К вопросу о понятии, признаках и классификации одной из форм корпоративного права
DO/: http://dx.doi.Org/10.14420/ru.2015.1.4
Адамян Гарник Варданович, юрисконсульт ГБУ «Лечебно-трудовая мастерская при Психиатрической больнице № 3 Департамента здравоохранения города Москвы», e-mail: [email protected]
В статье анализируется научная литература о локальных правовых актах как одном из видов нормативных правовых актов. Сравнивая позиции правоведов советского и современного периодов, автор выявляет признаки локальных правовых актов, синтезированные в прежних исследованиях, и дополняет своими наработками. Новацией является разработанное автором деление локальных актов на внутриорганизационные и внешнеориентированные. Предложена классификация актов по количественной подзаконности, т.е. по числу лиц, на которые он распространяется, на: 1) нормативные правовые акты (действуют на неопределенный круг лиц); 2) локальные нормативные правовые акты (действуют на членов организации); 3) индивидуальные правовые акты (действуют на персонифицированный субъект). корпоративное право; правовой акт; локальный правовой акт; нормативный правовой акт; индивидуальные правовые акты; акты учреждений; акты организаций; внутриорганизационные акты; компетентность органов государственной власти; иерархия правовых актов.
Одной из форм корпоративного права является локальный нормативный правовой акт, однако на данный момент общепринятая дефиниция его в юридической науке и в корпоративной правовой культуре еще не выработана. Она также не установлена и законодательством. Тем не менее, для характеристики подобных документов современные исследователи предлагают те или иные формулировки. Эти складывающиеся в науке теории права понятия существенно обогащаются за счет исследований в ряде областей права - трудового, социального, муниципального и других.
Современное правоведение развивает тезисы о локальном правотворчестве на достаточно проработанном фундаменте, созданном в отечественной юридической науке 1960-1980-х годов, где активно разрабатывалась тематика локального правотворчества применительно к актам социалистических предприятий, колхозов, трудовых коллективов.
В тот период ряд исследователей активно занимались данной
Аннотация.
Ключевые слова:
Право и современные государства
проблематикой в рамках изучения теории трудового права1. При этом, как отмечает В.К. Самигуллин, в советской теории права использовался термин «акты государственных предприятий, учреждений и организаций», которые рассматривались в качестве звена системы нормативных правовых актов, устанавливаемых государством2. Это объяснялось также и тем, что собственником предприятий было государство, а сами акты организаций, как правило, издавались на основе стандартных государственных форм, таких как, например, «Типовой устав социалистического предприятия». В целом проблема локального регулирования не была актуальной в силу однообразия актов и непротиворечивости системы законодательства. Представление об иерархии актов фактически подменялось понятием социалистической дисциплины.
Острая потребность в формировании именно локальных правовых актов связана с развитием рыночных отношений и возникла в период строительства новой российской государственности. В определенной степени это объясняется быстрым ростом числа разнообразных юридических лиц. В стране появились индивидуальные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, корпорации, что стало совершенно новым после многолетнего господства социалистической собственности и отсутствия частного бизнеса. Субъекты права, граждане не имели юридического опыта и создавали правовые формы интуитивно, эмпирическим путем, формируя своими действиями новую корпоративную культуру. В то же время началось и складывание теории корпоративного правотворчества в современной юридической науке. Уже накоплен значительный опыт, который, однако, нуждается в систематизации. Теоретико-доктринальное оформление корпоративного права нашло свое выражение, в частности, в работах Т.В. Кашаниной3. На данный момент на повестке дня стоит разработка соответствующих рекомендаций. При этом, хотя основные направления теории нормативного локального творчества складываются в трудовом, корпоративном и муниципальном праве, локальные акты также достаточно востребованы и в других отраслях законодательства.
Первоочередной становится проблематика определения и дефиниции локальных правовых актов и их классификации. При этом наибольшей практической значимостью для правотворчества и правоприменения обладает научное обоснование в сфере разделения или отождествления нормативных и локальных актов, а также критерии соотношения
1 Архипов С.Н. Вопросы совершенствования и развития локального нормативно-правового регулирования // XXVII съезд КПСС и развитие теории государства и права: межвузовский сборник научных трудов. - Свердловск, 1987; Самигуллин В.К. Конкретизация права и локальное нормативное регулирование // Применение советского права: сборник ученых трудов. -Свердловск, 1974. - Вып. 30. - С. 119-121; Он же. Локальные нормы и их виды // Правоведение. - 1976. - № 2. - С. 38-43; Он же. Систематизация локальных норм советского права. Вопросы теории: дис. ... канд. юрид. наук, 1976.
