Научная статья на тему 'К вопросу о полномочиях прокурора по возбуждению уголовного дела (на основе опыта Кыргызской Республики)'

К вопросу о полномочиях прокурора по возбуждению уголовного дела (на основе опыта Кыргызской Республики) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Возбуждение уголовного дела / прокурор / Кыргызская Республика / передача дела / прокурорский надзор / надзорный орган / Initiation of a criminal case / prosecutor / Kyrgyz Republic / transfer of the case / prosecutorial supervision / supervisory authority

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Азис Асылбекович Оторов

В статье исследуется правовое регулирование в Кыргызской Республике полномочий прокурора на стадии возбуждения уголовного дела, в том числе его права на самостоятельное возбуждение уголовного дела. На основе изучения российского и кыргызского уголовно-процессуальных законов, доктринальных позиций, высказанных в уголовно-процессуальной науке, предлагаются варианты возвращения прокурору права возбуждения уголовного дела с учетом возможных последствий для правовой системы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of the powers of the prosecutor to institute a criminal case (based on the experience of the Kyrgyz Republic)

The article examines the legal regulation in the Kyrgyz Republic of the powers of the prosecutor at the stage of initiating a criminal case, including his right to independently initiate a criminal case. Based on a study of Russian and Kyrgyz criminal procedural laws, doctrinal positions expressed in criminal procedural science, options are proposed for returning the prosecutor's right to initiate a criminal case, taking into account the possible consequences for the Russian legal system.

Текст научной работы на тему «К вопросу о полномочиях прокурора по возбуждению уголовного дела (на основе опыта Кыргызской Республики)»

Государственная служба и кадры. 2024. № 3. С. 198 — 203. State service and personnel. 2024;(3):198 — 203.

Научная статья УДК 343.1

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-198-203 NIION: 2012-0061-03/24-149

EDN: https://elibrary.ru/HGFSGA MOSURED: 77/27-008-2024-03-349

К вопросу о полномочиях прокурора по возбуждению уголовного дела (на основе опыта Кыргызской Республики)

Азис Асылбекович Оторов

Московский университет МВД России

имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, azisotorov773@gmail.com

Аннотация. В статье исследуется правовое регулирование в Кыргызской Республике полномочий прокурора на стадии возбуждения уголовного дела, в том числе его права на самостоятельное возбуждение уголовного дела. На основе изучения российского и кыргызского уголовно-процессуальных законов, доктринальных позиций, высказанных в уголовно-процессуальной науке, предлагаются варианты возвращения прокурору права возбуждения уголовного дела с учетом возможных последствий для правовой системы России.

Ключевые слова. Возбуждение уголовного дела, прокурор, Кыргызская Республика, передача дела, прокурорский надзор, надзорный орган.

Для цитирования: Оторов A.A. К вопросу о полномочиях прокурора по возбуждению уголовного дела (на основе опыта Кыргызской Республики)// Государственная служба и кадры. 2024. № 3. С. 198—203. https://doi.org/ 10.24412/2312-0444-2024-3-198-203 EDN: https://elibrary.ru/HGFSGA

Original article

On the question of the powers of the prosecutor

to institute a criminal case (based on the experience of the Kyrgyz Republic)

Azis A. Otorov

V.Ya. Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs

of Russia, Moscow, Russia, azisotorov773@gmail.com

Annotation. The article examines the legal regulation in the Kyrgyz Republic of the powers of the prosecutor at the stage of initiating a criminal case, including his right to independently initiate a criminal case. Based on a study of Russian and Kyrgyz criminal procedural laws, doctrinal positions expressed in criminal procedural science, options are proposed for returning the prosecutor's right to initiate a criminal case, taking into account the possible consequences for the Russian legal system.

Keywords. Initiation of a criminal case, prosecutor, Kyrgyz Republic, transfer of the case, prosecutorial supervision, supervisory authority.

For citation: Otarov A.A. On the issue of the Prosecutor's powers to initiate a criminal case (based on elections in the Kyrgyz Republic) // Civil Service and Personnel 2024. No. 3. P. 198—203. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-198-203 END: https://elibrary.ru/HGFSGA

В российской доктрине уголовного процесса дискуссии о праве прокурора возбуждать уголовные дела велись задолго до известной реформы 2007 г., когда прокурор данного полномочия был лишен. В настоящий момент вопрос остается актуальным: некоторые специалис-

© Оторов А.А. М., 2024.

