УДК 327.3:620.9 Печищева Л. А.
Тюменский государственный университет
625003, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 6, Российская Федерация
Шутова А. А.
Российский государственный гуманитарный университет 125047, г. Москва, Миусская пл., д. 6, Российская Федерация
К ВОПРОСУ О ПОЛНОПРАВНОМ ЧЛЕНСТВЕ БЕЛАРУСИ В ШОС: ЧТО ИЗМЕНИТСЯ В ОБЛАСТИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ?
АННОТАЦИЯ
Цель. Изучение перспектив развития альтернативной и низкоуглеродной энергетики в Республике Беларусь в контексте вхождения страны в Шанхайскую организацию сотрудничества в качестве полноправного члена.
Процедура и методы. Ключевыми исследовательскими методами были выбраны историко-логический, сравнительный и типологический методы. Основной акцент делается на исследовании текстов международных договоров и соглашений, различных нормативно-правовых актов, постановлений, стратегий и планов развития сотрудничества, а также заявлений и выступлений официальных лиц. В работе был также использован метод сценарного прогнозирования для выявления перспективных направлений развития «зелёной» энергетики в Беларуси. Результаты. Установлено, что с присоединением Республики Беларусь к ШОС в качестве полноправного члена возникает потенциальная возможность для увеличения иностранного инвестирования проектов по развитию альтернативной и низкоуглеродной энергетики, предполагается усиление энергетического диалога с Россией, в том числе и в области «зелёной» энергетики, констатируется усиление позиций РБ на мировой арене в связи с присоединением к крупной организации и созданием экономических и логистических совместных проектов.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для изучения политики энергетического перехода стран-членов ШОС, в частности России и Беларуси, в контексте современной трансформации мирового энергетического рынка.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
альтернативная энергетика, Беларусь, возобновляемые источники энергии (ВИЭ), зелёная энергетика, энергетический переход
БЛАГОДАРНОСТИ
Исследование выполнено в рамках гранта Российского государственного гуманитарного университета № 01-268/осн «Студенческие проектные научные коллективы РГГУ» в 2022 г. для реализации научно-исследовательского проекта «Политика стран-членов ШОС в условиях глобального энергетического перехода: возможности для России».
СТРУКТУРА
Введение
Законодательная база Республики Беларусь в области развития альтернативной энергетики
Специфика развития альтернативной энергетики в Республике Беларусь Заключение
L. Pechishcheva
University of Tyumen ul. Volodarskogo 6, Tyumen 625003, Russian Federation A. Shutova
Russian State University for the Humanities Miusskayapl. 6, Moscow 125047, Russian Federation
ON THE ISSUE OF BELARUS' FULL MEMBERSHIP IN THE SCO: WHAT WILL CHANGE IN THE FIELD OF ALTERNATIVE ENERGY?
ABSTRACT
Aim. To study the prospects for the development of alternative and low-carbon energy in the Republic of Belarus in the context of joining the Shanghai Cooperation Organization as a full member.
Methodology. The key research methods were historical and logical analysis, comparative and typological analysis. The focus is on the study of international treaties and agreements essence, various normative legal acts, resolutions, strategies and plans for the development of cooperation, as well as statements and speeches of officials. The work also applied the scenario forecasting method to identify the promising areas for the development of "green" energy in Belarus.
Results. It is stated that with the accession of the Republic of Belarus to the SCO as a full member, a potential opportunity appeares for increasing foreign investment in projects for the development of alternative and low-carbon energy; it is expected to strengthen the energy dialogue with Russia, including the field of "green" energy; the strengthening of the position of the Republic of Belarus on the world stage is stated in connection with joining a large organization and the creation of economic and logistics joint projects. Research implications.The study results can be relevant for studying the transformation of the energy markets of the SCO member states in the context of the global energy transition.
KEYWORDS
alternative energy, Belarus, renewable energy, green energy, energy transition ACKNOWLEDGMENTS
This research was supported by an RSUH grant No. 01-268/och "Student project research teams of RSUH" in 2022 for the implementation of the research project "The policy of the SCO member states in the context of the global energy transition: possibilities for Russia".
К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА
шь
К НАЧАЛУ СТАТЬИ
ВВЕДЕНИЕ
Саммит государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (далее - ШОС), прошедший 15-16 сентября 2022 г. в Самарканде, ознаменовал новый виток в расширении состава и углублении многостороннего сотрудничества в рамках Организации. Стоит отметить, что на Саммите того года было сделано большое количество заявлений со стороны третьих стран, желающих получить статус партнёра по диалогу. С таким волеизъявлением выступили представители Королевства Бахрейн, Кувейта, Мальдивской Республики, Объединённых Арабских Эмиратов и Республики Союз Мьянма. Кроме того, были подписаны меморандумы о предоставлении статуса партнёров по диалогу с ШОС Арабской Республике Египет и Катару.
