Научная статья на тему 'К вопросу о понятии гражданского общества'

К вопросу о понятии гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5498
785
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / ПРАВА И СВОБОДЫ / CIVIL SOCIETY / STATE / RIGHTS AND FREEDOM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жичкина Светлана Евгеньевна

Рассмотрены теоретико-правовые аспекты формирования понятия «гражданское общество».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of the civil society notion

The theoretical and law aspects of the "civil society" notion formation are considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии гражданского общества»

УДК 347.471+342.721.73

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

С. Е. Жичкина, аспирант кафедры теории и истории государства и права Южно-

Уральского государственного университета

Рассмотрены теоретико-правовые аспекты формирования понятия «гражданское общество».

Ключевые слова: гражданское общество, государство, права и свободы.

Понятие «гражданское общество» является распространенным в правовой, философской и других областях знания. В то же время его некорректное употребление приводит к утрате смысла и сущности этой категории.

Содержательное определение данного понятия затрудняется отсутствием в научной литературе единства мнений в вопросе понимания гражданского общества. Основные проблемы при анализе указанной категории связаны лишь с попытками решить проблему взаимодействия и взаимоотношений гражданского общества и государства.

По нашему мнению, для разрешения вопроса взаимосвязи гражданского общества и государства, а также теоретико-правового понимания категории «гражданское общество» необходимо рассмотреть этапы трансформации указанного понятия в работах авторов, исследовавших гражданское общество: Аристотеля, Цицерона, Ф. Аквинского, Ш. Л. Монтескье, Н. Макиавелли, Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, Г. В. Гегеля, И. Канта и др. Вместе с этим проанализировать определение понятия гражданского общества на современном этапе в работах отечественных и зарубежных авторов.

Анализ определения понятия гражданского общества содержит последовательное рассмотрение генезиса, трансформации идеи гражданского общества, выделение его признаков и определения значения исследуемой категории.

В качестве системы анализа классических подходов к исследованию гражданского общества нами предлагается рассмотреть операционную систему их классификации, предложенную П. П. Барановым, в которую входят холистский, теоцентристский, конвенциональный, либеральный, этатистский1 и современный подходы.

Холистский подход актуализирован еще в античности, когда на уровне господствующих политико-правовых доктрин не производилось разделение политической и социальной

сферы функционирования гражданского общества. Предметное выражение гражданское общество приобретает в образе человека-гражданина.

Аристотель обосновал тезис о том, что вне полиса человек не может быть человеком, потому как «по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек»2.

Само понятие «гражданское общество» в категориальном контексте восходит к латинскому термину. Таким образом, согласно хо-листскому подходу гражданское общество и государство представляют собой тождественные феномены, выражение политической деятельности свободных граждан.

В рамках теоцентристского подхода (Августин, Ф. Аквинский) к понятию гражданского общества человеку отводится роль посредника Бога на земле. Согласно данному подходу гражданское общество представляет собой органическую совокупность людей вне их государственной принадлежности, объединенных на основе религиозной идентично-

3

сти .

Конвенциальный подход определяет новый синтез идеи гражданского общества, содержание которого определяется концепциями естественного права и общественного договора.

Идея конвенциального понимания гражданского общества получила свое развитие в работах Г. Гроция, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Л. Монтескье и других авторов.

Согласно концепциям естественного права и общественного договора гражданское общество приходит на смену «естественному состоянию», в котором господствует культ силы и «борьба всех против всех». На первый план в этих концепциях выдвигается требование неотъемлемых прав и свобод человека, присущих его естественной природе. Переход

к гражданскому (политическому состоянию) сопровождается заключением общественного соглашения или договора, на основе которого народ и власть определяют свои взаимоотношения.

Т. Гоббс различал две сферы - сферу разума и сферу природы, где «естественным состоянием людей до объединения в общество была война, и не просто война, а война всех против всех»4. Стремясь к самосохранению, человек заинтересован в прекращении взаимной вражды и установлении мира, достичь которого можно путем составления договора, на котором основывается государство как олицетворение власти и справедливости.

Сходную позицию занимал Ж.-Ж. Руссо с его концепцией «orde naturel» («естественного порядка»), который благодаря общественному договору переходит в «orde positif» (порядок позитивный»). Цель общественного договора Руссо видит в создании «такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется однако только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде»5.

Таким образом, с позиции конвенционализма, гражданское общество представляет собой единство или единение, основанное на соглашении граждан с государством и его представителями.

Основы либерального подхода к гражданскому обществу были заложены Дж. Локком, который разработал идеологические основы гражданского общества западноевропейского типа, декларирующего самоценность человека, основанную на разуме и его возможностях.

