Научная статья на тему 'Китайская «экологическая дипломатия» и формирование международного механизма охраны окружающей среды'

Китайская «экологическая дипломатия» и формирование международного механизма охраны окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1973
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобальная регионализация / международный механизм охраны окружающей среды / "экологическая дипломатия" / "ecological diplomacy" / global regionalization / international system of environmental protection

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Колпакова Татьяна Владимировна

В статье рассматривается и анализируется содержание понятия «экологическая дипломатия», а также определяется специфика курса «экологической дипломатии» КНР. Данный анализ показывает, что в условиях обострения глобальных, в первую очередь социально-экологических, проблем формирование эффективного международного механизма охраны окружающей среды, основным инструментом которого и является «экологическая дипломатия», становится неотъемлемым условием для устойчивого безопасного развития как глобализирующегося Китая, так и других государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The term «ecological diplomacy» is regarded and analyzed, and the specifics of the Chinese «ecological diplomacy» is defined. The analysis shows that the process of the forming effective international system of environmental protection, the main tool of which is «ecological diplomacy», is conditioned by the intensification of global problems, especially ecological ones. Thus, this process becomes a compulsory factor of sustainable social-economical development not only in the globalizing China but all over the world.

Текст научной работы на тему «Китайская «экологическая дипломатия» и формирование международного механизма охраны окружающей среды»

Т. В. Колпакова

КИТАЙСКАЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ» И ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО МЕХАНИЗМА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В статье рассматривается и анализируется содержание понятия «экологическая дипломатия», а также определяется специфика курса «экологической дипломатии» КНР. Данный анализ показывает, что в условиях обострения глобальных, в первую очередь социально-экологических, проблем формирование эффективного международного механизма охраны окружающей среды, основным инструментом которого и является «экологическая дипломатия», становится неотъемлемым условием для устойчивого безопасного развития как глобализирующегося Китая, так и других государств.

Ключевые слова: глобальная регионализация, международный механизм охраны окружающей среды, «экологическая дипломатия».

T. Kolpakova

CHINESE «ECOLOGICAL DIPLOMACY» AND THE FORMING OF THE INTERNATIONAL SYSTEM OF ENVIRONMENTAL PROTECTION

The term «ecological diplomacy» is regarded and analyzed, and the specifics of the Chinese «ecological diplomacy» is defined. The analysis shows that the process of the forming effective international system of environmental protection, the main tool of which is «ecological diplomacy», is conditioned by the intensification of global problems, especially ecological ones. Thus, this process becomes a compulsory factor of sustainable social-economical development not only in the globalizing China but all over the world.

Keywords: global regionalization, international system of environmental protection, «ecologi-cal diplomacy».

В условиях глобальной регионализации Китая, стремительно наращивающего масштабы своего влияния (экономического, политического, социально-экологического)

в мире, особую актуальность приобретает анализ и выявление специфики курса китайской «экологической дипломатии», выступающей инструментом реализации КНР

своих национальных интересов в сфере охраны окружающей среды и природопользования вне рамок своего государства.

В свете анализа «экологической дипломатии» китайского государства необходимо также определить ее место в формирующемся международном механизме охраны окружающей среды.

Международное сотрудничество в целях охраны и улучшения окружающей среды осуществляется в рамках как ООН, так и региональных союзов, а также континентального сотрудничества отдельных государств. Эти и другие формы сотрудничества, которые имеют свою специфику, показывают следующее: несмотря на существование концепции об окружающей среде и ее охране, все еще недостаточен рост осознания значимости экологических проблем и обязательств отдельных стран и всего человечества по сохранению окружающей природной среды.