Однозначно, одним из самых знаковых событий, помимо подписания Ираном меморандума об обязательствах полноправного члена ШОС, стало объявление о запуске процедуры по предоставлению Беларуси статуса полноправного государства-члена ШОС. Беларусь ещё в 2010 г. получила статус партнёра по диалогу, а в 2015 г. стала государством-наблюдателем при ШОС.
В связи с вышеизложенным целью настоящего исследования выступает выявление возможных преференций, которые Республика Беларусь получит после вступления в Шанхайскую организацию сотрудничества в качестве полноправного члена. Одним из индикаторов возможных изменений экономической ситуации в Беларуси является развитие альтернативной и низкоуглеродной энергетики, на котором и будет сконцентрировано внимание в данной статье.
Среди ключевых задач исследования: выявление предпосылок для вступления Беларуси в ШОС в качестве полноправного члена; изучение законодательной базы Республики Беларусь в сфере развития альтернативной энергетики; определение специфики существующих и новых объектов «зелёной» энергетики в Беларуси; рассмотрение перспектив развития альтернативной энергетики в Беларуси и России в условиях западных санкций; определение новых возможностей для развития сектора «зелёной» энергетики в Беларуси в связи с полноправным членством в ШОС.
В качестве основного метода исследования был задействован сравнительный анализ, который помогает выявить сходства и различия белорусских проектов ВИЭ и программ по альтернативной энергетике стран-членов ШОС. Кроме того, в работе был использован метод сценарного прогнозирования, благодаря которому делается попытка спрогнозировать перспективные направления в «зелёной» энергетике в Беларуси и проанализировать основные проекты ВИЭ в условиях меняющейся глобальной геополитической и геоэкономической ситуации, а также рассмотреть перспективы развития альтернативной энергетики в контексте вступления Республики Беларусь в ШОС.
К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА
шь
В процессе исследования авторы обратились к отечественным научным трудам, в которых были затронуты некоторые аспекты проблемного поля работы. В частности, в трудах М. М. Ковалёва [3] и А. С. Кузнецова [4] представлен обзор перспектив развития альтернативной энергетики Беларуси в условиях глобальных мировых трендов; Л. О. Жигальская [2] раскрывает региональные особенности Беларуси в развитии энергетического сектора, а такие исследователи, как А. В. Тебекин и П. А. Тебекин [7], комплексно проанализировали мировые тенденции развития «зелёной» энергетики.
В работе авторы также исследовали узконаправленный кейс перспектив развития альтернативной энергетики в контексте вступления Республики Беларусь в ШОС. Данная проблематика недостаточно раскрыта в новейшей отечественной историографии, что и определяет новизну работы.
Прежде чем перейти к основной теме, следует отметить, что изменение статуса Беларуси в ШОС вызвано трансформацией и дестабилизацией глобальной системы международных отношений, выраженных в обострившемся конфликте между странами Запада и Россией. Беларусь, являясь самым стабильным союзником России на постсоветском пространстве, полностью разделяет позицию Москвы относительно необходимости укрепления сотрудничества между дружественными странами и создания многополярного мироустройства. В свою очередь, ШОС выступает площадкой равноправного межгосударственного сотрудничества, одной из главных целей которого и является содействие созданию глобальной полицентричной системы международных отношений. Такая позиция была выражена Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко, который подчеркнул, что «...в условиях кардинальных изменений в глобальном мироустройстве и санкци-онных войн, развязанных Западом, в организации вырабатываются цивилизованные подходы к решению актуальных международных и региональных вопросов.»1.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ Если говорить о секторе альтернативной энергетики в Беларуси, ключевыми документами государственного планирования и регулирования этой области выступают: Закон Республики Беларусь «О возобновляемых источниках энергии» от 27 декабря 2010 г. № 204-З2, Указ Президента Республи-
Лукашенко видит в ШОС крепкую основу для новой архитектуры мира // Rg.ru: [сайт]. URL: https://rg.ru/2022/09/16/lukashenko-vidit-v-shos-krepkuiu-osnovu-dlia-novoj-arhitektury-mira. html (дата обращения: 19.11.2022).
