Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ'

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система образования / дистанционное обучение / дистанционной формат / удалённая работа / пандемия / информационные технологии / education system / distance learning / remote format / remote work / pandemic / information technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.С. Спирин

В статье рассматривается вопрос о проблемах подготовки обучающихся в дистанционном формате в период ограничений по распространению коронавируса, вызванных пандемией COVID-19, и о перспективе дистанционного формата в системе образования. Автор в статье излагает сложившуюся ситуацию по удалённой работе в ключевых отраслях экономики и приводит мнение специалистов, экспертов и аналитиков по этому вопросу. В работе автор определяет термины «удалённая работа» и «дистанционная работа»; приводит статистические данные по проблемам удалённой работы в мире. На основе анализа открытых источников освещается вопрос о проблемах дистанционного формата обучения всех уровней системы российского образования, приводятся мнения экспертов в области образования. В качестве подтверждения приведённых в статье высказываний о проблемах дистанционного формата обучения демонстрируются результаты всероссийского опроса студентов ВЦИОМа и собственного исследования по данному вопросу. В заключение автор излагает свою позицию о перспективах дистанционного формата обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И.С. Спирин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF TRAINING STUDENTS IN A REMOTE FORMAT DURING THE PANDEMIC PERIOD

The article discusses problems of training students in a distance format during the restrictions on the spread of coronavirus caused by the COVID-19 pandemic and the prospect of distance education in the education system. The author in the article describes the current situation on remote work in key sectors of the economy and gives the opinion of specialists, experts and analysts on this issue. In the paper, the author defines the terms “remote” and “distance” work. The article presents statistical data on the problems of remote work in the world. Based on the analysis of open sources, the question of the problems of distance learning at all levels of the Russian education system is highlighted, and the opinions of experts in the field of education are given. As a confirmation of the statements given in the article about the problems of distance learning, the author shows the results of the All-Russian survey of students of the VCIOM and his own research on this issue. In conclusion, the author presents his position on the prospects of distance learning format.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ»

На наш взгляд, такой процесс является наиболее сложным, требующим учета личностных особенностей студента, уровня психолого-педагогических знаний и квалификации преподавателя. Наряду с этим проектная деятельность является творческим и увлекательным процессом. Это мно-

Библиографический список

гоэтапная и долгосрочная работа по исследованию и развитию мотивации к обучению китайскому языку у студентов младших курсов, которая также способствует формированию уникального педагогического стиля у преподавателя.

1. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и сознание. Мотивы и сознание в поведении человека: XVIII Международный конгресс психологов. Симпозиум 13. Москва, 1966: 5 - 12.

2. Гнездилова Л.Б., Гнездилов М.А. Учебная мотивация как основа эффективного образовательного процесса в вузе. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017; № 2 (2). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnaya-motivatsiya-kak-osnova-effektivnogo-obrazovatelnogo-protsessa-v-vuze

3. Агабабян С.Р, Барабанова И.Г. Личностно значимая мотивация студентов младших курсов высшего учебного заведения. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 11-2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-znachimaya-motivatsiya-studentov-mladshih-kursov-vysshego-uchebnogo-zavedeniya

4. Ляшенко М.В. Мотивация учебной деятельности: основные понятия и проблемы. Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2019; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-osnovnye-ponyatiya-i-problemy

5. Соловьева Н.А. Исследование уровня мотивации в изучении английского языка как профильного среди студентов-лингвистов Тихоокеанского Государственного университета. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 4 (89): 85 - 88.

6. Мешков Н.И., Яшкова А.Н. Мотивация учебной деятельности студентов младших курсов. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 66-2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-studentov-mladshih-kursov

7. Шаламова О.О. Проектная деятельность как эффективное условие профессионального развития студентов гуманитарных вузов. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 398 - 400.

References

1. Leont'ev A.N. Potrebnosti, motivy i soznanie. Motivy i soznanie vpovedeniicheloveka: XVIII Mezhdunarodnyj kongress psihologov. Simpozium 13. Moskva, 1966: 5 - 12.

