Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ К ОБУЧЕНИЮ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ ЛИНГВИСТА-ПЕРЕВОДЧИКА»'

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ К ОБУЧЕНИЮ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ ЛИНГВИСТА-ПЕРЕВОДЧИКА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
китайский язык / мотивация / профессия переводчика / проектная деятельность / преподаватель / развитие / лингвист-переводчик / познавательная деятельность / обучение / Chinese / motivation / interpreter’s profession / project activity / teacher / development / linguist-interpreter / cognitive activity / learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — К.К. Ри, Чэнь Хэчжоу

В статье рассматриваются понятие мотивации, типы мотивов, которые оказывают влияние на успешность образовательного процесса. Ключевой идеей признается внедрение проектной деятельности, которая способствует развитию интереса к обучению по выбранной специальности. Проектная деятельность признается автором как одно из средств повышения уровня мотивации студентов младших курсов. Автор убежден, что повышению уровня мотивации и снижению числа отчисленных из вуза студентов младших курсов будет способствовать вовлеченность студентов в учебный процесс. Это обеспечивается путем организации информативных встреч с выпускниками Тихоокеанского государственного университета, успешно работающими по специальности «Лингвист-переводчик». С точки зрения научно-практической значимости статья может быть использована для дальнейшей работы в поле проектной деятельности, а также при обучении таким дисциплинам, как педагогика, методика преподавания иностранного языка и другим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE LEVEL OF MOTIVATION OF JUNIOR STUDENTS TO LEARN CHINESE AS PART OF THE PROJECT ACTIVITY “INTRODUCTION TO THE PROFESSION OF A LINGUIST-INTERPRETER”

The concept of motivation, the types of motives that influence the success of the educational process are discussed in the article. The key idea is the introduction of project activities, which contributes to the development of interest in learning in the chosen specialty. The author considers project activity to be one of the means to increase the level of motivation of junior students. The author is convinced that the involvement of students into the educational process will contribute to increasing the level of motivation and reducing the number of junior students expelled from the university. It is ensured by organizing informative meetings with graduates of the Pacific State University who successfully work in the specialty “linguist-interpreter”. From the point of view of scientific and practical significance, the article can be used for further work in the field of project activities, as well as for teaching such disciplines as pedagogy, methods of teaching a foreign language and others.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ К ОБУЧЕНИЮ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ ЛИНГВИСТА-ПЕРЕВОДЧИКА»»

5. Попова Т.С. Обобщение знаний в процессе обучения математике как условие личностного развития учащихся. Успехи современной науки. 2017; № 4.

6. Санина Е.И., Буншафт Е.Н. Обобщение и систематизация знаний по геометрии средней школе в контексте технологического подхода к обучению: монография. Тула: Арт-принт, 2010.

7. Санина Е.И. Повторение планиметрии в старших классах. Математика в школе. 1993; № 4, 1993: 24 - 26. References

1. Popova T.S. Obobschenie i sistematizaciya znanij uchaschihsya v informacionno-obrazovatel'noj srede. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2013; № 2 (39): 111 - 112.

2. Rubinshtejn C.JI. O myshlenii iputyah ego issledovaniya. Moskva,1958.

3. Davydov V.V., 'El'konin D.B. Vozrastnye vozmozhnosti usvoeniya znanij: mladshie klassy shkoly. Moskva: Prosveschenie, 1966.

4. Kruteckij V.A. Psihologiya matematicheskih sposobnostej shkol'nikov. Moskva: Prosveschenie, 1968.

5. Popova T.S. Obobschenie znanij v processe obucheniya matematike kak uslovie lichnostnogo razvitiya uchaschihsya. Uspehi sovremennoj nauki. 2017; № 4.

6. Sanina E.I., Bunshaft E.N. Obobschenie i sistematizaciya znanijpo geometrii srednej shkole v kontekste tehnologicheskogo podhoda kobucheniyu: monografiya. Tula: Art-print, 2010.

7. Sanina E.I. Povtorenie planimetrii v starshih klassah. Matematika v shkole. 1993; № 4, 1993: 24 - 26.

Статья поступила в редакцию 23.01.22

УДК 37.013

Ri K.K., senior teacher, Pacific State university (Khabarovsk, Russia), E-mail: meili@bk.ru

Chen Hezhou, student, Pacific State University (Khabarovsk, Russia), E-mail: 2557257745@qq.com

INCREASING THE LEVEL OF MOTIVATION OF JUNIOR STUDENTS TO LEARN CHINESE AS PART OF THE PROJECT ACTIVITY "INTRODUCTION TO THE PROFESSION OF A LINGUIST-INTERPRETER". The concept of motivation, the types of motives that influence the success of the educational process are discussed in the article. The key idea is the introduction of project activities, which contributes to the development of interest in learning in the chosen specialty. The author considers project activity to be one of the means to increase the level of motivation of junior students. The author is convinced that the involvement of students into the educational process will contribute to increasing the level of motivation and reducing the number of junior students expelled from the university. It is ensured by organizing informative meetings with graduates of the Pacific State University who successfully work in the specialty "linguist-interpreter". From the point of view of scientific and practical significance, the article can be used for further work in the field of project activities, as well as for teaching such disciplines as pedagogy, methods of teaching a foreign language and others.

