С.Ю. Суменков, И.А. Муравьев
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ «ИСКЛЮЧЕНИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ»
Исключение в законодательстве - это предусмотренное нормами права предписание, включающее изъятие, ограничение либо расширение содержания и (или) действия общенормативных правил. В научно-справочной литературе под исключением понимается: «1. Удаление, изъятие, изгнание из состава чего-либо. 2. Устранение возможности чего-либо. 3. Отступление от общего правила, от обычного порядка вещей» [1, с. 699].
В наиболее общем мировоззренческом плане законодательное исключение означает предоставленную и легально одобренную государством возможность субъектов отступить от общего правового установления. Вместе с тем действовать «по ситуации» субъекты могут только разрешенными в законе способами и средствами и только в разрешенном законом порядке.
Посредством исключений происходит упорядочение произвольных выходов субъектов за пределы правовой нормы, когда ее жесткость и императивность не укладываются в гибкие рамки изменчивости социального бытия. Вполне очевидно, что результаты правотворческой деятельности не всегда точно и своевременно отражают потребности развития социума. Поэтому важно предусмотреть те возможные и допустимые отступления, которые принципиально не противоречат сущности и целям правового регулирования, содержанию общенормативных правоположений.
Органичная взаимосвязь правил и исключений из них обусловлена многообразием реалий политического, экономического, социального, культурного и даже бытового характера. Сущность человеческого общежития требует как точно установленных правил, так и возможности исключений из них. В этом проявляется общеизвестный кибернетический закон «необходимого разнообразия жизни» [2, с. 293-294, 303].
Достижение цели эффективного социального управления немыслимо без сочетания общих методов и средств воздействия со строго дифференцированным подходом. Поэтому нельзя осуществлять руководство обществом, как совокупности макро- и микрогрупп, индивидов, наделенных собственными интересами, используя только правила, направленные на ограничение этих интересов.
Диалектическое единство правил и исключений более чем актуально для правовой сферы. «Категория правовой системы настолько широка, насколько широка отражаемая ею правовая действительность, то есть правовая жизнь, которая складывается и функционирует в государстве» [3, с. 115]. Главное содержание правовой жизни составляют многочисленные и бесконечно разнообразные связи и отношения между субъектами. Эти отношения складываются на всех уровнях и стадиях, как по «горизонтали», так и по «вертикали», начиная с законодательного процесса и заканчивая реализацией (соблюдением, исполнением, использованием и применением) конкретной юридической нормы.
В механизме правового регулирования юридические нормы устанавливают общие начала, исходные положения и направления воздействия права на общественные отношения. Таким образом, они выступают в качестве основных, главных правил, определяющих как реализацию данного механизма, так и устойчивость всей правовой системы в целом.
Между тем всякое правовое правило предполагает возможность исключения из него. Подобный дуализм обусловлен самой природой права, которое «выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими и духовными, а также национальными, религиозными, демографическими, природными и другими условиями его жизни» [4, с. 59]. Право, будучи одним из инструментов политического руководства обществом, не может игнорировать неоднородность и особенности положения определенных групп населения, иначе из действенного регулятора общественных отношений оно рискует превратиться в аморфную, реально не действующую и даже тормозящую общественное развитие систему юридических норм.
Проблема правового регулирования заключается в объективной невозможности его осуществления посредством установления единых эталонов поведения. Правила как предписания обобщенного характера не в состоянии учитывать разнообразие жизненных ситуаций, неоднородность субъектов, сложный характер их взаимосвязей.
При этом необходимо отметить, что хотя исключения и выступают в качестве отклонений от единых типизированных правил нормативного регулирования, они не направлены против правил, не нарушают их, а, напротив, соответствуют им, соотносятся с ними как часть и целое. Именно поэтому правовые исключения, равно как и правила, являются предписаниями государства и существуют в виде объективированных институтов, формализованных юридических норм, выраженных в законах, иных общеобязательных нормативных юридических документах.
