Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОДХОДАХ К ОТБОРУ СПОРТСМЕНОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ (НА ПРИМЕРЕ ФУТБОЛА)'

К ВОПРОСУ О ПОДХОДАХ К ОТБОРУ СПОРТСМЕНОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ (НА ПРИМЕРЕ ФУТБОЛА) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
119
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ / СПОРТИВНЫЙ ОТБОР / ОРИЕНТАЦИЯ СПОРТСМЕНА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Башлыкова Дарья Александровна, Горлова Юлия Ивановна

Основным вопросом для рассмотрения в данной статье является эффективность применяемых методических подходов к отбору спортсменов (на примере футбола). Цель нашей работы - дать краткую характеристику применяемым методикам отбора и разработать рекомендации по их использованию в условиях работы с детьми школьного возраста. Актуальность работы заключается в том, что система начального отбора юных спортсменов, основанная на системном и комплексном подходах для решения поставленных задач, должна обеспечиваться максимально благоприятными условиями для полноценного выявления ресурсного потенциала занимающихся. В организации спортивного отбора должны принимать участие как тренерский состав, работающий с данным контингентом детей, так и квалифицированные эксперты, обладающие необходимой компетентностью в области спорта. Для написания статьи мы использовали теоретические методы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Башлыкова Дарья Александровна, Горлова Юлия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF APPROACHES TO THE SELECTION OF ATHLETES AT THE INITIAL STAGE OF PREPARATION (FOR EXAMPLE, FOOTBALL)

The main issue for consideration in this article is the effectiveness of the applied methodological approaches to the selection of athletes (on the example of football). The purpose of our work is to give a brief description of the selection methods used and to develop recommendations for their use in working with schoolage children. The relevance of the work lies in the fact that the system of initial selection of young athletes, based on systematic and integrated approaches to solving the tasks, should be provided with the most favorable conditions for the full identification of the resource potential of those involved. Both the coaching staff working with this contingent of children and qualified experts with the necessary competence in the field of sports should take part in the organization of sports selection. To write the article, we used theoretical methods.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОДХОДАХ К ОТБОРУ СПОРТСМЕНОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ (НА ПРИМЕРЕ ФУТБОЛА)»

УДК 796.015.82

К ВОПРОСУ О ПОДХОДАХ К ОТБОРУ СПОРТСМЕНОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ (НА ПРИМЕРЕ ФУТБОЛА)

TO THE QUESTION OF APPROACHES TO THE SELECTION OF ATHLETES AT THE INITIAL STAGE OF PREPARATION (FOR EXAMPLE, FOOTBALL)

Башлыкова Дарья Александровна

студент

факультет физической культуры и спорта Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Bashlykova Darya Alexandrovna

student

faculty of physical culture and sports Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Горлова Юлия Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра теории и методики физической культуры и спорта Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Gorlova Yulia Ivanovna associate professor

department of theory and methods of physical culture and sports Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. Основным вопросом для рассмотрения в данной статье является эффективность применяемых методических подходов к отбору спортсменов (на примере футбола). Цель нашей работы - дать краткую характеристику применяемым методикам отбора и разработать рекомендации по их использованию в условиях рабо-ты с детьми школьного возраста. Актуальность работы заключается в том, что система начального отбора юных спортсменов, основанная на системном и комплексном подходах для решения поставленных задач, должна обеспечиваться максимально благоприятными условиями для полноценного выявления ресурсного потенциала занимающихся. В организации спортивного отбора должны принимать участие как тренерский состав, работающий с данным контингентом детей, так и квалифициро-ванные эксперты, обладающие необходимой компетентностью в области спорта. Для написания статьи мы использовали теоретические методы.

Abstract. The main issue for consideration in this article is the effectiveness of the applied methodological approaches to the selection of athletes (on the example of football). The purpose of our work is to give a brief description of the selection methods used and to develop recommendations for their use in working with school-age children. The relevance of the work lies in the fact that the system of initial selection of young athletes, based on systematic and

integrated approaches to solving the tasks, should be provided with the most favorable conditions for the full identification of the resource potential of those involved. Both the coaching staff working with this contingent of children and qualified experts with the necessary competence in the field of sports should take part in the organization of sports selection. To write the article, we used theoretical methods.

Ключевые слова: начальный этап подготовки, спортивный отбор, ориентация спортсмена.

Keywords: the initial stage of preparation, sports selection, the orientation of the athlete.