2. Gnezdilova L.B., Gnezdilov M.A. Uchebnaya motivaciya kak osnova 'effektivnogo obrazovatel'nogo processa v vuze. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2017; № 2 (2). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnaya-motivatsiya-kak-osnova-effektivnogo-obrazovatelnogo-protsessa-v-vuze

3. Agababyan S.R., Barabanova I.G. Lichnostno znachimaya motivaciya studentov mladshih kursov vysshego uchebnogo zavedeniya. Gumanitarnye, social'no-'ekonomicheskie i obschestvennye nauki. 2015. № 11-2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-znachimaya-motivatsiya-studentov-mladshih-kursov-vysshego-uchebnogo-zavedeniya

4. Lyashenko M.V. Motivaciya uchebnoj deyatel'nosti: osnovnye ponyatiya i problemy. Vestnik YuUrGU. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2019; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-osnovnye-ponyatiya-i-problemy

5. Solov'eva N.A. Issledovanie urovnya motivacii v izuchenii anglijskogo yazyka kak profil'nogo sredi studentov-lingvistov Tihookeanskogo Gosudarstvennogo universiteta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 4 (89): 85 - 88.

6. Meshkov N.I., Yashkova A.N. Motivaciya uchebnoj deyatel'nosti studentov mladshih kursov. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 66-2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-studentov-mladshih-kursov

7. Shalamova O.O. Proektnaya deyatel'nost' kak 'effektivnoe uslovie professional'nogo razvitiya studentov gumanitarnyh vuzov. Mir nauki, kul'tury obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 398 - 400.

Статья поступила в редакцию 30.01.22

УДК 378

Spirin I.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tyumen Industrial University (Tyumen, Russia), E-mail: i_g_o_r_spirin@mail.ru

TO THE QUESTION OF TRAINING STUDENTS IN A REMOTE FORMAT DURING THE PANDEMIC PERIOD. The article discusses problems of training students in a distance format during the restrictions on the spread of coronavirus caused by the COVID-19 pandemic and the prospect of distance education in the education system. The author in the article describes the current situation on remote work in key sectors of the economy and gives the opinion of specialists, experts and analysts on this issue. In the paper, the author defines the terms "remote" and "distance" work. The article presents statistical data on the problems of remote work in the world. Based on the analysis of open sources, the question of the problems of distance learning at all levels of the Russian education system is highlighted, and the opinions of experts in the field of education are given. As a confirmation of the statements given in the article about the problems of distance learning, the author shows the results of the All-Russian survey of students of the VCIOM and his own research on this issue. In conclusion, the author presents his position on the prospects of distance learning format.

Key words: education system, distance learning, remote format, remote work, pandemic, information technology.

И.С. Спирин, канд. пед. наук, доц., Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, E-mail: i_g_o_r_spirin@mail.ru

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

В статье рассматривается вопрос о проблемах подготовки обучающихся в дистанционном формате в период ограничений по распространению ко-ронавируса, вызванных пандемией COVID-19, и о перспективе дистанционного формата в системе образования. Автор в статье излагает сложившуюся ситуацию по удалённой работе в ключевых отраслях экономики и приводит мнение специалистов, экспертов и аналитиков по этому вопросу. В работе автор определяет термины «удалённая работа» и «дистанционная работа»; приводит статистические данные по проблемам удалённой работы в мире. На основе анализа открытых источников освещается вопрос о проблемах дистанционного формата обучения всех уровней системы российского образования, приводятся мнения экспертов в области образования. В качестве подтверждения приведённых в статье высказываний о проблемах дистанционного формата обучения демонстрируются результаты всероссийского опроса студентов ВЦИОМа и собственного исследования по данному вопросу. В заключение автор излагает свою позицию о перспективах дистанционного формата обучения.

Ключевые слова: система образования, дистанционное обучение, дистанционной формат, удалённая работа, пандемия, информационные технологии.

