Научная статья на тему 'Соотношение понятий источников и форм корпоративного права'

Соотношение понятий источников и форм корпоративного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1054
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ АКТ / ЛОКАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / НОРМАТИВНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ АКТЫ / АКТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ / АКТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ / ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АКТЫ / ВСЕОБЩНОСТЬ / ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ИЕРАРХИЯ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Адамян Гарник Варданович

В статье дан анализ библиографии научной литературы о нормативных правовых актах, локальных правовых актах. Проведено сравнение позиций ученых советской и российской юриспруденции. Автором выявлены признаки локальных правовых актов, которые синтезировали наработки исследователей и обогащены авторской позицией. Практически ценной является разработанное автором деление локальных актов на внутриорганизационные и внешне ориентированные. Автором предложена классификация актов по количеству лиц, на которые он распространяется. По количественному основанию акты разделяются на: 1) нормативные правовые акты (действуют на неопределенный круг лиц); 2) локальные нормативные правовые акты (действуют на членов организации); и 3) индивидуальные (действуют на персонифицированный субъект).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соотношение понятий источников и форм корпоративного права»

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ИСТОЧНИКОВ И ФОРМ КОРПОРАТИВНОГО ПРАВА

DOI: http://dx.doi.org/10.14420/rn.2014.3A

Адамян Гарник Варданович, юрисконсульт ГБУ «Лечебно-трудовая мастерская при Психиатрической больнице № 3 Департамента здравоохранения города Москвы», e-mail: [email protected].

Аннотация. В статье дан анализ библиографии научной литературы

о нормативных правовых актах, локальных правовых актах. Проведено сравнение позиций ученых советской и российской юриспруденции. Автором выявлены признаки локальных правовых актов, которые синтезировали наработки исследователей и обогащены авторской позицией. Практически ценной является разработанное автором деление локальных актов на внутриорганизационные и внешне ориентированные. Автором предложена классификация актов по количеству лиц, на которые он распространяется. По количественному основанию акты разделяются на: 1) нормативные правовые акты (действуют на неопределенный круг лиц); 2) локальные нормативные правовые акты (действуют на членов организации); и 3) индивидуальные (действуют на персонифицированный субъект).

Ключевые слова: правовой акт, локальный правовой акт, нормативный правовой акт, нормативность, индивидуальные правовые акты, правоприменительные акты, акты учреждений; акты организаций, внутриорганизационные акты, всеобщность, общеобязательность, компетентность органов государственной власти, иерархия правовых актов.

Дефиниция локального правового акта пока определенно не сложилась в юридической науке, корпоративной правовой культуре и не установлена законодательством.

Выработанные в науке теории права понятия существенно обогащаются за счет исследовательских результатов отраслевых наук - трудового, социального, муниципального права и других отраслей права.

История терминов. Современная юридическая наука развивает тезисы о локальном правотворчестве на достаточно проработанном фундаменте, созданном советскими учеными. В отечественной юридической науке 1960-

1980-х годов активно разрабатывалась теория локального правотворчества применительно к актам социалистических предприятий, колхозов, трудовых коллективов. Так, например, в рамках теории трудового права данной проблематикой занимались С.И. Архипов1, В.К. Самигуллин2 и другие исследователи.

В советской теории права, как отмечает В.К. Самигуллин, использовался термин «акты государственных предприятий, учреждений и организаций», которые рассматривались как звено системы нормативных правовых актов, устанавливаемых государством. Это объяснялось в том числе тем, что собственником предприятий было государство, а акты организаций зачастую издавались на основе типовых государственных форм, таких как Типовой устав социалистического предприятия. В целом проблема локального регулирования не была актуальной в силу однообразия актов и непротиворечивости системы законодательства. Учение об иерархии актов фактически заменялось пониманием социалистической дисциплины.

С развитием рыночных отношений и строительством новой российской государственности возникла острая потребность в формировании именно локальных правовых актов. Это в немалой степени объяснялось быстрым ростом разнообразных юридических лиц. Субъекты права, граждане не имели опыта и создавали правовые формы наугад, пробуя и формируя своими действиями новую корпоративную культуру. В стране появлялись общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, корпорации, что было совершенно новым после многолетнего господства социалистической собственности и отсутствия частного бизнеса. Теоретико-доктринальное оформление корпоративного права произошло в работах Т.В. Кашаниной3.

Научные подходы к дефинициям. В современной юридической науке теория корпоративного правотворчества достаточно оформилась, накоплен значительный опыт, который нуждается в систематизации и разработке соответствующих рекомендаций. Основные направления теории нормативного локального творчества складываются в трудовом, корпоративном и муниципальном праве. Однако и в других отраслях законодательства локальные акты достаточно востребованы. Приведенные наблюдения со всей очевидностью свидетельствуют об актуальности тематики определения локальных правовых актов.