Актуальность темы исследования обусловлена несколькими факторами. Во-первых, спорт и физическая культура становятся все более приоритетными направлениями развития современного общества в целом. Об этом свидетельствует и государственная политика Российской Федерации (далее - РФ). Так, например, в рамках Стратегии развития физической культуры и спорта до 2030 года особое внимание уделяется целям формирования культуры и ценностей здорового образа жизни, предполагается направить усилия государства для создания условий устойчивого развития рассматриваемой сферы. Кроме того, именно в этом документе подчеркивается важность повышения эффективности системы поиска, отбора и сопровождения спортсменов на каждом этапе спортивной подготовки.

Во-вторых, экспертами (педагогами, учеными, тренерским составом) отмечается значительное ухудшение уровня здоровья детей и юношества в РФ, так, в отчете за 2018 год в отчете Национального исследовательского центра здоровья детей при Министерстве здравоохранения указывается, что менее 5% детей можно назвать абсолютно здоровым в первом классе, при этом подчеркивается, что к концу школы практически все учащиеся имеют какие -либо заболевания. В этом аспекте безусловно требуется расширять возможности привлечения детей и молодежи к различным видам спорта.

И нельзя не отметить тот факт, что в обществе все же постепенно формируется интерес к участию детского и юношеского контингента в отдельных видах спорта, которые, с одной стороны, обладают высокой зрелищностью, с другой, некоторым образом позволяют обеспечить достаточно высокий уровень жизни, к таким видам спорта относится и футбол. В связи с этим можно сказать, что отбор на начальном этапе подготовки является особенно актуальным и требующим специального изучения вопросом.

Проблемным вопросом, к которому мы обращаемся в данной работе, является эффективность применяемых методических подходов к отбору спортсменов (на примере футбола). Целью работы установили: дать краткую характеристику применяемым методикам отбора и разработать рекомендации по их использованию в условиях работы с детьми. Объект исследования - спортивный отбор -выбран по причине особой заинтересованности российского общества к этой игре, при этом все больше детей хотят заниматься этим видом спорта, следовательно, возрастает и конкуренция в период становления и взросления спортсмена. Кроме того, для спорта свойственно систематическое повышение требований к всесторонней подготовленности спортсменов. Поэтому от того, каким образом организован отбор (и начальная подготовка) юных футболистов, будет зависеть результат подго-

товки - наличие высококвалифицированного спортивного резерва.

Рассмотрим немного теории в области обсуждения. Итак, начальный этап подготовки предполагает систематические занятия спортом максимально возможного числа детей и подростков, нацеленных на развитие их личности, привитие навыков здорового образа жизни, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств, определение специализации [3].

Таким образом, уже к начальному этапу подготовки возникает необходимость выявления индивидуальных возможностей занимающихся, то есть установления соответствия между предрасположенностью ребенка к конкретной психомоторной деятельности и требованиями избранного вида спортивной дисциплины, в нашем случае футбола. Особо важную роль в изучении спортивной одаренности юных спортсменов играют информативные показатели морфофункциональных и психофизиологических параметров, а также динамические темпы роста физических способностей. Для успешного решения данных задач в практической деятельности тренера существует система начального отбора юных спортсменов, основанная на системном и комплексном подходах для решения поставленных задач, обеспечения максимально благоприятных условий для полноценного выявления ресурсного потенциала занимающихся.

Обратимся к характеристике понятия «спортивный отбор» - комплекс мероприятий, направленных на определение высокой степени предрасположенности (одаренности) занимающихся к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта) [1]. В отборе принимают участие как тренерский состав, работающий с данным контингентом детей, так и квалифицированные эксперты, обладающие необходимой компетентностью в области организации отбора.

На рисунке 1 представлена классификация методов оценки спортсменов, результат применения которых позволяет сделать определенный вывод о наличии потенциала у конкретного юного спортсмена.

Каждый применяемый метод обеспечивает достижение определенной цели и решения комплекса задач. По результатам оценки возможно реализовать далее «спортивную ориентацию», то есть систему организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта. Таким образом, спортивный отбор решает задачу выявления перспективных личностей, из которых можно подготовить выдающихся спортсменов, а спортивная ориентация - определять стратегию и тактику этой подготовки в системе обучения и тренировки.

