2.6. РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕОРЕТИКОПРАВОВОЙ «ИДЕИ» ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Жичкина Светлана Евгеньевна, аспирант. Место учебы: кафедра Теории и истории государства и права, Юридический факультет, Южно-Уральский государственный университет. E-mail: [email protected]
Аннотация: В рамках представленной работы исследуется процесс формирования «идеи» гражданского общества в различные исторические периоды. Кроме того, производится анализ законодательного закрепления основных элементов гражданского общества в Российской Федерации, тем самым определяется реализация «идеи» гражданского общества на нормативном правовом уровне.
Ключевые слова: гражданское общество, правовое государство, законодательство.
THEORETIC-LEGAL «IDEAS» OF CIVIL SOCIETY REALIZATION IN THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION
Zhichkina Svetlana Evgenevna, postgraduate student. Place of study: Theory and history of state and law, law department, South Urals state university. E-mail: [email protected]
Annotation: Within the limits of the presented work process of formation of "idea" of a civil society during the various historical periods is investigated. The analysis of legislative fastening of basic elements of a civil society in the Russian Federation is besides, made, realisation of "idea" of a civil society at standard legal level thereby is defined.
Keywords: a civil society, a lawful state, the legislation.
Процесс формирования «идеи» гражданского общества прослеживается в работах Аристотеля, Цицерона, Ф. Аквинского, Ш. Л. Монтескье, Н. Макиавелли, Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж. - Ж. Руссо, Г. В. Гегеля, И. Канта и других. Современные концепции понимания исследуемой категории значительно отличаются от первоначальных истоков ее зарождения и последующего формирования.
В рамках представленной статьи предлагается проанализировать историко-правовой процесс становления «идеи» гражданского общества, а также реализацию, воплощение данной «идеи», закрепление основных элементов гражданского общества в законодательство Российской Федерации.
Представленные задачи исследования являются в настоящее время актуальными для Российской Федерации в связи с процессом формирования гражданского общества и правового государства.
По нашему мнению, изучив основные принципы, сущность, значение и роль гражданского общества определяемыми авторами разных исторических эпох, обозначив в целом таким образом «идею» исследуемой категории можно определить уровень нормативного закрепления основных, базовых институтов гражданского общества в законодательстве Российской Федерации, соответствие первоначально заложенной «идеи» гражданского общества и непосредственной реализации данной идеи на законодательном уровне.
Зарождение «идеи» гражданского общества прослеживается в работах античных авторов, в частности Аристотель обосновал тезис о том, что вне полиса человек не может быть человеком, потому как «по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхче-1
ловек» .
В рамках теоцентристского подхода (Августин, Ф. Аквинский) к понятию гражданского общества человеку отводится роль посредника Бога на земле. Согласно данному подходу, гражданское общество представляет собой органическую совокупность людей вне их государственной принадлежности объединенных на основе религиозной идентичности .
Идея конвенциального понимания гражданского общества получила свое развитие в работах Г. Гроция, Т. Гоббса, Ж - Ж. Руссо, Ш. Л. Монтескье и других авторов.
Согласно концепциям естественного права и общественного договора гражданское общество приходит на смену «естественному состоянию», в котором господствует культ силы и «борьба всех против всех»3. На первый план в этих концепциях выдвигается требование неотъемлемых прав и свобод человека, присущих его естественной природе. Переход к гражданскому (политическому состоянию) сопровождается заключением общественного соглашения или договора, на основе которого народ и власть определяют свои взаимоотношения.
Таким образом, с позиции конвенционализма, гражданское общество представляет собой единство или единение, основанное на соглашении граждан с государством и его представителями.
Следующим, рассматриваемым нами подходом к определению категории «гражданское общество» является этатистский подход, представленный в работах Г.
В. Ф. Гегеля.
Интерес Гегеля к правовой проблематике гражданского общества выражен в постижении развития идеи свободного духа и бытия личности. В общей системе, включающей стадии развития абсолютной идеи, природы и духа, право относится к последнему члену «супертриады». В свою очередь, эволюция духа рассматривается на ступени субъективного, объективного и абсолютного духа, каждая из которых развивается по тому же принципу. Вторая ступень, объективный дух, дает триаду права: право в узком смысле (абстрактное право), моральность и нравственность. Действительность права - это мир восхождения нравственности к самой себе через абстрактное право и моральность. Абстрактное право охватывает значительную часть вопросов цивилистики (собственность, договор), а также преступления и наказания («неправо»). Моральность начинается с субъективной стороны состава преступления и переходит в аксиологические категории. К завершающей стадии, нравственности относятся семья, гражданское общество и государство.
