Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И ЗНАЧЕНИИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ'

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И ЗНАЧЕНИИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
185
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / МЕХАНИЗМЫ ОХРАНЫ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иванова Е.А.

В данной статье приводится краткая характеристика идеологического механизма охраны окружающей среды. Разъясняется его понимание как системы инструментов (главными из которых являются экологическое воспитание, образование и просвещение), применение которых в управлении охраны окружающей среды и природопользованием, способствует созданию нравственно-этических оснований действия экологического права. Обосновывается его значение как фундаментообразующего механизма наряду с административным и экономическим механизмами охраны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE CONCEPT AND SIGNIFICANCE OF THE IDEOLOGICAL MECHANISM OF ENVIRONMENTAL PROTECTION

This article provides a brief description of the ideological mechanism of environmental protection. It explains its understanding as a system of tools (the main of which are environmental education, education and enlightenment), the use of which in the management of environmental protection and nature management contributes to the creation of moral and ethical foundations for the action of environmental law. Its importance is substantiated as a fundamental mechanism along with administrative and economic protection mechanisms.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И ЗНАЧЕНИИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И ЗНАЧЕНИИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА

ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Е.А. Иванова, старший преподаватель

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета (Россия, г. Стерлитамак)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-7-247-251

Аннотация. В данной статье приводится краткая характеристика идеологического механизма охраны окружающей среды. Разъясняется его понимание как системы инструментов (главными из которых являются экологическое воспитание, образование и просвещение), применение которых в управлении охраны окружающей среды и природопользованием, способствует созданию нравственно-этических оснований действия экологического права. Обосновывается его значение как фундаментообразующего механизма наряду с административным и экономическим механизмами охраны.

Ключевые слова: идеология, идеологический механизм, охрана окружающей среды, механизмы охраны, мировоззрение, экологическое воспитание и образование.

С любви к родной природе начинается любовь к своей Родине

В. Пелихов. «Постижение родства»

Современный мир полон проблем и нестабильных ситуаций: экономических, политических, социальных и т.д. При этом одними из наиболее насущных проблем, вот уже не одно столетие подряд являются проблемы экологические: от состояния экологического кризиса мы всё чаще рискуем перейти в состояние экологической катастрофы, т.е. таких проблем с окружающей средой, которые будут носить уже необратимый характер.

Для того чтобы этого избежать в доктрине экологического права описаны различные механизмы охраны окружающей среды, используя которые можно, позитивно воздействовать на отношения в области взаимодействия с природной средой. К таковым относятся административный, экономический и идеологический механизмы.

Каждый из этих механизмов охраны содержит в себе свою систему инструментов, применение которых в управлении охраны окружающей среды, способствует, в конечном итоге, достижению экологической безопасности. При этом думается, что фундаментообразующим среди них является именно идеологический механизм охраны. Хотя, как это ни парадоксально, именно его осмысление часто отодвигает-

ся на последний план и значение часто недооценивается. Об этом говорит и Т.Б. Невзоров: «...в данных условиях необходимо сосредоточить внимание на изучении и дальнейшем развитии системы механизмов экологического права, в частности, не вполне знакомого научной общественности идеологического механизма экологического права» [1, с. 155].

Чтобы понять, почему, по мнению автора, именно идеологический механизм охраны окружающей среды является фун-даментообразующим, нужно дать ему характеристику и сформулировать его понятие.

Т.Б. Невзоров отмечает: «Идеологический механизм экологического права (ИМЭП) в первом приближении можно определить как непрерывно обновляемую, динамичную открытую систему средств, методов формирования права и законодательства путём непосредственного воздействия на правовые институты или косвенно через иные социальные институты, путём создания нравственно-этических оснований действия права (выделено автором - Е.И.)» [1, с. 155]. Т.е. речь идёт о создании нравственных истоков функционирования эколого-правовых норм и экологического права в целом.

Немного останавливаясь на этом вопросе, хочется сказать, что вообще, проблема соотношения права и нравственности является предметом научных дискуссий учёных различных направлений ещё с конца 19 века. А.В. Петров и В.В. Сайгин, рассмотревшие этот вопрос на основе анализа работы Б.Н. Чичерина «Философия права», указывают, что несмотря на то, что право - это особая форма проявления свободы человека и имеет собственную природу, оно (т.е. право) вместе с этим, является напрямую связанным с нравственностью, причём таким образом, что нравственность оказывается первичной по отношению к праву [2, с. 284, 285].

В концепции Б.Н. Чичерина первичным элементом системы общественных отношений и социальных институтов выступает отдельный человек как личность, имеющая духовную сущность и одарённая разумом и волей. При этом именно в духовной природе человека имеет свои собственные корни и право (потому что сама нравственность, будучи первичным элементом свободной воли человека, составляет необходимую основу всех видов его деятельности). «Эти корни, по утверждению Б.Н. Чичерина, берут начало в потребностях человеческого общежития. Общение людей может осуществляться для чисто практических целей помимо всяких нравственных требований; но так как это общение свободных лиц, то свобода одних людей приходит в столкновение со свободой других. Отсюда в обществе появляется необходимость норм, устанавливающих, что принадлежит одному, а что - другому; что каждый может делать, не посягая на чужую свободу. Требование ограничения или, лучше сказать, упорядочения свободы вытекает из природы человека как разумно-свободного существа, находящегося в отношениях с другими себе подобными» [2, с. 284, 285, 287].