В зависимости от конкретных проблем природоохранное сотрудничество может быть отнесено к сфере политического, экономического, научно-технического или правового сотрудничества государств. При этом если сотрудничество по политическим вопросам направлено, прежде всего, на создание благоприятных международных условий, способствующих решению задачи охраны окружающей среды, то, например, сотрудничество в правовой области ведет к разработке и принятию международно-правовых принципов и норм, определяющих правовую природу и статус окружающей среды, осуществление природоохранной деятельности и международного сотрудничества в этой области, укрепляющих международное экологическое право. Следует при этом отметить особую значимость правовой сферы сотрудничества, поскольку все другие формы сотрудничества легализуются посредством их правового оформления [2].

Таким образом, важной основой международного механизма охраны окру-

жающей среды является международно-правовое регулирование сотрудничества государств в области экологии. Под международным экологическим правом при этом понимается совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения его субъектов в области охраны окружающей среды и рационального использования ее ресурсов. В отечественной литературе более распространены понятия «международное право окружающей среды» и «экологическое право».

Важной тенденцией в развитии современного международного экологического права является всемерное развитие политических, экономических, транспортных, информационных, космических и других международных связей и отношений между различными государствами. Усилилось понимание взаимосвязей и зависимости экологических проблем, которые имеют глобальный, планетарный характер.

Положение государств в отношении международной защиты окружающей среды различно. В развивающихся странах проблемы экологии могут поставить под вопрос успех процесса развития, но средства на изменение ситуации отсутствуют. В наиболее развитых странах существующая ситуация потребления ведет к такому истощению не только своих, но и других стран, которое создает угрозу будущему развитию во всем мире. Это свидетельствует о том, что международная защита окружающей среды касается всех аспектов развития общества и является жизненно важной для всех государств независимо от уровня их экономического развития. Поэтому такая защита должна стать элементом политики любого государства. Поскольку экосистемы отдельных государств образуют единую глобальную систему, ее защита должна стать одной из основных целей международного сотрудничества и составным элементом концепции устойчивого развития.

Итак, осознание глобального экологического кризиса, призывы ООН ко всем государствам определили необходимость международного сотрудничества. После окончания периода «холодной войны», начала реформ и проведения политики открытости появилась настоятельная необходимость включения и Китая в систему международной охраны окружающей среды. После участия Китая в конференциях в Стокгольме, Женеве и Найроби начался этап обретения опыта такого сотрудничества. С 1989 г. начался этап системного участия в мероприятиях, заключены двусторонние соглашения с 26 странами, в том числе с Россией [3, с. 92].

Страна также включилась в некоторые региональные проекты. Например, Китай поддерживает тесное сотрудничество с экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТ), внес свою лепту в дело охраны окружающей среды и развития Азиатско-Тихоокеанского региона путем участия в форуме Северо-Восточной Азии за сотрудничество по охране окружающей среды, в программе действий в северо-западной части Тихого океана, в Координационном сообществе программы действий на морях и океанах Восточной Азии [6].

Автор работы «Охрана окружающей среды и устойчивое развитие Китая» Чжу Тань указывает на то, что в своей международной деятельности по охране окружающей среды Китай исходит из того, что при поддержании совместного развития среды и экономики развитые государства несут главную ответственность за ухудшение среды. При решении проблем окружающей среды необходимо учитывать интересы развивающихся стран. Китай начал активно участвовать в решении глобальных социально-экологических проблем, стратегия устойчивого развития была принята как часть государственной стратегии Китая [8].

Были сформулированы принципы внешних отношений, которые заключаются в

поддержке экологически устойчивого экономического развития, права любого государства на охрану своей природной среды, поддержке общих международных установок, но с учетом региональных различий, а также принципы ответственности, принципы постепенности решения экологических проблем. При этом учитывается положение о сокращении различий в уровне бедности между Севером и Югом КНР.

