УДК 316 ББК 60.56
Желнина Е.В.
К ВОПРОСУ О ПОЛИТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ РОССИЙСКОГО ЭЛЕКТОРАТА
Zhelnina E.V.
ON THE ISSUE OF POLITICAL LITERACY OF RUSSIAN ELECTORATE
Ключевые слова: выборы, электоральное поведение, политическая грамотность молодежи.
Keywords: elections, electoral behavior, political literacy youth.
Аннотация
В статье ставится вопрос о повышении политической грамотности молодых людей как важного фактора увеличения уровня электоральной активности жителей России; приводятся обобщенные результаты социологического исследования «Политическая грамотность российской молодежи», приведены рекомендации для улучшения знаний молодых людей о политике.
The abstract
The article deals with the issue of increasing political literacy of young men as important factor of increasing level of electoral activity of Russians; the generalized results of sociological research «Political literacy of the Russian youth» are resulted, recommendations for improvement of knowledge of young men about the politician are also resulted.
Политическая сторона жизни государства имеет важное значение для его развития, в том числе и развития его социально-экономической сферы. Кроме того, в период становления гражданского общества, когда посредством проведения всенародных выборов, граждане наделяются большой долей ответственности за сложившуюся политическую ситуацию. В связи с этим целесообразно поднять вопрос о политической грамотности российских граждан. Под политической грамотностью в рамках нашего исследования мы будем понимать уровень знаний об обществе, умений, навыков политической и общественной деятельности, этических и гражданских качеств личности, позволяющий ей осознанно участвовать в общественной и политической жизни государства.
Наряду с необходимостью повышения уровня политической грамотности населения перед представителями государственной власти стоит ещё одна ключевая проблема -повышение электоральной активности граждан. Существует определённая зависимость между политической осведомлённостью и политической активностью человека. Именно поэтому в нашем обществе остро стоит необходимость повышения электоральной активности российского населения. Как свидетельствует статистика, почти во всех проходивших в России за последние годы выборах (парламентских, президентских, местных) принимали участие 43 % опрошенных, а 18 % из низ вообще не ходили ни на одни выборы 1. Такой катастрофически малый уровень электоральной активности населения может, безусловно, угрожать стабильности государственной политической системы, провоцируя различного рода перекосы в деятельности политической сферы.
Более половины россиян полагают, что стране нужна регулярная смена власти // Городской информационный портал - http://www.tlt.ru/articles. php/artides.php/artides.php/mdex.php?n=1505П0
(12.01.2011 г.)
Ключевым моментом повышения электоральной активности является работа с молодёжью по поводу повышения её политической грамотности. Вовлечение школьников (будущих избирателей) в политическую жизнь общества может происходить различными средствами и иметь самые разнообразные формы. Во-первых, это и усиленная теоретическая подготовка в образовательных учреждениях, осуществляемая посредством новых образовательных технологий, использующих современные активные методы обучения, приобретения практических навыков и умений. Во-вторых, создание и поддержка функционирования молодёжного парламентаризма. Одной из приоритетных целей молодёжного правительства является повышение электоральной активности молодежи на выборах депутатов . 12 февраля 2010 года в Центральном избирательном комитете России был проведён круглый стол «Электоральная активность молодёжи в аспекте деятельности молодежных парламентов России», результатом которого стал важный вывод: повышение уровня политической компетентности молодого поколения способствует росту степени их электоральной активности в будущем, что является «неотъемлемым элементом формирования гражданского общества» 3. В-третьих, это организация в учебных заведениях самоуправления с собственными выборами, парламентом и другими атрибутами гражданского общества. Участие в этих мероприятиях позволит молодым людям как приобрести теоретические знания о политике, государстве и происходящих в этой сфере процессах, так и отработать необходимые практические навыки.
