7 См.: ФарберИ.Е. Конституционное регулирование в советском обществе // Проблемы конституционного права. Вып. 1 (2). Саратов, 1974. С. 10.
8 См.: Российская газета. 2011. 14 июля.
9 См.: Советское государственное право / под ред. И.Е. Фарбера. Саратов, 1979. С. 30.
10 Фарбер И.Е. Конституционное регулирование собственности в советском обществе // Проблемы конституционного права / отв. ред. И.Е. Фарбер. Саратов, 1969. С. 7; Советское государственное право / под ред. И.Е.Фарбера. Саратов, 1979. С. 70.
В.И. Гавриленко
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И СУЩНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
В статье исследуются закономерности взаимодействия институтов гражданского общества и государства, являющихся определяющими для обеспечения свободы личности, реальности прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой гарантированности его достойного существования.
Ключевые слова: гражданское общество, правовое государство, права человека.
V.I. Gavrilenko
TO A QUESTION OF CONCEPT AND ESSENCE
OF CIVIL SOCIETY: CONSTITUTIONAL AND LEGAL ASPECT
The article is devoted to the study of patterns of interaction institutes of civil society and the state institutes which are crucial for the freedom of the individual, the reality and the rights and freedoms of man and citizen, social and legal guarantee its dignity.
Keywords: civil society, constitutional state, human rights.
Гражданское общество как феномен современной цивилизации изучается многими науками: философией, политологией, социологией, юридической наукой и др. Каждая из перечисленных наук рассматривает гражданское общество под своим углом зрения, непосредственно определяемым ее предметом.
Специфический конституционно-правовой аспект изучения гражданского общества — установление закономерностей взаимодействия власти и общества, институтов гражданского общества и государства, являющихся определяющими для обеспечения свободы личности, реальности прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой гарантированности его достойного существования. По И. Канту, гражданская свобода личности, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства1. Традиционно считается, что гражданским обществом может быть только такое общество, в котором признается и обеспечивается высшая ценность человека, его право на достойную жизнь и безопасность. В гражданском обществе нет места насилию и нарушениям прав человека, уважаются закон, обеспечивается социальная справедливость. Следует согласиться с выводом о том, что гражданское общество — это способ социальной жизни, основанный на праве и демократии, общественное устройство, при котором человеку
© Гавриленко Валентина Ивановна, 2013
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм2.
Права и свободы человека, уровень его свободы и реального обеспечения права человека на достойное существование выступают непосредственным выражением зрелости и цивилизованности гражданского общества. Гражданское общество и образует то социальное пространство, в котором через такие негосударственные институты, как семья, научные и культурные объединения, профессиональные, женские, молодежные, конфессиональные и т. д. организации и ассоциации, осуществляются выявление, выражение и удовлетворение в конечном итоге разнообразных потребностей и интересов людей. Следовательно, под гражданским обществом понимается определенное качественное состояние общества, свидетельствующее о его зрелости и развитости, способности к саморегулированию и самоуправлению на основе свободной инициативы граждан и их объединений в целях удовлетворения потребностей и интересов каждого члена общества.
К числу важнейших функций гражданского общества относятся также: обеспечение баланса личных и общественных интересов; формирование и обеспечение основных прав человека; образование среды (почвы), в которой формируется развитой социальный индивид; стабилизация социального развития; интегрирование общества и цивилизованное разрешение социальных конфликтов; продуцирование норм и ценностей, которые затем закрепляет государство; функция воздействия на государство в целях формирования его в соответствии с демократическими устремлениями граждан3.
Гражданское общество — это не государственная, а, прежде всего, личная, а частная сфера жизнедеятельности людей, в которой действуют независимые от ? государства субъекты — частные собственники, предприниматели, общественные г. объединения, партии, церковь и другие, имеющие относительную автономию и воз-g можности самоорганизации для выражения и защиты своих интересов. Понятие 1 «гражданское общество» необходимо для того, чтобы четко определить границы
1 и пределы государственного вмешательства в общественную и частную жизнь. О J гражданском обществе можно говорить лишь в том случае, когда складывается § совокупность общественных институтов, способных к равноправному диалогу с | государством, осуществлению общественного контроля за действиями власти.
