Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОРЯДКЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА'

К ВОПРОСУ О ПОРЯДКЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
164
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ / ГРАЖДАНСКИЙ ОБОРОТ / КОМПЕТЕНЦИЯ / СОБСТВЕННОСТЬ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / ТОРГИ / АУКЦИОН / ДОГОВОР АРЕНДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шайдуллина Венера Камилевна

Задача. Цель исследования заключается в изучении воли законодателя и судебной практики по вопросу возврата и обмена товаров надлежащего качества при дистанционном способе торговли. Модель. В настоящей статье рассматривается порядок заключения договора аренды земельного участка. Также проведен обзор особенностей обмена и возврата товаров надлежащего качества, купленных дистанционным способом. Анализируется законодательный процесс по регулированию договора аренды земельного участия. Кратко рассмотрены правовые позиции судебных инстанций по вопросу. Выводы. В ходе исследования выявлены определенные особенности, присущие договору аренды земельного участка, заключенному по итогам торгов (аукциона). Договору аренды земельного участка отводится важная роль в развитии и совершенствовании имущественных и земельных отношений. Данный договор способствует формированию правовой связи между участниками и объектами имущественного оборота, а также выступает в качестве правового средства для обеспечения охраны земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Договор аренды заключается в письменной форме, а порядок заключения договора и предшествующие этому процедуры зависят от того, с какой целью заключается конкретный договор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE PROCEDURE FOR CONCLUDING A LEASE AGREEMENT FOR A LAND PLOT

Task. The purpose of the study is to study the features of the legal regulation of concluding lease agreements for a land plot based on the results of an auction (tendering). Model. This article discusses the procedure for concluding a land lease agreement. We also reviewed the features of exchange and return of goods of good quality purchased remotely. The legislative process for the regulation of the land share lease agreement is analyzed. The legal positions of the courts on the issue are briefly considered. Conclusion. During the study, certain features inherent in the lease agreement for a land plot concluded because of the auction (auction) were revealed. The land lease agreement is assigned an important role in the development and improvement of property and land relations. This agreement contributes to the formation of a legal link between the participants and objects of property turnover, and acts as a legal means to ensure the protection of land plots in state and municipal ownership. The lease agreement is concluded in writing, and the procedure for concluding the agreement and the preceding procedures depend on the purpose for which a specific agreement is concluded.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОРЯДКЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА»

8.5. К вопросу о порядке заключения договора аренды земельного участка

©Шайдуллина В. К. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация e-mail: VKShajdullina@fa.ru

Аннотация. Задача. Цель исследования заключается в изучении воли законодателя и судебной практики по вопросу возврата и обмена товаров надлежащего качества при дистанционном способе торговли. Модель. В настоящей статье рассматривается порядок заключения договора аренды земельного участка. Также проведен обзор особенностей обмена и возврата товаров надлежащего качества, купленных дистанционным способом. Анализируется законодательный процесс по регулированию договора аренды земельного участия. Кратко рассмотрены правовые позиции судебных инстанций по вопросу. Выводы. В ходе исследования выявлены определенные особенности, присущие договору аренды земельного участка, заключенному по итогам торгов (аукциона). Договору аренды земельного участка отводится важная роль в развитии и совершенствовании имущественных и земельных отношений. Данный договор способствует формированию правовой связи между участниками и объектами имущественного оборота, а также выступает в качестве правового средства для обеспечения охраны земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Договор аренды заключается в письменной форме, а порядок заключения договора и предшествующие этому процедуры зависят от того, с какой целью заключается конкретный договор.

Ключевые слова: государственная регистрация, гражданский оборот, компетенция, собственность, земельный участок, торги, аукцион, договор аренды.

Благодарности: Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета.

Для цитирования: Шайдуллина В. К. К вопросу о порядке заключения договора аренды земельного участка // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. №5. С. 201-206.