Носителем свободы в обществе является само общество как единство структур взаимодействующих элементов, в котором воля обретает наличное бытие, понимаемое Гегелем как право. В терминологии Геге-
1 Аристотель. Т. 4. - М., 1986. - С. 387.
2 Глубоковский Н. Н. Отзыв о сочинении В. И. Герье «Блаженный Августин». - М., 1990. - С. 34.
3 Гоббс Т. Избранные произведения / Под ред. Д.А. Керимова, В.С. Нерсесянца. Т1. М.: Мысль 1964. - С. 364.
3'2010
Черные дыры в Российском законодательстве
ля совпадение понятия и бытия называется идеей; соответственно, «право есть вообще свобода как идея», иначе - «царство осуществленной свободы, мир ду-
4
ха» .
Гегель, впервые указавший различие и тесную взаимосвязь между государством и гражданским обществом, рассматривал последнее как место, где человек своим трудом извлекает для себя пользу, но такую возможность ему открывает государство. Согласно Гегелю, гражданское общество - «формальная всеобщность индивидуумов», интегрированных в «мире частной собственности, потребности и труда»5.
Современное понимание «идеи» гражданского общества является неоднозначным, дискуссионным и представляет особый интерес.
С. С. Алексеев рассматривает гражданское общество как свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства6.
М. И. Абдулаев указывает на три фактора, способствующих становлению и развитию гражданского общества: правовой характер государства; культурное состояние общества; превращение подданных государства в свободных граждан7.
Исходя из указанных факторов определение понятия гражданского общества, сводится к автономной и независящей непосредственно от государства сфере общественных отношений, системе экономических, духовных, культурных, нравственных, правовых, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. В данном случае, государство выступает лишь формой гражданского общества. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих в рамках права, которые служат барьером для монополизации государственной власти.
В. С. Нерсесянц дополняет определение гражданского общества, предлагаемое М.И. Абдулаевым, указывая на направление деятельности различного рода институтов, организаций, объединений действующих в рамках права, которые не только служат препятствием для монополизации государственной власти, а также являются неким связующим звеном между обществом и государством8.
Позицию М. И. Абдулаева по отношению к определению понятия гражданского общества поддерживает В.К. Бабаев, который отмечает, что гражданское общество - это такое социальное пространство, в котором люди взаимодействуют относительно свободно, без непосредственного вмешательства государства.
Достаточный интерес представляет трактовка гражданского общества, предложенная Н. И. Матузовым:
4 Гегель Г. В. Ф. Философия права. - М., 1999. - С. 73.
5 Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. Т.2. М., 1973. - С. 183.
6 Алексеев С.С. Государство и право. - М., 1993. - С. 96.
7 Абдулаев М. И. Проблемы теории государства и права. - СПб, 2003. - С. 168.
8 Нерсесянц В. С. Соотношение общества и государства. - М.,
1996. - С. 159.
«гражданское общество есть условное наименование того способа современной жизни, с которым неразрывно связаны важнейшие условия, в совокупности определяющие тип цивилизации, рыночную экономику и демократию, осью которого является частная собст-венность»9.
Таким образом, «идея» гражданского общества развивалась с момента образования социальной общности людей, без которой было невозможным существование человека (эпоха античности), затем закреплением за членами данной общности определенной совокупности прав и свобод, заключения соглашения между обществом и государством (естественноправовые концепции понимания гражданского общества). Кроме того, необходимо указать на возможность удовлетворения потребностей каждого члена гражданского общества, которую непосредственно предоставляет государство, как одного из этапов формирования «идеи» исследуемой категории.
Заключительным этапом является анализ современных концепций понимания гражданского общества, где базис изучаемой категории проявляется в механизме ограничения и контроля за деятельностью государства, посредством создания различного рода институтов, организаций, объединений действующих в рамках права, которые не только служат препятствием для монополизации государственной власти, а также являются неким связующим звеном между обществом и государством.
В настоящее время указанные элементы, составляющие «идею» гражданского общества закреплены в законодательстве Российской Федерации.