Очевидным фактом является то, что сегодня информационные технологии коренным образом меняют ритм и уклад жизни каждого человека в мире. Все сферы человеческой деятельности вовлечены в процесс перехода на цифровую экономику и трансформацию в информационное общество, где значительная часть населения занята производством новых знаний и информации.

Вместе с тем современный мир за последнее два года испытал беспрецедентные изменения в структуре взаимоотношений между членами общества, вызванные распространением пандемии коронавируса COVID-19.

Огромное количество организаций и предприятий по всему миру были вынуждены менять производственные подходы в своей деятельности, переходить на дистанционную (удалённую) форму деятельности.

Акцентируем внимание на том, что в данной статье термины «дистанционная работа» и «удалённая работа» не имеют значительных различий в нашем понимании и рассматриваются как синонимы в контексте особой организации взаимодействия с применением информационных технологий между объектами и субъектами определённой сферы: работник - работодатель, обучающийся -преподаватель, государство - гражданин и т.д.

По мнению ряда экспертов, в настоящее время из-за коронавирусных ограничений дистанционный формат работы становится нормой для многих организаций и предприятий. Многие системообразующее отрасли экономики России (финансовая, банковская, нефтегазовая, ИТ, государственный аппарат) часть своих сотрудников - от 50% до 80% - переводят на удалённую форму работы. Так, согласно открытым источникам (на момент написания статьи январь 2022 года), например, Сбер, который динамично развивает собственную экосистему, до 50% своих сотрудников с 17 января 2022 года переводит на дистанционный формат, также поступил ряд крупных банков - ВТБ, Газпромбанк; банк «Открытие» рекомендовал перевести на удалённую работу до 70% своих сотрудников [1].

В издании «Ведомости» публикуется, что более 10 крупных российских компаний намерены увеличить долю удалённого персонала либо ограничить офисное присутствие («Альфа-банка», Совкомбанк, банк Дом.РФ, сети Х5 и «Магнит», группа «Черкизово» и ОМК и др.) [2].

В статье издания «Коммерсант» руководство компании «Газпром» также сообщает, что в связи с распространением пандемии переводят до 80% административного персонала на дистанционную работу, это затронет работников самостоятельных управлений, департаментов и отделов ПАО «Газпром», а также другие крупные российские компании - «Металлоинвест», «Полюс», «Русал», «Татнефть» - переведут часть своих сотрудников на удалённую работу [3].

К вышесказанному можно добавить, что многие российские и зарубежные ИТ-компании открывали вакансии (менеджеры проектов, разработчики, дизайнеры, тестировщики) на удалённую работу в допандемийный период. Так, на сайте Хабр Карьера сообщается, что на сервисе https://career.habr.com, специализирующегося по поиску вакансий в ИТ-сфере, в 2017-2019 гг. ежемесячно предлагалось свыше 35% вакансий работать удалённо. Кроме того, в статье на сайте отмечается, что более 65% специалистов готовы работать в удалённом формате. Сегодня в условиях распространения коронавируса COVID-19 эти цифры значительно изменились в сторону увеличения персонала, работающего удалённо [4].

На сайте [5] публикуются основные статистические данные по удалённой работе за 2021 год, ссылающиеся на исследования копаний: Owl Labs, Upwork, Глобальная аналитика и др. Ниже приведём некоторые из них:

- 16% компаний в мире работают полностью на удалённой работе;

- основной причиной работать удалённо, по мнению сотрудников, является улучшение баланса между профессиональной деятельностью и частной жизнью;

- 77% работников считают, что они работают более эффективно в домашних условиях;

- 85% руководителей компаний полагают, что команды сотрудников, работающие удалённо, будут новой нормой;

- 74% сотрудников считают, что наличие возможности работать удалённо снижает вероятность их ухода из компании;

- 62% сотрудников в возрасте от 22 до 65 лет констатируют, что иногда работают удалённо.