On the issue of the procedure for concluding a lease agreement for a land plot

©V. K. Shaydullina Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation e-mail: VKShajdullina@fa.ru

Abstract. Task. The purpose of the study is to study the features of the legal regulation of concluding lease agreements for a land plot based on the results of an auction (tendering). Model. This article discusses the procedure for concluding a land lease agreement. We also reviewed the features of exchange and return of goods of good quality purchased remotely. The legislative process for the regulation of the land share lease agreement is analyzed. The legal positions of the courts on the issue are briefly considered. Conclusion. During the study, certain features inherent in the lease agreement for a land plot concluded because of the auction (auction) were revealed. The land lease agreement is assigned an important role in the development and improvement of property and land relations. This agreement contributes to the formation of a legal link between the participants and objects of property turnover, and acts as a legal means to ensure the protection of land plots in state and municipal ownership. The lease agreement is concluded in writing, and the procedure for concluding the agreement and the preceding procedures depend on the purpose for which a specific agreement is concluded. Keywords: state registration, civil circulation, competence, property, land plot, bidding, auction, lease agreement.

Acknowledgments: The article has been prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds on the state order of the Financial University.

For citation: Shaydullina V. K. On the issue of the procedure for concluding a lease agreement for a land plot // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. 16. №5. P. 201-206.

ВВЕДЕНИЕ

Для корректного понимания сущности договора аренды земельных участков, находящихся в собственности государства или муниципального образования, необходимо выявить и проанализировать законодательные принципы и исходные предпосылки, обладающие ключевым значением при регулировании отношений, складывающихся в сфере оборота объектов недвижимого имущества. Договор аренды муниципального или государственного земельного участка - комплексный правовой институт, выступающий основой при регулировании отношений в сфере оборота земельных участков. Значительную долю в современном земельном фонде РФ занимает муниципальная и государственная собственность. Поэтому вопрос, связанный с эффективностью использования данного фонда, не раз становился ключевым в обсуждении направлений развития отдельных российских регионов и территорий.

На современном этапе остро стоит потребность в усовершенствовании действующего законодательства, которым регулируется оборот недвижимого имущества. Земельные имущественные отношения обладают важным значением в формировании любого государства и его развитии. А наиболее эффективное решение вопросов, связанных с рациональным использованием земель, достигается благодаря институту аренды, так как аренда - наиболее распространенный институт гражданского права, возникший в условиях формирования принципов рыночной экономики. Несомненно, в качестве основы функционирования рынка земельных участков выступает институт собственности, позволяющий субъектам приобретать землю, распоряжаться ею и использовать ее по своему усмотрению.

ТЕОРИЯ ВОПРОСА

Право аренды на землю возникает на основании договора аренды и акта уполномоченного органа (муниципального или государственного). К примеру, заключение по итогам торгов (аукциона) арендного договора, предметом которого является участок земли, находящийся в собственности муниципального образования или государства, является возможным только при наличии определенных юридических фактов и наступлении определенных обстоятельств. Во многих случаях договоры аренды участков земли заключаются в результате торгов, проводимых в форме аукциона [2, 5].

Некоторые исследователи критически оценивают аукцион, считая конкурс более подходящим для рассматриваемой цели [1, 3, 7, 8]. По этому поводу несколько лет велись активные дискуссии. Тем не менее, федеральный законодатель поставил точку в этом вопросе, выбрав аукцион приоритетной формой передачи в аренду земель, находящихся в собственности муниципалитета или государства.

АУКЦИОНЫ

Стоит назвать три основания, при которых земля не может выступать предметом торгов (аукциона):

1. Если нет четких границ участка и требуется их уточнение.

2. Если в отношении участка нет установленных предельных (граничных) параметров разрешенной реконструкции или строительства.

3. Если участок не находится в собственности государства или муниципального образования (п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ).

При несоблюдении любого из вышеуказанных условий торги признаются недействительными [10].

Помимо решения, вынесенного уполномоченным органом о проведении торгов (аукциона), требуется еще и наличие ряда письменных документов. Оформление результатов аукциона осуществляется протоколом, составляемым организатором аукциона в 2-х экземплярах. Один экземпляр остается у организатора, а второй передается лицу, победившему на торгах. Договор аренды участка земли передается для подписания потенциальному арендатору. Если в течение 30-дневного срока с момента отправки победителю торгов проекта договора эти документы не были подписаны и переданы уполномоченному органу, то организатор аукциона вправе предложить заключить соответствующий договор другому участнику аукциона. Правила, регулирующие процедуру проведения аукциона по передаче муниципальных и государственных земельных участков в аренду или по их продаже, закреплены в ст. 39.11-39.12 ЗК РФ.