Рис. 1. Классификация методов, применяемых к спортсменам для оценки потенциала в процессе подготовки и дальнейшего отбора

В рамках исследования мы подготовили небольшой обзор мировой практики, применяемых организационных и методических подходов к отбору юных спортсменов. По мнению Н. Ю. Мацусь, в настоящее время можно говорить о существовании достаточно эффективных моделей отбора: азиатской (пример - Китай), европейской (пример - Германия), североамериканской (пример - США) Интересным опытом, на наш взгляд является организация спортивного отбора в Китае [4]. В этой стране три ступени отбора: первый отбор осуществляется на уровне комплектования команд общин (нижний уровень, практически массовый отбор), вторая ступень - комплектование команд региона, третья - национальные и олимпийские сборные. Причем на каждом из этапов применяются различные методики, на первой ступени учитываются естественно-биологические особенности развития организма детей, далее происходит усложнение тестовых программ и методик. Еще одним важным фактором является формирование национальной идеи у каждого молодого спортсмена «стать олимпийским чемпионом». Опыт Китая, впрочем, не нов, в Советском Союзе использовалась подобная методика отбора, в нее входило массовое привлечение детей на бесплатной основе к разным видам спорта, в настоящий момент неплохо было бы эту систему возродить и исключить платность как фактор «отбора» детей в секции и спортивные школы.

В США отбор в спорт начинается в школах, анализируются физические особенности учащихся (особо выделяются дети, предрасположенные к активности, применяются для оценки три блока показателей «двигательные способности, состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем и строение тела»), далее на уровне колледжей и университетов - спортивные стипендии, наличие качественной инфраструктуры, достойная оплата труда тренеров, вот эти факторы способствуют качеству отбираемого «материала» для дальнейшего развития.

Было бы неправильным не оценивать и опыт спортивного отбора, применяемого в ранее в СССР, ведь результаты советской сборной впечатляют, в отличие от современной российской команды. Рассмотрим, как рекомендовалось проводить отбор юных футболистов на основе рекомендаций М. А. Годика [2]. Итак, в статье указывается, что основными методами отбора является непосредственно наблюдение за деятельностью новичков, разделенных на команды, проводятся игры,

каждая из которых позволяет тренеру отобрать наиболее ловкий, сообразительных, с хорошей реакцией ребят, при этом постепенно проводится отсев и добр в команды новичков. Вторым направлением отбора является измерение определенных физиологических характеристик с применением тестов (бег на различных отрезках, прыжковые упражнения, простейшие технические приемы: удары на точность и дальность, передачи, ведения и т. п.). При этом авторы предостерегают, что этих методов (с точки зрения полученных результатов) возможно будет недостаточно, так как новички имеют разный жизненный физический и психологический опыт, иногда могут получить более высокие баллы не те ребята, что фактически имеют способности, а кто имеет больший опыт в самой игре, в двигательном отношении чаще исполнявшие ранее подобные тесты и задания. Общим выводом по мнению М. А. Годика [2] может стать следующее: игроки в целом должны иметь универсальные навыки в игре (и защита, и нападение), а также должны уметь поддерживать высокий темп игры все 90 минут. Значит в этом направлении и должен идти отбор: широта игры, восприимчивость замечаний тренера, высокая выносливость. По мнению авторов, для юных футболистов важно достигать следующих показателей, при этом они явно получат неплохой шанс для дальнейшей карьеры (рис. 2).

Как утверждают А. Ф. Мифтахов, Л. Ш. Шаймарданова, современные методики отбора юных футболистов также сводятся к использованию комплекса приемов: от антропометрии до расчетов динамики прироста показателей за конкретный период [5].

Отметим также, что несмотря на научную и практическую проработанность применяемых методов отбора в футболе, все же существует проблема получения спортивных результатов и достижений в данном виде спорта, что видимо отчасти связано с неэффективностью применяемых методик отбора, что влечет за собой и потерю талантливых детей, которые могли бы достичь больших высот в профессиональном спорте, и набор спортсменов, которые в дальнейшем не справляются с нагрузками на тренировках. На сегодня экспертами отмечается, что для российской сборной явно недостаточен спортивный резерв, который потенциально можно было привлекать на ближайшие 5 лет, что, в свою очередь, не способствует прогнозируемому росту побед нашей сборной и ее возможности противостоять другим командам.