Это также подтверждает ещё одну мысль о том, что само право в основном является детерминированным, т.е. обусловленным различными социальными явлениями [3, с. 23]. При этом в основе всех социальных процессов и явлений (соответственно, в том числе и в основе права) ле-

жит социальная воля, т.е. стремление людей достичь определённых потребностями целей [4]. Социальные потребности перерастают в правовые, и уже затем правовые потребности начинают формировать правовую волю, из чего и складывается, в конечном итоге, правовая действительность [5, с. 255, 257].

Таким образом «в отношении к юридическому закону, вытекающему из требований свободы, признание его силы основано не на физической необходимости, а на разумном сознании потребностей общежития, без которого осуществление нравственных начал осталось бы пустым призраком. Поэтому оно составляет нравственное требование, которое тем более обязательно, что юридический закон и нравственный имеют один и тот же источник. Корень обоих лежит в признании человеческой личности. Вследствие этого уважение к праву, не как внешнее только подчинение, а как внутреннее побуждение к действию, является предписанием нравственного закона» [цит. по: 2, с. 285, 286].

Конечно, можно было бы, и отказаться от наличия нравственных ценностей в праве и, как рассуждают А.В. Петров и В.В. Сайгин, регулируя общественные взаимоотношения, руководствоваться только практической целесообразностью и полезностью. Однако сами же они впоследствии совершенно справедливо замечают, что российское политико-правовое мышление именно тем и отличается от западного, что «всё истинно правовое для российского человека должно иметь ещё и нравственный смысл, внутреннюю нравственную основу» [2, с. 283, 286].

Применительно к регулированию экологических отношений, практическая продуктивность и полезность без учёта нравственной составляющей очень хорошо отражена в концепции потребительского отношения к природе, которая выражается в том, что природа воспринимается как кладовая, из которой должны извлекаться ресурсы для развития материального производства и создания богатства общества [6]. Однако такой подход очень опасен. Мы уже имеем примеры, когда бесконтрольное уничтожение, допустим, некоторых видов

диких животных привело к их полному исчезновению. И это несмотря на то, что животный мир относится к возобновляемым природным ресурсам. Про невозоб-новляемые природные ресурсы в таком случае говорить уже не приходится.

Неготовность общества осознать глобальность и важность экологических проблем, низкая экологическая культура достаточно давно отнесены к числу угроз национальной безопасности государства [7, с. 258]. В ныне действующей Стратегии национальной безопасности РФ, утверждённой Указом Президента РФ от 02.07.2021 года [8] определено, что в последние десятилетия интенсивный рост производства и потребления в мире сопровождается увеличением антропогенной нагрузки на окружающую среду и ухудшение её состояния, что влечёт существенное изменение условий жизни на Земле. А хищническое использование природных ресурсов ведёт не только к дефициту этих самых ресурсов и усилению загрязнения окружающей среды, но и влечёт в конечном итоге, снижение качества жизни человека (п.п. 77 и 78).

Соответственно, для целей обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования в Стратегии национальной безопасности определено множество задач, для их реализации в государственной политике, к одной из которых относится повышение уровня экологического образования и экологической культуры граждан, воспитание в гражданах ответственного отношения к природной среде, стимулирование населения и общественных организаций к участию в природоохранной деятельности (п. 83, подп. 17).

Т.Б. Невзоров также указывает, что современный экологический кризис не может быть преодолён только с помощью технологических и узкодисциплинарных, узкоотраслевых подходов и методов. «Любые изменения окажутся напрасными, если не произойдёт изменений в сознании современного человека» [1, с. 156].

«В наши дни борьба за охрану природы становится зеркалом общества. В движении за сохранение и чистоту окружающей

среды отразилось стремление общества перестроить психологию человека, экологизировать её - это значит сделать каждого человека сознательно причастным (выделено автором - Е.И.) к делам страны, выявить и направить его личные возможности на благо народа, на творческое хозяйствование, подключить к активной борьбе за мир во всём мире, за сохранение жизни на планете» [9, с. 8].

Эти стремления и мотивы («триединое свойство - ум, дух, стремление действовать» [1, с. 155]) и есть та самая идеология или идеологическая основа, которая должна выступать в качестве фундамента при правовом регулировании экологических отношений, и проявляемая, главным образом в экологическом воспитании, образовании и просвещении [7, с. 259].

Т.е. если административный механизм охраны окружающей среды основан на административно-правовом (властном) воздействии на субъектов экологических правоотношений; экономический механизм - на использовании финансово-экономических инструментов поощрительного и принудительного характера; то в центре идеологического механизма стоит сам человек, его мировоззрение.

