Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАВОВОЙ НАУКЕ'

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАВОВОЙ НАУКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
220
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правовое регулирование / механизм правового регулирования / правовые запреты / правоспособность / правовой статус / правовые отношения / реализация права / субъективные права / юридические обязанности / правовые нормы / legal regulation / mechanism of legal regulation / legal prohibitions / legal capacity / legal status / legal relations / implementation of the right / subjective rights / legal obligations / legal norms

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Инесса Шагеновна Галстян, Халида Аюбовна Халилова

В статье рассмотрены основные подходы к понятию и системе правового регулирования. Авторы анализируют существующие в классической отечественной правовой науке взгляды на механизм правового регулирования, формы и стадии процесса правового регулирования, его элементы. Сделаны соответствующие выводы об отсутствии непримиримых разногласий предлагаемых учеными точек зрения на механизм правового регулирования, выделены актуальные для отечественной правовой доктрины направления исследований в области правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE CONCEPT AND SYSTEM OF LEGAL REGULATION IN THE CLASSICAL RUSSIAN LEGAL SCIENCE

The article considers the main approaches to the concept and system of legal regulation. The authors analyze the views existing in the classical Russian legal science on the mechanism of legal regulation, the forms and stages of the process of legal regulation, its elements. The corresponding conclusions are made about the absence of irreconcilable differences in the points of view proposed by scientists on the mechanism of legal regulation, and the directions of research in the field of legal regulation that are relevant for the domestic legal doctrine are highlighted.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАВОВОЙ НАУКЕ»

УДК 34.01 ББК 67.0

DOI 10.24411/2073-3305-2021-2-36-39

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАВОВОЙ НАУКЕ

Инесса Шагеновна ГАЛСТЯН,

кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного областного университета

E-mail: inessagal@mail.ru

Халида Аюбовна ХАЛИЛОВА,

кандидат политических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права АНО ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и права», Ставропольский институт кооперации (филиал) БУКЭП (г. Ставрополь)

E-mail: khalilova.kh@mail.ru

Рецензент: Л.Т. Чихладзе, доктор юридических наук, профессор

Аннотация. В статье рассмотрены основные подходы к понятию и системе правового регулирования. Авторы анализируют существующие в классической отечественной правовой науке взгляды на механизм правового регулирования, формы и стадии процесса правового регулирования, его элементы. Сделаны соответствующие выводы об отсутствии непримиримых разногласий предлагаемых учеными точек зрения на механизм правового регулирования, выделены актуальные для отечественной правовой доктрины направления исследований в области правового регулирования.

Ключевые слова: правовое регулирование; механизм правового регулирования; правовые запреты; правоспособность; правовой статус; правовые отношения; реализация права; субъективные права; юридические обязанности; правовые нормы.

ON THE QUESTION OF THE CONCEPT AND SYSTEM OF LEGAL REGULATION IN THE CLASSICAL RUSSIAN LEGAL SCIENCE

Inessa Shagenovna GALSTYAN,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law, Moscow State Region University

E-mail: inessagal@mail.ru

Khalida Ayubovna KHALILOVA,

Сandidate of Political Sciences,

Associate Professor of the Department

of Theory and History of State and Law,

Belgorod University of Cooperation, Economics and Law,

Stavropol Institute of Cooperation (Branch) of BUKEP (Stavropol)

E-mail: khalilova.kh@mail.ru

Reviewer: L.T. Chikhladze, Doctor of Law, Professor

Abstract. The article considers the main approaches to the concept and system of legal regulation. The authors analyze the views existing in the classical Russian legal science on the mechanism of legal regulation, the forms and stages of the process of legal regulation, its elements. The corresponding conclusions are made about the absence of

irreconcilable differences in the points of view proposed by scientists on the mechanism of legal regulation, and the directions of research in the field of legal regulation that are relevant for the domestic legal doctrine are highlighted.