По данным агентства «Глобальна аналитика», с 2009 года количество людей, работающих удалённо в мире, увеличилось на 159%, за последние 10 лет количество сотрудников увеличилось на 51%, а за последние 5 лет - ещё на 44%.

По мнению аналитиков компании ир\шгк, к 2028 году ожидается, что более 73% всех компаний в мире будут иметь в своём штате сотрудников, работающих удалённо [5].

Сегодня мы видим, что в государственных структурах все чаще используются дистанционные технологии для организации производственных совещаний, международных и правительственных встреч, саммитов, конференции и т.д. Становится понятно, что все общество и все сферы деятельности (социальная, культурная, экономическая) вовлечены в дистанционный формат общения.

Таким образом, складывается очевидная ситуация, что в современных условиях специалист любой сферы деятельности обязан обладать компетенциями, помогающими выполнять свои профессиональные обязанности удалённо, с использованием информационных технологий временно или постоянно, полностью или частично. На этот непростой вызов должна ответить система образования.

Поскольку система образования является неотъемлемой частью любого общества, поэтому она испытывает на себе все те же трудности, что и общество в целом, переходя на дистанционный формат работы.

В этой связи система образования как фундаментальная сфера общества вынуждена адаптироваться к сложным и нестабильным условиям современной действительности, предлагать новые подходы, формы и методы в подготовке новых членов общества.

С 2020 года по 2022 год в России из-за ограничений по распространению коронавируса COVID-19 системе образования всех уровней пришлось неоднократно переходить массово на дистанционный формат обучения.

Несмотря на то, что система образования по своей сути является консервативной средой, пришлось в ограниченные временные сроки внедрять дистанционный формат обучения на всех уровнях. На первых этапах перехода на дистанционный формат обучения в системе образования был выявлен ряд трудностей: технические, организационные, методические и социальные, о которых широко освещалось в средствах массовой информации. Следует отметить, что эти трудности, по заявлениям экспертов в области образования, были успешно решены на всех уровнях системы образования, чему свидетельствует результаты

Рис.1.Диаграммараспределения среднегобаллаЕГЭпоосновным предметам за2019-2021 гг

школьников, сдавших уверенно ЕГЭ и студентов, прошедших успешно государственную итоговую аттестацию.

Информационному агентству ТАСС эксперты Министерства просвещения РФ заявили, что российские школы достойно решили трудности, связанные с вызовами пандемии: школьники получили нужные рекомендации для обучения в дистанционном формате. Учебные заведения смогли адаптировать учебный процесс таким образом, чтобы любой школьник мог успешно усвоить школьную программу в полной мере. Анализ результатов Всероссийских контрольно-проверочных работ, проведённых осенью 2020 года, продемонстрировал, что учащиеся не испытали серьёзные трудности с усвоением учебного материала во время дистанционного обучения [6].

Заявление экспертов Министерства просвещения РФ подтверждается данными Рособрнадзора, опубликовавшем результаты среднего балла ЕГЭ за 20192021 гг. по основным школьным предметам, которые представлены на рис. 1.

Из приведённой диаграммы и представленных данных на рис. 1 видно, что результаты ЕГЭ по основным школьным предметам находятся в рамках статистической погрешности и сохраняют общую тенденцию качества образования.

Поскольку школа является не только местом получения новых знаний, но и центром воспитания, культурной, социальной адаптации школьников, следует отметить, что дистанционный формат школьного обучения вызывает много споров, разных суждений и неоднозначной реакции со стороны общества и экспертов.

Однако с 1 января 2021 года вступил в силу приказ Министерства просвещения «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам». В этом документе прописано, что школы в процессе осуществления своей образовательной деятельности вправе использовать различные образовательные технологии, в том числе электронное обучение, дистанционный формат, а также самообучение для старшеклассников и ряд других нововведений [7].

Очевидно, что не все образовательные и воспитательные задачи можно решить в дистанционном формате, и ближайшее время остро встанет вопрос об эффективности использования дистанционных форм и методов в школьном образовании, и обществу совместно с экспертами в области образования предстоит решить сложную задачу по сохранению не только качества обучения, но и постоянного воспитания, успешной социальной адаптации школьника.