2 Самигуллин В.К. Конкретизация права ... - С. 119.
3 См.: Кашанина Т.В., Сударькова Е.А. Акционерное право. - М., 1997.
указанных документов. Хотя на данный момент отсутствует общепринятое определение этого понятия, обычно полагают, что локальные правовые акты - это юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления в организациях различных форм собственности и ведомственной подчиненности1. Данная дефиниция локальных правовых актов традиционно дается в сравнении их с государственными нормативными правовыми актами. При сравнительном анализе обычно указывают такие качества локальных актов, как издание их организациями, предприятиями, иными структурами или лицами, ограниченный круг субъектов, на которых распространяется их действие, их подзаконный характер, и некоторые другие.
Выделяя общие признаки подобных нормативных документов, обычно отмечают, что локальные правовые акты: а) содержат правовые нормы; б) подзаконны, то есть основаны на законах и подзаконных актах, не могут им противоречить и занимают по отношению к законам подчиненное положение; в) издаются в организации правомочным органом, как правило, основным субъектом локального нормотворчества является работодатель; г) издаются организацией для решения внутренних вопросов и действуют лишь в ее пределах2.
Советские исследователи С.С. Алексеев и В.Ф. Яковлев предлагали следующее определение локального правового акта: локальные нормативные правовые акты - это нормативные подзаконные акты, издаваемые организацией только для решения внутренних вопросов и действующие лишь в ее пределах. Они являются внутренними в строгом смысле этого слова, выражают начала децентрализации в правовом нормативном регулировании3.
На новом этапе социально-экономического развития страны С.А. Комаров и А.В. Малько дали иное определение: локальными нормативными актами, по их мнению, называются юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления в организациях различных форм собственности и ведомственной подчиненности4.
Развивая данное положение и выделяя особенности подобных документов, специалист по корпоративному праву И.С. Шиткина указывает, что локальные правовые акты: а) основаны на законодательстве и иных правовых актах и не могут противоречить им; б) обеспечивают исполнение законодательства и иных правовых актов; в) принимаются в рамках диспозитивного дозволения и не в противоречие законодательному
1 Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. - М., 1999. - С. 317.
2 Карнаухова Е.В. Систематизация локальных нормативных правовых актов в Российской Федерации: общая характеристика и виды: автореф. дис. канд. юрид. наук. - Тюмень, 2011.
3 См.: Алексеев С.С., Яковлев В.Ф. Правовое регулирование хозяйственных отношений // Советское государство и право. - 1979. - № 1. - С. 61-69.
4 Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. - М., 1999. - С. 317.
Право и современные государства
императивному запрету; г) принимаются компетентными органами управления организации в установленном порядке и не нуждаются в утверждении или одобрении какими-либо иными органами, в том числе государственными; д) распространяются на всех субъектов, участвующих во внутренних отношениях организации: органы управления, акционеров, работников, администрацию, структурные подразделения; е) в ряде случаев (в основном это касается социально-трудовой сферы и вопросов социального партнерства) подлежат обязательному обсуждению в трудовых коллективах, одобрению или согласованию с представительными органами работников; ж) учитываются судебными правоохранительными органами при рассмотрении споров, вытекающих из внутренней деятельности организации1.
Следующую дефиницию предлагает С.В. Ухина: «Локальные правовые акты - это принятые в организации в установленном порядке правила и другие предписания общеобязательного характера, предназначенные для определенного круга лиц и регулирующие основные сферы жизнедеятельности данной организации». Она также выделяет присущие им основные признаки. Так, локальный акт: а) имеет нормотворческий характер; б) всегда облекается в документальную форму (решение, приказ, положение, правила, инструкции и др.); в) должен иметь реквизиты; г) выражен в письменной форме, что необходимо для достижения единообразия понимания его требований, а также возможных санкций за его применение2.