В связи с высокой актуальностью поставленной проблемы, мы провели социологическое исследование, направленное на выявление политической актуальности молодых россиян. Объектом проведённого социсследования стали молодые люди в возрасте 15 - 17 лет, а предметом - их политическая грамотность. В обоснование выборки необходимо сказать, что исследуемые нами молодые люди стоят на пороге полноправного вхождения в политическую жизнь общества. Соответственно, от их компетентности, грамотности в данной сфере во многом зависит характер и направленность будущей политической жизни государства. Мы определили следующую цель: выявить
существующую политическую компетентность молодых людей и разработать практические рекомендации по активизации политической (в частности, электоральной) деятельности молодёжи. Для осуществления поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: 1) разработать социологический инструментарий для изучения
политической компетентности молодёжи и провести исследование; 2) обобщить полученные результаты и сделать основные выводы; 3) разработать практические рекомендации для органов местного самоуправления для активизации электоральной деятельности молодых людей. Основной гипотезой нашего исследования стало утверждение, что к моменту достижения возраста активного участия в политической жизни общества (в частности в выборах) молодые люди в силу низкой политической компетентности оказываются не готовыми к активной деятельности в данной сфере, формируя пассивный слой российского электората. В ходе проведенного нами пилотажного исследования методом анкетирования было опрошено 180 молодых людей, среди которых 27,78 % составляли подростки 15 лет, 43,89 % - 16 лет и 28,33 % - 17 лет. Эти данные повторяют пропорции генеральной совокупности и свидетельствуют о репрезентативности выборки. 85,00 % опрошенных учатся в средних учебных заведениях, 10,56 % - учащиеся средних профессиональных учебных заведений, 0,56 % - студенты вузов, 5,00 % респондентов указали, что работают.
Кротов Б. С прицелом на перспективу // Областной аналитический еженедельник «Хронограф». -http://chronograf.ru/articles/?num=223&a=6527 (12.01.2011 г.).
3 12 февраля 2010 года в зале заседаний ЦИК России состоялся «круглый стол» на тему
«Электоральная активность молодёжи в аспекте деятельности молодежных парламентов России» // Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК России -http://www.rcoit.ru/news/detail/15676/ (12.01.2011 г.).
Необходимо отметить, что в образовательных программах присутствуют предметы, нацеленные на изучение политической системы общества. Это и новейшая история, и обществознание, а в некоторых школах, и основы политологии и правоведения. Но, несмотря на это, подростки достаточно неуверенно ориентируются в политике - всего 12,78 % опрошенных отметили, что это им легко удаётся (см. рис. 1).
мне это не интересно 25,00%
это очень сложно для меня 15,00%
Рис. 1. Ответы респондентов на вопрос «Насколько легко вы ориентируетесь в политической жизни России?»
Проводя более глубокий анализ полученных социологических данных, необходимо отметить, что молодые люди, указавшие в анкете то, что они легко ориентируются в политической жизни России, показывают достаточно посредственные знания политических процессов, происходящих в нашем государстве. Так, например, более 35 % респондентов (см. рис. 2) уверены, что на всероссийских выборах население выбирает Премьер-министра РФ, служащих аппарата Президента РФ и даже представителей судебной власти.
Премьер- Представителей
министра законодательной
Российской ->— / власти
Федерации 20,51%
15,38% Представителей
^ -Д 1. ^ аппарата
1 ' т Президента
Президента Российской ^ Федерации 43,59% России 12,82% Представителей судебной власти 7,69%
Рис. 2. Распределение знаний респондентов о предмете всероссийских выборов
Кроме того, около половины респондентов, ответивших, что легко ориентируются в политической жизни России, дают неправильные ответы относительно распределения государственной власти на три основные ветви: законодательную, исполнительную и судебную (см. рис. 3). Важно отметить, что правильность ответов не зависит от возраста участника социологического исследования.
легко
12,78%
немного
29,44%
есть
некоторые
сложности
17,78%
судебной ветви
Глава Министерства здравоохранения и социального развития -
это представитель
судебной ветви власти 27,27%
законодательной
Премьер-министр РФ - это представитель
судебной ветви власти
4,55%
Рис. 3. Распределение знаний респондентов о ветвях государственной власти
В ответах респондентов явно прослеживается тенденция невнимания к региональным и муниципальным политическим лидерам: молодые люди охотно отвечают на вопрос об имени Президента РФ (93,30 %) и Премьер-министра РФ (90,51 %), «спотыкаясь» на вопросах об имени главы области (63,13 %) или мэра города (74,86 %). На наш взгляд, это объясняется подавляющим вниманием средств массовой информации к федеральному уровню государственной власти и нивелирование упоминаний о региональных и муниципальных политиках и политической деятельности.