Для правотворчества и правоприменения наибольшей практической значимостью обладают научные аргументы в сфере разделения или отождествления нормативных и локальных актов, а также критерии

1 Архипов С.Н. Вопросы совершенствования и развития локального нормативно-правового регулирования // XXVII съезд КПСС и развитие теории государства и права: межвузовский сборник научных трудов. - Свердловск, 1987.

2 Самигуллин В.К. Конкретизация права и локальное нормативное регулирование // Применение советского права: сборник ученых трудов. Вып. 30. - Л., 1976. - С. 38-43; Он же. Локальные нормы и их виды // Правоведение. - 1974. - № 2. - С. 119-121; Он же. Систематизация локальных норм советского права. Вопросы теории: дис. ... канд. юрид. наук, 1976.

3 См.: Кашанина Т.В., Сударькова Е.А. Акционерное право. - М., 1997.

соотношения указанных документов.

Локальные правовые акты - это юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления в организациях различных форм собственности и ведомственной подчиненности1.

Данная дефиниция традиционно дается в сравнении с государственными нормативными правовыми актами. При сравнительном анализе обычно указывают такие свойства локальных актов, как издание организациями, предприятиями, незначительный круг лиц, на которых они распространяют свое действие, подзаконный характер, и некоторые другие.

Так, Е.В. Карнаухов в работе «Локальный нормативный правовой акт как объект общетеоретического исследования» выделяет следующие признаки локального правового акта:

- содержат правовые нормы;

- локальные правовые акты подзаконны, то есть основаны на законах и подзаконных актах, не могут им противоречить и занимают по отношению к законам подчиненное положение;

- данные нормативные акты издаются в организации правомочным

органом,сновным субъектом локального нормотворчества является

работодатель;

- локальные нормативные правовые акты издаются организацией для решения внутренних вопросов и действуют лишь в ее пределах2.

С.С. Алексеев предлагает следующее определение локального правового акта: локальные нормативные правовые акты - это нормативные подзаконные акты, издаваемые организацией только для решения внутренних вопросов и действующие лишь в ее пределах. Они являются внутренними в строгом смысле этого слова, выражают начала децентрализации в правовом нормативном регулировании3.

По мнению С.А. Комарова и А.В. Малько, локальными нормативными

актами называются юридические документы, содержащие нормы права,

принимаемые субъектами управления в организациях различных форм собственности и ведомственной подчиненности4.

Специалист по корпоративному праву И.С. Шиткина выделяет следующие особенности локальных правовых актов5:

- локальные правовые акты основаны на законодательстве и иных правовых актах и не могут противоречить им;

- обеспечивают исполнение законодательства и иных правовых актов;

- принимаются в рамках диспозитивного дозволения и не в противоречие

1 Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. - М., 1999. - С. 317.

2 Карнаухова Е.В. Систематизация локальных нормативных правовых актов в Российской Федерации: общая характеристика и виды: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Тюмень, 2011.

3 См.: Алексеев С.С., Яковлев В.Ф. Правовое регулирование хозяйственных отношений // Советское государство и право. - 1979. - № 3. - С. 61-69.

4 Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. - М., 1999. - С. 317.

5 Шиткина И.С. Правовое обеспечение деятельности акционерного общества. Комплект локальных нормативных актов. - М., 1997. - С. 256.

законодательному императивному запрету;

- принимаются компетентными органами управления организации в установленном порядке и не нуждаются в утверждении или одобрении какими-либо иными органами, в том числе государственными;

- распространяются на всех субъектах, участвующих во внутренних

отношениях организации: органы управления, акционеров, работников, администрацию, структурные подразделения;

- в ряде случаев (в основном это касается социально-трудовой сферы

и вопросов социального партнерства) подлежат обязательному

обсуждению в трудовых коллективах, одобрению или согласованию с представительными органами работников;

- учитываются судебными правоохранительными органами при

рассмотрении споров, вытекающих из внутренней деятельности организации.

С.В. Ухина предлагает следующую дефиницию: «Локальные правовые акты - это принятые в организации в установленном порядке правила и другие предписания общеобязательного характера, предназначенные для определенного круга лиц и регулирующие основные сферы жизнедеятельности данной организации». Она также выделяет основные признаки, присущие локальным актам: 1) имеют нормотворческий характер; 2) локальный нормативный акт всегда облекается в документальную форму (решение, приказ, положение, правила, инструкции и др.); 3) должен иметь реквизиты;

4) письменная форма необходима для достижения единообразия понимания требований локального акта, также возможных санкций за его применение1.