Обратим внимание, что основанием для заключения договора аренды, объектом которого выступает муниципальная или государственная земля, является акт уполномоченного органа. Но сам по себе этот акт не приводит к возникновению арендных правовых отношений. Такой вывод был сделан судом при рассмотрении одной из жалоб [10].

Такой же вопрос встает в случае прекращения действия договора аренды. Отечественная судебная практика подтверждает, что принятие публичным органом власти акта не приводит к расторжению арендного договора. Договор аренды муниципального или государственного земельного участка может быть расторгнут досрочно. Основания для досрочного расторжения рассматриваемого договора по инициативе арендатора определены в ст. 620 и подп. 1 п. 2 ст. 450 ГК РФ. Стороны вправе указать в договоре и другие основания для его досрочного расторжения. В любом случае, досрочное расторжение арендного договора требует подачи инициатором иска в суд.

Сущность специфики правового регулирования договоров аренды муниципальных и государственных земельных участков состоит в том, что регулирование осуществляется в соответствии с нормами административного, земельного и гражданского права. При этом правоотношения по приобретению участков земли на праве аренды обладают межотраслевым характером [4]. Еще один важный момент заключается в том, что отношения, вытекающие из договора аренды, регулируются договором, а не законом. В ЗК РФ и ГК РФ установлены общие положения и требования в отношении аренды участков земли, но в основном регулирование отношений в данной сфере осуществляется в соответствии с договором.

Разина Е.С., проанализировав нормотворческие полномочия местных органов власти в организации торгов (аукциона) и их проведении, разграничивает их компетенцию. В ее исследовании обращается внимание на необходимость учета положений, изложенных в п. 5 ч. 10 ст. 35 Закона № 131-ФЗ [8]. Также отмечается, что исполнительные органы муниципальной власти не могут принимать акты по данным вопросам. Если же такие акты и будут приняты, то их следует считать недействительными [3]. Это означает, что к случаям заключения особых видов договоров аренды земли применяются специальные законы, регулирующие договорные правоотношения, вытекающие из договоров аренды земли, находящейся в собственно-

сти муниципального образования или государства, а также земельных участков, располагающихся на территориях субъектов ДФО. У граждан РФ имеется возможность приобретения гектара земли. Для этого достаточно заключить договор аренды сроком до 49 лет.

Процедура заключения договора аренды сопровождается вопросами, связанными с применением положений законодательства, регулирующих аренду участков земли [5]. В настоящее время достаточно актуален вопрос касательно необходимости государственной регистрации договора аренды. Такой же вопрос стоит и в отношении дополнительных соглашений при изменении его условий, признанных существенными. Для поиска ответа на данный вопрос необходим анализ не только актов законодательства, но и судебных документов. Вплоть до недавнего времени российские судебные органы указывали в своих решениях, что требования, которые предъявляются к форме договора аренды, распространялись и на дополнительные соглашения к нему. Так, к примеру, в тексте Постановления ФАС ДФО от 17.07.2012 года по делу № А24-246/2012, отказывая в удовлетворении требований о взыскании арендной платы, учитывая положения п. 9 письма Президиума ВАС РФ № 59 от 16.02.2001 года, судебная инстанция указала, что договор аренды недвижимости, являющийся объектом спора, заключен на срок свыше 12 месяцев и зарегистрирован в порядке, установленном законом. Соответственно, изменения, вносимые в договор согласно правилам, изложенным в п. 1 ст. 452 ГК РФ, тоже подлежат обязательной процедуре государственной регистрации. В целом, как показывает практика, большинство дополнительных соглашений к договорам аренды все же проходит государственную регистрацию.