Так, исходя из положений основного закона государства, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Указанный элемент «идеи» гражданского общества закреплен и достаточно полно регламентирован в Российской Федерации в форме принятых международных нормативно-правовых актов, Конституции Российской Федерации, федеральных законов и ряда иных нормативных документов.
Что же касается, такого элемента, как механизм ограничения и контроля за деятельностью государства, по нашему мнению, данный элемент представлен не достаточно полно в законодательстве Российской Федерации.
На нормативном уровне существует ряд федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента, постановлений правительства и иных документов, закрепляющих такие институты исследуемой категории как Уполномоченный по правам человека, Уполномоченный при Президенте по правам ребенка, общественные советы при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственным этим федеральным министерствам, органы общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, общественные объединения, Общественная палата Российской Федерации, обще-
9 Матузов Н. И., Малько А.В. Теория государства и права. - М., 2008. - С. 234.
ственные молодежные палаты при органах государственной власти Российской Федерации и ряд иных институтов, призванных осуществлять контроль со стороны общества за деятельностью государства, а также взаимодействовать с органами государственной власти.
На основе анализа законодательной базы закрепляющей те или иные рассмотренные выше институты гражданского общества, мы пришли к выводу, что в основном полномочия и сущность деятельности представленных элементов носит рекомендательный характер.
Кроме того, не достаточно четко обозначены полномочия отмеченных структур, в частности, проведение экспертизы проектов законов Российской Федерации, направление членов таких институтов как Общественная палата для участия в работе государственных органов. Достаточно дискуссионным вопросом является компетентность осуществления запросов в органы государственной власти со стороны Общественной палаты Российской Федерации.
Данные аспекты затрагивают границы, рамки осуществления контроля за деятельностью государства со стороны гражданского общества. Определение данных границ рассматривается в рамках «идеи» гражданского общества в различных теоретико-правовых концепций.
Таким образом, в законодательстве Российской Федерации закреплены основные аспекты «идеи» гражданского общества, но требуется достаточно полное регламентирование тех или иных институтов, их деятельности, соотношение с государством на нормативном уровне. По нашему мнению, всестороннее закрепление «идеи» исследуемой категории на законодательном уровне будет способствовать процессу формирования и становления гражданского общества и правового государства в Российской Федерации.
РЕЦШЗИЯ
на научную статью аспиранта кафедры Теории н историк государства и нрава Юридического факультета Южно-Уральского государственного нипсрситетэ Жичкииой Светланы Евгеньевны
«Рев.цианин ігорсніко-иранонон «идеи» і ражланскшо обиіееі на п шконалагельсіве Российской Федерации»
Исследование общетеоретических проблем становления и рашигкя «идеи-» гражданского общества, диалтн реализации теоретического базиса указанной категории в законодательстве Российской Федерации является в настоящее время актуальным
Основные результаты исследования связаны с анализом категории гражданского общества в разные исторические зпохи, определением понятия исследуемой категории в современных теоретике-правовых концепциях. а также определении уровня нормативного закрепления основных, базовых элементов исследуемой категории в законодательстве Российской Федерации.
Новизна и оригинальность представленной научной работы заключается в анализе реализации теоретико-правовой «идеи» гражданского общества в законодательстве Российской Федерации, тем самым автор характеризует процесс формирования гражданского общества на современном папе в Российской Федерации, выявляет проблемы становления указанной категории и предлагает возможные пупі их разрешения.
Научная статья охватывает широкий временной период. Такой подход представляется оправданным с точки зрения цели исследования.
Четкая и логичная структура статьи позволила систематизировать материал, обстоятельно и последовательно раскрыть основные аспекты исследования вопроса реализации теоретико-правовой «идеи* гражданского общества в законодательстве Российской Федерации.
В работе обобщается обширная монотрафичсская и учебная литература.
Широкий Круг научной литературы и источников обеспечивает достоверность самостоятельных выводов автора.
Кроме того, автор анализирует законодательное за крен л сине элементов іражланского общество, посредством изучения и анализа нормативных правовых актов Российской Федерации
Доктор юридических наук, профессор кафедры
«Теории и истории государства и право» _
Юрнднчсс кого факультета /лї~ ~ -
Южно-Уральского государственного универсідоф ' А.В. Петров
1^ ] і ’ ]