2 Конституционное провозглашение человека высшей ценностью (ст. 2 Кон° ституции РФ) служит мерилом и критерием подлинной свободы, социально-£ политическим источником основополагающих прав и свобод человека и граж-
о
| данина4. При этом следует учитывать, что свобода личности не является сама по
е себе атрибутом гражданского общества. Для последнего характерно, что частный,
1 индивидуальный интерес каждого отдельно взятого индивида в процессе его
0
° взаимодействия с другими членами общества преобразуется в их общие инте-
го
§ ресы, цели и задачи. Еще Г. Гегель писал о том, что «каждый для себя цель... Но
1 без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей»5. | Иначе говоря, гражданское общество — это механизм трансформации частных
интересов в общественные и, соответственно, их гармонизации.
Организационной основой такого механизма служат разнообразные формы взаимодействия индивидуумов — общественные объединения, ассоциации, союзы, корпорации, церковь и т. д. Вместе с тем следует учитывать, что гражданское общество — это не только комплекс институтов, но и система отношений. 140 В
этом качестве оно есть духовное и социо-культурное образование6.
Современное зрелое гражданское общество — это общество свободной самоорганизации. Профессиональные, культурные и иные сообщества, из которых оно состоит, открыты для тех, кто осознанно стремится к объединению на основе общих интересов. Институты гражданского общества позволяют гражданам вместе вырабатывать цели и достигать их — либо непосредственно совместными усилиями, либо отстаивая в диалоге с другими общественными структурами, бизнесом и представителями власти.
О наличии зрелого цивилизованного гражданского общества можно говорить в том случае, когда складывается критически достаточная совокупность самостоятельных и относительно независимых от государства общественных институтов и учреждений, «имеющих собственный статус и способных к равноправному диалогу с институтом государства, способных противостоять политической экспансии государства, быть его противовесом; сдерживать его стремление к монополии, превращению из системы обеспечения развития общества в систему самообеспечения»7.
Гражданское общество имеет сложную структуру и все более приобретает форму множества автономных социумов, образующих многообразную сеть взаимопересекающихся сообществ. При этом для институтов гражданского общества, в отличие от государственных структур, характерны не вертикальные, основанные на подчинении, а горизонтальные отношения, базирующиеся на свободной инициативной деятельности равноправных субъектов.
Гражданское общество и его основные институты должны органически вырастать «снизу» как результат свободной и инициативной деятельности самих граждан, объективно заинтересованных в формировании сильных и самоуправляющихся общественных учреждений и структур, активно участвующих в выдвижении и ш реализации социально значимых целей и задач. Поэтому всякие попытки искус- н ственного форсирования данного процесса «сверху» не плодотворны и способны С
а
лишь привести к формированию суррогатных институтов, которые никогда не т
о
смогут заменить собой реальных, выросших из глубин самого общества и связанных к
о
корнями с этим обществом жизнеспособных общественных институтов8. о'
Становление в России демократической правовой государственности требует | одновременного повышения самостоятельности и автономности гражданского в
общества. При этом следует учитывать, что процесс формирования гражданского нн
о
общества, а на его основе — правового государства — это довольно противоречи- Ю вый, сложный и к тому же весьма длительный процесс, требующий взаимных и усилий как со стороны общества, так и со стороны государства9. с
к
Необходимым условием и важнейшим фактором институционализации струк- а тур гражданского общества является высокая гражданская активность различных Л
Ф
групп и слоев населения. Вместе с тем, как считает К.Г. Холодковский, совре- | менное российское общество «в результате двойной деструкции — разрушения • тоталитаризмом традиционных структур и разрушения или ослабления тотали- 99 тарных структур в постсоветский период, приобрело аморфный и в то же время ^ недостаточно пластичный характер. Оно состоит в основном из атомизированных 3 социально инертных индивидов, где агрегированные, общие для больших групп населения социальные интересы мало осознаны и недостаточно оформлены»10.