Key words: Chinese, motivation, interpreter's profession, project activity, teacher, development, linguist-interpreter, cognitive activity, learning.

К.К. Ри, ст. преп., Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, E-mail: meili@bk.ru

Чэнь Хэчжоу, студент, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, E-mail: 2557257745@qq.com

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ К ОБУЧЕНИЮ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ ЛИНГВИСТА-ПЕРЕВОДЧИКА»

В статье рассматриваются понятие мотивации, типы мотивов, которые оказывают влияние на успешность образовательного процесса. Ключевой идеей признается внедрение проектной деятельности, которая способствует развитию интереса к обучению по выбранной специальности. Проектная деятельность признается автором как одно из средств повышения уровня мотивации студентов младших курсов. Автор убежден, что повышению уровня мотивации и снижению числа отчисленных из вуза студентов младших курсов будет способствовать вовлеченность студентов в учебный процесс. Это обеспечивается путем организации информативных встреч с выпускниками Тихоокеанского государственного университета, успешно работающими по специальности «Лингвист-переводчик». С точки зрения научно-практической значимости статья может быть использована для дальнейшей работы в поле проектной деятельности, а также при обучении таким дисциплинам, как педагогика, методика преподавания иностранного языка и другим.

Ключевые слова: китайский язык, мотивация, профессия переводчика, проектная деятельность, преподаватель, развитие, лингвист-переводчик, познавательная деятельность, обучение.

На современном этапе развития системы образования в России важной задачей определена модернизация системы профессионального образования, которая влечет за собой потребность перехода к применению современных методов и технологий обучения, которые стимулировали бы непрерывное развитие и совершенствование творческого, неординарного мышления студентов, их профессионально ориентированных навыков и умений, а также повышение уровня мотивации. Реальная картина демонстрирует тот факт, что лишь небольшая часть студентов заинтересована своей будущей профессией и мотивирована на успешную учебную деятельность. В связи с этим следует признать актуальность проблемы мотивации к обучению, занимающей центральное место в педагогике.

Как показывает действительность, при организации учебного процесса изучение мотивов обучения не рассматривается, знания, умения и общее интеллектуальное развитие выступают в роли основных показателей, овладение которыми предполагает подготовку грамотного специалиста, готового к профессиональной деятельности после окончания вуза. Развитию мотивации как стимулятору качественного обучения, к сожалению, не уделяется должного внимания при преподавании дисциплин, ориентированных на профиль студента. Вероятнее всего, некоторые преподаватели считают, что вчерашние школьники в возрасте 16-17 лет и студенты младших курсов 17-19 лет уже обладают достаточным уровнем мотивации к обучению, едва переступив порог высшего учебного заведения. Такая позиция в корне ошибочна, ведь указанная возрастная категория в большинстве случаев из-за особенностей психологического и физиологического характера, свойственных возрасту, не способна визуализировать успешные перспективы своей будущей профессии, которые могут случиться, но пока кажутся далекими и недосягаемыми. Кроме того, далеко не каждый преподаватель владеет методиками по развитию у студентов мотивации к обучению.

Все перечисленное актуализирует цель исследования, которая заключается в определении категории «мотивация» в учебном процессе в качестве одного из ведущих инструментов для организации и реализации успешной, профессионально ориентированной образовательной деятельности и повышении уровня мотивации к обучению. Цель определила потребность в решении задач по исследованию мотивации как неотъемлемого инструмента в учебной деятельности и разработке мероприятий по ее повышению.

В соответствии с теорией деятельности авторитетного советского психолога, педагога и философа Леонтьева А.Н. мотивы определены как «структурный компонент любого вида деятельности» [1]. По его мнению, любая деятельность активизируется не единичным мотивом, а целым набором мотивов, которые ученый вложил в понятие мотивации. Мы разделяем авторскую позицию Леонтьева А.Н., согласно которой мотивация - это «процесс побуждения к деятельности, которая направлена на достижение поставленных целей и задач» [1]. Таким образом, успешность обучения в вузе обусловлена уровнем развития мотивации у студента.