В статье на сайте информационного агентства ТАСС приводится мнение экспертов Министерства науки и высшего образования РФ, которые обращают внимание на то, что ведущие вузы страны совместно с министерством оперативно отреагировали на запрос из-за сложившихся событий (вызванных пандемией) и дали возможность всем студентам и преподавателям доступ к своим библиотекам, онлайн-курсам и учебным материалам, поделились опытом их разработки и широкого применения в учебном процессе [6].

Министром образования и науки России Валерием Фальковым в период волн пандемии 2020-2021 гг было сделало заявление для общественности и средств массовой информации относительно дистанционного формата обучения. По словам министра образования и науки, система высшего образования накопила достаточно хороший опыт по дистанционному обучению, поэтому вузы полностью готовы к дистанционному формату обучения при ухудшении эпидемиологической обстановки [8].

Сгладить трудности, вызванные пандемией, высшей школе помогло то обстоятельство, что многие российские вузы уже продолжительное время в своей деятельности в разных видах и формах использовали в образовательном процессе дистанционные методы обучения и имеют хороший опыт.

Методы дистанционного обучения в системе высшего российского образования стали развиваться с 1997 года и на сегодняшний день прибрели широкое применение, новую динамику. С развитием электронных образовательных площадок, массовых открытых онлайн-курсов, систем поддержки учебного процесса (МоосНе), а также с совершенствованием средств коммуникации (мессенджеры, группы в социальных сетях и т.д.) вузы стали активно применять дистанционные методы в учебном процессе и продолжают их наращивать и развивать.

На основании вышеизложенного считаем актуальным исследовать вопрос об отношении обучающихся к дистанционному формату в вузе. Поскольку данная тема является широко обсуждаемой в образовательной среде и в обществе, то новизна определяется результатом полученных данных, который может быть полезен для совершенствования новых методик преподавания и иметь практическую и теоретическую значимость. С цепью получения более объективных данных обратимся к результатам исследования, проведённого в мае 2020 г. ВЦИОМом (Всероссийский центр изучения общественного мнения) [9].

На вопрос ВЦИОМа об изменении нагрузки на преподавателей 55% опрошенных студентов ответили, что она увеличилась, 19%- снизилась, 20% опрошенных студентов склоняются к мнению, что нагрузка на профессорско-преподавательский состав не изменилась.

Согласно опросу ВЦИОМа, примерно такой же порядок распределения ответов на вопрос об изменении собственной вовлеченности студентов в учебный процесс: 51% студентов отвели об увеличении нагрузки, 20% участников опроса считают, что она уменьшилась и 28% полагают, что учебная нагрузка осталась прежней.

Ссылаясь на результаты своего исслыдсаания,ВЦВОЫ коосеалилует, что 72% студентов удовлетворены организацией в их вузе дистанционного формата

обучения в период пандемии коронавируса COVID-19 и только 26% студентов неудовлетворены.

По данным ВЦИОМа, 53% студентов считают высоким уровень преподавания в дистанционном формате в вузе, 32% опрошенных - средним, 12% расценивают его как низкий.

В опросе 38% студентов дали высокую оценку уровню оснащённости оборудованием учебных заведений, необходимым для проведения занятий в дистанционном формате, 19% опрошенных студентов оценили его как низкий.

В рамках изучения вопроса о проблеме дистанционного обучения нами был проведён анонимный опрос среди студентов Тюменского индустриального университета разных курсов и направлений. Общая численность опрашиваемых составила более 160 человек. Опрос содержал 20 вопросов и проводился дистанционно в январе 2022 г с использованием Гугл-форм. Далее представлены наиболее показательные ответы студентов, полученные в рамках нашего исследования.

