations in Volga Bulgaria in the pre-Islamic period. According to the authors, the main specificity of trade of Volga Bulgarians in this stage of history was trade piracy. It manifests itself in relation numerous tribes and Finno-Ugric ethnoses and north. Later, trade brigandages replaced more honest ways of trade relationsbuying up, barter and dumb trade

Текст научной работы на тему «Особенности развития торговли начального периода истории Волжской Болгарии: о некоторых параллелях с русским купечеством»

УДК 34(091) (470.41)

Р.М.Валеев, А.РМухамадеев

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ НАЧАЛЬНОГО ПЕРИОДА ИСТОРИИ ВОЛЖСКОЙ БОЛГАРИИ: О НЕКОТОРЫХ ПАРАЛЛЕЛЯХ С РУССКИМ КУПЕЧЕСТВОМ.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с торговыми взаимоотношениями в Волжской Болгарии доисламского периода. По мнению авторов статьи, основной спецификой торговли волжских болгар этого этапа истории было торговое пиратство. Оно проявлялось в отношении многочисленных племен и народов финно-угорского мира и севера. Позже торговый разбой сменяется более честными способами торговых отношений - скупкой, меновой и немой торговли.

Ключевые слова: Волжские болгары, начальный период, торговля, финно-угры, народы севера, разбой, торговое пиратство, меновая торговля.

R.M.Valeev, A.R.Mukhamadeev FEATURES OF THE INITIAL PERIOD HISTORY OF THE DEVELOPMENT TRADE OF VOLGA BULGARIA: ABOUT SOME PARALLELS WITH RUSSIAN MERCHANTS.

The article discusses issues related with trade relations in Volga Bulgaria in the pre-Islamic period. According to the authors, the main specificity of trade of Volga Bulgarians in this stage of history was trade piracy. It manifests itself in relation numerous tribes and Finno-Ugric ethnoses and north. Later, trade brigandages replaced more honest ways of trade relations- buying up, barter and dumb trade.

Keywords: Volga Bulgarians, initial period, trade, Finno-Ugric ethnoses, north people, brigandages, trade piracy, barter trade.

Историю развития торговли и товарно-денежных отношений Волжской Болгарии IX - начала XIII в. принято условно разделять на два периода, в известной мере совпадающие с общей периодизацией булгарской истории. Первый период охватывает время с IX - до начала XI в., второй включает в себя, так называемый, «безмонетный» этап товарно-денежного обращения (XI в. до 1236 г.) [1, с.24-25]. Первый период охватывает и рассматриваемый нами доисламский отрезок истории Волжской Болгарии.

Важнейшей составной частью политики ранней Волжской Болгарии, как и всякого государства на стадии становления, было упорядочение времени, места и организации торговли. Письменные источники и археологические материалы довольно скудно освещают этот вопрос, что не позволяет дать полную картину форм торговых взаимоотношений. На развитие форм торговли Волжской Болгарии в IX - первой половины X в. значительное влияние оказывал характер складывающегося раннефеодального способа производства -господства натурального хозяйства над простым товарным производством, определенная узость внутреннего рынка, поиски рынков сбыта, строгая регламентация торговли. Вместе с тем, учитывая, что булгары являлись пришлым народом Среднего Поволжья, становление торговли могло, и должно было иметь свои особенности. В частности, мы не исключаем возможную роль в становлении торговли в Среднем Поволжье в VIII - IX вв. торгового пиратства со стороны волжских болгар.

Подобное явление было не редкостью для средневековой торговли, в т.ч. для русского купечества. По мнению исследователей, внешняя торговля в ранний период русской истории, например, была также тесно связана с пиратством. С.М. Соловьев полагал, что «варяг являлся на известный берег под видом торговца и действительно начал торговать с жителями; но при первом удобном случае из купца он становился пиратом и грабил тех, с которыми прежде вел мену» [2, с.242]. Его мнение разделял А.И.Никитский, который повествуя о начале торговых отношений новгородцев и скандинавов писал: «Очень часто случалось, что в одних и тех же лицах соединялись промыслы и пирата, и купца; нередко случалось, что участники одной и той же кампании грабили в одном месте и торговали в другом» [3, с.28]. Первые отношения варягов с народами Кавказа и Востока тоже отличались враждебностью и ограничивались разбойничьими набегами, «но и здесь, как и в Византии, разбой шел рука об руку с торговлею, из разбойника вырастал купец» [4, с.26].