При регулировании отношений в области взаимодействия общества и природы нельзя игнорировать этические нормы, а также умственные и духовные установки, могущие оказывать решающее значение на формы этого взаимодействия: представления о Земле как нашем общем доме; знания о функциях, которые природа выполняет по отношению к человеку; представления о человеке как о старшем брате братьев наших меньших; об ответственности человека перед настоящими и будущими поколениями и т.п. Так как именно эти факторы, в конце концов, действительно влияют на реальные эколого-политические и управленческие решения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, на формирование законодательного массива.

Следовательно, именно в этом и состоит огромное значение идеологического механизма охраны окружающей среды, формирующего, как уже было ранее сказа-

но, нравственно-этические основания при регулировании экологических правоотношений. Причём практическая ценность этого механизма проявляется в его влиянии не только на частных, но и на публичных субъектов экологических правоотношений.

Речь в данном случае идёт о том, что нравственные основания деятельности, помимо прочего, имеют большое значение и для тех, кто стоит у власти (так как власть является центральным звеном всякого общественного порядка). «Нравственная сила власти, - пишет Б.Н. Чичерин, - состоит в том, что её добровольно признают и охотно ей подчиняются. Эта нравственная связь, соединяющая правителей и подчинённых, составляет самую крепкую и надёжную опору власти». Однако «для того чтобы эта связь могла сохраняться, надобно, чтобы сама власть следовала предписаниям нравственного закона. Требуя от подчинённых уважения к установленным властям, нравственный закон, с другой стороны, требует и от последних, чтобы они добросовестно исполняли свои обязанности и управляли не в личных своих интересах, а в видах общего блага, воздавая каждому должное, уважая права подвластных и устраняя произвол и

притеснения» [цит. по: 2, с. 287]. Думается, что в сфере природопользования и охраны окружающей среды эти слова приобретают особенное значение, так как, к сожалению, достаточно большое число экологических правонарушений и преступлений совершается лицами, которые, по роду своей деятельности, призваны сохранять окружающую среду и чтить нормы закона.

Таким образом, идеологический механизм охраны окружающей среды представляет собой систему инструментов (главными из которых являются экологическое воспитание, образование и просвещение), применение которых в управлении охраны окружающей среды и природопользованием, способствует созданию нравственно-этических оснований действия экологического права. При этом практическое переосмысление идеологического механизма охраны окружающей среды с учётом современной экологической обстановки, становится всё более актуальным и в перспективе требует более детальных теоретических исследований своего содержания (в частности, вопросов, касающихся непосредственно экологического воспитания, образования и просвещения).

Библиографический список

1. Невзоров Т.Б. Что такое идеологический механизм экологического права? // Вестник КемГУ. 2008. №4. С. 155-157.

2. Петров А.В., Сайгин В.В. Нравственные основания права и власти (по работе Б.Н. Чичерина «Философия права») // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. №2 (1). С. 283-289.

3. Карбонье Ж. Юридическая социология: Пер. с фр. / Пер. и вступ. ст. В.А. Туманова. - М.: Прогресс, 1986. - 352 с.

4. Петров А.В. О понятии правовой действительности // Общество: политика, экономика, право. - 2015. - №5.

5. Петров А.В. О категории сущности права // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевкого. 2010. №1. С. 253-258.

6. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. Подготовлен для системы Консуль-тантПлюс, 2008. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/edu/student/download_books/book/brinchuk_mm_ekologicheskoe_pra vo/ (дата обращения: 10.07.2021).

7. Винокуров А.Ю. Экологическое право: программа курса, учебник, практикум / А.Ю. Винокуров, Ю.Е. Винокуров, С.А. Фомин / под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. Винокурова Ю.Е. - М.: Изд-во «Экзамен», 2006. - 575 с.

8. Стратегия национальной безопасности РФ. Утверждена Указом Президента РФ от 02.07.2021 года № 400. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/QZw6hSk5z9gWq0plD1ZzmR5cER0g5tZC.pdf (дата обращения: 10.07.2021).

9. Постижение родства: Рассказы современных советских писателей о природе / Сост. и автор предисл. В. Пелихов; Худож. В. Бисенгалиев - М.: Мол. гвардия, 1987. - 383 с.

TO THE QUESTION OF THE CONCEPT AND SIGNIFICANCE OF THE IDEOLOGICAL MECHANISM OF ENVIRONMENTAL PROTECTION

E.A. Ivanova, Senior Lecturer

Sterlitamak Branch of Bashkir State University

(Russia, Sterlitamak)

Abstract. This article provides a brief description of the ideological mechanism of environmental protection. It explains its understanding as a system of tools (the main of which are environmental education, education and enlightenment), the use of which in the management of environmental protection and nature management contributes to the creation of moral and ethical foundations for the action of environmental law. Its importance is substantiated as a fundamental mechanism along with administrative and economic protection mechanisms.

Keywords: ideology, ideological mechanism, environmental protection, protection mechanisms, worldview, environmental education and training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.