Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ АВТОРСКОГО ПРАВА И ЕГО РОЛИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ АВТОРСКОГО ПРАВА И ЕГО РОЛИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
861
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
авторское право / человеческое развитие / ценность / недостатки / достоинства / copyright / human development / value / disadvantages / advantages

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юрий Федорович Беспалов

В статье представлено понятие авторского права как сферы знаний и законодательства, как учебной дисциплины и социального регулятора, а также его роль для человеческого развития во всех названных значениях. Автор обосновывает идею о том, что благополучие человека, положительный индивидуальный и национальный человеческий капитал определяются и состоянием авторско-правовых механизмов, которые регламентируют авторско-правовые правоотношения, распространяют знания о творческой деятельности и ее результатах, определяют новые подходы к созданию и использованию объектов авторских прав, осуществлению, охране и защите прав авторов и иных правообладателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the concept of copyright and its role for human development

The article presents the concept of copyright as a sphere of knowledge and legislation, as an educational discipline and social regulator, as well as its role for human development in all these meanings. The author substantiates the idea that human wellbeing, positive individual and national human capital is also determined by the state of copyright mechanisms that regulate copyright relations, disseminate knowledge about creative activity and its results, determine new approaches to the creation and use of copyright objects, the implementation, protection and protection of the rights of authors and other copyright holders.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ АВТОРСКОГО ПРАВА И ЕГО РОЛИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 347 ББК 67

DOI 10.24411 /2312-0444-2021-1-98-100

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ АВТОРСКОГО ПРАВА И ЕГО РОЛИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Юрий Федорович БЕСПАЛОВ,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой авторского права, смежных прав и частноправовых дисциплин РГАИС, председатель Владимирского областного суда в отставке nksmgs@mail.ru

Аннотация. В статье представлено понятие авторского права как сферы знаний и законодательства, как учебной дисциплины и социального регулятора, а также его роль для человеческого развития во всех названных значениях.

Автор обосновывает идею о том, что благополучие человека, положительный индивидуальный и национальный человеческий капитал определяются и состоянием авторско- правовых механизмов, которые регламентируют авторско-правовые правоотношения, распространяют знания о творческой деятельности и ее результатах, определяют новые подходы к созданию и использованию объектов авторских прав, осуществлению, охране и защите прав авторов и иных правообладателей.

Ключевые слова: авторское право, человеческое развитие, ценность, недостатки, достоинства.

Annotation. The article presents the concept of copyright as a sphere of knowledge and legislation, as an educational discipline and social regulator, as well as its role for human development in all these meanings.

The author substantiates the idea that human well-being, positive individual and national human capital is also determined by the state of copyright mechanisms that regulate copyright relations, disseminate knowledge about creative activity and its results, determine new approaches to the creation and use of copyright objects, the implementation, protection and protection of the rights of authors and other copyright holders.

Keywords: copyright, human development, value, disadvantages, advantages.

Проблемы, связанные с авторским правом как социальным регулятором, сферой знаний, учебной дисциплиной и сферой законодательства затрагивают и человеческий капитал, и благополучие каждого человека.

В научной литературе данные вопросы исследованы неполно1.

Авторское право как сфера знаний охватывает такие направления, касающиеся человеческого развития, как образование, воспитание, умственное и в целом интеллектуальное развитие и, наконец, создание объектов авторских прав, обогащающих все сферы человеческого развития.

Авторско-правовые знания можно подразделить на два направления исследований: выработка и передача знаний об авторско-правовых явлениях каждому человеку; создание и использование объектов авторских прав.

Оба направления непосредственно связаны с человеческим развитием.

Российская наука авторского права понимается как особая сфера знаний об авторско-пра-вовой действительности. Ученые в сфере авторского права вырабатывают новые знания об ав-торско-правовых явлениях, обосновывают основные направления исследований в творческой сфере.

Авторское право как наука имеет свои предмет и метод.