Важнейшей характеристикой юридических исключений служит то, что они находят свое отражение в нормах права. Только в этом случае юридические исключения позволяют праву как регули-
рующей системе более точно рассчитать силу воздействия и место ее приложения (имеются в виду те или иные общественные отношения), делая праворегулирующий процесс более продуманным и целенаправленным [5, с. 65].
Палитра правовых норм, содержащих различного рода исключения, достаточно широко представлена в отраслях российского права [6, с. 3-10; 7].
Так, например, статья 310 Гражданского кодекса РФ [8] определяет, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
К таким случаям можно отнести обстоятельства, предусмотренные частью 3 статьи 44 Федерального закона от 7 июля 2003 года «О связи» [9], согласно которой в случае неустранения пользователем услуг связи определенных нарушений в течение шести месяцев со дня получения пользователем услугами связи от оператора связи уведомления в письменной форме о намерении приостановить оказание услуг связи оператор связи в одностороннем порядке вправе расторгнуть договор об оказании услуг связи.
Часть 1 статьи 9 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ [10] также предусматривает целый ряд обстоятельств, относящихся к вышеуказанным исключениям: неисполнения застройщиком обязательства по передаче объекта долевого строительства в установленный договором срок; неисполнения застройщиком оговоренных в законе обязанностей; существенного нарушения требований к качеству объекта долевого строительства; нарушения застройщиком обязанностей, предусмотренных частью 3 статьи 15.1 настоящего закона; в иных установленных федеральным законом или договором случаях.
Достаточно специфическое исключение из положения о презумпции невиновности содержит ст. 1.5 КоАП РФ, в соответствии с примечанием к которой положения о презумпции невиновности не распространяются на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения» (ст. 12.1-12.37), в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи [11].
В статье 21 Семейного кодекса РФ предусмотрено исключение из правила о необходимости расторжения брака в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей. Такие исключения закреплены в части 2 статьи 19 данного Кодекса и к ним, в частности, относятся случаи, когда один из супругов: признан судом безвестно отсутствующим либо недееспособным; осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет [12].
Согласно пункту 3 части 1 статьи 56 и статьи 133 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением изменения места жительства в пределах городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга [13].
В соответствии с частью 2 статьи 24 Таможенного кодекса РФ таможенные органы обеспечивают доступ к информации о подготавливаемых правовых актах, а также о не вступивших в силу изменениях и дополнениях в правовые акты в области таможенного дела, в том числе с использованием информационных технологий, за исключением случаев, когда предварительное уведомление о подготавливаемых правовых актах будет препятствовать проведению таможенного контроля или способствовать снижению его эффективности [14].
Кодекс торгового мореплавания РФ допускает право капитана судна в случае возникновения во время рейса неотложной надобности в деньгах для продолжения плавания, в частности для ремонта судна или содержания членов экипажа, если нет возможности или времени для получения распоряжения судовладельца, продать часть вверенного имущества, не являющуюся необходимой для продолжения плавания. При этом судовладелец должен возместить стоимость проданного груза его владельцу. Однако из этого правила есть исключение - выплата не производится в случае, если вызванные продажей груза убытки подпадают под признаки общей аварии или продажа груза проведена только в интересах груза (ч. 2 ст. 72 КТМ РФ) [15].
Примеров нормативно закрепленных законодательством исключений из общих правил можно приводить до бесконечности много. Их огромное количество позволяет констатировать, что в механизме правового регулирования реально сложился и действует специфический технико-юридический режим, который С.С. Алексеев определяет как «режим исключений» [16, с. 172]. В него входят, «во-первых, общее правило ("все") и, во-вторых, исключения из него, чаще всего перечень исключений» [16].
Наличие исключений в праве позволяет последнему как государственно-властному регулятору быть высокочувствительным к природе регулируемых им объектов. Посредством исключений достигается соответствие между правом и подлинными условиями социальной среды.