Понимание важности данного вида спорта в нашем обществе, приоритеты молодежи и интерес государства к спорту в целом предполагает финансирование развития спортивных школ, организации соответствующих проектов. Научно-практический опыт свидетельствует о том, что в РФ реализуются множество программ для отбора и поддержки одаренных детей в спорте. Например, одна из них - программа «Талант и успех» - разработана правительством РФ, реализуется через одноименный образовательный Фонд. На сайте ТАСС в новостном блоке за август 2021 года указывается, что в рамках данной программы уже подписана дорожная карта реализации проекта взаимодействия между фондом и Российским футбольным союзом, на площадке «Сириус» имеется вся необходимая инфраструктура, которая позволит качественно готовить футболистов, а также принимать на сборы приезжих спортсменов. В рамках отбора и подготовки юных спортсменов предполагается приме-

нять наиболее прогрессивные технологии и образовательные/тренерские модули. Предполагается, что будет создан Центр развития футбола высокого уровня.

Рис. 2. Норма показателей физического состояния юных футболистов

(М. А. Годик, 1986)

Подводя итоги обсуждения, отметим следующее:

1) нет единой методики отбора юных спортсменов, каждая страна, школа, клуб применяет их разумное сочетание на основании традиций, опыта, политики государства;

2) в комплекс методик можно отнести оценку потенциала спортсмена через наблюдение за поведением юного спортсмена (или желающего им стать ребенка), измерение отдельных показателей в срезах по времени;

3) важно при разработке методики обосновать применение конкретных показателей, которые станут критериями отбора, далее требуется грамотно организовать само измерение и интерпретацию результатов;

4) хотелось бы заметить еще один факт - мотивация, ее также стоит оценивать как элемент потенциала игрока. Ни для кого не секрет, что российские футболисты зарабатывают значительные суммы денег иногда лишь за то, что просто сидят на скамейке запасных игроков и этот факт явно не мотивирует их, а кроме того, привлекает в спорт таких игроков, которые не всегда готовы напрягаться и как-то улучшать свои показатели, так как они понимают, что при достижении определенного уровня (например, зачисление в сборную) уже можно «расслабиться». В отличие от советских спортсменов, которые играли не ради денежного вознаграж-дения, а ради патриотической идеи, они тренировались до «седьмого пота», лишь бы «взяли» в состав;

5) думается, что уход от «платности» услуг по подготовке юных спортсменов также может способствовать расширению их притока в секции и спортивные школы, что обеспечит более широкий выбор талантливой молодежи для тренерского состава.

Учет указанных особенностей отбора определяет эффективность последующего обучения и тренировки спортсменов, также способствует подготовке высококлассного и квалифицированного резерва.

Литература

1. Волков В. М. Спортивный отбор. Москва : Физкультура и спорт, 1983. 176 с.

2. Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. Москва : Физкультура и спорт, 1980.136 с.

3. Кузин В. В. Научные приоритеты в физическом воспитании и спортивной подготовке детей и юношества // Физическая культура: воспитание, образование, трени-ровка. 1998. № 22. С. 2-5.

4. Мацусь Н. Ю. Анализ существующих систем отбора и ориентации спортсме-нов в различных странах // Ученые записки Белорусского государственного университета физической культуры. 2016. № 190. С101-110.

5. Мифтахов А. Ф., Шаймарданова Л. Ш. Отбор и прогнозирование способностей футболистов 9-10 лет на этапе начальной подготовки // Modern high technologies. 2016. № 4. С. 158-163.

References

1. Volkov V. M. Sportivnyy otbor [Sports selection]. Moscow, Physical culture and sport Publ., 1983, 176 p.

2. Godik M. A. Kontrol' trenirovochnykh i sorevnovatel'nykh nagruzok [Control of training and competitive loads]. Moscow, Physical culture and sport Publ., 1980,136 p.

3. Kuzin V. V. Nauchnye prioritety v fizicheskom vospitanii i sportivnoy podgo-tovke detey i yunoshestva [Scientific priorities in physical education and sports training of children and youth]. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, treni-rovka - Physical culture: upbringing, education, training, 1998, no. 22, pp. 2-5.

4. Matsus' N. Yu. Analiz sushchestvuyushchikh sistem otbora i orientatsii sportsme-nov v razlichnykh stranakh [Analysis of the existing systems of selection and orientation of athletes in different countries]. Uchenye zapiski Belorusskogo gosudarstvennogo universite-ta fizicheskoy kul'tury - Scientific notes of the Belarusian State University of Physical Culture, 2016, no. 190, pp. 101-110.

5. Miftakhov A. F., Shaimardanova L. Sh. Otbor i prognozirovanie sposobnostey futbolistov 9-10 let na etape nachal'noy podgotovki [Selection and prediction of the abilities of 9-10 year old footballers at the stage of initial training]. Modern high technologies, 2016, no. 4. P. 158-163.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.