Научная статья на тему 'К вопросу о понятии руководителя следственного органа'

К вопросу о понятии руководителя следственного органа Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2814
401
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛЬ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА / НАЧАЛЬНИК СЛЕДСТВЕННОГО ОТДЕЛА / ПРОКУРОР / УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВ / ПОЛНОМОЧИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Моругина Надежда Анатольевна

В работе рассматриваются основные черты руководителя следственного органа как участника уголовного судопроизводства. Анализируется определение руководителя следственного органа, закрепленное в УПК РФ. Предлагается авторский вариант определения руководителя следственного органа. Затрагиваются проблемы, касающиеся осуществления данным участником процесса уголовно-процессуальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии руководителя следственного органа»

Моругина Надежда Анатольевна

адъюнкт кафедры уголовного процесса Воронежского института МВД России (тел.: 89042132107)

К вопросу о понятии руководителя

следственного органа

Аннотация

В работе рассматриваются основные черты руководителя следственного органа как участника уголовного судопроизводства. Анализируется определение руководителя следственного органа, закрепленное в УПК РФ. Предлагается авторский вариант определения руководителя следственного органа. Затрагиваются проблемы, касающиеся осуществления данным участником процесса уголовно-процессуальной деятельности.

Annotation

In work the basic features of the head of investigatory body as participant of criminal legal proceedings are considered. Definition of the head of the investigatory body, fixed in УПК the Russian Federation is analyzed. The author's variant of definition of the head of investigatory body Is offered. The problems, concerning realization by the given participant of process of criminally-remedial activity are mentioned.

Ключевые слова: руководитель следственного органа, начальник следственного отдела, прокурор, участник уголовного процесса, уголовно-процессуальная деятельность, прав, полномочия.

Key words: the head of investigatory body the chief of an investigatory department, the public prosecutor, the participant of criminal trial, criminally-remedial activity the rights, power.

Принятие УПК РФ в 2001 г. изменило процессуальную регламентацию многих участников уголовного судопроизводства. В некоторых случаях на смену одних участников уголовного процесса пришли другие. Так, в уголовно-процессуальном законодательстве появился новый участник уголовного судопроизводства -руководитель следственного органа, предшественником которого был начальник следственного отдела с достаточно ограниченными полномочиями.

В связи с этим в литературе оживленно стала обсуждать проблема состоятельности данного участника уголовного судопроизводства. Новиков Е.А., положительно оценивая переименование начальника следственного отдела на руководителя следственного органа, усматривает в данном факте разграничение процессуальных и организационных полномочий должностного лица, возглавляющего следственное подразделение [1, с. 13].

Заместитель прокурора Республики Коми В. Саттаров предположил, что причиной появления нового участника уголовного судопроизводства в лице руководителя следственного органа, стало нашедшее поддержку у законодателя мнение ряда процессуалистов о том, что совмещение в

одном лице функций надзора за законностью предварительного следствия и руководства им не способствовало объективности прокурора, который не мог надзирать сам за собой [2].

И действительно, один их разработчиков законопроекта 2007 г., депутат Государственной Думы РФ А.Н. Волков, поддерживая произошедшие изменения, отметил, что несколько лет на разных уровнях власти активно рассматривался вопрос о создании следственного комитета или разграничении следствия и надзора, однако только сейчас наконец-то в Государственной Думе пришли к пониманию, что нужно делать для того, чтобы законность в государстве была одинаковой для всех. Сегодня, отмечает автор, в прокуратуре в одних руках сосредоточены и надзор, и следствие, и именно это привело к нарушениям законности в правоохранительных органах, в том числе и непосредственно в прокуратуре. Создание в Генеральной прокуратуре РФ Следственного комитета свидетельствует о стремлении органов государственной власти создать единую службу расследования, где контролем за подчиненными следователями будет заниматься руководитель следственного органа, а прокурор, осуществлять надзор [3].

