Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ МИГРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН'

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ МИГРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
35
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миграция / население / законность / прав и свободы граждан / трудовая миграция / мигранты.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ш. И. Рузматов

В статье на основе анализа нормативно-правовых актов направленных на обеспечение и реализацию миграционных процессов в Республике Узбекистан, а также изучения мнений ученых в сфере миграционного права рассмотрено понятие миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ МИГРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН»

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 10 |October, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-10-390-394

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ МИГРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ

УЗБЕКИСТАН

Ш. И. Рузматов

Магистр Университета общественной безопасности Республики Узбекистан

АННОТАЦИЯ

В статье на основе анализа нормативно-правовых актов направленных на обеспечение и реализацию миграционных процессов в Республике Узбекистан, а также изучения мнений ученых в сфере миграционного права рассмотрено понятие миграции.

Ключевые слова: миграция, население, законность, прав и свободы граждан, трудовая миграция, мигранты.

ВВЕДЕНИЕ

За последние годы в Республике Узбекистан произошли кардинальные изменения в механизме управления миграцией населения, принят комплекс законодательных актов, а также Стратегии развития нового Узбекистана в 2022-2026 годах, содержат концептуальные предписания, направленные на реализации цели 86 Стратегии предусматривающей обеспечение осуществления безопасной, организованной и законной трудовой миграции, а также ведение эффективной миграционной политики[1].

Как отметил глава государства «...Решение мы видим в либерализации внутренней миграции» [2].

ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ

На современном этапе развития общества, глобализации мировой экономики процессы миграции населения пробрели глобальный характер. Согласно имеющимся оценкам, количество международных мигрантов достигает почти 272 миллиона человек во всем мире, при этом почти две трети из них являются трудовыми мигрантами [3].

Последовательное регулирование миграционных процессов в мире остается важным фактором повышения имиджа всех стран на международной арене и определения их статуса во внешней политике. В этой связи, важное значение приобретают научно-практические исследования, направленные на

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 10 |October, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-10-390-394

совершенствование организационно-правовых механизмов эффективного управления миграционными процессами, кодификация правовых норм, определение приоритетных направлений деятельности уполномоченных органов в этой сфере, в том числе, полицейских служб, внедрение в сферу современных информационно-коммуникационных и программных технологий, прогнозирование перспектив развития этих взаимоотношений.

В результате реализуемых в нашей стране реформ, внедряются национальные механизмы регулирования миграционных процессов. В качестве актуальных задач предусматривается упрощение и оптимизация процедур въезда, выезда и пребывания в стране [4].

Учитывая тот факт, что трудовая миграция, являясь одним из основных видов миграции населения следует в первую очередь определить её понятие, так миграция населения (людей) - это социальное явление. Как отмечал отечественный ученый Б.Эгамбердиев «миграция — постоянная или временная смена постоянного места жительства граждан Республики Узбекистан, иностранных граждан и лиц без гражданства по различным причинам на территории страны или за ее пределами» [5]. В свою очередь зарубежный ученый отметила что под миграцией понимается «Миграция — объективное явление, т. е. не зависит от воли и сознания людей и порой имеет стихийный, не организованный характер, при условии массового его характера. Она может оказывать существенное влияние на политическую обстановку в государстве и обществе» [6].

Следует отметить, что мобильность (от лат. mobilis — подвижность) как признак миграции проявляется и в ее механизме. Мобильность и перемещение населения не одно и то же. Мобильность[7] — это признак любого территориального движения населения. Мобильность свойственна миграции в широком смысле слова, под которой понимается любой набор территориального перемещения населения. В узком смысле миграция понимается как движение населения, которое связано со сменой места жительства или пребывания1. Для права имеет ценность миграция в узком смысле и понимаемое как любое социально-значимое территориальное перемещение, опосредуемое нормами права.

По нашему мнению под миграцией может пониматься процесс перемещения людей из одного государства в другое с соблюдением всех норм законодательства на временное или постоянное место жительство с

1

Матлин И. С. Моделирование размещения населения. М., 2015. С. 76.