Современные исследователи в сфере педагогики (Котова С.С., Мамонтова Н.Ю. и др.) в своих работах продолжают распространять идеи ученых прошлого столетия, считая мотивацию «одним из решающих факторов, способствующих эффективности обучения, совокупностью мотивов, которые стимулируют активность и заинтересованность студентов в учебной деятельности» [2].

В научно-практическом поле педагогики представлены внешние и внутренние мотивы [3]. Внешние мотивы могут проявляться в потребности учащегося к успешности, личностным достижениям, финансовому благополучию в перспективе, а также в стремлении быть высоко оцененным и поощренным родителями, осознании важности выполнения требований преподавателя с целью избегания наказательных санкций (неаттестованность по предметам, отчисление из вуза и

т.д.). Наряду с этим внешние мотивы могут складываться из потребности учащегося в общении с однокурсниками и т.д. Перечисленные мотивы возникают из внешней среды. Внутренние мотивы задаются волей студента и выражаются в его потребности познавать новое, получать удовольствие от образовательного процесса, приобретать новые умения и знания, понимая важность овладения знаниями для дальнейшей жизни и успешной профессиональной деятельности, а также осознавать динамику собственного развития в обучении по различным предметам.

Функция, которую выполняют мотивы, имеет прямую зависимость от направленности мотива. Так, например, внешние мотивы принято считать побуждающими к обучению, целенаправленными, а внутренние рассматриваются в качестве мотивов, которые определяют смысл всего обучения, иными словами, для чего студенту необходимо учиться, какой смысл он видит в этом.

В научно-практическом поле педагогики представлено немало классификаций отечественных и зарубежных авторов о мотивах, побуждающих к обучению (Божович Л.И., Маркова А.К., Савонько Е.И., Хеннинг В. и др.) [4], когда мотивация исследуется путем ее детального разложения на отдельные мотивы. Такой подход дает возможность определить наиболее ярко выраженную направленность мотива и подобрать методы, которые будут направлены на стимулирование мотива и повышение уровня мотивации в конечном итоге. Это могут быть гражданские мотивы, когда обучение определено как подготовительный этап к общественной жизни после окончания вуза, познавательные мотивы, при которых обучение заложено в потребности получать новые знания, умения, материальные мотивы, вызванные стремлением построить успешную карьеру в будущем, иметь стабильное финансовое обеспечение. В некоторых случаях мотивация определяется такими мотивами, как престижность, видение себя в высоком социальном статусе в будущем. А иногда обучающемуся достаточно воспринимать образовательный процесс как увлекательную активность, направленную на постоянное саморазвитие, повышение уровня интеллекта. Такой мотив обучения, на наш взгляд, развит у наиболее осознанных, психологически зрелых студентов.

Все представленные мотивы в совокупности формируют мотивацию студентов к обучению, каждый из мотивов может иметь разную степень развития у каждого конкретного студента, поскольку для кого-то обучение является залогом успешности, высокого заработка в перспективе, кому-то просто интересно получать новые знания, умения, навыки и осознавать динамику собственного развития.

По мнению Соловьевой Н.А., которая занималась исследованием уровня мотивации в изучении английского языка как иностранного среди студентов-лингвистов ТОГУ г. Хабаровска, в большей степени у студентов развиты интегративный и инструментальный типы мотивации. Автор убеждена, что «умеренная степень мотивации студентов к тому, чтобы свободно участвовать в академических, социальных и профессиональных видах деятельности, требует рекомендаций, с помощью которых преподаватели смогли бы более эффективно вовлекать учащихся в данные виды деятельности, так как они являются очень важными для формирования профессиональных компетенций будущих специалистов» [5].

В процессе исследования мотивации к обучению следует отдельно говорить о студентах младших курсов (1-2 курс). В отличие от них студенты старших курсов более мотивированы на обучение. Во-первых, они уже обладают определенными умениями и знаниями, полученными в ходе практических и лабораторных занятий, учебных практик, исследовательских семинаров и конференций, такие студенты уже имеют четкое представление о своей будущей профессии [6]. В отличие от них студенты младших курсов такими навыками не обладают и еще не ориентированы на будущую профессиональную деятельность, не имеют четкого представления, где хотят быть трудоустроены после окончания вуза, соответственно, и уровень мотивации к обучению у них ниже. Также следует учитывать и разницу в количестве отчисленных из вуза студентов, где количество младшекурсников преобладает.

Сложившаяся неблагоприятная ситуация требует незамедлительного принятия мер по снижению числа отчисленных студентов и повышению уровня их мотивации к обучению как одного из причинно-следственных факторов. Для решения проблемы был разработан и предложен к внедрению образовательный проект, который определяет научную новизну исследования. Период реализации проекта - с 1 сентября 2021 года по 1 июня 2022 года. Инициатором и автором проекта выступает кафедра восточных языков факультета востоковедения и истории ТОГУ.