Закон Республики Беларусь от 27.12.2010 № 204-З «О возобновляемых источниках энергии» // Законодательство стран СНГ: [сайт]. URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=32614 кидчйлу (дата обращения: 19.11.2022).
2
ки Беларусь «Об использовании возобновляемых источников энергии» от 18 мая 2015 г. № 2093, «Концепция энергетической безопасности до 2035 г.» от 23 декабря 2015 г.4, Указ Президента Республики Беларусь «О возобновляемых источниках энергии» от 24 сентября 2019 г. №3575. С применением Закона6 главным образом изменилась сфера инвестирования проектов ВИЭ, где производителям зелёной энергетики, в том числе иностранным, были установлены налоговые льготы, предусмотрена возможность освобождения от уплаты таможенных пошлин с ввозимого в страну технологического оборудования и др. В частности, государственная компания Белэнерго обязалась закупать энергию ВИЭ по тарифу 41 цент за 1 кВт ч, когда себестоимость не превышала 10 центов. Это привело к значительному повышению оплаты «зелёной» энергетики со стороны Белэнерго, где большинством производителей были частные и иностранные компании. Для сокращения расходов Указом Президента7 и дальнейшим Постановлением Совета Министров «Об установлении и распределении квот на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии» № 662 от 6 августа 2015 г.8 было введено государственное квотирование при покупке ВИЭ у частных производителей. Согласно Концепции9 производство электроэнергии с использованием ВИЭ должно составлять не менее 2,6 млрд кВт ч в год за счёт увеличения применения ветроэнергетики, ГЭС, солнечной энергии и биомассы, а доля объёма производства первичной энергии из ВИЭ к 2035 г. - 9% [3, с. 133]. Кроме того, важнейшим приоритетом Беларуси в диверсификации энергетического внутреннего рынка выступает снижение импортной зависимости на
Указ Президента Республики Беларусь от 18.05.2015 № 209 «Об использовании возобновляемых источников энергии» // Законодательство стран СНГ: [сайт]. URL: https://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=75698 (дата обращения: 19.11.2022).
Концепция энергетической безопасности утверждена в Беларуси // Исполнительный комитет Электроэнергетического Совета СНГ: [сайт]. URL: http://energo-cis.ru/news/koncepciya_ energeticheskoy/?year=2015 (дата обращения: 19.11.2022).
Указ Президента Республики Беларусь от 24.09.2019 № 357 «О возобновляемых источниках энергии» [Электронный ресурс]. URL: https://energodoc.by/js/pdfjs/web/viewer.html?file=/file/ fulltext-view/7549.pdf (дата обращения: 19.11.2022).
Закон Республики Беларусь от 27.12.2010 № 204-З «О возобновляемых источниках энергии» // Законодательство стран СНГ: [сайт]. URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=32614 (дата обращения: 19.11.2022).
Указ Президента Республики Беларусь от 18.05.2015 № 209 «Об использовании возобновляемых источников энергии» // Законодательство стран СНГ: [сайт]. URL: https://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=75698 (дата обращения: 19.11.2022).
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2015 № 662 «Об установлении, распределении, высвобождении и изъятии квот на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии» // Национально-правовой интернет-портал Республики Беларусь: [сайт]. URL: https://pravo.by/document/?guid=3961&p0=C21500662 (дата обращения: 19.11.2022).
Концепция энергетической безопасности утверждена в Беларуси // Исполнительный комитет Электроэнергетического Совета СНГ: [сайт]. URL: http://energo-cis.ru/news/koncepciya_ energeticheskoy/?year=2015 (дата обращения: 19.11.2022).
К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА
шь
3
4
5
6
7
8
9
энергоносители и электроэнергию из соседних стран (в первую очередь из России). Во всех вышеперечисленных документах отражена позиция Беларуси касательно приверженности развитию устойчивой и экологически чистой энергетики, снижению антропогенного влияния производств на экологию, постепенному сокращению использования традиционных источников энергии [4, с. 43-44].
СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В целом Беларусь располагает благоприятным климатическим и географическим потенциалом для развития альтернативной энергетики. Что характерно для большинства стран, в Беларуси также в наибольшем количественном эквиваленте представлены ветровые электростанции. На 2022 г.10 в стране функционируют примерно 100 ветроэнергетических установок, крупнейшая из которых - ветропарк в Новогрудском районе Гродненской области мощностью 108,6 МВт [6, с. 207-208]. Такая тенденция объясняется гораздо меньшими затратами на введение в эксплуатацию и поддержание функционирования новых ВЭС по сравнению с ГЭС и другими объектами ВИЭ. Кроме того, это объясняется равнинным ландшафтом и медленным течением рек Беларуси, где нецелесообразно строительство крупных ГЭС. Сейчас ВИЭ занимают менее 7% в структуре потребляемых топливно-энергетических ресурсов Беларуси, где самым распространённым материалом являются древесина и другая биомасса [2, с. 52].