Интересен тот факт, что 25,00 % респондентов заявили, что им не интересна данная сфера жизнедеятельности общества. Это очень серьезный факт: четверть молодых людей
вообще не интересуется политическими процессами, происходящими в их стране. Если не попытаться заинтересовать представителей этой группы к сфере политики, то это уже будет практически сформированный слой пассивного электората.
Для предотвращения развития подобных процессов, на наш взгляд, необходима разработка и реализация образовательных программ, целями которых являлись бы 4:
1) инициирование социальной и политической активности молодых людей, способных «самостоятельно и под свою ответственность решать задачи местного самоуправления»;
2) «подготовка к самостоятельному и ответственному решению задач развития территории в условиях реформы местного самоуправления и самоорганизации граждан»;
3) воспитание гражданского самосознания молодежи в деятельности по активному участию в политической, социально-экономической культурной и духовной жизни общества;
4) развитие возможностей участия молодых людей «в жизни муниципального образования и своего региона».
Важное значение в процессах повышения политической грамотности имеет выбор метода их реализации. Безусловно, каждый метод обучения имеет свои преимущества и недостатки. Было бы неправильно утверждать, что один какой-либо метод обучения является самым эффективным. Основополагающим критерием при выборе того или иного метода является его эффективность с учётом достижения целей. Большинство современных программ обучения представляют собой сочетание различных методов подачи материала - лекций, видеофильмов, деловых игр, моделирования и т.д. Выбор метода повышения профессиональной грамотности молодежи зависит от нескольких факторов:
1) характеристик обучаемых (в нашем случае для достижения большего эффекта, обучая подростков, необходимо вызвать в них интерес к данной проблематике);
2) наличия необходимых ресурсов (материально-технических, информационных, финансовых, временных и др.);
3) специфики изучаемого предмета (политическая сфера жизнедеятельности общества, государства);
4) уровня подготовленности педагогов (осведомленность, владения методиками активного, практикоориентированного обучения и др.).
В связи с этим мы постарались выяснить, какие методы обучения являются наиболее эффективными. Респонденты выделили следующие эффективные, на их взгляд, методы обучения персонала компании : самоподготовка (14,14 %); практика (11,91 %); дистанционное обучение (8,56 %); семинар (7,97 %); поведенческое моделирование (6,08 %); баскет-метод (метод погружения в проблему) (4,84 %); конференция (3,96 %); деловая игра (3,96 %); учебные кино- и видеофильмы (3,47 %); групповое обсуждение проблемы (2,86 %); ролевая игра (2,73 %); программное и компьютерное обучение (1,86 %); разбор практических ситуаций (case-study) (1,61 %); лекция (0,75 %). Большинство
перечисленных методов подготовки и обучения полифункциональны и достаточно легко комбинируются для оптимизации образовательного процесса.
Разработка социальной технологии повышения политической грамотности молодежи 15 - 17 лет является одним из наиболее важных видов деятельности в направлении роста уровня электоральной активности граждан государства. Технологию
Самарастат. - http://www.samarastat.ru/digital/region1/DocLib/04.htm (17.02.2011 г.).
5 Желнина Е.В. Влияние экономического кризиса на профессиональную подготовку персонала крупной промышленной компании // Аспирантский вестник Поволжья. - 2010. - № 1-2. - С. 192-197.
повышения политической грамотности молодежи можно представить как образовательную карту, в которой отображены возможные маршруты динамики политической осведомленности молодых людей. Особенностью технологического воздействия на процессы управления политической осведомленностью является наличие основных этапов разработки и внедрения социальной технологии, соблюдение которых будет способствовать обеспечению политической сферы деятельности общества политически грамотными гражданами, способными сделать обдуманный, взвешенный и рациональный выбор.