Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОНЯТИЙНОМ АППАРАТЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ'

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИЙНОМ АППАРАТЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
97
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОЗРАЧНОСТЬ / УРОВНИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ / ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Толстова М.Н.

В статье рассматривается взаимосвязь концепции демократии и принципа информационной открытости органов государственного и муниципального управления. Проанализированы понятия «прозрачность и открытость государственных органов управления». Определяются основные уровни информационной открытости органов государственного и муниципального управления, раскрываются принципы открытости федеральных органов исполнительной власти.The article overviews interrelation between democracy concept and principle of information openness of the bodies of state and municipal administration. The conceptual framework "transparency and openness of the state authorities" is analyzed. The main levels of information openness of the bodies of state and municipal administration are determined, principles of openness of federal executive authorities are disclosed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОНЯТИЙНОМ АППАРАТЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

УДК 351(075.8) Толстова М.Н.

студент магистратуры 3 курс, кафедра государственного и муниципального управления

Научный руководитель: Резер Т.М., доктор педагогических наук

профессор

Уральский государственный экономический университет

Россия, г. Екатеринбург К ВОПРОСУ О ПОНЯТИЙНОМ АППАРАТЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В статье рассматривается взаимосвязь концепции демократии и принципа информационной открытости органов государственного и муниципального управления. Проанализированы понятия «прозрачность и открытость государственных органов управления». Определяются основные уровни информационной открытости органов государственного и муниципального управления, раскрываются принципы открытости федеральных органов исполнительной власти.

Ключевые слова: демократия, информационная открытость, информационная прозрачность, уровни информационной открытости, принципы информационной открытости.

REVISITING THE CONCEPTUAL FRAMEWORK OF INFORMATION OPENNESS OF STATE AND MUNICIPAL ADMINISTRATION BODIES The article overviews interrelation between democracy concept and principle of information openness of the bodies of state and municipal administration. The conceptual framework "transparency and openness of the state authorities" is analyzed. The main levels of information openness of the bodies of state and municipal administration are determined, principles of openness of federal executive authorities are disclosed.

Keywords: democracy, information openness, information transparency, levels of information openness, principles of information openness.

Изучение моделей общественной жизни продолжается на протяжении всей истории развития человечества, и наиболее важной всегда является концепция демократии. В современном мире социальные связи усложняются, и государство вынужденно регулировать все большее число вопросов в различных областях жизни общества. Такое положение требует разработки и обоснования появления новых элементов в теории демократии. Фундаментом теории демократии всегда является народное управление, что предусматривает равноправие и продуктивное участие в процессе принятия общественных решений. В современных социально-экономических и исторических условиях весомый вклад в развитие демократии, на наш

взгляд, может внести реализация принципа информационной открытости. Данный принцип обеспечивает контроль и наблюдение над субъектами государственной власти со стороны общества.

Переход из ХХ века в XXI век был ознаменован интенсивным технологическим развитием глобального информационного общества, главным ресурсом в котором стала информация. Однако в современном российском обществе наблюдается снижение доверия к органам власти, что является важной проблемой в сфере государственного и муниципального управления. Суть решения проблемы снижения доверия к государственной и муниципальной власти лежит в повышении уважения и доверия к ней, а так же в налаживании постоянных контактов и партнерских взаимоотношений между властью и обществом.

В целях улучшения эффективности взаимодействия общества и государства Президент Российской Федерации Путин В.В. определил одну из приоритетных задач развития нашей страны в ближайшее время - это расширение и доступность социально-значимой информации за счет развития современных интернет - технологий. Малая информированность общества о государственной деятельности и деятельности местного самоуправления приводит к развитию, увеличению и процветанию коррупции, отсутствия потока квалифицированных кадров на государственную и муниципальную службу, созданию негативного образа государства у разных слоев населения.