Китай внес свой вклад, участвуя в международных мероприятиях ООН, в составлении международных документов, деклараций, в международных конференциях. Международная деятельность сыграла роль катализатора в деле охраны окружающей среды в стране. Китай заимствовал опыт управления, привлек иностранные инвестиции, а также помощь в создании соответствующих органов и кадров. Китай — крупный получатель международной финансовой помощи на различные целевые экологические программы. Страна получила технологии, информационные сети и базы данных в рамках экологической помощи. Были осуществлены так называемые демонстрационные проекты по защите среды, финансируемые из кредитов Всемирного банка. Отмечается постоянное двустороннее сотрудничество с США, в 2006 г. были заключены различные совместные соглашения с Японией, Канадой, Германией, Южной Кореей, Европейским Союзом, Норвегией, Австралией. В региональном плане Китай проводит регулярные конференции по охране окружающей среды с Японией, Южной Кореей. Ведется сотрудничество в рамках АРЕС. Были проведены конференции по проблемам кислотных дождей, охраны Восточно-Китайского моря и др. В 1989— 2005 гг. в Китае принято более 20 законов по проблемам природопользования и охраны окружающей среды, ратифицированы основные международные соглашения, в том числе по борьбе с изменением климата и озонового слоя, по биологиче-

скому разнообразию, по борьбе с опустыниванием, по охране морской среды, сохранению памятников природного и культурного наследия и др [3, с. 93].

Таким образом, Китай активно участвует в международном сотрудничестве по проблемам экологии и в силу его становления в качестве мировой державы XXI в. занимает важное место в формирующемся международном механизме охраны окружающей среды.

Каждое суверенное государство, будучи субъектом международного экологического права, отстаивает свои национальные интересы посредством дипломатического курса. Дипломатия при этом определяется как совокупность практических невоенных мероприятий, приемов и методов, применяемых с учетом конкретных условий и характера решаемых задач, искусства ведения переговоров в целях предотвращения или урегулирования международных конфликтов, поисков компромиссов и взаимоприемлемых решений, а также расширения и углубления международного сотрудничества. Главная цель и задача дипломатии — защита интересов государства и его граждан [5, с. 4-5].

Экологическая дипломатия развивается на нескольких взаимосвязанных уровнях: глобальном — прежде всего в системе ООН; региональном — в рамках региональных организаций и специализированных функциональных программ, а также в системе многосторонних межгосударственных отношений; двустороннем — в процессе взаимодействия государств, чаще всего географических соседей, решивших объединить свои усилия в изучении и решении конкретных проблем. Независимо от масштаба взаимодействия все эти формы сотрудничества ориентируются на разрешение международных экологических проблем. В основе современной экологической дипломатии лежат не узкотрактуемые национальные интересы, характерные для внешней политики эпохи идеологических и

военных конфронтаций, а общечеловеческий интерес, направленный на сохранение природы [7, с. 598].

Китайский исследователь Дин Цзиньгу-ан определяет экологическую дипломатию как совершенно новую область в системе международных отношений, в основе которой — международная охрана окружающей среды. Экологическая дипломатия — это различного рода деятельность, осуществляемая субъектами международных отношений посредством переговоров и других мирных способов для регулирования международных отношений по охране окружающей среды. Экологическая дипломатия — это важный способ для государства продвигать свой курс экологической дипломатии, защищать свои экологические права и интересы, содействовать экономическому и экологическому развитию своего государства. Целью экологической дипломатии является защита глобальной экосистемы, основные задачи включают в себя разрешение международных экологических споров и конфликтов, разработку международных договоров по проблемам окружающей среды, установление международного сотрудничества в сфере экологии и в конечном итоге создание нового глобального экологического порядка [1, с. 17].

Таким образом, констатируя вышесказанное, можно сделать следующий вывод: суть экологической дипломатии заключается в реализации на мировой арене государственных интересов, связанных с проблемами окружающей среды, посредством средств дипломатии.