Предметом науки авторского права является авторско-правовая действительность: законодательство об авторском праве, правоприменительная деятельность в интеллектуальной сфере, авторское право как социальный регулятор, как учебная дисциплина и т.д.

Метод авторского права есть прием познания авторско-правовой действительности, прием выработки новых знаний в интеллектуальной сфере.

Приемы познания авторско-правовых явлений имеют специфику, определяющуюся на-

№ 1/2021

значением и ценностью объектов авторских прав, гармоничным сочетанием личных свойств и интересов автора и интересов общества и государства в целом, полезностью для социально-экономического развития и научно-технологического прогресса России и благополучия россиян.

Приемы исследования авторско-правовой действительности представлены в виде частно-научных, общенаучных и сугубо свойственных творческой сфере методов, позволяющих познать сущность творческой деятельности, ее результатов, правовых механизмов регламентации и иной авторско-правовой действительности, в том числе с учетом цифровых технологий2.

Авторское право как социальный регулятор представляется в объективном смысле как совокупность правовых норм, регламентирующих авторские правоотношения.

Предметом авторского права как социального регулятора являются авторские и смежные с ними правоотношения.

Метод авторского права как социального регулятора включает дозволения и запреты. Его можно определить в качестве диспозитивно-императивного. В рамках гражданского права при понимании авторского права в качестве генерального института он диспозитивный, а в рамках авторского права при понимании его в качестве межотраслевого института — метод является диспозитивно-императивным.

Наряду с дозволениями он характеризуется властными указаниями, например, в виде требований, предъявляемых к диссертациям3.

В системе права РФ авторское право занимает место комплексного института, а в системе отрасли гражданского права — генерального института.

Авторско-правовые механизмы регламентируют процесс создания некоторых объектов авторских прав, использование объектов авторских прав, их правовой режим, а также осуществление, охрану и защиту авторских прав и правовой статус их обладателей. Регламентация авторских правоотношений также касается человеческого развития, выступает в качестве инструмента формирования, сохранения и роста человеческого капитала. Помимо норм права авторские правоотношения регламентируются обычаями, в том числе заведенным порядком, нормами нравственности.

Как учебная дисциплина авторское право также представляет собой социально-апробиро-

ванную сферу знаний об авторско-правовых явлениях, передаваемых обучающимся. Авторское право как учебная дисциплина выполняет образовательные и просветительские функции. Учебные занятия состоят из лекций и семинаров. Студенты готовят доклады и рефераты, самостоятельно изучают авторское право и сдают экзамены. Дисциплина рассчитана на один учебный год, включающий два семестра.

И наконец, авторское право как сфера законодательства представляет собой систему нормативных правовых актов, содержащих нормы авторского права. Это особая сфера законодательства, нормы которой регламентируют авторские правоотношения.

Во всех названных значениях авторское право благоприятно действует на человеческое развитие.

Многие сферы человеческого развития затрагиваются авторско-правовыми механизмами: воспитание и образование, здоровье, мировоззрение, культура, социализация, экономическая деятельность и т.д.

Изложенное позволяет заключить следующее.

Авторское право следует понимать как сферу знаний, социальный регулятор, учебную дисциплину и сферу законодательства. Во всех его значениях оно оказывает положительное воздействие на человеческое развитие.

1 См.: Макаров Т.Г. Особенности авторского права как средства обеспечения инновационного развития экономики и как учебной дисциплины / / Вестник Казанского технологич. ун-та. 2012. № 6. С. 210—2012; Свечникова И.В. Авторское право: Учеб. пособие. М.: Дашков и К, 2009;

Беспалов Ю.Ф. Произведения науки в условиях цифро-визации: понятие, правовой режим и ценность. Объекты авторского права и смежных прав и их правовой режим по гражданскому законодательству РФ: Монография / Отв. ред. Ю.Ф. Беспалов. М.: Проспект, 2021. С. 12—17;

Беспалов Ю.Ф. Новизна и оригинальность объектов интеллектуальных прав и их социально-правовое и нравственное значение для россиян: Сб.: частное право в эволюционирующем обществе: традиции и новации. Курск, 2019. С. 296—300;

Беспалов Ю.Ф. Интеллектуальные правоотношения: понятие, формы содержание и специфика. Актуальные проблемы авторского права и смежных прав по гражданскому законодательству РФ: Монография / Отв. ред. Ю.Ф. Беспалов. М.: Проспект, 2021. С. 12—17.