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 10 |October, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-10-390-394

определением социальных целей (заработок, постоянное жительство, медицинские показания и др.).

Так, с принятием целого ряда нормативно-правовых документов в области внешней трудовой миграции, направленных на защиту граждан в соответствии с международными требованиями. Приоритетное внимание в этом важном вопросе направлено на максимальное содействие организованному набору и привлечению граждан страны для осуществления временной трудовой деятельности за рубежом на основе предварительных заявок от иностранных работодателей, где указываются условия и оплата труда и др. Данными нормативно-правовыми актами являются два важных документа, принятых в целях оказания содействия и поддержки гражданам страны в реализации их прав на трудовую деятельность за рубежом: Указ Президента «О мерах по дальнейшему усилению гарантий защиты граждан Республики Узбекистан, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом, и членов их семей» от 20 августа 2019 года, а также постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по защите прав и законных интересов граждан Республики Узбекистан, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом» от 23 августа 2019 года.

Исходя из вышеизложенного, необходимо определить под «миграцией» следует понимать постоянное или временное, добровольное либо вынужденное перемещение физических лиц как внутри страны, так и за её пределы, под «нелегальной миграцией» понимается въезд, нахождение, перемещение, транзит, выезд иностранных граждан, а также лиц без гражданства с нарушением требований законодательства.

Так, правовое регулирование динамичной миграционной политики государства в основном отражает количественно-качественные изменения в складывающейся миграционной ситуации в нашей стране. Однако для совершенствования структуры и модели функционирования миграционной системы Республики Узбекистан в условиях международного и межведомственного взаимодействия с другими государственными институтами и анализа её концептуальных организационно-правовых основ.

При исследовании миграционных процессов с позиций системного правового подхода важен учет отечественного опыта реализации миграционной политики, а также сравнительно-правовой анализ и иностранных систем с

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 10 |October, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-10-390-394

приемлемым для страны опытом для определения тенденций развития и путей совершенствования правоотношений в миграционной сфере деятельности.

Основной задачей государства в рамках структурирования механизма реализации миграционной политики является не только законодательное признание, соблюдение, защита неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина в сфере свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства, но и практическое воплощение взятых па себя обязательств по созданию эффективных правовых средств, устраняющих любые посягательства на права и свободы личности в рассматриваемой сфере.

В связи с этим, реализация миграционной политики рассматривается нами в различных контекстах: во-первых, как система нормативно-правовых предписаний, обеспечивающих соблюдение, использование и защиту норм законодательства в сфере миграционной политики; во-вторых, как система различных действий, выполняемых субъектами механизма реализации миграционной политики в процессе осуществления норм миграционного законодательства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, реализация миграционной политики анализируется через статистическую и динамическую стороны государственного регулирования в сфере поддержания соответствующего уровня безопасности и правопорядка в стране, под которым понимается сложная и многосторонняя в юридическом и организационно-политическом отношениях система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления стоящих препятствий на пути удовлетворения интересов субъектов регулирования миграционной сферы, позволяющая наиболее эффективно осуществлять государственный контроль за законным и незаконным перемещением граждан внутри страны и за ее пределами.

REFERENCES

1. Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы»\\ 28 января 2022 г., № УП-60

2. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису 24 января 2020 года

3. Указ Президента Республики Узбекистан от 2 марта 2020 года № УП-5953

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 10 |October, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-10-390-394

«О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах в «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики» // Собрание законодательства Республики Узбекистан — URL: // https://lex.uz/docs/4751561.

4. Эгамбердиев Б.И.Совершенствование деятельности органов внутренних дел в сфере миграционных процессов\\ автореферат диссертации доктора философии (phd) по юридическим наукам Т., 2021. С.34

5. Юдина Т. Н. Социология миграции. М. : Академический проект, 2006. С. 12—13.

6. Заславская Т. И., Рыбаковский Л. Л. Процессы миграции и их регулирование в социальном обществе // СОЦИУС. 2015. № 1

7. Матлин И. С. Моделирование размещения населения. М., 2015. С. 76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.