На вопрос об адаптации к дистанционному обучению в период ограничений, вызванных COVID-19, 65,2% опрошенных студентов ответили отлично, 22,4% ответили хорошо, удовлетворительно - 8,1% и 4,3 - плохо адаптировались к дистанционному формату. Можно смело заключить, что подавляющее большинство опрошенных студентов успешно перешли на дистанционный формат обучения. Диаграмма распределения ответов представлена ниже на рис. 2.

1. Как Вы адаптировались к дистанционному обучению в период ограничений, вызванных СОУЮ-19?

162 ответа

# Отлично Ф Хорошо

Ф Удовлетворительно Ф Плохо

шшшш

Рис. 2. Диаграмма распределения ответов на вопрос об адаптации к дистанционному обучению

На вспрос о свтенрелтнносдиполутенбяннжной информееиибб,5% сссы дентонттнеоиыирчто ностояннонолучали неоЛхлдлмеюынфермссыю, 1Н,5%и иногда. Полученные данные позволяет говорить о хорошей коммуникации студентов и преподавателей. Диаграмма распределения ответов представлена ниже на рис. 3.

2. В процессе дистанционного обучения Вы своевременно получали необходимую информацию?

162 ответа

Ф Да, постоянно Ф Иногда Ф Редко Ф Никогда

Рис. 3. Диаграмма распределения ответов на вопрос о своевременности получения информации

Об удовлетворённости дистанционным форматом обучения в вузе в период огронииеннй осм 5е,3% онбошенных, н,7%-скоете,ча,

чем нет, отрицательно ответили 6,2% опрашиваемых.

4. В целом довольны ли Вы дистанционным обучением в период ограничений, вызванных СОУЮ-19?

162 ответа

• Да

Ф Скорее па чем нет Скорее нет; чем да

• Нет

^Г 24,794

4м U■ 0% '

Jk

13. Считаете ли Вы целесообразно перевести часть дисциплин учебного процесса в дистанционный формат?

162 ответа

Щ Да считаю Ф Скорее да. чем нет Скорее чел; чем да 9 Нет. не о-1игаю

Рис. 4. Диаграмма распределения ответов на вопрос обудовлетворённостидистанционном обучении

Рис. 6. Диаграмма распределения ответов на вопрос о целесообразности перевода части дисциплин в дистанционный формат

8. Испытывали Вы трудности при дистанционной форме обучения?

162 ответа

10. Испытывали Вы методические трудности при дистанционной форме обучения?

162 ответа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 5. Диаграмма распределения ответов на вопрос об испытании трудностей

18. Что Вам понравилось при обучении в дистанционной форме? Выберите не более 3

вариантов ответа:

162 ответа

Дополнительный объем ма .. ■—1S (11,7 %)

Индивидуальный темп обу

Использование совреченн ..

М 22(13,0%)

Возможность п оотест лрова .. ■ 19(11,7«)

Ничего й-2 (1.2 %)

ншеш I 1(С.б%)

Не надо тратить время на .. 1- 1 (С.б %)

Возможность совмещать о .. 1 1(С.б%)

а 2Q AQ аа 8D 1DC

Рис. 7. Диаграмма распределения ответов на вопрос о положительных сторонах дистанционного формата

Не испытывали организационных и методических трудностей в дистанционном формате 51% опрошенных и около 12% студентов высказались о наличии трудностей.

Показательный был получен результат на следующий вопрос: «Считаете ли Вы целесообразным перевести часть дисциплин учебного процесса в дистанционный формат?» Были получены следующие ответы: 67,9% студентов ответили положительно, 17,3% респондентов - «скорее, да, чем нет» и отрицательное отношение высказали 10,5%студентов.

В период ограничения обучения положительными сторонами дистанционного формата считают: 61% - индивидуальный темп обучения, 54,9% - возможность повторного просмотра видеоматериалов, 42% - самообучение. Более детальный результат представлен на рис. 7.