ты выступают за то, чтобы предоставить прокурору право самостоятельно возбуждать уголовные дела, тогда как другие считают, что это может помешать эффективному выполнению функций прокурорского надзора и что существующего круга лиц, которые имеют право начинать уголовное преследование, вполне достаточно. Согласно ст. 146 Уголовно-процессуального кодекса Рос-

№ 3/2024

сийской Федерации1 (далее — УПК РФ), уголовные дела могут быть возбуждены органами дознания, дознавателями, руководителями следственных органов, следователями, а также некоторыми другими участниками, такими как начальники подразделений дознания (ст. 40.1 УПК РФ), но не прокурор. Согласно ч. 2 ст. 153 Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Рес-публики2 (далее — УПК КР), прокурор наделен конкретным полномочием по возбуждению уголовных дел самостоятельно и непосредственно, по аналогии с полномочием следователя.

В Российской Федерации и Кыргызской Республике прокуроры обладают различными полномочиями в отношении возбуждения уголовных дел, однако их обязанности в целом схожи.

В Кыргызстане, согласно ч. 2 ст. 34 УПК КР, прокурор также выполняет функцию контроля за соблюдением законов в ходе оперативно-розыскной деятельности и на этапе досудебного производства. Он имеет право участвовать в досудебном производстве, но не может лично проводить расследование уголовных дел.

Как видим, уголовный процесс Кыргызской Республики имеет множество сходных черт с российским, что обусловлено общим историческим развитием государств в период их вхождения в состав СССР.

В контексте возложенных на прокурора взаимообусловленных функций уголовного преследования и надзора проанализируем воззрения ученых на наличие у данного участника полномочий по возбуждению уголовного дела.

В работе О.В. Химичевой действительно подчеркивается важность роли прокурора на этапе досудебного производства. Автор отмечает, что в процессе надзора за стадией возбуждения уголовного дела прокурор тщательно изучает материалы дела, что подчеркивает наличие у прокурора необходимых знаний и опыта, которые позволяют ему самостоятельно принимать решение о возбуждении уголовного дела без привлечения других специалистов3. Следует поддержать данную

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (от 18.12.2001 № 174-ФЗ, ред. от 23.03.2024, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024): принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22.11.2001: одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 05.12.2001 / / СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921; 2023. № 8. Ст. 1208.

2 Кодекс КР от 28.10.2021 № 129 «Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики» // Министерство юстиции Кыргызской Республики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/ у1в'^/ги-ги/112308 (дата обращения: 28.05.2024).

3 Химичева О.В. Концептуальные основы процессуального контроля и надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.09. М., 2004.

позицию — прокурор действительно обладает достаточными компетенциями для самостоятельного возбуждения уголовных дел. А.П. Кругли-ков4, А.Г. Халиуллин, В.П. Рябцев5, К.А. Табо-лина6, В.Б. Ястребов7 отмечают, что предоставление прокурору полномочия по возбуждению уголовного дела будет способствовать эффективности борьбы с преступностью.

Л.Н. Масленникова и А.А. Собенин, не отрицая возможности наделения прокурора полномочием по возбуждению уголовного дела, подчеркивает, что это нововведение потребует значительных изменений в УПК РФ. Это серьезный шаг, который может повлиять на всю систему уголовного судопроизводства. Поэтому необходимо провести дополнительные исследования, чтобы оценить все последствия и разработать соответствующие поправки к законодательству8.

Прокурор занимает значимое место в системе уголовного правосудия, отвечая за мониторинг соблюдения правовых норм в процессе расследования преступлений. Предоставление прокурору прямого права на возбуждение уголовного дела может повысить эффективность борьбы с преступностью и обеспечить более оперативное реагирование на выявленные нарушения закона. Однако необходимо определить порядок и условия применения данного полномочия, а также предусмотреть механизмы контроля и ответственности прокурора за принимаемые решения. Важно учесть возможные риски и негативные последствия, такие как злоупотребление властью или необоснованное возбуждение уголовных дел9.

Отметим, что право на возбуждение уголовного дела прокурорам соответствует истории Рос-

4 Кругликов А. Полномочия прокурора по возбуждению уголовного дела и осуществлению уголовного преследования // Законность. 2012. № 1. С. 15.