Keywords: legal regulation; mechanism of legal regulation; legal prohibitions; legal capacity; legal status; legal relations; implementation of the right; subjective rights; legal obligations; legal norms.

В отечественной правовой науке существу ет значительное число позиций по поводу понимания права. Особенность указанного явления, его разноплановость, многосторонность и многозначность его социального и юридического происхождения обусловили появление противоречивых подходов к пониманию права, фундаментом которых стали различные представления и знания об особых свойствах и признаках права. Более того, важной составляющей восприятия права стало осознание его способности оказывать влияние на социум и отношения в нем, т.е. его возможности права в качестве регулятора общественных отношений. Эта позиция определяет как право в целом, так и его отдельные структурные элементы, например, отдельные институты права, как особую систему правовых средств, играющих определяющее значение в деле обеспечения должного функционирования общества [13], где право выступает общесоциальным регулятором общественных отношений и процессов [17]. При этом выполнение этой функции возлагается на охватываемые понятием «механизм правового регулирования» [18, с. 10] элементы правовой системы.

Постараемся рассмотреть отдельные вопросы понимания сути механизма правового регулирования, его основные характеристики и особенности функционирования и развития.

Пристальное внимание к системе права и особенностям процесса его функционирования проявилось в период 1960-х — 1970-х годов, что было вызвано, на наш взгляд, возникновением современных критериев оценки эффективности функционирования права как регулятора общественных отношений. По С.А. Комарову, возникший интерес к «данной проблеме объясняется тем, что в связи с необходимостью повышения организующей, творческой роли права в жизни общества важно выяснить различные пути его воздействия на общественные отношения, на сознание и поведение людей, рассмотреть соотношение воздействия и регулирования, выяснить особенность, специфику элементов механизма правового регулирования» [9, с. 281].

Основоположником положения о коррелировании права и социальных отношений посредством воздействующего значения права на общественную жизнь стал Н.Г. Александров, выдвинувший идею о необходимости определения

функционирования механизма правового регулирования.

Вместе с тем ученый акцентировал внимание на различные формы воздействия системы норм на социальные отношения, специфические особенности права [1; 2].

Исследование проблем правового регулирования, безусловно, зависит от определения позиции относительно понимания права и его места и роли в социуме, социальной жизни. Подавляющее число представителей современной академической науки рассматривают указанную проблему именно в этом аспекте. Несмотря на различия в подходах к пониманию сущности и содержания права отдельными правоведами, общепринятым и безусловным является признание права особым регулятором общественных отношений. Неоспорима и взаимозависимость и взаимообусловленность регулятивных свойств права с различными аспектами воздействия права на отдельные сферы отношений в социуме.

Появление в правоведении категории «механизм правового регулирования» связано с необходимостью проецирования и трансформации как самого процесса правового регулирования, так и функционирования правовой формы.

Механизм права воспринимался Н.Г. Александровым как система взаимосвязанных и взаимообусловленных норм, формами воздействия которой являются прежде всего:

■ установление запретов на совершение определенных действий;

■ наличие правоспособности или правового статуса граждан и юридических лиц;

■ определение компетенции органов государственной власти, управления, правосудия;

■ существование правовой взаимосвязи между участниками общественных отношений.

При этом Н.Г. Александров выделял различные проявления указанных выше форм, к числу основных из которых, по его мнению, следовало отнести: 1) правовые запреты; 2) правоспособность, или правовой статус; 3) компетенции органов государственной власти и 4) правовые отношения [1; 2].

На протяжении последних 50 лет развитие юридической науки не отстает от развития права, что приводит к динамичному изменению знаний и представлений о механизме правового регулирования. В отечественной правовой доктрине наличествует

несколько основных позиций о сущности и содержании механизма правового регулирования.

Особую известность обрела позиция С.С. Алексеева, выдвинувшего теорию о наличии нескольких самостоятельных стадий процесса правового регулирования, а именно: правовое закрепление общественных отношений; действие правовых норм; различные формы реализации субъективных прав и юридических обязанностей субъектов правоотношений.