В рамках либерального подхода на первый план выдвигается проблема взаимодействия гражданского общества и государства. Если прежние теории выделяли неотчуждаемые права человека и акцентировали внимание на его экономической свободе, то новые либеральные концепции значительно расширяют и закрепляют требования свободы, независимости граждан и их объединений от возможного произвола государства.

Государство согласно либеральной концепции должно лишь обеспечивать безопасность личности, частной собственности, охранять общество, основанное на гражданской свободе. Важным аспектом либерализма являлось невмешательство государства в эконо-

мическую жизнь. Таким образом, гражданское общество в либеральной концепции рассматривалось как один из этапов развития человечества от варварства к цивилизованному состоянию посредством труда как свободной экономической деятельности6.

Следующий, подход к определению категории «гражданское общество» - этатистский подход, представленный в работах Г. В. Ф. Гегеля.

Категория «гражданское общество», отличная от понятий государства, семьи, племени, нации изучена в «Философии права» Гегеля, который, с одной стороны, критически воспринимает ранее изученное предшественниками, а, с другой стороны, вносит принципиально новые элементы в рассмотрение диалектики «гражданское общество - государство», формулируя основы этатистской теории гражданского общества и доказывая, что государство является гарантом гражданского общества.

Интерес Гегеля к правовой проблематике гражданского общества выражен в постижении развития идеи свободного духа и бытия личности. В общей системе, включающей стадии развития абсолютной идеи, природы и духа, право относится к последнему члену «супертриады». В свою очередь эволюция духа рассматривается на ступени субъективного, объективного и абсолютного духа, каждая из которых развивается по тому же принципу. Вторая ступень, объективный дух, дает триаду права: право в узком смысле (абстрактное право), моральность и нравственность. Действительность права - это мир восхождения нравственности к самой себе через абстрактное право и моральность. Абстрактное право охватывает значительную часть вопросов цивилистики (собственность, договор), а также преступления и наказания («неправо»). Моральность начинается с субъективной стороны состава преступления и переходит в аксиологические категории. К завершающей стадии, нравственности, относятся семья, гражданское общество и государство.

Носителем свободы в обществе является само общество как единство структур взаимодействующих элементов, в котором воля обретает наличное бытие, понимаемое Гегелем как право. В терминологии Гегеля совпадение понятия и бытия называется идеей; соответственно «право есть вообще свобода как идея», иначе - «царство осуществленной свободы, мир духа»7.

В интерпретации В. С. Нерсесянца гегелевские «свобода» и «право» в сфере объективного духа выражают единый смысл, позволяющий «философию права» трактовать как «философию свободы»8.

Таким образом, гражданское общество представляет собой систему потребностей различных совокупностей определенных лиц, и принцип обособленного индивида дополняется принципом всеобщности.

Гражданское общество - это мозаика, составленная из отдельных индивидов, групп, институтов, взаимодействие которых регулируются гражданским правом. Гражданское общество - это, скорее, продукт долгого и сложного процесса исторического преобразования. Более того, формирующаяся в гражданском обществе «система потребностей» знаменует собой решительный шаг и очевидный разрыв с природной средой9.

Гегель, впервые указавший различие и тесную взаимосвязь между государством и гражданским обществом, рассматривал последнее как место, где человек своим трудом извлекает для себя пользу, но такую возможность ему открывает государство. Согласно Гегелю, гражданское общество - «формальная всеобщность индивидуумов», интегрированных в «мире частной собственности, потребности и труда».

Современное понимание гражданского общества является неоднозначным, дискуссионным и представляет особый интерес.

С. С. Алексеев рассматривает гражданское общество как свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

М. И. Абдулаев указывает на три фактора, способствующих становлению и развитию гражданского общества: правовой характер государства; культурное состояние общества; превращение подданных государства в свободных граждан10.

Исходя из указанных факторов определение понятия гражданского общества сводится к автономной и независящей непосредственно от государства сфере общественных отноше-

ний, системе экономических, духовных, культурных, нравственных, правовых, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. В данном случае государство выступает лишь формой гражданского общества. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих в рамках права, которые служат барьером для монополизации государственной власти.

В. С. Нерсесянц дополняет определение гражданского общества, предлагаемое М. И. Абдуллаевым, указывая на направление деятельности различного рода институтов, организаций, объединений, действующих в рамках права, которые не только служат препятствием для монополизации государственной власти, но и являются неким связующим звеном между обществом и государством11.

Позицию М. И. Абдулаева по отношению к определению понятия гражданского общества поддерживает В. К. Бабаев, который отмечает, что гражданское общество - это такое социальное пространство, в котором люди взаимодействуют относительно свободно, без непосредственного вмешательства государства.