Известный ученый Ю.А. Тихомиров выделяет следующие признаки локальных актов: 1) принятие их на предприятиях, в учреждениях, организациях, где непосредственно сливаются функции управления и производственного, коммерческого, учебного, научного и иного процессов; 2) охват в локальных актах всех функций, возложенных, уставом и положением на соответственную структуру; 3) ограничение действия локальных актов сферой деятельности соответствующих структур в установлении процедур, оснований и круга субъектов, правомочных принять решения; 4) сочетание управленческих процедур принятия решений с самоуправлением трудового коллектива, акционеров и других, с участием общественных организаций2.

Выделяя признаки локальных нормативных актов, следует отметить, что им присущи все признаки нормативных правовых актов. Так, например, ПВ. Хныкин в рамках трудового права выделяет следующие общие признаки

1 Ухтина С.В. Факторы и критерии процесса оптимизации локального нормотворчества // Юридическая мысль.- 2008. - № 6. - С. 134-136.

2 См.: Правовые акты: оценка последствий / отв. ред. Ю.А.Тихомиров. - М., 2011.

государственных и внутриорганизационных актов1:

1. Волевое содержание. В локальном нормативном акте воплощается воля разработчиков данного акта, а также субъектов и участников нормотворчества, которые на разных этапах разработки, обсуждения и принятия документа выражали свое отношение к нему.

2. Официальный характер. Локальные нормативные акты получают официальный характер благодаря нормотворческим органам. Для централизованных правовых актов установлены повышенные требования, включающие процедуры их принятия, опубликования и доведения до сведения правоприменителей. Отсутствие официального опубликования означает, что, во-первых, нормотворческий орган полностью выполняет свои обязанности, во-вторых, создаются основания для нарушения прав и свобод граждан.

3. Множественность и иерархическое построение. Иерархия источников права, т.е. установление субординационных связей между различными формами права, имеет существенное значение и для формирования системы локальных нормативных актов.

4. Всеобщий характер проявляется в том, что они касаются неопределенного круга лиц данной организации и рассчитаны на неоднократное применение локальных нормативных правовых актов.

5. Компетенция субъектов, уполномоченных создать нормативный акт, и процедура его принятия установлены ТК РФ, иными законами и правовыми актами. В отдельных случаях законодатель предоставляется субъектам нормотворчества право самим устанавливать процедуры принятия нормативного акта.

6. Документальное оформление. Локальный акт нормативный акт - это всегда письменный документ. Требования к его форме, языку, стилю изложения, структуре и содержанию, наличию соответствующих реквизитов регулируются в централизованном порядке и формулируются учеными.

7. Предназначенность для регулирования социально значимых общественных отношений.

Наряду с общими чертами ТВ. Хныкин выделяет специфические особенности локальных правовых актов: 1) подзаконный характер. В основе их формирования лежат правовые нормы общего действия, которые с учетом местных условий могут дополняться, уточняться или конкретизироваться; 2) основным доминирующим субъектом локального нормотворчества является работодатель, который может принимать локальные нормативные акты в пределах своей компетенции; 3) локальные нормативные акты предназначены только для внутреннего пользования в рамках конкретной

1 См.: Хныкин Г.В. Роль локальных нормативных актов в системе отношений, регулируемых трудовым правом // Правовые отношения в контексте развития современного законодательства и правоприменения: материалы Международной научно-практической конференции. - Иваново, 2008. - С. 199-208.

организации. Акты, которые регулируют трудовые и наиболее тесно связанные с ними отношения, отличаются наибольшей по сравнению с другими правовыми актами приближенностью к работнику; 4) локальные нормы отличает быстрота реагирования на потребности организации труда;

5) гибкость в применении трудового законодательства к конкретным условиям производства и разнообразие локальных норм позволяют установить преимущества одних организаций перед другими; 6) локальные нормы имеют социальную направленность; 7) гармонизация интересов работников и работодателя посредством внедрения системы сдержек и противовесов сторон, раскрываемой во внутренних актах1.

Анализ приведенных позиций ученых и практики корпоративного правотворчества позволяет выделить общепризнанные признаки локальных правовых актов, к которым относятся следующие: 1) содержат нормы права; 2) имеют подзаконный характер; 3) принимаются внутри организации компетентными органами; 4) относятся к определенному кругу лиц; 5) имеют документарную форму.

В числе признаков локального акта наиболее значимыми представляются: происхождение данных документов, порядок их принятия, издающий орган или лицо.

Особенность именно локальных правовых актов состоит в том, что они не издаются органами государственной власти и их должностными лицами. Их источником является решение организации в лице ее уполномоченных органов. Однако зачастую поводом, причиной и основанием издания локального акта является государственный документ. Так, например, ряд документов в сфере оборота и защиты персональных данных издается юридическими лицами в силу прямого указания Трудового кодекса или Федерального закона о защите персональных данных. Подобная государственная инициатива в издании акта организаций позволяет видеть в локальных правовых актах разновидность подзаконного правового регулирования.