В контексте вышесказанного нельзя не подчеркнуть тот факт, что в данных трактовках содержится определенное противоречие: с одной стороны, нормы и принципы международного экологического права и, следовательно, экологическая дипломатия, являющаяся его инструментом, провозглашают своей конечной целью создание такого механизма охраны окружающей

среды, который будет соответствовать всем требованиям перехода мирового сообщества к устойчивому развитию; с другой стороны, большинство суверенных государств — субъектов международного экологического права — используют экологическую дипломатию как средство реализации своих национальных интересов экономического развития, что далеко не всегда ведет к снижению глобальной экологической напряженности. По нашему мнению, именно в данном противоречии заключается проблематичность создания эффективного международного механизма охраны окружающей среды.

Говоря об экологической дипломатии китайского государства, следует также отметить ее ориентированность на соблюдение собственных интересов развития. Как отмечают китайские исследователи, экологическая дипломатия КНР имеет следующие особенности: во-первых, направленность на защиту государственных интересов и противостояние давлению других более развитых государств в вопросах охраны окружающей среды, препятствующих экономическому развитию Китая; во-вторых, активное привлечение экономической, политической и другой помощи со стороны мирового сообщества для решения внутренних социально-экологических проблем. Стратегическим курсом развития китайской экологической дипломатии является «активное участие, соблюдение принципов, гибкость политического курса, осмотрительность при подписании договоров». Основная цель экологической дипломатии Китая — при соблюдении государственных интересов способствовать экономическому строительству и охране окружающей среды в Китае [1, с. 124].

Китайскую экологическую дипломатию, выступающую средством внешней регионализации КНР в стремлении за ресурсами и экологическим потенциалом, невозможно рассматривать без учета влияния аксеоло-гического фактора. КНР в формировании

международной стратегии улучшения состояния окружающей среды постоянно опирается на традиционные социально-экологические ценности, накладывая их на современные условия развития. Неизменно присутствующий национализм во внешней и внутренней региональной экологической политике Китая и видение своего государства в центре мировой системы (Срединное Царство), а остальных государств как поля для реализации своих национальных интересов являются достаточным поводом для беспокойства. Речь идет об экологических угрозах, которые представляет Китай для граничащих с ним государств, в том числе и для России.

Неуклонный рост населения Китая усугубляет проблемы, связанные с состоянием окружающей среды. Ограниченность территории в комплексе с демографическими проблемами и недостатком природных ресурсов представляют потенциальную угрозу территориальной целостности и нерушимости границ соседних государств. Китай находится на одном из первых мест по уровню загрязнения окружающей среды, что несет в себе реальную экологическую угрозу всему мировому сообществу и отдельным его субъектам [4, с. 84-85].

Подтверждением данной мысли являются, например, такие факты, как неподписание Китаем Киотского протокола, отказ от открытого диалога по проблемам использования трансграничных водных ресурсов и др., когда Китай, пренебрегая принципами ненанесения экологического ущерба трансграничным территориям, экологически обоснованного рационального использования природных ресурсов, международно-правовой ответственности за нанесение ущерба окружающей среде и рядом других принципов международной охраны окружающей среды, выбирает в качестве приоритетного экономическое развитие в его экстенсивном варианте.

Международное сообщество, оказывающее Китаю значительную финансовую и техническую помощь в повышении эффективности природопользования и решении экологических проблем, вправе рассчитывать на конструктивную позицию Пекина, на его самое активное участие в двустороннем и многостороннем сотрудничестве по экологической и природоохранной проблематике.

С учетом того что российская цивилизация развивается в культурном ареале на стыке крупнейших локально-региональных цивилизаций индоевропейского и азиатского типов и именно восточноазиатский вектор имеет немаловажное значение во внешней стратегии России, особую значимость приобретает эффективное двустороннее и региональное сотрудничество с КНР в сфере охраны окружающей среды.

При этом такое сотрудничество непременно должно основываться на принципах устойчивого развития.