Кроме того, нельзя не отметить, что сами работники прокуратуры, оценивая свою роль на

стадии предварительного следствия еще в 2004 году, в своем большинстве высказались за то, что они должны осуществлять лишь прокурорский надзор (67,5%); остальные склонялись к процессуальному руководству за деятельностью следствия (14%) и к процессуальному контролю [4, с. 30].

А.В. Победкин и В.Н. Калинин, проведя анализ в историческом аспекте, пришли к выводу, что внесенными изменениями в УПК РФ положен конец властным полномочиям прокурора на предварительном следствии. Произошло отделение прокуратуры от следствия, что придало особую значимость фигуре руководителя следственного органа [5, с. 64-76].

Понятие руководителя следственного органа предусмотрено п. 38-1 ст. 5 УПК РФ: "руководитель следственного органа -должностное лицо, возглавляющее соответствующе следственное подразделение, а также его заместитель".

На наш взгляд, данное определение не лишено недостатков. В нем ничего не говорится о том, как руководитель следственного органа должен руководить своим подразделением, чем руководствоваться при этом.

Прежде чем предложить новый вариант определения руководителя следственного органа, обратимся к исследованию значения слова "руководитель".

В толковом словаре под руководителем понимается тот, кто направляет чью-либо деятельность, осуществляет

руководство...Должность лица, заведующего чем-либо" [6, с. 676].

Таким образом, руководитель следственного органа - это прежде всего должностное лицо, которому присущи следующие признаки: быть назначенным на основании закона и уполномоченным осуществлять направление деятельностью следователей.

Руководитель следственного органа - не просто должностное лицо, а должностное лицо органа предварительного следствия. Он в пределах своих полномочий осуществляет процессуальное руководство за деятельностью следователей, а также процессуальный контроль за законностью выполнения следователем процессуальных обязанностей.

Все это не только дает большую процессуальную самостоятельность и независимость руководителя следственного органа, но и требует от него взвешенного подхода к организации расследования преступлений, а также к его руководству.

Вместе с тем руководитель следственного

органа является участником уголовного судопроизводства, а значит, обладает всеми его признаками: осуществляет уголовно-процессуальную деятельность; для этого наделен правами и несет обязанность; вступает в уголовно-процессуальные отношения.

Рассматриваемый участник процесса наделен законодателем функцией обвинения (глава 6 УПК РФ). Это также придает определенную специфику руководителю следственного органа. Вся деятельность его связана с выдвижением и обоснованием обвинительного тезиса в отношении лица на предварительном следствии. Именно в этом ракурсе осуществляется им как руководство следователями (ч. ч. 1, 3, 4, 5 ст. 39 УПК РФ), так и непосредственное расследование преступления в соответствии (ч. 2 ст. 39 УПК РФ).

В тоже время следует конкретизировать некоторые положения, относящиеся к руководителю следственного органа как к участнику уголовного процесса.

Руководитель следственного органа выполнят свои конкретные процессуальные задачи в области борьбы с преступностью, используя при этом широкие процессуальные права и реализуя соответствующие обязанности, предоставленные ему законом. Указанные возможности позволяют ему активно влиять на ход уголовно-процессуальной деятельности, а именно: давать указания следователю о направлении дела, о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения. Только с согласия руководителя следственного органа следователь имеет право обратиться с ходатайством в суд для избрания, продления, отмены, либо изменения меры пресечения, либо другого процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения. Руководитель следственного органа, являясь должностным лицом органа предварительного следствия, в пределах своих полномочий осуществляет процессуальное руководство за деятельностью следователей, а также процессуальный контроль за законностью выполнения следователем процессуальных обязанностей. На эту специфику обращали внимание и авторы Комментария к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации [7, с. 90-91].