Принципиальным является вопрос о круге лиц, на которые распространяет свое действие локальный правовой акт. Определить его правовую форму и установить его место в системе правового регулирования позволяет классификация правовых актов на внутриорганизационные и действующие за пределами организации. Другими словами, есть акты, которые действуют на каждого и всякого, а существуют те, которые действуют на членов организации (предприятия, партии или другой структурированной единицы). Действие разных актов внутри системы и за ее пределами имеет конституционное происхождение. Так, в соответствии со ст. 15 Конституции РФ нормативные правовые акты, затрагивающие права и свободы человека, подлежат официальному опубликованию. Интерпретация данной нормы позволяет констатировать, что действие акта в пределах организации

1 Хныкин Г.В. Становление и развитие локального трудового права в России // Труды юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Кн. 12. - М., 2010.

является основанием для применения акта без его официального или иного опубликования. Этот тезис нельзя понимать прямолинейно как разрешение прятать правовые предписания внутриорганизационного характера. Речь идет о том, что локальные акты, предназначенные для членов организации, доводятся до сведения членов иными способами. При этом предполагается, что все заинтересованные лица могут познакомиться с ним. Так, традиционным методом ознакомления в трудовом праве остается подпись работника.

Внутриорганизационный характер локальных актов означает распространение действия акта на членов данной организации, членство в организации, наличие организационно-правовой связи между органом и издавшим и непосредственно субъектом права. Данная проблема связана с тем, как определить субъектов, на которых распространяет свое действие конкретный документ

Для теоретико-правовых исследований наибольшее значение имеет понятие неопределенного круга лиц, на которых распространяет действие акт. Для корпоративного права количественный критерий не имеет значения, важно наличие организационной связи.

Нормативные акты являются формой позитивного права, которое действует вне зависимости от конкретного субъекта, оно существует объективно. Корпоративное право применяется только к членам этой корпорации и не распространяется на иных лиц.

С учетом сказанного локальный нормативный правовой акт может рассматриваться как юридический документ, который содержит нормы права, принимается соответствующими органами организации для регулирования внутриорганизационных вопросов и относится к определенному кругу лиц. Дефиниция «локальный акт» является родовой. Локальные акты могут быть нормативными или индивидуальными. Учение о нормативных правовых актах, издаваемых органами государственной власти, может быть адаптировано к локальным актам с учетом их особенностей.

Классификация актов по количеству лиц, на которые он распространяется, представляется следующей: 1) нормативные правовые акты (действуют на неопределенный круг лиц); 2) локальные нормативные правовые акты (действуют на членов организации); и 3) индивидуальные (действуют на персонифицированный субъект).

Библиографический список

1. Алексеев С.С., Яковлев В.Ф. Правовое регулирование хозяйственных отношений // Советское государство и право. - 1979. - № 3. - С. 61-69.

2. Архипов С.Н. Вопросы совершенствования и развития локального нормативно-правового регулирования // XXVII съезд КПСС и развитие теории государства и права: межвузовский сборник научных трудов. -Свердловск, 1987.

3. Карнаухова Е.В. Систематизация локальных нормативных правовых актов

в Российской Федерации: общая характеристика и вид: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Тюмень, 2011.

4. Кашанина Т.В, Сударькова Е.А. Акционерное право. - М., 1997.

5. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. - М., 1999.

6. Самигуллин В.К. Конкретизация права и локальное нормативное регулирование // Применение советского права: сборник ученых трудов. Вып. 30. - Л., 1976.

7. Самигуллин В.К. Локальные нормы и их виды // Правоведение. - 1974. -№ 2.

8. Самигуллин В.К. Систематизация локальных норм советского права. Вопросы теории: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1976.

9. Правовые акты: оценка последствий / отв. ред. Ю.А. Тихомиров. - М.: Юриспруденция, 2011.

10. Ухтина С.В. Факторы и критерии процесса оптимизации локального нормотворчества // Юридическая мысль. - 2008. - № 6.

11. Хныкин Г.В. Роль локальных нормативных актов в системе отношений, регулируемых трудовым правом // Правовые отношения в контексте развития современного законодательства и правоприменения: материалы Международной научно-практической конференции. - Иваново, 2008.

12. Хныкин Г.В. Становление и развитие локального трудового права в России // Труды юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Кн. 12. - М., 2010.

13. Шиткина И.С. Правовое обеспечение деятельности акционерного общества. Комплект локальных нормативных актов. - М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.