Вместе с тем по факту норма права в этом механизме реализуется исключительно на заключительной стадии процесса правового регулирования, т.е. непосредственно в процессе реализации норм права в поведении субъектов правоотношений, которые являются их участниками. Ориентируясь на данную градацию стадий процесса правового регулирования, С.С. Алексеев выделяет в качестве основных элементов указанного механизма правовые нормы и правоотношения, а на этапе реализации субъективных прав и юридических обязанностей — непосредственно акты их реализации [4, с. 33—34].

В дальнейших исследованиях С.С. Алексеев расширил свое видение проблем правового регулирования, предложив следующий вариант стадий процесса правового регулирования:

■ начальная стадия, в рамках которой происходит формирование и действие юридических норм. Ее сущность состоит в регламентировании правовыми нормами, включенными в систему права, поведения субъектов права как участников правоотношений, и установлении для них правового режима;

■ следующая стадия — стадия возникновения правоотношений, на которой происходит возникновение конкретных прав и обязанностей у отдельных субъектов — участников правоотношений при наличии юридических фактов. При этом основаны они должны быть исключительно на нормах права;

■ завершающая стадия — стадия реализации прав и обязанностей. На указанной стадии происходит воплощение в жизнь тех мер поведения, которые заложены в нормах права и выражаются в конкретном поведении участников правоотношений. Сам процесс правового регулирования завершается изданием индивидуального акта, властного предписания компетентного органа. Стадию издания властного предписания С.С. Алексеев выделяет в качестве факультативной [5, с. 25—27].

В.П. Казимирчук придерживается другой позиции относительно элементного состава ме-

ханизма правового регулирования, выделяя, прежде всего, следующие: «1) доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения; 2) постановка в законах и других правовых актах социально полезной цели; 3) поддержка правом социально полезных образцов поведения; 4) социально-правовой контроль» [7; 8, с. 69—94].

Н.И. Матузов, рассматривая механизм правового регулирования, предлагает узкое и широкое его понимание, а именно: в узком смысле под механизмом правового регулирования следует понимать собственно сам механизм правового регулирования; расширительное же его понимание включает весь механизм правового воздействия [11; 14].

Интересна точка зрения A.B. Малько, воспринимающего механизм правового регулирования в качестве «средства борьбы с препятствиями», а отсутствие сложностей в реализации субъектом своих интересов ученый считает основной целью механизма действия права. В подтверждение своей позиции автор ссылается на известного отечественного правоведа Л.А. Тихомирова, указывающего на тот факт, что сила во всяком механизме направлена на решение двух задач — собственно «полезную работу», составляющую цель механизма, и на преодоление препятствий (инерции, терния и др.). Совершенство механизма и его эффективность обусловлены соотношением сил, затраченных на решение этих дух задач: чем меньше сил направлено на преодоление препятствий, тем больше их остается на собственно «полезную работу» [16, с. 415]. На этом основании А.В. Малько приходит к выводу, что под механизмом правового регулирования следует понимать некую систему определенных правовых средств, которые выстроены соответствующим образом для устранения сложностей, мешающих реализации субъектом права (участником правоотношения) своих интересов [12]. «Если между целью и результатом не было бы препятствий, тогда бы отпала необходимость в средствах. Средства — реакция на конкретные препятствия», — отмечает А.В. Малько [12], полагая, что процесс регулирования отношений в обществе есть особый механизм осуществления правомерных интересов участников правоотношений, вынужденный противодействовать бессметным препятствиям, безусловно направленным на понижение эффективности права.

Кроме того, выделяют следующие составляющие механизма правового регулирования: социальный механизм, психологический механизм и специально-юридический или собственно-юридический механизм [5, с. 11]. Вместе с тем подавляющее число ученых, исследующих вопро-

сы механизма правового регулирования, понимают его в качестве «единой системы правовых средств, в совокупности позволяющих обеспечить результативное правовое воздействие на отношения в социуме» [6, с. 150].