В научной литературе общепринятой типологии форм гражданской активности не существует. Чаще всего выделяют такие типы или формы, как, например, гражданские акции, гражданские инициативы и гражданские движения. Формами коллективной самоорганизации граждан могут являться различные 141
общественные комитеты, союзы, движения, инициативные группы гражданского давления, экспертные общественные комиссии, советы и т. д. Диапазон их действий достаточно широк — от сбора подписей, подачи петиций до уличных манифестаций и пикетирований, распространения печатной продукции (листовок, газет), иных форм гражданских акций11.
Такого рода гражданская активность, особенно проявившаяся в ходе массовых протестных акций в 2011-2012 гг., предполагает давление на правящую элиту в целях осуществления сбалансированной, т. е. отражающей интересы всех сегментов российского общества, политической реформы. В структуре проблем, приоритетных для граждан, на первый план выходят проблемы соблюдения законов, основополагающих прав человека. Эти качественные изменения должны быть вполне осознаны и оценены политическими структурами власти и управления12.
Вместе с тем проблему взаимодействия гражданского общества и государства нельзя рассматривать без учета необходимости гражданской ответственности людей перед своей страной и ее законами. Государство так же в свою очередь должно содействовать развитию демократических общественных институтов, гуманистических идей и принципов, обеспечивая соблюдение прав и свобод человека, поощряя различные формы гражданской активности населения и участия граждан в государственной и общественной жизни, развивая начала самоуправления, гарантируя свободу печати и гласность, судебную защиту и другие ценности гражданского общества.
Для России характерна традиция сильного государства. Поэтому именно государству сегодня адресованы основные общественные запросы: обеспечить а гарантии гражданских прав и справедливость. Главным критерием оценки эф-
0
? фективности власти, предоставляющей услуги гражданам, а также учреждениям социальной сферы, должно стать общественное мнение, мнение самих граждан13.
ü В отношении гражданского общества государство призвано обеспечить в пол-
| ном объеме основные права человека, добровольную гражданскую кооперацию
| посредством свободы ассоциаций, полноценный общественный диалог, идейный
>| плюрализм и терпимость к различным взглядам, ответственность государства
1 перед гражданами, осознанное самоограничение власти, а также правовую за-| щищенность гражданского общества и его структур.
и.
5
'о 1 См.: Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. М., 1966.
J 2 См.: Мухаев Р.Т. Политология: учебник. М., 2000. С. 175-185; Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в
Б политологию: учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2001. С. 258-259.
™ 3 См.: Левин И.Б. Гражданское общество на Западе и в России // Полис. 1996. № 5. С. 118; Становление
6 гражданского общества в России (правовой аспект) / под ред. О.И. Цыбулевской. Саратов, 2000. С. 24.
4 Одним из первых идею прав человека как общесоциологической категории, результата обществен-| ного развития в российской юридической науке обосновал И.Е. Фарбер. См.: Фарбер И.Е. Свобода и права
" человека в Советском государстве. Саратов, 1974. С. 35-39.
S. 5 Гегель Г. Философия права. М., 1990. С. 227.
<3 6 См.: Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2009. С. 37.
| 7 Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России / отв. ред. В.Г. Хорос. М., 1998. С. 8.
£ 8 См.: Марченко М.Н. Соотношение гражданского общества и государства: вопросы теории // Журнал
m российского права. 2008. № 10. С. 58.
9 См.: Баймаханов М.Т. Избранные труды по теории государства и права. Алматы, 2003. С. 332.
10 Гражданское общество в России: структуры и сознание / под ред. К.Г. Холодковского. М., 1998. С. 252.
11 См.: Чигрина Е.В., Батьянова Л.Н. Гражданская активность как фактор и условие институционали-зации структур гражданского общества // Гражданин и право. 2010. № 3.
12 См.: Доклад Общественной палаты Российской Федерации о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2011 год. URL: www.oprf.ru. (дата обращения: 12.01.2013).
13 См.: Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г. //
142
Российская газета. 2012. 13 дек.