Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОЛОВОМ РАЗВИТИИ И СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ МАЛЬЧИКОВ'

К ВОПРОСУ О ПОЛОВОМ РАЗВИТИИ И СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ МАЛЬЧИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
56
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОЛОВОМ РАЗВИТИИ И СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ МАЛЬЧИКОВ»

Выводы

1. Физическое развитие подростков-текстильщиц и рабочих подростков других специальностей почти совпадает.

2. Физиометрические показатели (мышечная сила правой и левой кистей) выше, чем у школьниц такого же возраста, что, по-видимому, обусловлено спецификой работы подростков. Становая сила ниже по сравнению с таковой у школьниц. Жизненная емкость легких у подростков с возрастом увеличивается и становится несколько больше, чем у школьниц аналогичного возраста.

3. Половое развитие у подростков с возрастом изменяется — увеличиваются ступени показателей вторичных половых признаков (А, Р, Ма). Сопоставление наших данных с литературными выявило их идентичность.

ЛИТЕРАТУРА. Кокулина Л. Ф. Здравоохр. Российск. Федерации 1967, № 10, с. 21.— Маме до в А. М. Учен, записки Азербайджан«, мед. ин-та, 1965, т. 18, с. 92. — О н ж е. Там же, 1966, т. 21, с. 55.— С т а в и ц к а я А. Б., Титова А. И., Федорова Н. В. Физическое развитие детского населения Ярославля. Ярославль, 1964.

Поступила 28/1 1974 г.

УДК 812.661-005.1

Канд. мед. наук М. В. Максимова, В. Г. Эристави

К ВОПРОСУ О ПОЛОВОМ РАЗВИТИИ И СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ МАЛЬЧИКОВ

Научно-исследовательский институт физиологии детей и подростков АПН СССР, Москва

Нашей задачей явилось изучение взаимосвязи состояния здоровья и заболеваемости мальчиков и сроков наступления пубертатного периода, не выходящих, однако, за его физиологические возрастные границы. Под наблюдением находились мальчики 10—13 лет, которых осматривали ежегодно в течение 6 лет через равные промежутки времени. Прослежено половое развитие 354 мальчиков 10—17 лет, которое оценивали с помощью суммарного балла, который был предложен в 1971 г. А. И. Клиориным и В. Г. Эристави и определяет степень развития 5 вторичных половых признаков— мутации голоса, увеличения щитовидного хряща гортани, оволосения лобка, подмышечных впадин и лица. Все обследованные проходили педиатрический осмотр, дополнявшийся данными осмотра у психоневролога, оториноларинголога и фтизиатра, а также анамнестическими данными, полученными при опросе родителей и из поликлинических карт. Фиксировали текущую заболеваемость по данным обращаемости в медицинские учреждения.

В результате динамического обследования установлено, что возраст начала пубертатных изменений колебался в довольно широких пределах—от 11 до 15 лет. У наибольшего числа (70%) обследованных начало полового развития приходилось на возраст 12—13 лет; у 13% первые признаки полового развития были отмечены в II лет, у 17% — в 14—15 лет. В соответствии с возрастом начала пубертатных изменений было выделено 3 группы. В 1-ю группу — относительно ускоренного развития — вошли 85 мальчиков, половое развитие которых началось в 11 лет; во 2-ю группу — относительно замедленного развития—отнесены 86 человек с началом пубертатных изменений в 14—15 лет; в 3-ю группу—самую многочисленную (183 человека)—включены школьники, у которых половое созревание началось в 12—13 лет.

Изучение последовательности появления вторичных половых признаков у мальчиков всех 3 групп не выявило различий. Длительность развития вторичных половых признаков у школьников 1-й и 3-й групп совпадала. О длительности развития половых признаков во 2-й группе мы не могли судить, поскольку к окончанию наблюдения они не достигли дефинитивной стадии у большинства обследованных. Однако при анализе общего темпа полового созревания в динамике, по сумме баллов изучаемых признаков, не обнаружено достоверных различий между всеми группами. Несмотря на разницу во времени начала пубертатных изменений, последовательность появления вторичных половых признаков и темп полового развития у мальчиков различных групп были одинаковыми.

При анализе частоты распространенности некоторых заболеваний выявилась четкая связь ее со сроками полового развития. Так, в 1-й группе школьников была достоверно выше заболеваемость хроническим тонзиллитом. Изучение распространенности других хронических заболеваний верхних дыхательных путей показало, что они также чаще встречаются у мальчиков с относительно ускоренным половым развитием (Р<0,01).

Определяя индекс здоровья в каждой из групп, мы выявили, что за период наблюдения он был наименьшим у учащихся 1-й группы и колебался в пределах 13,2—22%, тогда как во 2-й и 3-й группах этот индекс составлял соответственно 22—28% и 23,6— 29,2%. Количество многократно болевших школьников на 100 учащихся было наибольшим в 1-й группе мальчиков—оно составляло 23,5—26% против 18,6—11% и 10—12,3% во 2-й и 3-й группах.