Анализ других дел показывает, что ВАС РФ трактует положения гражданского законодательства об аренде иначе. В тексте Постановления Пленума ВАС РФ № 73 от 17.11.2011 г. (п. 16) указано, что стороны не могут произвольно менять условия договора аренды, так как при его заключении пришли к согласию по поводу существенных условий, а имущество было принято арендатором без каких-либо замечаний (ст. 310 ГК РФ). В рассмотренном деле указано, что нет никаких оснований для применения судебным органом положений, закрепленных в ст. 1102, 1105 ГК РФ.

Рассматривая вопрос о форме, порядке заключения и государственной регистрации договора аренды земельного участка, отметим следующее:

1. Форма договора аренды земельного участка. Анализируемый договор заключается в письменной форме. Он должен содержать предмет договора, а также весь объем информации, необходимой для идентификации земельного участка (кадастровый паспорт, площадь, фактическое местонахождение, описание и пр.).

2. Порядок заключения договора аренды земельного участка. Договор заключается в порядке, предусмотренном действующим земельным и гражданским законодательством. Согласно ст. 39.1 Земельного кодекса РФ, одним из оснований для предоставления в пользование государственных и муниципальных земельных участков выступает договор аренды. В ст. 39.6 Кодекса определены случаи, когда для предоставления муниципальных и государственных земельных участков проводятся торги, а когда - нет. Порядок заключения договора выглядит следующим образом: подготовка схемы расположения участка земли (если участок еще только предстоит образовать, а проект межевания тер-

ритории, на которой будет образован участок, еще не определен); подача юридическим или физическим лицом в уполномоченные органы заявления о предварительном согласовании предоставления участка земли (в случае, если участок еще только предстоит выделить либо его границы нужно уточнить); принятие решения о предварительном согласовании предоставления участка земли (если необходимо уточнить границы участка); проведение кадастровых работ; процедура кадастрового государственного учета; подача юридическим или физическим лицом заявления в уполномоченный орган о предоставлении участка земли; заключение договора аренды на землю. 3. Государственная регистрация договора аренды земельного участка. С заявлением о проведении данной процедуры может обратиться любая сторона договора аренды. К заявлению о регистрации заявитель прилагает документ, которым подтверждаются соответствующие полномочия представителя (в случае обращения представителя); документы, выступающие в качестве основания для проведения процедуры государственной регистрации аренды.

Договор аренды участка земли, находящегося в частной собственности, заключается тогда, когда потенциальные стороны достигли согласия по всем условиям договора, признанным существенными. В остальных моментах процедура заключения указанного договора аналогична порядку заключения любого другого арендного договора.

Перед заключением договора аренды участка земли, находящегося в собственности муниципалитета или государства, проводятся торги. В зависимости от цели заключения арендного договора, аукцион (торги) проводится в согласии с положениями ГрК РФ или ЗК РФ. Отечественные исследователи высказывают мнение, что необходимо ввести специальные торги по продаже права заключения арендного договора лишь для субъектов среднего и малого предпринимательства [6].

Чтобы стать участником аукциона, необходимо перевести сумму задатка. После внесения задатка предоставляются такие документы:

- документы, удостоверяющие личность;

- заявка на участие в аукционе;

- реквизиты банковского счета для возврата задатка;

- квитанция или иной документ, подтверждающий оплаты задатка;

- перевод документов о государственной регистрации ЮЛ на русский язык, заверенный надлежащим образом (для иностранных юридических лиц).

Исходя из ст. 39.12 Земельного кодекса, это закрытый (исчерпывающий) перечень документов. Организатор аукциона (торгов) не имеет права требовать дополнительных документов. Другая информация о заявителе, содержащаяся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, может быть получена организатором торгов с применением единой системы межведомственного электронного взаимодействия в органах власти, вовлеченных в процедуру государственной регистрации ИП и ЮЛ. Документы для участия в аукционе подаются не позже, чем за пять календарных дней до начала аукциона, предметом которого выступает земельный участок, находящийся в собственности муниципалитета или государства, подлежащий продаже или передаче в аренду.