5 Халиулин А.Г., Рябцев В.П. Полномочия прокурора и руководителя следственного органа // Вестн. Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2008. № 6(8). С. 23—24.

6 Таболина К А. Надзор прокурора за возбуждением и расследованием уголовных дел / Под ред. Л.Н. Масленниковой. М., 2024. С. 132.

7 Ястребов В.Б. Процессуальный статус прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства (нормативное правовое регулирование и перспективы развития) // Рос. следователь. 2012. № 6. С. 11.

8 Масленникова Л.Н., Собенин АА. Регистрация сообщения о преступлении и начало расследования в новой цифровой реальности // Рос. следователь. 2019. № 6. С. 12—16.

9 Т.Ю. Вилкова, Масленникова Л.Н., Собенин АА. и др.

Теория и практика возбуждения уголовного дела: Учеб.

пособие / Отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова.

М.: Норма — Инфра-М, 2022.

№ 3/2024

сии10, международным стандартам11, оно практикуется в зарубежных государствах. В частности, в Кыргызской Республике, где до 2021 г. отрицалось право прокурора на возбуждение уголовного дела, в действующем уголовно-процессуальном законе присутствует.

А.В. Спирин поддерживает позицию о необходимости предоставления прокурору права возбуждать уголовные дела. Автор полагает, что данное полномочие существенно увеличит результативность защиты прав граждан. Наличие у прокурора таких полномочий позволит ему оперативно реагировать на факты нарушения закона, что имеет критическое значение для обеспечения защиты прав и свобод человека. Действующие полномочия не всегда позволяют обеспечить быстрое и эффективное реагирование на выявленные нарушения. Предоставление прокурору прямого права на возбуждение уголовного дела позволит сократить сроки начала расследования и обеспечит более оперативную защиту прав граждан. Помимо этого, предоставление прокурору таких полномочий будет содействовать укреплению законности и правопорядка в государстве. Обладая правом возбуждать уголовные дела, прокурор сможет более действенно отслеживать работу следственных и дознавательных органов, а также предупреждать возможные правонарушения с их стороны12.

В научном сообществе существуют различные точки зрения относительно идеи наделения прокурора полномочиями по возбуждению уголовных дел. Некоторые исследователи выступают против этой инициативы.

10 Устав уголовного судопроизводства (Судебные уставы 20 ноября 1864 года. Ст. 311. СПб., 1864. URL: http:// dlib.rsl.ru/viewer/01003083173#?page=1 (дата обращения: 05.05.2021)); Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (утв. постановлением ВЦИК от 25 мая 1922 г. «Об Уголовно-процессуальном кодексе»). Ст. 9; Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (утв. постановлением ВЦИК от 15 февраля 1923 г. «Об утверждении Уголовно-процессуального кодекса РСФСР). Ст. 9; Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (утв. Верховным Советом РСФСР 27 октября 1960 г.), Ст. 3; Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ. П. 2 ч. 2 ст. 37, ст. 145,146.

11 Рекомендация № R (2000) 19 Комитета министров Совета Европы «О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия» (вместе с «Пояснительной запиской», «Комментариями...») (принята 06.10.2000 на 724-м заседании представителей министров) // Совет Европы и Россия: Сб. док. М.: Юрид. лит., 2004. С. 746—779.

12 Спирин A.B. О необходимости наделения прокурора правом возбуждения уголовного дела // Юрид. исслед. 2016. № 8.

Например, С.Ю. Корольков, занимающий в настоящее время должность помощника прокурора, не видит необходимости в том, чтобы предоставлять прокурору возможность самостоятельно возбуждать дела. Однако он считает, что следует расширить полномочия прокурора по проверке материалов, связанных с возбуждением уголовного дела. С.Ю. Корольков предлагает предоставлять прокурору оригинал постановления о возбуждении уголовного дела. Согласно авторской позиции, данное полномочие позволит прокурору более тщательно проверять обоснованность и законность возбуждения уголовного дела13. К.А. Забурдаева14, С.А. Вецкая, Л Р. Муллагале-ева15 высказывают позицию против предоставления прокурору права возбуждать уголовные дела самостоятельно. В качестве обоснования своего мнения ученые ссылаются на необходимость разграничения полномочий и ответственности рассматриваемых органов.