Школьники 1-й группы были подвержены большей заболеваемости различными острыми респираторными заболеваниями и ангинами, которые, поданным М. В. Антроповой и соавт.

и нашим наблюдениям, занимают первое место в структуре заболеваемости всех возрастных групп. Высокая заболеваемость острыми респираторными заболеваниями, в основном имеющими вирусную этиологию, несомненно, способствовала аллергизации организма этих школь ников. Среди учащихся 1-й группы было больше мальчиков с аллергической настроенностью организма (36,4%), проявлявшейся в виде различных аллергических заболеваний (бронхиальная астма, астматический компонент при респираторных заболеваниях, экзематозные проявления на коже, лекарственная, пищевая аллергия); в 3-й группе такие заболевания составляли 12,4%, во 2-й группе— 18% (1-я группа статистически достоверно отличается от 2-й и 3-й групп; Р<0,001).

Органические заболевания центральной нервной системы в виде эпилептиформных приступов, церебрального ожирения, гипертензионного и энцефалоастенического синдрома выявлены у единичных учащихся. Указанная патология, однако, чаще встречалась у мальчиков с ускоренным половым развитием (Р<0,001).

Такие хронические заболевания, как врожденный порок сердца, хроническая туберкулезная интоксикация, глистная инвазия с интоксикацией, также отмечались среди обследованных в единичных случаях, но с тенденцией к большей распространенности среди учащихся 2-й группы.

Лучшие показатели состояния здоровья были выявлены у мальчиков 3-й группы со средним возрастом начала пубертатных изменений.

Учитывая, что наследственная отягощенность, условия антенатального и постнаталь-ного периодов жизни могут влиять на течение процесса полового развития и состояние здоровья, мы проанализировали некоторые из этих факторов у школьников. Статистически достоверных различий в наследственной отягощенности соматическими, нервно-психическими заболеваниями и алкоголизмом во всех группах не выявлено.

При изучении частоты токсикозов беременности и осложнений в родах у матерей обследованных мальчиков и характера вскармливания на 1-м году жизни также не обнаружено татистически достоверных различий в группах.

Подавляющее большинство учащихся имели хорошие и удовлетворительные жилищ-е условия. Школьники, имевшие неудовлетворительные жилищные условия, равномерно определялись по всем обследованным группам. Следовательно, учащиеся, составлявшие руппы, различные по времени начала полового развития, находились в равных условиях по всем рассмотренным показателям.

Таким образом, полученные нами данные позволяют предположить, что, хотя время наступления полового развития определяется генетическими факторами, некоторые заболевания влияют на ускорение и замедление времени начала пубертатных изменений.

Большая заболеваемость школьников с относительно ускоренным началом полового созревания диктует необходимость усиления врачебного контроля за ними.

ЛИТЕРАТУРА. Антропова М. В. и др. В кн.: Материалы 10-й научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1971, т. 2, ч. 1, с. 35. — Клиорин А. И., Эристави В. Г. В кн.: Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1971, № 2, с. 151.

Поступила 27/11 1974 г.

УДК 615.31:546.451.033

Канд. мед. наук А. В. Кузнецов, канд. биол. наук О. Г. Матвеев, Г. Д. Сунцов

РАЗЛИЧИЯ В РАСПРЕДЕЛЕНИИ РАДИОАКТИВНОГО ХЛОРИСТОГО БЕРИЛЛИЯ С НОСИТЕЛЕМ И БЕЗ НОСИТЕЛЯ В ОРГАНИЗМЕ КРЫС ПРИ ИНТРАТРАХЕАЛЬНОМ ВВЕДЕНИИ

Работа выполнена на 102 белых крысах-самках весом 180—200 г. Распределение бериллия и его выведение из организма исследовалось при помощи радиоактивного изотопа Ве7 (период полураспада Т=52,93 дня, энергия 7-квантов 0,48 Мэв). Радиоактивность образцов измерялась на пересчетном приборе ПП-8. В качестве детектора использовался сцинтилляционный датчик с кристаллом КУ (Се) размером 40X40 мм.

Радиоактивный бериллий с носителем (10 мкКи Ве7 на крысу и 1 мг стабильного хлористого бериллия) или без носителя (10 мкКи Ве7) вводили интратрахеально в объеме 0,3 мл на крысу под эфирным рауш-наркозом. Животных декапитировали через разные сроки после интратрахеального введения. Радиоактивность органов и тканей измеряли по 7-излучению и сравнивали с эталоном.

После интратрахеального введения радиоактивного хлористого Ве7 с носителем наибольшее содержание его в течение всего срока наблюдения отмечалось в легких. Через 1 сут после начала опыта в легких находилось 56,8% бериллия; затем, постепенно снижаясь, к 34-м суткам в этом органе осталось 28,4% первоначально введенного количества. В печени максимальное содержание бериллия (2,95—3,53%) определялось с 3-х по 7-е сутки после введения. Распределение в костной ткани носило иной характер. Содержание бериллия в костях скелета через 1 сут после введения составило 2,3%, к 14-м суткам оно увели-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.