В некоторых случаях заявки не принимаются. Например, если заявку подал субъект, не имеющий законного права на приобретение участка в аренду. Следует отметить, что сведения о

лицах, не обладающих правом на приобретение участка земли на праве аренды, являются разрозненными и разбросаны по разным статьям ЗК РФ, нормативно-правовым актам, актам правоприменительной практики.

В тексте Постановления Одиннадцатого ААС № 11АП-8360/2016 указано, что Комиссия Департамента по проведению аукционов приняла решение отказать в допуске к участию в аукционе Ульяновскому областному ГКП БТИ (протокол № 02.04-05-2016 от 28.01.2016 г.) на основе подп. 3 п. 8 ст. 39.12. ЗК РФ. По замечанию суда, предприятие не имело права на приобретение участков земли с соответствующим разрешенным использованием (отдельно стоящий жилой дом).

В соответствии с содержанием ст. 39.12 Земельного кодекса, при признании аукциона несостоявшимся, участником договора аренды участка земли становится лицо, от которого поступила единственная заявка на участие в торгах, либо являющееся единственным участником торгов. Заявка должна соответствовать требованиям, зафиксированным в извещении о проведении аукциона.

Заключение договора аренды в данном случае - обязанность и для уполномоченного органа, и для указанного лица. Правила, ранее регулировавшие организацию аукциона и проведение торгов по продаже и аренде участков земли, являющихся муниципальной или государственной собственностью, были закреплены в Постановлении Правительства РФ № 808 от 11.11.2002 года. В согласии с этими правилами, лицо, являющееся организатором торгов, при признании их несостоявшимися, должно было объявить о дате повторных торгов. Существовавший раньше порядок организации и проведения торгов (аукциона) по продаже участков земли или предоставлению их в аренду для целей жилищного строительства допускал возможность заключения договора с единственным участником торгов при признании аукциона несостоявшимся в связи с присутствием двух или одного участника. По словам Ковалевой Е.Л., предусматриваемый законодательством подход более целесообразен, так как перед заключением договора с единственным участником торгов (аукциона) обязательно проводится процедура уведомления неограниченного круга возможных участников торгов (аукциона). При этом организация повторных торгов и их проведение еще не является гарантией появления новых участников. Она считает, что для того, чтобы предотвратить злоупотребления, договор купли-продажи участка земли заключается по первоначальной цене предмета торгов, а размер первого арендного платежа или ежегодной платы по арендному договору определяется в размере, равном первоначальной цене предмета аукциона [7].

После проведения аукциона составляется протокол, первый экземпляр которого передается организатору, а второй - победителю торгов. Текст протокола с результатами проведенного аукциона обязательно должен быть размещен на официальном сайте. Срок для размещения протокола - один рабочий день со дня подписания.

Ответственный орган после завершения аукциона направляет победителю торгов проект договора продажи или аренды в трех экземплярах. Проект соответствующего договора должен быть направлен в десятидневный срок с момента составления протокола об итогах торгов. В договоре купли-продажи участка земли указывается цена, предложенная лицом, победившим на аукционе. Если в аукционе участвовал всего один участник, то договор заключается по первоначальной цене предмета торгов. Определение размера первого арендного платежа или ежегодной арендной платы осуществляется следующим обра-

зом. Либо берется размер, предложенный победителем торгов, либо первоначальная цена предмета торгов. Недопустимым является заключение договора раньше, чем через десять календарных дней с момента размещения в Интернете сведений об итогах торгов.

Участникам торгов (аукциона), предметом которых является право на аренду участка земли для комплексного освоения территории, должны быть направлены проекты двух договоров - комплексного освоения территории и аренды.

Если лицо, победившее на аукционе, не желает заключать договор и всячески уклоняется от этого, то сведения о нем будут включены в реестр недобросовестных участников (п. 27 ст. 39.12 Земельного кодекса).

При признании участника аукциона недобросовестным, сведения о нем вносятся в специальный реестр. Информация из этого реестра может быть исключена через два года. Если участок земли предоставлен в аренду без торгов согласно ст. 39.14 Земельного кодекса, то необходимо соблюсти такой порядок действий:

Первый этап предполагает подготовку схемы расположения участка земли в случае, когда участок предстоит образовать, а проект межевания территории, в пределах которой предстоит образование такого участка, еще не определен.