Можно упомянуть и Белорусскую АЭС, где генеральным подрядчиком выступила компания «Атомстройэкспорт» (входит в корпорацию «Росатом») [5, с. 11]. В начале ноября 2020 г. первый блок БелАЭС был включён в объединённую энергосистему страны, а в июне 2021 г. введён в промышленную эксплуатацию. Ввод второго энергоблока запланирован к концу 2022 г. По словам министра энергетики РБ Виктора Каранкевича, «.с запуском второго энергоблока БелАЭС будет обеспечено около 40% внутреннего спроса страны на электроэнергию.»11. Примечательно, что процесс строительства БелАЭС довольно долгое время выступает предметом дискуссий между Белоруссией и Литвой. Правительство Литвы не единожды выносило на международный уровень обсуждение расположения АЭС в близости к литовской границе (вблизи г. Островец Гродненской области), её воздействия на экологию и соответствия требованиям МАГАТЭ. Тем не менее БелАЭС уже введена в эксплуатацию. ^
Актуально на момент подачи статьи в редакцию - прим. ред.
Лукашенко назвал БелАЭС спасением для страны во время роста цен на энергоносители //
Тасс: [сайт]. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/16247501 (дата обращения: кидчйлу
23.11.2022).
Так, ситуация с альтернативной энергетикой в Беларуси в основном схожа с ситуацией в большинстве государств-членов ШОС, особенно в странах постсоветского пространства: превалирующее место у традиционных источников энергии, имеются экономические и технологические преграды по активному внедрению объектов ВИЭ, но в то же время принят ряд государственных документов по развитию «зелёной» энергетики, стимулированию её инвестиционной привлекательности, приверженности устойчивой и экологически чистой энергетике [1, с. 47].
Согласно Положению о приёме новых членов в ШОС от 11 июня 2010 г., государство-заявитель должно согласовать свои национальные документы с уставными документами ШОС. В вопросе согласования национальных приоритетов в области альтернативной энергетики в случае с Белоруссией не ожидается серьёзных осложнений. Позиция Белоруссии относительно альтернативной энергетики, выраженная в вышеупомянутых документах, кор-релируется и с пунктами Самаркандской Декларации ШОС от 2022 г.12, и с Хартией ШОС от 2002 г.13, а также совпадает по всем остальным ключевым вопросам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отвечая на главный вопрос работы, изменится ли что-то для Беларуси в области альтернативной энергетики с полноправным вхождением в ШОС, следует отметить несколько моментов. Во-первых, Беларусь станет частью крупнейшей международной площадки, что само по себе уже выступает фактором, усиливающим позиции страны во всех областях, в том числе и в альтернативной энергетике. Беларусь получит упрощённый доступ к иностранным инвестициям в энергетические проекты на своей территории по причине сокращения дистанции в диалоге с государствами-членами ШОС. Однако вопрос - насколько эта возможность будет реализована в условиях санкционного давления со стороны стран Запада, а также финансового кризиса - остаётся открытым. Как заявил Президент РБ А. Г. Лукашенко, «... РБ заинтересована в расширении сотрудничества в сфере мирного атома, а также в области применения различных экономически эффективных и эко-
14
логически чистых технологий.»14.
Самаркандская декларация Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества // Президент России: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5841 (дата обращения: 25.11.2022).
Хартия Шанхайской организации сотрудничества // Президент России: [сайт]. URL: http://www. kremlin.ru/supplement/3450 (дата обращения: 25.11.2022).
Лукашенко видит в ШОС крепкую основу для новой архитектуры мира // Rg.ru: [сайт]. URL: https://rg.ru/2022/09/16/lukashenko-vidit-v-shos-krepkuiu-osnovu-dlia-novoj-arhitektury-mira. html (дата обращения: 19.11.2022).
ЕЪ
Во-вторых, ожидаемой выступает тенденция усиления двусторонних отношений со странами-членами ШОС, прежде всего с Россией. Продолжение укрепления энергетического диалога с Россией может реализоваться в строительстве новых «зелёных» объектов энергетики, однако этот процесс продолжался бы и вне зависимости от вступления Беларуси в ШОС. Относительно других стран-членов Организации какие-либо однозначные прогнозы пока делать сложно.