М.Н. Покровский доказывал, что главной целью первых киевских князей до середины XII века был захват челяди - рабов, составлявших основной предмет торговли с Византией и Востоком. По словам исследователя, известия ибн-Русте о том, что русские купцы производят набеги на славян и затем продают их в рабство хазарам и булгарам лишь реалистическое описание действительности, обычное дело того времени. С социальной обстановкой, которая должна была складываться около «разбойничьей» торговли IX - X вв. арабы были знакомы еще лично. М.Н. Покровский утверждает, что «разбойничья» торговля предшествовала меновой и что каждый купец в древний период был военным человеком, отправляясь за товаром «по обычаю брал с собой меч», а «товар был военной добычей, и место хранения товара, соответственно, было военным лагерем». Подобное совмещение торгового склада с казармой держалось очень упорно, долгое время после того, как если не первоначальное добывание «товара», то по крайней мере его дальнейшие передачи совершались уже в мирных, легальных формах [5, с.137-143].

Схожим было отношение к русскому купечеству и у В.О. Ключевского. Как утверждал ученый, ряд воинственных морских набегов варягов на черноморские и каспийские берега, закрывшие собой в первой половине IX в. мирные торговые сношения русских городов прежнего времени, имел тесную связь с этими сношениями: то были вооруженные рекогносцировки русского купечества с целью прочистить засорившиеся пути русской торговли и открыть доступ к приморским рынкам. При этом, бродячие варяжские искатели торговых барышей, хороших кормов за военные услуги или военные добычи, перебивали друг у друга ратных людей,

доходные города, выгодные торговые пути. По словам В.О.Ключевского, «эта же торговая Русь производит набеги на славян, подъезжает к ним на кораблях, высаживается, забирает их в плен, отвозит к хозарам и болгарам и продает там». Как считал исследователь, киевский князь, его родня и бояре были тогда главными русскими купцами, посылавшими со своими агентами торговые корабли в разные страны [6, с.31-34].

Подобных подходов придерживались и другие историки. Так, по мнению И.Д. Беляева торговля княжескими товарами носила характер службы или повинности и производилась княжескими «приставами-купчинами, или выборными от общества купцами» [7, с.198]. А.Е. Пресняков допускал саму возможность «торгового» происхождения древнерусских городов лишь в результате энергичного стремления варягов к поволжским, прикаспийском и черноморским рынкам [8, с.66].

Это мнение подтверждает и пример приведенный Ш.Марджани, из сообщений ал-Масуди. Он писал: «В 300 г. (912г.) русские воины погрузились на пятьсот кораблей по пятьсот человек на каждом, спустились по реке хазар до моря Нитыш, когда же береговая охрана хазар отказалась их пропускать, они заключили с каганом договор о том, что поделятся с ним половиной награбленного за то, что он пропустит их в море Нитыш. Получив разрешение царя, они отправились в путь, переплыв на другой берег моря, они начинают грабить мусульманские провинции Джаел, Дилемм, Табаристан, Абскун, Джурджан, проливают очень много крови и захватывают пленников. По возвращении они, согласно договору, отдают половину награбленного кагану и отправляются домой...» [9, с.82].

Весьма важным направлением экономических отношений Волжской Болгарии была торговля с ближними и дальними соседями - огромным финно-угорским миром. В том, что не всегда отношения между булгарами и их соседями носили мирный характер, сомневаться не приходится. Как считают историки, археологические материалы и письменные источники позволяют уверенно говорить об этнических взаимопроникновениях, военных набегах и походах, в которые были втянуты различные местные племена и булгары. Они находились на различных стадиях социально-экономического и политического развития, а это в конечном итоге сказывалось на их взаимосвязях, в том числе и торговых [1, с.44].

Очевидно, что изначально булгарские купцы также были выходцами из княжеских и знатных родов, их окружения, дружинников. Не исключено, что при переселении булгар в Среднее Поволжье в VПHX покорение местных финно-угорских и прибывших ранее в этот регион тюркских племен шло рука об руку с разбоем, прикрытым торговлей. Разношерстность местных племен, как правило, не родственных, давало булгарам моральное право относиться не совсем честно по отношению к ним и «торговать» по своим правилам.

Исходя из общих тенденций развития торговли раннего средневековья, с уверенностью можно предположить об изначально военном характере развития торговли волжских болгар. В тот период торговые операции и экспедиции не могли организовывать мирные люди, не имеющие возможности защитить и охранять свои товары. Первыми торговлю организовывали и вели булгарские князья и их приближенные, наделенные властью и имеющие под своим началом вооруженные отряды. Со временем булгарские купцы-воины совмещая торговлю с силовыми методами захватили рынки Среднего Поволжья. И в более поздний период, когда купцы начали выделяться в отдельное сословие, ни один торговый караван или экспедиция не обходились без вооруженного сопровождения. Ко времени визита Ибн Фадлана ближайшие границы внешней торговли булгар отодвинулись от районов, населенных финно-уграми и вышли к народам Севера, славянам на западе.