Второй этап предполагает подачу юридическим или физическим лицом в уполномоченные органы заявления о предварительном согласовании предоставления участка земли, если участок еще только предстоит выделить или же его границы нужно уточнить согласно положениям Закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 г. [11]. Если участок земли, на котором расположено сооружение или здание, предстоит образовать либо уточнить его границы, то с заявлением о предварительном согласовании предоставления участка земли может обратиться любой из правообладателей сооружения, здания, помещения в сооружении или здании.

На третьем этапе принимается решение о предварительном согласовании предоставления участка земли в случае необходимости уточнения границ участка или его выделения.

Четвертый этап предполагает проведение кадастровых работ. Работы проводятся в согласии с проектом межевания территории, проектными документами кадастровых работ или лесных участков.

Пятый этап. На данном этапе участок проходит процедуру кадастрового государственного учета. Затем проводится процедура государственной регистрации права собственности на участок земли.

На шестом этапе юридическое или физическое лицо подает в уполномоченный орган заявление о предоставлении участка земли.

Седьмой этап завершается заключением договора аренды на землю. После этого уполномоченный орган принимает решение предоставить участок земли в собственность безвозмездно, в бессрочное (постоянное) пользование.

Перед заключением договора аренды с целью комплексного освоения застроенных территорий и их дальнейшего развития обязательно проводится аукцион. При его организации и проведении учитываются положения Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ).

Согласно требованиям, изложенным в ст. 46.3 ГрК РФ, для того, чтобы принять участие в аукционе, заявителям необходимо представить пакет документов, включающий: - заявку на участие;

- документы, подтверждающие отсутствие задолженности перед

государством;

- документы, которыми подтверждается оплата задатка.

Для участия в аукционе на право заключения договора об освоении территории согласно ст. 46.7 ГрК РФ нужно представить:

а) документацию, подтверждающую ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства;

б) документацию, подтверждающую статус строительного предприятия.

Перечень документов, которые должны быть поданы для участия в аукционе на право проведения работ по застройке территории, будет не таким, как при участии в аукционе (торгах) по продаже права аренды участка земли. Объясняется это тем, что развитие территории обладает важным стратегическим социальным значением, а невыполнение сторонами договора возложенных на них обязанностей ведет к серьезным неблагоприятным последствиям.

Отказ заявителю в участии в аукционе возможен только по тем основаниям, которые перечислены в законодательстве. В частности, отказ возможен в следующих случаях:

Во-первых, заявителю может быть отказано, если поданная им заявка не соответствует требованиям, обозначенным в извещении о проведении мероприятия.

Во-вторых, заявителю будет отказано, если он не предоставил документы или сведения, указанные в ч. 10 ст. 46.3 Градостроительного кодекса РФ.

В-третьих, отказ допустим в случае, если на счет, реквизиты которого были указаны в извещении, не поступил задаток до

Список литературы:

1. Балтин В.Э. Развитие методологии определения арендной платы при передаче публичным собственником земельных участков в аренду // Московский экономический журнал.

2018. №5 (1).

2. Баринов Н.П. Об оценке рыночной арендной платы и стоимости прав, связанных с договором аренды земельного участка // Имущественные отношения в РФ. 2018. №6 (201).

3. Бервоотс Б., Волович Н.В. Система контроля качества массовой оценки недвижимости для целей налогообложения в Нидерландах // Имущественные отношения в РФ. 2018. №8 (203).

4. Вавилин Е. В. Арендная плата: вопросы правоприменительной практики // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. №1 (23).

5. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов н/Д.: Феникс. 2002. 742 с.

6. Волович Н.В. К вопросу выделения величины НДС при определении кадастровой стоимости недвижимости // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. № 4 (211). С. 35-44.

7. Денисенко И.А., Иванюк И.В. Совершенствование методических подходов к определению арендной платы за землю // Вестник Института экономических исследований.

2019. №1(13). С. 142-147.

дня завершения приема документов на участие в аукционе.