Некоторые исследователи понимают под механизмом правового регулирования такую упорядоченную систему правовых средств, которая в силах производить регулирование различных социальных отношений, нуждающихся в участии государства [10, с. 421].

В.П. Малахов и В.Н. Казаков, поддерживая в целом указанную позицию, отмечают, что основными элементами в системе правового регулирования являются юридические нормы, юридические факты и правовые отношения. В то же время под механизмом правового регулирования следует понимать «систему логично взаимосвязанных правовых средств, образующих единую внутренне согласованную и непротиворечивую цепь элементов, назначение которой состоит в создании определенного правового алгоритма» [15, с. 152]. Ученые предлагают свою классификацию стадий процесса правового регулирования:

■ организационная стадия, заключающаяся в установлении правового статуса и правосубъектности участников правоотношений;

■ трансформационная стадия, состоящая из свершения юридического факта и возникновения отдельного правоотношения;

■ заключительная стадия, выражающаяся в полученных в процессе правового регулирования результатов [15, с. 143—144].

Перечисленные позиции приводят к утешительному выводу об отсутствии непримиримых разногласий предлагаемых учеными точек зрения на механизм правового регулирования. Вместе с тем существующие концептуальные противоречия позволяют выделить два направления правовой доктрины в исследовании проблем механизма правового регулирования, а именно:

1) исследования, ориентированные на рассмотрение механизма правового регулирования как целостного правового явления, разграничение категорий «правовое воздействие» и «правовое регулирование» [11; 14];

2) исследования по вопросу правовых средств, составляющих механизм правового регулирования.

«Механизм правового регулирования представляет собой важную общетеоретическую категорию, которая ... позволяет собрать явления правовой действительности в работающем и притом системном виде, т.е. в виде динамической структуры», — пишет С.С. Алексеев [3, с. 265].

Вместе с тем позиция восприятия механизма правового регулирования как безусловной взаимообусловленной и взаимозависимой системы возможна только посредством признания права как системы, отвечающей требованиям объективной обусловленности и активного функционирования. Указанное позволяет воспринимать механизм правового регулирования в качестве действующего единства включенных в него правовых элементов, установленных в эталонах поведения, юридических нормах и правосознании участников правоотношений.

Такое определение механизма правового регулирования нацеливает на необходимость его разработки в целостности его компонентов, связанных между собой и ограниченных от не входящих в него элементов условными границами.

Список литературы

1. Александров Н.Г. Основы теории государства и права: учеб. пособие. М., 1963.

2. Александров Н.Г. Сущность социалистического государства и права: учеб. пособие. М., 1969.

3. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2002.

4. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966.

5. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1982. Т. 2.

6. Алексеев С.С. Теория права. М., 1994.

7. Казимирчук В.П. Право и социология. М.: Наука, 1973.

8. Казимирчук В.П. Социальный механизм действия права // Советское государство и право. 1970. № 10.

9. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. Саранск, 1994.

10. Лазарев В.В., Липень C.B. Теория государства и права: учебник для вузов. М., 2000.

11. Малько A.B. Механизм правового регулирования // Правоведение. 1996. № 6.

12. Малько A.B. Правовые средства как общетеоретическая проблема // Правоведение. 1999. № 2. С. 4—16.

13. Право. Свобода. Демократия (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1990. № 6.

14. Столяров В.И. О разработке диалектики как метода научного исследования. М., 1966.

15. Теория государства и права / под ред. В.П. Малахова, В.Н. Казакова. М., 2002.

16. Тихомиров ЛА. Монархическая государственность. СПб., 1992.

17. Тихомиров ЮА. Механизм социалистического государственного управления // Советское государство и право. 1975. № 4.

18. Эффективность правовых норм / Кудрявцев В.Н. и др. М., 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.