Мотивы ученых не беспочвенны. При вынесении постановления по результатам проверки сообщения о преступлении оно направляется прокурору в рамках надзора. При вынесении же постановления о возбуждении уголовного дела прокурором оно должно будет направляться также прокурору. Как следствие, произойдет объединение функций прокурора, что влияет на независимость субъекта вынесения постановления и субъекта надзора, так как они совпадают. Да, фактически надзорная проверка может осуществляться иным прокурором, но она все еще будет совершаться прокуратурой.

Данный факт не позволяет обеспечить надлежащий и требуемый на данной стадии уровень надзора, так как велика вероятность, что вышестоящий прокурор не заинтересован в отмене решения своего подчиненного либо умалении юридического значения актов прокуратуры. Отмена актов прокуроров нижестоящего уровня подрывает уровень доверия ко всему институту прокуратуры. Однако и не отменить акт нижестоящего прокурора, если он противоречит закону, нельзя, так как это противоречит назначению

13 Корольков С.Ю. К вопросу о полномочиях прокурора по проверке постановления о возбуждении уголовного дела, связанного с фальсификацией доказательств / / Рос. юстиция. 2021. № 1. С. 47 —48.

14 Забурдаева К.А. Публичное уголовное преследование в досудебном производстве: понятие, субъекты и формы реализации // Вестн. Рос. правовой акад. 2023. № 2. С. 134—147.

15 Вецкая СА., Муллагалеева Л.Р. Отдельные вопросы

реализации прокурором функции уголовного преследования на досудебной стадии уголовного судопроизводства // Вестн. Моск. ун-та МВД России. 2021. № 6.

№ 3/2024

института прокуратуры согласно ч. 1 ст. 129 Конституции Российской Федерации16.

В связи с этим надзор прокурором над другим прокурором не обеспечивает надлежащего качества проводимой проверки.

Следовательно, проблема в реализации рассматриваемого предложения заключается в сложности установления правового механизма надзора за принимаемым прокурором решением. Кажется логичным возложить полномочия по контролю за такими решениями прокурора на суд. Так, в УПК КР судебный контроль в досудебном производстве выделен в самостоятельную главу и осуществляется следственными судьями. Правовые системы и России и Кыргызской Республики включают в себя не только прокурорский надзор, но и судебный контроль. Суд — это орган, который независим, объективен, но главное — отделен от прокуратуры.

Ратуя за предоставление прокурору полномочия по возбуждению уголовных дел, необходимо помнить о возможности обжалования такого решения в судебном порядке. Данная возможность не должна рассматриваться как обязательный этап уголовного процесса, а лишь как исключительный способ защиты гражданами своих прав, что предусмотрено законом.

Ввиду изложенного можно заключить, что препятствия для наделения прокурора правом на возбуждение уголовных дел отсутствуют.

Также следует затронуть вопрос о целесообразности вносимых изменений в целом. В рамках осуществления прокурором своих прямых полномочий по надзору за исполнением законов выявляются признаки преступлений, что фактически служит основанием для проведения проверки полученных сведений и, как следствие, возбуждения уголовного дела. Но согласно действующим нормам, прокурор передает полученную информацию органам предварительного расследования, оформляя это постановлением. Тем не менее до передачи документов прокурор осуществляет собственную проверку, результаты которой находят отражение в предоставляемых материалах. За счет необходимости повторной проверки увеличивается срок решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Если бы прокурор мог возбуждать уголовные дела без «помощи» других органов, это значи-

16 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ, от 04.10.2022 № 5-ФКЗ, от 04.10.2022 № 6-ФКЗ, от 04.10.2022 № 7-ФКЗ, от 04.10.2022 № 8-ФКЗ) // СЗ РФ. 2020. № 31. Ст. 4412.

тельно ускорило бы процесс проверки информации. Вместо того чтобы ждать результатов от других инстанций, прокурор сам бы устанавливал сроки проверки, что сократило бы общее время до вынесения постановления до 30 дней. Кроме того, применение этой меры могло бы уменьшить загруженность органов предварительного следствия, так как они были бы избавлены от необходимости повторять работу прокурора и повторно анализировать информацию, которая уже была рассмотрена им.