Таким образом, опираясь на результаты нашего исследования, можно сказать, что они коррелируются с выводами всероссийского опроса ВЦИ-

ОМ об удовлетворённости организацией дистанционного обучения. В результате вынужденного перехода на дистанционный формат качество обучения не пострадало, и все участники образовательного процесса смогли в полной мере реализовать свои права и обязанности, а приобретённый опыт дистанционного формата позволяет переосмыслить подходы к обучению.

В заключение следует отметить, что мы не ведём речи о масштабном переходе на дистанционный формат обучения, а выступаем за разумное сочетание традиционных методов обучения и новых образовательных технологий. Безусловно, что полученный опыт дистанционного формата следует тщательно проанализировать и выработать новые методики обучения с применением дистанционных технологий, тем более, как показали результаты исследования, к этому готовы все участники образовательного процесса.

Библиографический список

1. ВТБ рекомендовал перевести на удаленку до 70% сотрудников из-за омикрона. Available at: https://www.rbc.ru/finances/17/01/2022/61e51b8b9a794784a4db10ba

2. Крупные компании и банки опять переводят сотрудников на удаленную работу из-за омикрона. Available at: https://www.vedomosti.ru/management/ articles/2022/01/18/905357-krupnie-kompanii

3. «Газпром» переводит административный персонал на дистанционную работу. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4291735

4. Удалённая работа в цифрах и диаграммах. Available at: https://habr.com/ru/company/habr_career/blog/330076/

5. Полная статистика по удалённой работе за 2021 год. Available at: https://promopoisk.com/articles/polnaya-statistika-po-udalyonnoy-rabote-za-2021-god

6. В Минпросвещения и Минобрнауки рассказали о вызовах для системы образования в пандемию. Available at: https://tass.ru/obschestvo/10875667

7. Что нового ждет школьников, учителей и родителей с 1 января 2021 года. Available at: https://rg.ru/2020/12/30/chto-novogo-zhdet-shkolnikov-uchitelej-i-roditelej-s-1-ianvaria-2021-goda.html

8. 20.01.2022 Закроют ли школы на карантин регионы России - последние новости. Available at: http://www.kremlinrus.ru/article/181/147869/

9. Выпускники школ и студенты высказали мнение о дистанционном образовании. Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vypuskniki-shkol-i-studenty-vyskazali-mnenie-o-distanczionnom-obrazovanii

References

1. VTB rekomendoval perevesti na udalenku do 70% sotrudnikov iz-za omikrona. Available at: https://www.rbc.ru/finances/17/01/2022/61e51b8b9a794784a4db10ba

2. Krupnye kompanii i banki opyat' perevodyat sotrudnikov na udalennuyu rabotu iz-za omikrona. Available at: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2022/01/18/905357-krupnie-kompanii

3. «Gazprom» perevodit administrativnyj personal na distancionnuyu rabotu. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4291735

4. Udalennaya rabota v cifrah i diagrammah. Available at: https://habr.com/ru/company/habr_career/blog/330076/

5. Polnaya statistika po udalennoj rabote za 2021 god. Available at: https://promopoisk.com/articles/polnaya-statistika-po-udalyonnoy-rabote-za-2021-god

6. V Minprosvescheniya i Minobrnaukirasskazali o vyzovah dlya sistemy obrazovaniya v pandemiyu. Available at: https://tass.ru/obschestvo/10875667

7. Chto novogo zhdet shkol'nikov, uchitelej i roditelej s 1 yanvarya 2021 goda. Available at: https://rg.ru/2020/12/30/chto-novogo-zhdet-shkolnikov-uchitelej-i-roditelej-s-1-ianvaria-2021-goda.html

8. 20.01.2022 Zakroyut li shkoly na karantin regiony Rossii- poslednie novosti. Available at: http://www.kremlinrus.ru/article/181/147869/

9. Vypuskniki shkol i studenty vyskazali mnenie o distancionnom obrazovanii. Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vypuskniki-shkol-i-studenty-vyskazali-mnenie-o-distanczionnom-obrazovanii