Вместе с тем, исторических сведений о масштабном завоевании местных народов силой оружия не имеется, что может свидетельствовать о более хитроумной стратегии булгар по отношению к ним, проявлявшейся в регулярных поборах, в целях дальнейшей торговли на других рынках, завуалированных политикой мирного сосуществования. Со временем подобные поборы, надо думать, упорядочились, видоизменились и разделились на собственно торговлю и налоги в пользу булгарских феодалов и государства.

В дальнейшем, булгарские князья и наместники получили право получать с инородных подданных дань, а купцы выгодно торговать. В отношении древних марийцев, например, принято считать, что в их крае булгарские торговцы становились основными скупщиками пушнины [10, с.50]. В данном случае, булгарские купцы представляются уже не купцами-разбойниками, а обычными скупщиками, и даже выгодными партнерами.

После выявления природных ресурсов новых земель и территорий, возможностей аборигенных племен в части товарообмена, точек и рынков торговли, видов и количества товаров, на смену разбойничьему способу приходят более мягкие и долгосрочные, взаимовыгодные формы торговли. Основной из таковых форм становится меновая торговля, которая велась практически со всеми окружающими булгар народами: русами, славянами, хазарами, финно-угорскими племенами, народностями севера.

В общем, меновая, а в особенности немая торговля изначально предполагает честность и равноценность товаров, несмотря на субъективность в их оценке. По правилам этой операции торговец должен передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой. В данном случае, как булгары, так и их партнеры могли рассчитывать только на взаимную порядочность и сложившиеся торговые традиции. Даже единичный случай обмана или мошенничества мог привести к прекращению обмена с тем или другим племенем, народностью. Тем более, что булгары не могли предпринять на северных землях полномасштабные военные акции, предполагающие прямые вассально-даннические отношения из-за холодного климата, разбросанность и труднодоступность населенных пунктов северных народов.

Исходя из этих обстоятельств становится понятно, что прямая колонизация этих краев была просто невозможна. Однако, наличие товаров, приносящих на других рынках баснословные прибыли создавала необходимость постоянных связей с северными народностями. В этом плане булгарскам купцам было

достаточным политического и экономического влияния их государства на соседние северные народы, гарантировавшего монополию на торговлю с ними. Учитывая, что территории со сферой влияния Волжской Болгарии непосредственно граничили с массой северных племен, для монополии в торговле с ними были нужны всего несколько основных факторов. Во-первых, это - наличие у булгарских купцов товаров, необходимых для жизнедеятельности в северных условиях; во-вторых, навыки и приспособления по поставке товаров до места назначения, и наоборот, их доставке на родину; в-третьих, категорическое недопущение на эти рынки конкурентов из других стран.

Быстрое завоевание волжскими болгарами рынка меновой торговли можно объяснить и их торговыми навыками, накопившимся опытом в период Хазарского каганата. Монеты практически не использовались хазарами, очевидно, предпочитавшими меновую сделку. Гардизи передавал о торговле с булгарами: «И хазары ведут с ними обмен и приезжают для торговли, и русы таким же образом; торговля их все соболь, горностай и серая белка» [11, с.30]. Впрочем, некоторые ученые полагают, что мелкой разменной единицей для хазар в подобной торговле могли быть бусы [12, с.55].

Перемещение товаров на значительные расстояния, бездорожье, пересечение безлюдных и приграничных районов, территорий, населенных не всегда дружелюбными племенами побуждали купцов к кооперации, коллективной защите от воровства, откровенных грабежей и разбоев. Поэтому основной объем торговли, как сухопутной, так и морским путем осуществлялся караванами или целыми флотилиями судов. Как указывал Г.В. Вернадский, караваны способствовали созданию купеческих объединений, полезных во многих отношениях, например, в общей защите купеческих прав и регулировании уровня пошлин и налогов [13, с.133]. Кроме того, купцам совместными усилиями было легче и дешевле нанять вооруженное сопровождение, состоящее из профессиональных воинов.

Итак, мы можем предположить, что основной особенностью начального периода развития торговли волжских болгар был разбой, прикрытый торговлей. Это обстоятельство объединяет булгарских торговцев с русским купечеством. Булгарское переселение на Среднюю Волгу сопровождалось с торговой экспансией. Позже между булгарами и местным населением складываются торговые отношения в более мягкой форме. Широко распространяется меновая (немая) торговля, скупка товаров у аборигенного населения и т.д.