Получив право контролировать действия следователя по раскрытию и предупреждению преступлений, рассматриваемый участник процесса следит за соблюдением законности при возбуждении и расследовании уголовных дел, сроками, полнотой, всесторонностью и объективностью расследования, проверяя

_252

ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2010 №1 (28)

уголовные дела, а так же материалы проверки и давая по ним указания следователям. Кроме того, при необходимости руководитель следственного органа работает в составе следственной группы, лично возбуждает уголовные дела и принимает их к своему производству, самостоятельно производя предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя.

Все это говорит о том, что руководитель следственного органа не только контролирует деятельность следователя, но для быстрого и объективного расследования преступления он сам принимает непосредственное участие в расследовании уголовного дела. При этом руководитель следственного органа несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

Сказанное свидетельствует о большой процессуальной самостоятельности и независимости руководителя следственного органа, которая в свою очередь требует от него взвешенного подхода к организации расследования преступления.

В связи с изменениями, внесенными в УПК РФ на основании Федерального закона от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ и от 2 февраля 2008 г. № 226, роль руководителя следственного органа резко возросла. Это было связано с тем, что законодатель исключил дублирование процессуальных функций и полномочий со стороны прокурора. Исключен параллелизм в осуществлении процессуального контроля со стороны руководителя следственного органа и надзирающего прокурора, имевший место до 2007 года. Он не способствовал улучшению качества работы следственного подразделения, так как в конечном итоге, действия, осуществляемые руководителем следственного органа и следователем, напрямую зависели от влияния прокурора.

Характерно, что некоторые ученые процессуалисты в своих работах отмечают, что до изменений внесенных в УПК РФ, на практике нередко встречалась ситуация, когда руководители следственных органов не везде и не всегда в достаточной мере выполняли возложенные на них обязанности по процессуальному руководству расследованием, побуждая при этом надзирающих прокуроров в той или иной степени заниматься данной работой [8, с. 62]. Гаврилов Б.Я. пишет: "...обеспечение ежедневного процессуального контроля за осуществлением следователями функции предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным в подследственность органов

прокуратуры, у надзирающих прокуроров ""просто не доходили руки" [9, с. 60].

Учитывая все обозначенные признаки руководителя следственного органа, и в особенности тот, который характеризует основным содержанием всей его процессуальной деятельности (руководство предварительным следствием), можно следующим образом определить данного участника уголовного судопроизводства.

Руководитель следственного органа как профессиональный участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения - это должностное лицо, назначенное в установленном законом порядке возглавлять вверенное ему соответствующее следственное подразделение, уполномоченный осуществлять контроль за законностью принимаемых следователем решений, а так же уголовно-процессуальное руководство за расследованием преступлений, обладая при этом соответствующими правами и обязанностями, реализуя которые, он вступает в уголовно-процессуальные, отношения с другими участниками процесса.

Литература

1. Новиков Е. А. Руководитель следственного органа в российском уголовном судопроизводстве: процессуальные и организационные аспекты. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук/Новиков Е.А. Тула. 2009.

2. Саттаров В. Следственный "эксперимент" //Российская правовая газета ЭЖ-Юрист. 2007. № 35.

3. Волков А.Н. Прокуратура: разделяй и властвуй?! //Российская правовая газета ЭЖ-Юрист. 2007. № 11.

4. Цапаева Т. Ю. Участие прокурора в доказывании на предварительном следствии. Самара. 2004.

5. Победкин А. В., Калинин В. Н. Процессуальная регламентация предварительного расследования в результате реформы 2007 г. //Гэажданин и право. 2007. № 11.

6. Ожегов С. И., Ефремова Т. Ф. Словарь русского языка. М.: АН СССР 1987. Т. 2.

7. Комментария к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под общ. ред.

A.И. Бастрыкина.-М.:Волтерс Клувер, 2008.

8. Соловьев А. Б. Токарева М. Е. Буланова Н.

B. Прокурор в досудебных стадиях уголовного процесса России. М., 2006.

9. Гаврилов Б. Я. Федеральный закон от 5 июня 2007 года №87-ФЗ: мнение специалиста и ученого //Российская юстиция. 2007. № 7.

253

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.