Открытость и прозрачность государственных и муниципальных органов управления являются присущими характерными чертами их демократичности. Важно учесть, что понятия «прозрачность» и «открытость» не являются полностью синонимичными. Рассмотрим более подробно данные термины.

Российский лингвист, лексикограф Ефремова Т.Ф. трактует определение открытости следующим образом: открытость - это информированность общества о ключевых решениях, свобода убеждений, выбора страны проживания и отсутствие цензуры; открытость есть откровенность, правдивость, доверчивость [12]. Советский и российский философ, филолог Бибихин В.В. называет открытостью общекультурное понятие, по-разному тематизируемое в философских системах. Базовое значение открытости как искренности, прямоты, чистосердечной честности [13]. По мнению российского психолога, популяризатора практической психологии Козлова Н.И. с социальной точки зрения открытостью называется готовность пустить партнера в наш социальный мир, готовность легко пообщаться, познакомиться, дать свои координаты и контактную информацию [17].

Понятие «прозрачность» трактуется по разному, согласно универсальной энциклопедии, которая была издана в Российской империи, данный термин в обыденном смысле предполагает, что прозрачная материя

является таковой, когда можно увидеть через нее насквозь какой-либо предмет [15]. «Финансовый словарь» дает нам следующее определение: прозрачность (транспарентность) - это неотъемлемое условие использования рынка ценных бумаг, предусматривающее беспрепятственный доступ к информации о количестве заключенных сделок и ценах [14].

В политическую и управленческую деятельность термины «прозрачность и открытость» были позаимствованы из англоязычной литературы. «Открытость», есть доступ к документации органов власти, доступ к учреждениям, финансируемых за счет налоговых сборов (муниципальные учреждения, библиотеки, образовательные учреждения), к проведению заседаний управления. Термин же «прозрачность» используют при рассмотрении теневых политических и экономических отношений для возможности контроля финансовых потоков.

Информационная прозрачность деятельности органов власти для граждан предоставляет доступ к информации об их деятельности, а также о принимаемых решениях. Прозрачность представляет собой функциональный характер, который ведет к регулированию общественных процессов, а открытость - социально-коммуникативный [10].

Информационная открытость власти предоставляет возможность гражданам размышлять над полученными сведениями, критиковать складывающуюся обстановку в обществе и органах публичной власти, наблюдать за результатами, а также контролировать органы власти [11].

Важно уточнить, что информационная открытость не должна быть односторонним процессом. Общество отстаивает свои позиции, контролирует, стремиться получить полную и достоверную информацию о функционировании государства и его органов - это все должно соизмеряться с желанием исполнительной власти предоставлять информацию о своей деятельности. Прозрачность трактуется как регулярное освещение деятельности власти, растолкование содержания, целей и механизма исполнения публичной политики, а открытость - как создание для граждан условий органами власти доступа к процессу принятия решений и информации не затруднительно о деятельности исполнительной власти.

Согласно определению, предложенному Ибрагимовой И.М, прозрачная (открытая) власть - честная и откровенная; ответственная; подотчетна и подконтрольна общественности (на постоянной основе); прогнозируемая; адекватная общественным реалиям; чувствительна к альтернативам развития политики; внимательная к сторонним взглядам сограждан, привлекая их к участию и формированию определенного ряда решений [5]. Исходя из мнения Баталовой Д.Б., информационная открытость правительства являет собой организационно-правовой режим управления институтов власти, дающий возможность субъектам РФ возможность использовать информацию в полном объеме о задачах и целях в собственной структуре и их деятельности.

Калашникова С.В. трактует информационную открытость как полноразмерное использование интернет - ресурсов в работе и деятельности муниципальных и государственных структур, является основой развития демократии в обществе, увеличивает вовлеченность граждан в участии управления государством, представляет собой одну из форм контроля деятельности данных органов власти, привлечения квалифицированных специалистов на муниципальную и государственную службу и т.д. [6].