В соответствии с информацией, предоставленной Генеральной прокуратурой Российской Федерации, в рамках п. 2 ч. 2 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации за 2022 г. было передано 21 128 материалов для рассмотрения вопроса о привлечении к уголовной ответственности, из которых было фактически инициировано 18 958 уголовных дел17.

Таким образом, уголовные дела были возбуждены в отношении 89,7% всех переданных материалов.

Наделение прокурора полномочием по возбуждению уголовных дел сократит количество дублирующих действий по проверке наличия признаков преступления. В настоящий момент проверочные мероприятия первично проводятся прокурором, вторично — дознавателем либо следователем. Сокращение нагрузки на правоохранительные органы повысит эффективность уголовно-процессуальной деятельности в целом.

В данном контексте представляется целесообразным расширить содержание ст. 144, 145, 146 и др. УПК РФ, включив в них указание на прокурора как на субъекта, уполномоченного принимать решения по сообщениям о преступлениях. Также предлагается модифицировать п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, дополнив его в конце предложения следующей информацией: «возбуждать уголовное дело по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства».

Предлагаемая поправка заключается в том, чтобы наделить прокурора полномочиями возбуждать уголовные дела. При этом не нужно отдельно указывать на запрет проводить предварительное расследование, как это сделано в законодательстве Кыргызской Республики.

В соответствии с ч. 2 ст. 37 УПК РФ необходимо внести изменения в п. 16, перенумеровав его в «17». Под номером 16 следует указать воз-

17 Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2022 г.: публикация от 14 февраля 2023 г. // Генеральная прокуратура РФ. URL: https:// epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/re-sult?item=85327980 (дата обращения: 25.04.2024).

№ 3/2024

можность передачи уголовного дела после его возбуждения следователю для проведения расследования, что позволит установить порядок передачи уголовного дела от прокурора и избежать возможности самостоятельного расследования дела прокурором.

В ходе прокурорской проверки принимается решение, констатирующее отсутствие признаков преступления. Постановление может быть обжаловано в установленном порядке.

В настоящее время прокурор уполномочен выносить постановление о направлении соответствующих материалов в орган расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Тем не менее он не обладает возможностью самостоятельно возбуждать уголовное дело, что приводит к тому, что между моментом выявления признаков преступления и началом уголовного преследования существует временной промежуток, который тратится на передачу материалов от прокурора органам предварительного следствия и последующее принятие последними решения о возбуждении уголовного дела. Получение прокурором права напрямую возбуждать уголовные дела позволит существенно сократить сроки уголовного судопроизводства. Прокурор сможет оперативно реагировать на выявленные факты преступлений, что критически важно для обеспечения неотвратимости наказания и защиты прав потерпевших. Передача полномочий по возбуждению уголовных дел прокурору снизит нагрузку на органы предварительного следствия, позволяя им сконцентрироваться на расследовании более сложных дел, что положительно скажется на качестве и сроках расследования, поскольку следователи смогут избежать необходимости заниматься делами, не требующими значительных усилий для сбора доказательств и раскрытия преступления. В результате повышения оперативности и эффективности работы прокурора и органов предварительного следствия ожидается общее повышение результативности уголовного судопроизводства. Реализация данного предложения будет способствовать укреплению законности и правопорядка, а также обеспечению более эффективной защиты прав и свобод граждан.

Принятие данного предложения не несет в себе негативных рисков для правовой системы и соответствует историческим традициям уголовного судопроизводства в России, а также опыту других государств, в частности Кыргызской Республики.

Список источников

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с

учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ, от 04.10.2022 № 5-ФКЗ, от 04.10.2022 № 6-ФКЗ, от 04.10.2022 № 7-ФКЗ, от 04.10.2022 № 8-ФКЗ) // СЗ РФ. 2020. № 31. Ст. 4412

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (от 18.12.2001 № 174-ФЗ, ред. от 23.03.2024, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024): принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22.11.2001: одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 05.12.2001 // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921; 2023. № 8. Ст. 1208.

3. Кодекс КР от 28.10.2021 № 129 «Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики» // Министерство юстиции Кыргызской Республики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/ 112308 (дата обращения: 28.05.2024).