Ряд признаков локальных актов указан у известного правоведа, профессора Ю.А. Тихомирова: а) принятие их на предприятиях, в учреждениях, организациях, где непосредственно сливаются функции управления и производственного, коммерческого, учебного, научного и иного процессов; б) охват в локальных актах всех функций, возложенных уставом и положением на соответственную структуру; в) ограничение действия локальных актов сферой деятельности соответствующих структур в установлении процедур, оснований и круга субъектов, правомочных принять решения; г) сочетание управленческих процедур принятия решений с самоуправлением трудового коллектива, акционеров и других, с участием общественных организаций3.
При рассмотрении признаков локальных нормативных актов, следует отметить, что им присущи все качества нормативных правовых актов. Так, например, ПВ. Хныкин в рамках трудового права выделяет такие общие признаки государственных и внутриорганизационных актов, как волевое содержание, официальный характер, всеобщий характер, документальное оформление, множественность и иерархическое построение,
1 Шиткина И.С. Правовое обеспечение деятельности акционерного общества. Комплект локальных нормативных актов. - М., 1997. - С. 256.
2 Ухина С.В. Факторы и критерии процесса оптимизации локального нормотворчества // Юридическая мысль.- 2008. - № 6. - С. 134-136.
3 См.: Правовые акты: оценка последствий. Научно-практическое пособие / Кашанин А.В., Тихомиров Ю.А., Третьяков С.В. и др.; отв. ред. Тихомиров Ю.А. - М.: Юриспруденция, 2011.
предназначенность для регулирования социально значимых общественных отношений1. Наряду с общими чертами исследователь выделяет такие специфические особенности локальных правовых актов, как их подзаконный характер и то, что основным доминирующим субъектом локального нормотворчества является работодатель, который может принимать локальные нормативные акты в пределах своей компетенции. В число особенностей входит также предназначенность локальных нормативных актов только для внутреннего пользования в рамках конкретной организации и вытекающая из этого наибольшая по сравнению с другими правовыми актами приближенность к работнику. Локальные нормы отличает быстрота реагирования на изменение общественной организации труда и социальную направленность, а гибкость в применении трудового законодательства к конкретным условиям производства и разнообразие локальных норм позволяют установить преимущества одних организаций перед другими. Ученый отмечает также наличие гармонизации интересов работников и работодателя посредством внедрения системы сдержек и противовесов сторон, раскрываемой во внутренних актах2.
На основе анализа приведенных выше позиций ученых и практики корпоративного правотворчества можно выделить ряд следующих общепринятых признаков локальных правовых актов, которые: а) содержат нормы права; б) имеют подзаконный характер; в) принимаются внутри организации компетентными органами; г) относятся к определенному кругу субъектов; д) имеют документарную форму.
К числу наиболее значимых характеристик локальных актов относятся происхождение данных документов, порядок их принятия, издающий орган или лицо. Особенность именно локальных правовых актов состоит в том, что они издаются не органами государственной власти и не их должностными лицами. Их источником является решение организации в лице ее уполномоченных органов. Однако зачастую поводом, причиной и основанием издания локального акта является государственный документ. Так, например, ряд документов в сфере оборота и защиты персональных данных издается юридическими лицами в силу прямого указания Трудового кодекса или Федерального закона о защите персональных данных. Подобная государственная инициатива в издании акта организаций позволяет видеть в локальных правовых актах разновидность подзаконного правового регулирования.
Вопрос о круге субъектов, на которых распространяет свое действие локальный правовой акт, имеет принципиальное значение. Поэтому
1 См.: Хныкин Г.В. Роль локальных нормативных актов в системе отношений, регулируемых трудовым правом // Правовые отношения в контексте развития современного законодательства и правоприменения: материалы Международной научно-практической конференции. - Иваново, 2008. - С. 199-208.
2 Хныкин Г.В. Становление и развитие локального трудового права в России // Труды юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 2010. - Кн. 12. - С. 307-316.
Право и современные государства
предлагается классификация правовых актов на внутриорганизационные и внешнеориентированные (действующие за пределами организации), которая позволяет определить правовую форму документа и установить его место в системе правового регулирования. При этом, к внутриорганизационным относятся акты, которые действуют только на членов организации (предприятия, партии или другой структурированной единицы), а к внешнеориентированным - такие, что действуют и на посторонних лиц, определяя, например, доступ и правила поведения посетителей, покупателей и т.п.