В настоящее время установлено три уровня информационной открытости органов государственного и муниципального управления:

1. Первый уровень: начальный доступ к информации социально-политических структур. Открытость является возможностью получения и структурирования сведений о деятельности государственной власти благодаря гарантированному доступу к источникам информации, в которых хранятся итоги решений общественно важных вопросов.

2. Второй уровень: подразумевается возможность контроля и ответственности лиц, имеющих право и обязанность принимать решения в области общественных интересов. Такой глубокий уровень открытости в полной мере обусловлен свободным доступом субъектов Российской Федерации к данному роду информации. Это дает возможность получать гражданам не только информацию как таковую, но и право регулировать процесс принятия решений.

3. Третий уровень: предоставлена возможность представителям общества (невластных и неправительственных групп) открыто учувствовать в процессе принятия решений. Это является ключевой особенностью демократической вовлеченности населения. Политическая культура и образованность граждан является главным фактором, так же немаловажную роль играет потребность населения непосредственно влиять на ход событий и принимать участие в данных решениях [7].

В ст. 29 Конституции РФ идет описание доступа к официальной информации: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Например, 7 февраля 2008 года вступила в силу официальная «Стратегия развития информационного общества в РФ», утвержденная распоряжением Правительства РФ № Пр-212, в которой указано, что одной из ключевых задач и целей государства является обеспечение беспрепятственного доступа граждан к информации. Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», вступивший в силу 01.01.2010г. полностью закрепил анализируемое право граждан на получение информации [2].

Определение открытости также дано в Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.01.2014 № 93-Пр, согласно которой: «Открытость

федеральных органов исполнительной власти - это последовательное и неукоснительное соблюдение при реализации государственных полномочий и функций следующих принципов:

а) принцип информационной открытости;

б) принцип понятности;

в) принцип вовлеченности гражданского общества;

г) принцип подотчетности» [1].

Принцип информационной открытости трактуется также как и принцип транспарентности (прозрачности), который осуществляет конституционное право граждан к свободному доступу информации, в котором содержатся необходимые сведения о деятельности органов власти [16]. В Концепции не дано определение принципа прозрачности, оно используется одновременно с определением открытости, как пример, «принципы открытости органов исполнительной власти, задачи и механизмы их реализации в области обеспечения прозрачности и открытости государственного управления». Данное применение определения прозрачности обусловлено тем, что пока в научной литературе понятие «прозрачность органов власти» не проанализировано с позиции системного подхода.

Однако к понятию открытости и принципу открытости существует много подходов. Так в административном праве Полянский В.В., Галлиган Д., Старилов Ю.Н. определяют, что принцип открытости в администрации должен быть внешне открыт для наблюдения, а прозрачность - при данном наблюдении видно насквозь. Авторы указывают, что «прозрачность и открытость» являются больше целью, чем принципом, которую необходимо достичь власти в демократическом и либеральном обществе [4]. Белозор Ф.И. [3] формулирует открытость управления власти, как демократическую форму взаимоотношения общества и государства в целом. Суть данного взаимоотношения заключается в возможности (правовой и фактической) граждан и общественных объединений участвовать в развитии политики государства, управленческих решений в наблюдении и контроле их исполнения.

В тоже время Нестеров А.В. считает, что открытость органов власти является свойством юридическим, которое характеризуется как реординационное взаимодействие с гражданскими субъектами общества. Как следствие, возможность субъектов оказывать воздействие на законодательные, политические или административные решения органов власти. В таком случае, под открытостью подразумевается, что все граждане, которые имеют заинтересованность, а так же гражданские объединения обладают полным доступом к реординационному воздействию на органы государственного и муниципального управления. Так же можно отметить, что прозрачность органов управления, есть свойство открытости, которое подразумевает под собой гарантию доступности, закрепленную

законодательно для субъектов общества в целом к достоверной информации о деятельности муниципального и государственного управления [8]. Понятие прозрачность деятельности органов власти является составной частью понятия открытости органов власти потому, что только в условиях взаимодействия достигается высокий уровень доверия со стороны общества [9]. Информационная прозрачность заключается главным образом в количестве (уменьшение или увеличение объема информации), а информационная открытость - в качестве (актуальность, содержательность, достоверность, регулярность, своевременность, репрезентативность).