4. Вецкая СА., Муллагалеева Л.Р. Отдельные вопросы реализации прокурором функции уголовного преследования на досудебной стадии уголовного судопроизводства // Вестн. Моск. ун-та МВД России. 2021. № 6.

5. Кругликов А. Полномочия прокурора по возбуждению уголовного дела и осуществлению уголовного преследования // Законность. 2012. № 1. С. 15.

6. Масленникова Л.Н., Собенин АА. Регистрация сообщения о преступлении и начало расследования в новой цифровой реальности // Рос. следователь. 2019. № 6. С. 12—16.

7. Таболина К А Надзор прокурора за возбуждением и расследованием уголовных дел / Под ред. Л.Н. Масленниковой. М., 2024.

8. Ястребов В.Б. Процессуальный статус прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства (нормативное правовое регулирование и перспективы развития) // Рос. следователь. 2012. № 6.

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) (subject to amendments made by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation dated 12/30/2008 No. 6-FKZ, dated 12/30/2008 No. 7-FKZ, dated 02/05/ 2014 No. 2-FKZ, dated 07/21/2014 No. 11-FKZ, dated 03/14/2020 No. 1-FKZ, from 04.10.2022 No. 5-FKZ, dated 04.10.2022 No. 6-FKZ, dated 04.10.2022 No. 7-FKZ, dated 04.10.2022 No. 8-FKZ) // NW RF. 2020. No. 31. Article 4412.

№ 3/2024

2. The Criminal Procedure Code of the Russian Federation (dated 18.12.2001 No. 174-FZ, ed. dated 03/23/2024, with amendments and additions, intro. effective from 01.04.2024): adopted by the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation on 22.11.2001: approved by the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation on 05.12.2001 // NW RF. 2001. No. 52 (part I). Article 4921; 2023. No. 8. Article 1208.

3. Code of the Kyrgyz Republic dated 10/28/ 2021 No. 129 «Criminal Procedure Code of the Kyrgyz Republic» // Ministry of Justice of the Kyrgyz Republic. [electronic resource]. Access mode: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/ 112308 (date of appeal: 05/28/2024).

4. Vetskaya S.A., Mullagaleeva L.R. Certain issues of the prosecutor's implementation of the function of criminal prosecution at the pre-trial

stage of criminal proceedings // Vestn. Moscow. The Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. No. 6.

5. Kruglikov A. The powers of the prosecutor to initiate a criminal case and carry out criminal prosecution // Legality. 2012. No. 1.

6. Tabolina KA. Supervision of the prosecutor over the initiation and investigation of criminal cases / Ed. by L.N. Maslennikova. M., 2024.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Maslennikova L.N., Sobenin AA. Registration of a crime report and the beginning of an investigation in a new digital reality // A Russian investigator. 2019. No. 6. P. 12—16.

8. Yastrebov V.B. The procedural status of the prosecutor in the pre-trial stages of criminal proceedings (normative legal regulation and development prospects) // Russian investigator. 2012. No. 6.

Информация об авторе

Оторов А.А. — адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университет МВД России имени В.Я. Кикотя, капитан милиции

Статья поступила в редакцию 1 8.07.2024; одобрена после рецензирования 20.07.2024; принята к публикации 24.07.2024.

Information about the author Otorov A.A. — Associate professor of the Faculty of Training Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, police captain The article was submitted 1 8.07.2024; approved after reviewing 20.07.2024; accepted for publication 24.07.2024

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Педагогика высшей школы: учебник для студентов педагогических вузов / под науч. ред. А.В. Мудрика; под общ. ред. М.Т. Громко-вой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2024. - 479 с.

ISBN 978-5-238-03929-9

Рассматриваются инновационные модели современного образования, адаптированные к моделям деятельности, синергетическим принципам самоорганизации социальных систем. Методология образовательной деятельности представлена на основе системного подхода, модульных технологий, позволяющих обеспечить компетенции как результат образования.

Учебник состоит из четырех разделов: «Теоретические основы педагогики», «Педагогика высшего образования», «Технология профессионально ориентированного обучения в высшей школе» и «Инновационная парадигма профессиональной деятельности».

Для преподавателей системы дополнительного профессионального образования, вузов, колледжей, а также студентов, аспирантов и всех, кто интересуется проблемами педагогики профессиональной деятельности.

№ 3/2024

- 203

\

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.