В данной связи стоит согласиться с Т.В. Кашаниной, рассматривающей исключения «как правотворческий прием, позволяющий придать некоторую гибкость и приспособляемость жесткой правовой регламентации» [17, с. 194].
Поэтому государство вынуждено использовать не только нормативные правила, но и исключения из них.
Таким образом, как правила, так и исключения, являются выразителями воли государства, которую оно закрепляет в праве. Исключения, тем самым, выступают в качестве нормативного выражения законных интересов, т.е. взаимообусловленных интересов личности, общества и государства [18].
Исключения выступают в качестве необходимого компонента права, адекватного его сущности и форме. Исключения из общих правил - это объективная закономерность; их наличие - беспристрастная правовая действительность; закон существования и развития права.
Всестороннее познание законов общественного развития, максимально полный характер информации о базовых чертах субъектов и характере складывающихся между ними отношений позволяет сформулировать и внедрить в практику максимально эффективные правовые нормы [19, с. 9].
Подобная эффективность может быть достигнута, если нормы права представляют собой не только унифицированные стандарты, правила-поведения, но и содержат исключения из них.
При этом надо признать, что исключения имеют более «загадочную» природу, нежели правила. Действительно, исключение - необычное, особое даже уникальное правовое разрешение нестандартной жизненной ситуации.
Особенностью исключений служит то, что они могут реально выполнять свое предназначение -регулировать общественные отношения только тогда, когда они облечены в правовую форму; прежде всего закреплены в нормах права. Но процесс правотворчества во многом субъективен, зависит от многих конъюнктурных факторов. Право создается людьми и не может существовать отдельно от них. В.П. Малахов правильно отмечает, что «надо воспринимать правовую реальность как опредме-ченность душевных, физических и духовных сил человека, как то, что сродни человеку, подвластно ему и потому только становящееся вполне понятным» [20, с. 6].
Поэтому в праве неизбежно присутствует элемент субъективизма, зависимость от воли субъекта правотворчества.
Сущность исключений, тем самым, заключается в сочетании объективных и субъективных факторов.
Учет исключений из правил, их нормативное закрепление позволяют максимально увеличить эффективность правового регулирования и минимизировать разрыв между действующим законодательством и подлинным состоянием общественных отношений.
Таким образом, можно предложить следующее определение искомого понятия. Исключения в законодательстве - это допускаемые правовыми нормами и закрепленные в них, отличные от общеустановленных правил положения, реализуемые уполномоченными на то субъектами при определенных условиях.
Литература
1. Толково-энциклопедический словарь / Отв. ред. Е.В. Варавина, Е.В. Гуреева-Преображенская, И.Ю. Карпова, Н.Р. Либерман, А.В. Митрофанова-Сперанская. СПб.: Норинт, 2006.
2. Эшби Р.У. Введение в кибернетику. М., 1959.
3. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003.
4. Байтин М.И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2001.
5. Морозова И.С. Синергетическая детерминация юридических исключений // Современное право. 2007. № 1.
6. Малько А.В., Суменков С.Ю. Привилегии и иммунитеты как особые правовые исключения. Пенза, 2005.
7. Малько А.В., Суменков С.Ю. Исключения в праве в условиях реформ: постановка проблемы // Государство и право. 2006. № 10.
8. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410.
9. Федеральный закон от 7 июля 2003 года «О связи» // Российская газета. 2008. 7 мая.
10. Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ // Российская газета. 2004. 31 декабря.
11. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (часть I). Ст. 1.
12. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 16.
13. Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 1 (часть I). Ст. 14.
14. Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 22. Ст. 2066.
15. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 18. Ст. 2207.
16. Алексеев С.С. Теория права. М., 1995.
17. Кашанина Т.В. Юридическая техника. М., 2007.
18. Малько А.В., Субочев В.В. Законные интересы как правовая категория. СПб., 2004.
19. Пряхина Т.М. Конституционная доктрина современной России. Саратов, 2002.
20. Малахов В.П. Философия права. М., 2002.