Таким образом, термины информационная «прозрачность» и «открытость» по смысловой нагрузке в органах исполнительной власти имеют четкие различия, а их выражения определены соответствующими правилами их деятельности.

Использованные источники: 1.Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 30.01.2014 N 93-р.- Режим доступа: СПС «Гарант», в локальной сети вуза.

2.Афанасьева О.В. Доступ к информации: российское и международное законодательство [Текст] / О.В.Афанасьева // Общественные науки и современность. 2010. - № 3. - С. 118-134.

3.Белозор Ф.И. Расширение открытости и прозрачности государственного управления [Электронный ресурс] / Ф.И.Белозор. - Режим доступа: ^^^^гапе—Ьг£ги/.../Белозор%20Ф.И._Расширение%20открытости, свободный.

4.Галлиган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное право. История развития и основные современные концепции [Текст]: учеб. /Д.Галлиган, В.В. Полянский, Ю.Н. Старилов. - Москва: Юристъ, 2002. - 410 с.

5.Ибрагимова И.М. Прозрачность власти: Основы обеспечения информационного взаимодействия государственных органов с общественностью (презентационные схемы) [Текст]/ И.М. Ибрагимова // Программа развития ООН в Украине; Проект ПРООН Надлежащее управление с участием граждан: развитие в Украине всеобъемлющего и прозрачного процесса политики. - 2002. - С. 30.

6.Калашникова С.В., Хамирзова С.К Влияние уровня информационной открытости региона на формирование его имиджа (на материалах Республики Адыгея) [Текст] / С.В. Калашникова, С.К. Хамирзова // Новые технологии. - 2010. - № 2. - С. 117.

7.Корченкова Н. Ю. Принцип информационной открытости как требование современной демократии [Текст] / Н.Ю. Корченкова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Право. -2000. - № 1. - С. 124-128.

8.Нестеров А.В. О стратегических и тактических законодательных проблемах открытости «открытого правительства» [Текст] / А.В. Нестеров // Юридическая техника. - 2015. - № 9. - С. 506-510.

9.Нестеров А.В. Философия и принципы открытых систем [Текст] / А.В. Нестеров // Научно-техническая информация. Серия 1. - 2005. - № 8. - С. 1-5. 10.0беспечение открытости органов власти для граждан и юридических лиц [Текст]/ под ред. А.В. Иванченко. - Москва: Фонд «Либеральная миссия», 2007. - 4 с.

11.Чуклинов А.Е. «Прозрачная» государственная политика: некоторые проблемы теории и практики [Текст] / А.Е. Чуклинов // Вестник РУДН. Серия политология. - 2006. - №8. - С. 44-50.

12.Академик: Современный толковый словарь русского языка Ефремовой -открытость [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/205650/открытость, свободный.

13.Академик: Философская энциклопедия - открытость [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pЫlosophy/8834/открытость, свободный.

14.Академик: Финансовый словарь - прозрачность [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/34970, свободный.

15.Академик: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона -прозрачность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/83799, свободный. 16.Открытое правительство: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://open.gov.ru/events/5509862/, свободный.

17.Психологос: открытость [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/otkrytost, свободный.

УДК 351(075.8)

Толстова М.Н. студент магистратуры 3 курс, кафедра государственного и муниципального управления

Научный руководитель: Резер Т.М., доктор педагогических наук

профессор

Уральский государственный экономический университет

Россия, г. Екатеринбург ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ В статье рассмотрен законодательный процесс истории и развития информационной открытости в Российской Федерации. Отражены главные цели и задачи, проанализированы ключевые статьи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.