В остальных моментах порядок проведения аукциона аналогичен порядку аукционов, проводимых согласно требованиям земельного законодательства.

Итак, регламентация заключения договора аренды участка земли осуществляется в соответствии с положениями разных законодательных отраслей (административного, градостроительного, земельного, гражданского законодательства).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследовав особенности правового регулирования заключения договоров аренды земельного участка по итогам аукциона (торгов) приходим к выводу, что данному договору отводится важная роль в развитии земельных и имущественных отношений. Договор аренды муниципальных и государственных земельных участков способствует формированию правовой связи между участниками и объектами имущественного оборота. Кроме того, он выступает в качестве правового средства для обеспечения охраны земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Во многих случаях форма договора - письменная. Порядок заключения договора и процедуры, которые предшествуют подписанию договора, находятся в непосредственной зависимости от цели, для которой заключается договор.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 82,69%.

Reference list:

1. Baltin V. E. Development of the methodology for determining rent when transferring land plots to lease by a public owner / / Moscow economic journal. 2018. No. 5 (1).

2. Barinov N. P. On the assessment of market rents and the cost of the rights associated with lease of land // Property relations in the Russian Federation. 2018. No. 6 (201).

3. Bervoets B., Volovich N. In. The quality control system of mass real estate valuation for tax purposes in the Netherlands // Property relations in the Russian Federation. 2018. No. 8 (203).

4. Vavilin E. V. Rent: issues of law enforcement practice // Bulletin of Perm University. Legal science. 2014. №1 (23).

5. Vladimirsky-Budanov M. F. Review of the history of Russian law. Rostov n/A: Feniks. 2002. 742 p.

6. Volovich N. V. on the issue of allocation of VAT in determining the cadastral value of real estate // Property relations in the Russian Federation. 2019. No. 4 (211). Pp. 35-44.

7. Denisenko I. A., Ivanyuk I. V. Improvement of methodological approaches to determining rent for land // Bulletin of the Institute of economic research. 2019. No. 1(13). Pp. 142-147.

10.

11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Джалал А. К. Методические основы совершенствования арендных отношений в сельском хозяйстве на основе дифференциальной ренты сельскохозяйственных культур // Известия сельскохозяйственной науки Тавриды. №13 (176). 2018. С. 157-174.

Казиев В.М. Земельный вопрос. преобразования в орошаемом земледелии // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-9. С. 2-9.

Комов Н.В., Шарипов С.А. Как привлечь огромные земельные активы для устойчивого развития России // Агропродовольственная политика России. 2017. № 3 (63). С. 13-19.

Махт В.А., Карпова О.А., Ткачева Л.Ф. «Обоснование размера арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения» // Вестник ОмГАУ. 2016. №3 (23).

10.

11.

Jalal A. K. Methodical bases of improvement of lease relations in agriculture on the basis of differential rent of agricultural crops // News of agricultural science of Taurida. No. 13 (176). 2018. Pp. 157-174.

Kaziev V. M. Land issue. transformations in irrigated agriculture / / Fundamental research. 2015. no. 2-9. P. 2-9. Komov N. V., Sharipov S. A. how to attract huge land assets for sustainable development of Russia / / agri-Food policy of Russia. 2017. No. 3 (63). Pp. 13-19.

Makht V. A., Karpova O. A., Tkacheva L. F. "Justification of the amount of rent for agricultural land" / / Vestnik Omgau. 2016. №3 (23).

Статья поступила в редакцию 03.09.2020, принята к публикации 24.09.2020 The article was received on 03.09.2020, accepted for publication 24.09.2020

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Шайдуллина Венера Камилевна, кандидат юридических наук, заместитель декана, доцент Департамента международного и публичного права Юридического факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, http://orcid.org/0000-0002-2716-9282, Author ID 781451, e-mail: VKShaj-dullina@fa.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Venera K. Shaydullina, Cand. Sci. (Law), Deputy Dean, Associate Professor of the Department of International and Public Law of the Law Faculty, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation, http://orcid.org/0000-0002-2716-9282, Author ID 781451, e-mail: VKShajdullina@fa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.