Сегодня существующая ситуация, когда Китай, с одной стороны, активно участвует в международной деятельности по охране окружающей среды, демонстрируя солидарность с принципами устойчивого развития и провозглашая идеологический курс на построение «гармоничного социалистического общества» внутри своего государства и создание «гармоничного мира» в рамках всей планеты; с другой стороны, все еще очень зависим от экстенсивной модели экономики, перестройка которой потребует не только коренных преобразований в системе государственного хозяйствования, но и глубокой переоценки ценностей постиндустриальной эпохи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дин Цзиньгуан. Гоцзи хуаньцзин вайцзяо = Международная экологическая дипломатия / Дин Цзиньгуан. — Бэйцзин: Чжунго шэхуэй кэсюе чубаньшэ, 2007.

2. Кабур А. М. Правовые проблемы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды [Электр. ресурс]: Дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2000. — Реж. доступа: http://www/dissers. info/disser_82885.html

3. Китай. Проблемы гармоничного и устойчивого развития / Под ред. Г. Д. Бессарабова, В. Г. Ганшина. — М.: ИДВ РАН, 2009.

4. Кучинская Т. Н. Китайский регион: новая концепция национальной безопасности // Социальная регионология. (Межвузовский ежегодник) — Иркутск: Иркутский Государственный Университет, 2005. С. 84-85.

5. Никифоров В. М. Дипломатия: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Нестор, 2007.

6. Охрана окружающей среды в Китае (Белая книга) [Электр. ресурс] // Все о Китае из первых рук. — Реж. доступа: http://russian.china.org.cn/russian/32923.htm

7. Реймерс Н. Ф. Природопользование: Словарь-справочник. — М.: Мысль, 1990.

8. Чжу Тань. Чжунго хуаньцзин баоху юй кэчисюй фачжань = Охрана окружающей среды и устойчивое развитие Китая // Чжунго кэчисюй фачжань цзунган = Программа по устойчивому развитию Китая. Т. 10. — Бэйцзин: Кэсюе чубаньшэ, 2007.

REFERENCES

1. Din Czin'guan. Goczi huan'czin vajczjao = Mezhdunarodnaja jekologi-cheskaja diplomatija [Tekst] / Din Czin'guan. — Bjejczin: CHzhungo shjehujej kjesjue chuban'shje. — 2007.

2. Kabur A. M. Pravovye problemy mezhdunarodnogo sotrudnichestva v oblasti ohrany okruzhajuwej sredy [JElektr. resurs]. Dis. ... kand. jurid. nauk. — Moskva, 2000. — Rezh. dostupa: http://www/dissers.info/disser_82885.html

3. Kitaj. Problemy garmonichnogo i ustojchivogo razvitija [Tekst] / Pod red. G. D. Bessarabova, V. G. Ganshina. — M.: IDV RAN, 2009.

ФИЛОСОФИЯ

4. Kuchinskaja T. N. Kitajskij région: novaja koncepcija nacional'noj bezopasnosti [Tekst] / T. N. Ku-chinskaja // Social'naja regionologija. (Mezhvuzovskij ezhegodnik) — Irkutsk: Irkutskij Gosudarstvennyj Uni-versitet, 2005. S. 84-85.

5. Nikiforov V. M. Diplomatija: Uchebno-metodicheskoe posobie. — SPb.: Nestor, 2007.

6. Ohrana okruzhajuwej sredy v Kitae (Belaja kniga) [JElektr. resurs] // Vse o Kitae iz pervyh ruk. — Rezh. dostupa: http://russian.china.org.cn/russian/32923.htm

7. RejmersN. F. Prirodopol'zovanie: Slovar'-spravochnik. — M.: Mysl', 1990.

8. Chzhu Tan'. CHzhungo huan'czin baohu juj kjechisjuj fachzhan' = Ohrana okruzhajuwej sredy i ustojchi-voe razvitie Kitaja // Chzhungo kjechisjuj fachzhan' czungan = Programma po ustojchivomu razvi-tiju Kitaja. T. 10. — Bjejczin: Kjesjue chuban'shje, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.