Не следует забывать, что порядок действия разных актов внутри системы и за ее пределами имеет конституционное происхождение. Так, в соответствии со ст. 15 Конституции РФ нормативные правовые акты, затрагивающие права и свободы человека, подлежат официальному опубликованию. Интерпретация данной нормы позволяет констатировать, что если акт действует только в пределах организации, то он может применяться и без его официального или иного опубликования. Этот тезис нельзя понимать прямолинейно как разрешение прятать правовые предписания внутриорганизационного характера. Речь идет о том, что локальные акты, предназначенные для членов организации, могут доводиться до их сведения и другими способами, но при этом предполагается, что все заинтересованные лица должны иметь возможность познакомиться с ними. Так, традиционным методом ознакомления в трудовом праве остается подпись работника.
Внутриорганизационный характер локальных актов означает распространение действия акта на членов данной организации, подразумевает членство в организации, наличие организационно-правовой связи между издавшим органом и непосредственно субъектом права. Данная проблема связана и с определением субъектов, на которых распространяет свое действие конкретный документ. Для теоретико-правовых исследований наибольшее значение имеет понятие неопределенного круга лиц, на которых распространяет действие акт. Нормативные акты являются формой позитивного права, которое действует вне зависимости от конкретного субъекта, оно существует объективно. Для корпоративного права количественный критерий не имеет значения, важно наличие организационной связи, поэтому оно применяется только к членам данной корпорации и не распространяется на иных лиц.
С учетом сказанного, локальный нормативный правовой акт может рассматриваться как юридический документ, который содержит нормы права, принимается соответствующими органами той или иной структуры для регулирования внутриорганизационных вопросов и относится к определенному кругу лиц. Дефиниция «локальный акт» является родовой. Локальные акты могут быть коллективными или индивидуальными. Учение о нормативных правовых актах, издаваемых органами государственной власти, может быть адаптировано к локальным актам с учетом их особенностей.
Классификация правовых актов по числу лиц, на которых они распространяют свое действие, представляется следующей: 1) нормативные правовые акты (действуют на неопределенный круг лиц); 2) локальные нормативные правовые акты (действуют на членов организации); 3) индивидуальные правовые акты (действуют на персонифицированный субъект).
Библиографический список
1. Алексеев С.С., Яковлев В.Ф. Правовое регулирование хозяйственных отношений // Советское государство и право. - 1979. - № 1.
2. Архипов С.Н. Вопросы совершенствования и развития локального нормативно-правового регулирования // XXVII съезд КПСС и развитие теории государства и права: межвузовский сборник научных трудов. -Свердловск, 1987.
3. Карнаухова Е.В. Систематизация локальных нормативных правовых актов в Российской Федерации: общая характеристика и вид: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Тюмень, 2011.
4. Кашанина Т.В., Сударькова Е.А. Акционерное право. - М., 1997.
5. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. - М., 1999.
6. Кашанин А.В., Тихомиров Ю.А., Третьяков С.В. и др Правовые акты: оценка последствий. Научно-практическое пособие.; отв. ред. Ю.А. Тихомиров. - М.: Юриспруденция, 2011.
7. Самигуллин В.К. Конкретизация права и локальное нормативное регулирование // Применение советского права: сборник ученых трудов.
- Свердловск, 1974. - Вып. 30.
8. Самигуллин В.К. Локальные нормы и их виды // Правоведение. - 1976.
- № 2.
9. Самигуллин В.К. Систематизация локальных норм советского права. Вопросы теории: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1976.
10. Ухина С.В. Факторы и критерии процесса оптимизации локального нормотворчества // Юридическая мысль.- 2008. - № 6.
11. Хныкин Г.В. Роль локальных нормативных актов в системе отношений, регулируемых трудовым правом // Правовые отношения в контексте развития современного законодательства и правоприменения: материалы Международной научно-практической конференции. -Иваново, 2008.
12. Хныкин Г.В. Становление и развитие локального трудового права в России // Труды юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. -М., 2010. - Кн. 12. - С. 307-316.
13. Шиткина И.С. Правовое обеспечение деятельности акционерного общества. Комплект локальных нормативных актов. - М., 1997.