Литература

1. Валеев Р.М. Торговля в Поволжье и Приуралье в IX -начале ХУвв. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. докт. ист. наук. - Казань, 2011. - 50 с.

2. Соловьев С.М._Сочинения: В 18 кн. Кн. 1. История России с древнейших времен. Т. 1-2. - М.: Голос, 1993 - 768 с.

3. Никитский А.И._История экономического быта Великого Новгорода. - М.: Университетская типография. Страстной бульвар, 1893. - 325 с.

4. Мацнев Д.В. Проблемы правового регулирования внешней торговли в Древней Руси с IX по XII в. // История государства и права. - 2008. - №2. - С. 26-27.

5. Покровский М.Н. Избранные произведения. Книга 1. Русская история с древнейших времен. - М.: «Мысль», 1966. - 726 с.

6. Ключевский В.О. Боярская Дума Древней Руси. -Петербург: Литературно-издательский отдел Народного комиссариата по просвещению, 1919. - 545 с.

7. Беляев И.Д. Лекции по истории русского законодательства. - М.: Типо-литография С.А.Петровского и Н.П. Панина, 1938. - 735 с.

8. Пресняков АЕ. Лекции по русской истории. -Государственное социально-экономическое издание, 1939. -248 с.

9. Марджани Ш. Извлечение вестей о состоянии Казани и Булгара (Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар). Часть I. - Казань: Издательство "Фэн" АН РТ, 2005. -255 с.

10. Очерки истории Марийской АССР. - Йошкар-ола: МарНИИ, 1965. - 364 с.

11. Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Том II. Булгары, мадьяры, народы Севера, печенеги, русы, славяне. - М.: Изд-во «Наука». Гл. ред. вост. лит-ры, 1967. - 213 с.

12. Плетнева С.А. Хазары. - М.: Изд-во «Наука», 1976. -

93 с.

13. Вернадский Г.В._Киевская Русь. - Тверь: ЛЕАН, М.: АГРАФ, 1996. - 448 с.

1. Valeev R.M. Torgovlja v Povolzh'e i Priural'e v IX - nachale XVvv. Avtoreferat diss. na soisk. uch. step. dokt. ist. nauk. -Kazan', 2011. - 50 s.

2. Solov'ev S.M. Sochinenija: V 18 kn. Kn. 1. Istorija Rossii s drevnejshih vremen. T. 1-2. - M.: Golos, 1993 - 768 s.

3. Nikitskij A.I. Istorija jekonomicheskogo byta Velikogo Novgoroda. - M.: Universitetskaja tipografija. Strastnoj bul'var, 1893. - 325 s.

4. Macnev D.V. Problemy pravovogo regulirovanija vneshnej torgovli v Drevnej Rusi s IX po XII v. // Istorija gosudarstva i prava. - 2008. - №2. - S. 26-27.

5. Pokrovskij M.N. Izbrannye proizvedenija. Kniga 1. Russkaja istorija s drevnejshih vremen. - M.: «Mysl'», 1966. - 726 s.

6. Kljuchevskij V.O. Bojarskaja Duma Drevnej Rusi. -Peterburg: Literaturno-izdatel'skij otdel Narodnogo komissariata po prosveshheniju, 1919. - 545 s.

7. Beljaev I.D. Lekcii po istorii russkogo zakonodatel'stva. -M.: Tipo-litografija S.A.Petrovskogo i N.P. Panina, 1938. -735 s.

8. Presnjakov A.E. Lekcii po russkoj istorii. - Gosudarstvennoe social'no-jekonomicheskoe izdanie, 1939. - 248 s.

9. Mardzhani Sh. Izvlechenie vestej o sostojanii Kazani i Bulgara (Mustafad al-ahbar fi ahvali Kazan va Bulgar). Chast' I. - Kazan': Izdatel'stvo "Fjen" AN RT, 2005. - 255 s.

10. Ocherki istorii Marijskoj ASSR. - Joshkar-ola: MarNII, 1965. - 364 s.

11. Zahoder B.N. Kaspijskij svod svedenij o Vostochnoj Evrope. Tom II. Bulgary, mad'jary, narody Severa, pechenegi, rusy, slavjane. - M.: Izd-vo «Nauka». Gl. red. vost. lit-ry, 1967. - 213 s.

12. Pletneva S.A. Hazary. - M.: Izd-vo «Nauka», 1976. - 93 s.

13. Vernadskij G.V. Kievskaja Rus'. - Tver': LEAN, M.: AGRAF, 1996. - 448 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.