В-третьих, открытым остаётся вопрос развития многостороннего сотрудничества между всеми государствами-членами ШОС по комплексу направлений, в том числе и с Белоруссией. Если опираться не только на заявления глав государств о его укреплении, но и на фактические меры, можно констатировать ряд противоречий в позициях государств по широкому кругу вопросов, что значительно замедляет темпы интеграции внутри организации. Однако в области альтернативной энергетики эта тенденция может измениться в связи с реализацией Концепции сотрудничества государств-членов ШОС в энергетической сфере, подписанной в Душанбе 12 августа 2021 г., а также с принятием Программы сотрудничества государств-членов ШОС в области использования ВИЭ.
Особого внимания заслуживает вопрос о степени актуальности и востребованности развития альтернативной энергетики как в Беларуси, так и в России непосредственно в условиях новых западных санкций. Очевидными представляются усиление и модернизация сферы традиционной энергетики, которая составляет ключевой базис для национальных экономик стран. Особенно это применимо к России, где в условиях экспортоориентирован-ной экономики основная часть экспорта нефти и газа транспортировалась в страны, присоединившиеся ныне к режиму антироссийских санкций.
Очевидно, что санкционное давление оказало крайне негативное влияние на «зелёный» энергетический сектор, который только в последние годы стал крайне востребован и актуален. Так, авторы работы склоняются к тому, что энергетический переход - это прежде всего вопрос долгосрочного характера в области защиты экологии, климата, устойчивого развития. Полностью исключить вопрос о политизированном аспекте «зелёной» энергетики также нельзя. Однако вышеназванные причины выступают не менее важным поводом для диверсификации энергетического рынка. В то же время заслуживает внимания и такая точка зрения, согласно которой санкционное давление на Россию объясняется стремлением со стороны Запада перераспределить углеводородный рынок [7]. Кроме того, российский сектор добычи и разработки запасов традиционного сырья, не говоря о продаже, сильно пострадал от западных санкций, поскольку необходимые для этого технологии были импортными, хотя наблюдается и позитивный тренд в отношении им-портозамещения и создания отечественных аналогов. К тому же в условиях поворота на Восток Россия ищет новых импортёров традиционных источни-
■<1
ков энергии в странах Юго-Восточной Азии с целью компенсации ушедшего западного рынка. Однако новые потребители не смогут обеспечить в полном объёме масштабы покупаемого сырья в сравнении с европейским рынком. Кроме того, поставки в страны региона ЮВА будут экономически менее выгодны, что в дальнейшем негативно отразится на национальной экономике.
С одной стороны, в условиях санкционного давления упор на традиционную энергетику ожидаем, поскольку альтернативная энергетика менее конкурентоспособна на современном этапе. С другой стороны, исходя из крайне неоднозначных перспектив диверсификации рынка энергоэкспортёров, технологических сложностей и климатической повестки, развитие «зелёной» энергетики востребовано в долгосрочной перспективе с целью снижения экспортной зависимости национальной экономики, обеспечения энергобезопасности, достижения целей устойчивого развития.
В целом для Беларуси вступление в ШОС в качестве полноправного члена - однозначное усиление своих позиций. В современных геополитических условиях такой шаг выступает одним из немногих способов укрепления диалога, а равно и своего положения с блоком стран, выступающих за создание многополярного мироустройства и уменьшение влияния стран Запада на международные отношения. С вхождением в ШОС для Беларуси также открываются возможности интенсивного развития экономической кооперации, углубления гуманитарных связей, развития транспортной инфраструктуры, упрощения торговой политики.
Полученные результаты исследования могут быть использованы в качестве дополнительных материалов для изучения политики энергетического перехода стран-членов ШОС, в частности России и Беларуси. Кроме того, в работе изучены аспекты, ранее не исследованные в полном объёме в отечественной литературе.
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ
Статья поступила в редакцию: 09.12.2022 Статья размещена на сайте: 04.03.2023
ЛИТЕРАТУРА
1. Байнев В. Ф. Электроэнергетика Беларуси: становление, эволюция, перспективы развития в условиях новой индустриализации // Экономическая наука сегодня. 2021. № 14. С. 42-49.
2. Жигальская Л. О. Устойчивое развитие энергетического сектора Республики Беларусь: региональные особенности // Социально-экономическая география: теория, методология и практика преподавания: мате-
■<■>
К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА
шь
7.
риалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 14 мая 2021 г. / отв. ред. Д. В. Заяц. Барнаул: ИП Колмогоров И. А., 2021. С. 49-56.
Ковалев М. М., Кузнецов А. С. Будущее белорусской энергетики на фоне глобальных трендов. Минск: Издательский центр БГУ, 2018. 223 с. Кузнецов А. С. Энергетическая стратегия Беларуси в контексте мировых трендов // Наука и инновации. 2019. № 11. С. 45-49. Лысенко М. Н. О практике заключения Россией межправительственных соглашений в области мирного использования атомной энергии // Правовой энергетический форум. 2016. № 3. С. 26-32. Третьякова Е. А., Котова М. В., Серова М. В. Современное состояние мировой «зелёной» энергетики: её достижения и проблемы // Сборник статей V Международной научно-технической конференции «Минские научные чтения 2022», Минск, 07-09 декабря 2022 г.: в 3 т. Т. 3. Минск: БГТУ, 2022. С. 207-208.
Assessing the Prospects for the Development of Green Energy in the 21th century / A. Tebekin, P. Tebekin, A. Egorova, R. Egorov // Журнал естественнонаучных исследований. 2022. № 3. С. 1-17.
REFERENCES
1. Baynev V. F. [Electric power sector of Belarus: formation, evolution, prospects for development in the conditions of new industrialization]. In: Ekonomicheskaya nauka segodnya [Economics today], 2021, no. 14, pp. 4249.
2. Zhigalskaya L. O. [Sustainable development of the energy sector of the Republic of Belarus: regional features]. In: Sotsial'no-ekonomicheskaya geografiya: teoriya, metodologiya i praktika prepodavaniya: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, Moskva, 14 maya 2021 g. [Socio-economic geography: theory, methodology and practice of teaching: materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, Moscow, May 14, 2021]. Barnaul, IP Kolmogorov I. A. Publ., 2021, pp. 49-56.
3. Kovalev M. M., Kuznetsov A. S. Budushchee belorusskoi energetiki na fone global'nykh trendov [The future of the Belarusian energy sector against the backdrop of global trends]. Minsk, Izdatelskii tsentr BGU Publ., 2018. 223 p.
4. Kuznetsov A. S. [Energy strategy of Belarus in the context of global trends]. In: Nauka i innovatsii [The Science and Innovations], 2019, no. 11, pp. 45-49.
5. Lysenko M. N. [On the Practice of Conclusion by Russia of Intergovernmental Agreements in Nuclear Energy Use for Peaceful Purposes]. In: Pravovoi energeticheskii forum [Energy Law Forum], 2016, no. 3, pp. 26-32.
6. Tretyakova E. A., Kotova M. V., Serova M. V. [The current state of the world "green" energy: its achievements and problems]. In: Sbornik statei V Mezhdunarodnoi nauchno-tekhnicheskoi konferentsii «Minskie nauchnye chteniya 2022», Minsk, 07-09 dekabrya 2022 g. T. 3 [Collection of articles In the International Scientific and Technical Conference "Minsk Scientific
■<■>
К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА
шь
Readings 2022", Minsk, December 07-09, 2022. Vol. 3]. Minsk, BGTU Publ., 2022, pp. 207-208.
7. Tebekin A., Tebekin P., Egorova A., Egorov R. Assessing the Prospects for the Development of Green Energy in the 21th century. In: Zhurnal estestvennonauchnykh issledovanii [Journal of natural sciences research], 2022, no. 3, pp. 1-17.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Печищева Людмила Александровна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и мировой политики Тюменского государственного университета; e-mail: lusya-85@ inbox.ru
Шутова Анастасия Алексеевна - студент факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения Российского государственного гуманитарного университета; e-mail: [email protected]
Lyudmila A. Pechishcheva - Cand. Sci. (History), Assoc. Prof., Department of History and Global Politics, University of Tyumen; e-mail: [email protected]
Anastasia A. Shutova - Student, Faculty of International Relations, Russian State University for the Humanities, Moscow; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ / FOR CITATION
Печищева Л. А., Шутова А. А. К вопросу о полноправном членстве Беларуси в ШОС: что изменится в области альтернативной энергетики? // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2023. № 1. URL: www.evest-nik-mgou.ru
Pechishcheva L. A., Shutova A. A. On the issue of Belarus' full membership in the SCO: what will change in the field of alternative energy? In: Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2023, no. 1. Available at: www.evestnik-mgou.ru
К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА
■Ъ
К НАЧАЛУ СТАТЬИ