2 Беспалов Ю.Ф. Методы науки российского авторского

права как приемы познания авторско-правовых явлений и их значения для совершенствования творческих

№ 1/2021

индустрий в условиях цифровизации. Объекты авторского права и смежных прав и их правовой режим по гражданскому законодательству РФ: Монография / Отв. ред. Ю.Ф. Беспалов. М.: Проспект, 2021. С. 62—68. 3 Постановление Правительства РФ от 24.09.2013 г. № 842 «О порядке присуждения ученых степеней» // "СЗ РФ. 2013. № 40 (ч. III). Ст. 5074.

Библиографический список

1. Постановление Правительства РФ от 24.09.2013 г. № 842 «О порядке присуждения ученых степеней» // "СЗ РФ. 2013. № 40 (ч. III). Ст. 5074.

2. Беспалов Ю.Ф. Интеллектуальные правоотношения: понятие, формы содержание и специфика. Актуальные проблемы авторского права и смежных прав по гражданскому законодательству РФ: Монография / Отв. ред. Ю.Ф. Беспалов. М.: Проспект, 2021.

3. Беспалов Ю.Ф. Методы науки российского авторского права как приемы познания авторско-правовых явлений и их значения для совершенствования творческих индустрий в

условиях цифровизации. Объекты авторского права и смежных прав и их правовой режим по гражданскому законодательству РФ: Монография / Отв. ред. Ю.Ф. Беспалов. М.: Проспект, 2021.

4. Беспалов Ю.Ф. Новизна и оригинальность объектов интеллектуальных прав и их социально-правовое и нравственное значение для россиян: Сб.: частное право в эволюционирующем обществе: традиции и новации. Курск, 2019.

5. Беспалов Ю.Ф. Произведения науки в условиях цифровизации: понятие, правовой режим и ценность. Объекты авторского права и смежных прав и их правовой режим по гражданскому законодательству РФ: Монография / Отв. ред. Ю.Ф. Беспалов. М.: Проспект, 2021.

6. Макаров Т.Г. Особенности авторского права как средства обеспечения инновационного развития экономики и как учебной дисциплины // Вестник Казанского технологич. ун-та. 2012. № 6. С. 210—2012.

7. Свечникова И.В. Авторское право: Учеб. пособие. М.: Дашков и К, 2009. 208 с.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Криминология: Учеб. пособие. 5-е изд. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Гриф МНИЦ судебной экспертизы и исследований / Под ред. С.В. Иванцова, Е.А. Антоняна [Я.Л. Алиев и др.]

ISBN: 978-5-238-03433-1

Рассматриваются преступность как социально-правовое явление, причины и условия ее возникновения, особенности личности преступника, а также механизмы совершения конкретных преступлений.

Наряду с общими вопросами, касающимися преступности в целом, подробно изложены криминологические особенности и меры предупреждения корыстной, насильственной, организованной, рецидивной, профессиональной, неосторожной преступности, преступности в сфере экономической деятельности, преступности несовершеннолетних и женщин.

Пособие в значительной степени может облегчить процесс усвоения основополагающих знаний по дисциплине. В предельно сжатые сроки студенты могут проверить свои знания по наиболее важным учебным вопросам благодаря тесту, представленному в конце пособия, и, воспользовавшись словарем криминологических терминов и понятий, расширить свой собственный криминологический тезаурус.

№ 1/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.