Статья поступила в редакцию 27.01.22

УДК 378

Tsvetkova A.V., senior teacher, Department of English Language and Professional Communication, Financial University under the Government

of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: AnVTsvetkova@fa.ru

THE USE OF GAME TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL SKILLS OF A FUTURE SPECIALIST IN FOREIGN LANGUAGE LESSONS AT A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION. The article considers educational game technologies and their application in foreign language lessons, reveals functions and importance of game forms in the educational process in the development of professional skills of a future specialist. The practical value of gamification in the field of teaching and learning is substantiated, an attempt is made to show possibilities for experiments in learning a language using gamification. The article presents some results of the use of gaming technologies, which demonstrates that gamification, being used as a teaching method, activates the cognitive activity of students in the learning process and, therefore, provides a means of intensifying the educational process. Particular attention is paid to the consideration of research on the subject of gamification, analysis of the psychological and methodological potential of gamification in the process of teaching a foreign language, ways of integration into the educational process for the development of professional competence of future specialists. The experience of using interactive gamification practices in English classes for bachelors in the field of Law in the Financial University is summarized, attention is focused on the use of gaming technologies that simulate situations of real professional communication in foreign language lessons.

Key words: game technologies, gamification, motivation, integration into the educational process, imitation, situations of real communication.

А.В. Цветкова, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: AnVTsvetkova@fa.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ГЕЙМИФИКАЦИИ

ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

Статья посвящена образовательным игровым технологиям и их применению на уроках иностранного языка, раскрываются функции и значение игровых форм обучения в учебном процессе при развитии профессиональных навыков будущего специалиста. Обосновывается практическая ценность геймифи-кации в области преподавания и обучения, предпринята попытка показать возможности для экспериментов при изучении языка с использованием гейми-фикации. Статья приводит некоторые итоги применения игровых технологий, которые демонстрирует, что геймификация, используясь как метод обучения, активизирует познавательную деятельность студентов в процессе обучения и, следовательно, обеспечивает средство интенсификации учебного процесса. Особое внимание в работе уделяется рассмотрению исследований по тематике геймификации, анализу психологического и методического потенциала геймификации в процессе обучения иностранному языку, способам интеграции в учебный процесс для развития профессиональной компетенции будущих специалистов. Обобщён опыт использования интерактивных геймификационных практик на занятиях по английскому языку у бакалавров по направлению подготовки «Юриспруденция» Финансового университета, акцентируется внимание на использовании игровых технологий, имитирующих ситуации реального профессионального общения на уроках иностранного языка.

Ключевые слова: игровые технологии, геймификация, мотивация, интеграция в учебный процесс, имитация, ситуации реального общения.

В настоящее время помимо фундаментальных теоретических знаний от будущего специалиста требуется хорошая профессиональная подготовка в области специальных дисциплин, умение применять полученные знания на практике. В современных условиях процесс приспособления сотрудника к работе в новой организации не может быть долгим. От сотрудника, даже если это недавний выпускник вуза, требуется быстрое принятие решений, эффективная работа, что предполагает активное интегрирование в рабочую среду. На процесс адаптации влияют не столько условия, предоставляемые работодателем, - это во многом зависит от личности нового сотрудника, от соответствия навыков и профессиональной компетенции занимаемой должности. В определённой степени эти качества могут быть развиты при использовании в учебном процессе игровых

методов. Игровые (англ. game) технологии становятся важным компонентом обучения, имитирующим реальные ситуации профессионального общения. Иностранный язык в высшем учебном заведении играет немалую роль в формировании будущего специалиста, знакомит с практическими особенностями его будущей работы, помогает формировать морально-этическую сторону профессии. В связи с этим обучение иностранному языку в вузе не должно сводиться к таким традиционным формам обучения, как чтение, пересказ, ответы на вопросы, заучивание, а более полно использовать развивающий потенциал. В условиях современности языковое образование является фундаментальной частью общества. Например, английский язык стал для многих языком общения с друзьями, деловыми партнёрами их разных стран, он используется для ведения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.