Достаточный интерес представляет трактовка гражданского общества, предложенная Н. И. Матузовым: «Гражданское общество есть условное наименование того способа современной жизни, с которым неразрывно связаны важнейшие условия, в совокупности определяющие тип цивилизации, рыночную экономику и демократию, осью которого является частная собственность»12.

Следует отметить, что последовательное становление гражданского общества требует упорядоченных отношений личности и государства, немыслимо без преодоления противоречий в интересах их существования, потому как развитие человеческой цивилизации во многом определяется гармонизацией взаимоотношений «личность - гражданское общество - правовое государство». В связи с введением такого структурного элемента, как личность, в системе формирования гражданского общества предлагается рассмотреть определение гражданского общества Т. В. Кашани-ной, которая делает акцент именно на личности, указывая на то, что гражданское общество - это такое общество, где главным дейст-

вующим лицом является человек-личность-субъект, обладающий экономической и политической свободой13.

Л. А. Морозова разграничивает понятия «гражданское общество» и «политическое общество», отмечая неравнозначность данных категорий и указывая, что основной фигурой и содержанием гражданского общества являются приобретающие всеобщее значение человек как личность и его частные интересы и потребности, свободная реализация которых возможна лишь вне политического контроля; данные интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, культурные объединения, научные ассоциации, профсоюзы и другие организации14.

Для более полного понимания определения гражданского общества Ю. Б. Багаутдинова предлагает рассмотреть внутреннее строение исследуемой категории, которую составляют следующие системы: социальная система (охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношения между ними; отношения, связанные с продолжением рода человеческого, воспроизводством человека, продолжением его жизни, воспитанием детей; отношения, отражающие сугубо социальную сущность человека; опосредованные отношения между большими социальными общностями людей); экономическая система (представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта); политическая система (состоит из целостных саморегулирующихся элементов (организаций) - государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними); духовно-культурная система (образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения); информационная система (складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации; в качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения,

предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации; информационные отношения пронизывают все сферы гражданского общества)15.

В ходе анализа определения понятия гражданского общества мы обратились к работам зарубежных авторов. В частности, ученые университета Нешвиля (США) X. Ахиер и Л. Карсон предлагают следующее определение гражданского общества: «Гражданское общество является сочетанием институтов, организаций и индивидуальностей и находится между семьей, государством и рынком, где люди свободно объединяются на основании общих интересов»16. Они отмечают, что это определение не охватывает все аспекты гражданского общества, но является необходимым для выделения перспектив к его изучению. Они считают гражданское общество необходимым условием выживания и самосохранения общества и социума как такового.

Изучив представленные позиции современных авторов на определение понятия гражданского общества, его внутреннее строение, выявление его значения и взаимосвязи с государством, мы приходим к выводу, что под гражданским обществом понимается социальное пространство, независимое от государства и призванное контролировать его деятельность при помощи общественных организаций, учреждений, объединений, направленное на реализацию и обеспечение всей совокупности прав и свобод человека и гражданина.

Гражданское общество неразрывно связано с государством, направлено на ограничение и контроль за деятельностью государст-венно-властных структур, а также невмешательство со стороны государства в социальное пространство с целью обеспечения и реализации прав и свобод, присущих человеку и гражданину. Именно в этом заключается тесная взаимосвязь и взаимообусловленность гражданского общества и государства, значение гражданского общества для государства. Необходимо отметить, что лишь при развитом гражданском обществе возможны формирование и функционирование правового государства.

1 Баранов П. П. Институты гражданского общества в правовом пространстве современной России: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2003. С. 12.

2 Аристотель. Т. 4. М., 1986. С. 387.

3 Глубоковский Н. Н. Отзыв о сочинении В. И. Герье «Блаженный Августин». М., 1990. С. 34.

4 Гоббс Т. О гражданине. М., 2000. С. 305.

5 Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М., 1989. С. 157.

6 Кин Д. Демократия и гражданское общество. М., 2005. С. 58.

7 Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1999. С. 73.

8 Нерсесянц В. С. Гегелевская философия права: история и современность. М., 1993. С. 56.

9 Там же. С. 79.

10 Абдулаев М. И. Проблемы теории государства и пра-

ва. СПб., 2003. С. 168.

11 Нерсесянц В. С. Соотношение общества и государства. М., 1996. С. 159.

12 Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: учебник. М., 2008. С. 234.

13 Кашанина Т. В. Становление демократического государства. М., 2004. С. 256.

14 Морозова JI. А. Теория государства и права: учебник. М., 2009. С. 214.

15 Багаутдинова Ю. Б. Теория государства и права: учебно-методическое пособие. Бузулук, 2008. С. 20.

16 Ahyer Н., Karson L. Civil Society: What it is, and how to measure it. Nashville, 2009. P. 412.

Статья поступила в редакцию 27 января 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.