Проект «Введение в профессию лингвиста-переводчика» представлен в качестве нового образовательного формата. Следует отметить, что предпосылки к созданию проекта возникли еще в 2019 году, когда в рамках факультета проводились мастер-классы, олимпиады, в 2020 году добавились выступления выпускников факультета для младшекурсников об их трудоустройстве, успешной карьере. В 2020 году из-за пандемии и тех мер ограничительного характера, принятых во избежание распространения COVID-19, когда все мероприятия были переведены в онлайн-формат, проект начал набирать обороты. Неблагоприятное, с одной стороны, последствие пандемии дало уникальную возможность по расширению географии проекта, с другой, - общение со студентами и выпускниками факультета востоковедения и истории, трудоустроенными за границей.

Целевой аудиторией проекта определены студенты 1-2 курсов ФВиИ и абитуриенты. Цель проекта - заинтересованность будущих студентов и студентов младших курсов в профессии лингвиста-переводчика китайского языка. Развитие заинтересованности будет способствовать высокой вовлеченности в образовательный процесс и повышению уровня мотивации к обучению по специальности. Проект предполагает новый подход к организации учебного процесса при подготовке лингвистов-переводчиков китайского языка, в рамках которого реализуются следующие задачи и мероприятия, которые представляют теоретическую и практическую значимость результатов исследования:

- формирование системных представлений о будущей профессии лингвиста-переводчика;

- обеспечение условий максимального погружения в будущую профессию;

- погружение в историю, культуру и традиции страны изучаемого языка, знакомство с ее менталитетом;

- организация в течение учебного года внеаудиторной деятельности по знакомству с успешным профессиональным опытом выпускников факультета (встречи с выпускниками разных лет, которые работают по специальности за границей, работа которых высоко оплачивается).

По мнению Шаламовой О.О., проектная деятельность должна в обязательном порядке внедряться в образовательный процесс, поскольку это «эффективное условие личностно-профессионального становления студентов гуманитарных вузов» [7], и понимается автором как «развитие в деятельности и через деятельность» [7] в процессе обучения.

Интерес к профессии лингвиста-переводчика китайского языка и мотивация к обучению на факультете востоковедения и истории обеспечивается также посредством страницы факультета в сети Инстаграм. Публикации о проводимых встречах способствуют вовлечению добавочной аудитории - абитуриентов, которые проявляют интерес к обучению и серьезно задумываются о поступлении на факультет.

Несмотря на незавершенность проекта, его реализация уже дает положительные результаты. В табл. 1 представлены данные по динамике отчисления студентов младших курсов ФВиИ за период с 2018 по 2021 учебные годы.

Таблица 1

Данные по количеству отчисленных студентов младших курсов за период с 2018 по 2021 учебные годы

Год обучения Стоимость обучения, руб. Обучение по договору, чел. Обучение по бюджету, чел. Количество отчисленных студентов (по договору)

2018-2019 112 350 53 20 12

2019-2020 159100 54 22 6

2020-2021 159100 57 21 1

В таблице наглядно представлена положительная динамика по снижению количества отчисленных студентов младших курсов факультета. В процессе подготовки мероприятий проекта и внедрения некоторых из них уже в 2019-2020 учебном году количество отчисленных студентов снизилось в два раза, а в 2020 году был отчислен всего 1 студент. Это позволяет говорить о результативности мероприятий проекта. В перспективе проекта заложена разработка новых мероприятий по расширению географии проекта, увеличению числа вовлеченных студентов и абитуриентов, созданию и внедрению новых методик преподавания китайского языка в рамках учебного плана, которые в совокупности будут способствовать повышению уровня мотивации к обучению у студентов младших курсов.

Повышение у студентов ФВиИ уровня мотивации к обучению, способствующего сохранению студенческого состава, также является благоприятным последствием для сокращения потерь бюджета университета. Так, в 2018-2019 учебном году потеря бюджета университета составила 1 348 200 руб., в 2019-2020 учебном году - 954 600 руб., а в 2020-2021 учебном году - 159 100 руб.

В заключение следует отметить, что проектная деятельность «Введение в профессию лингвиста-переводчика китайского языка» уже дает положительные результаты, хотя проект еще не завершен, и в результате реализации его мероприятий организаторы проекта постоянно работают над возможностью внедрения новых идей и мероприятий. В ходе работы над повышением уровня мотивации к обучению, заинтересованности и вовлеченности студентов младших курсов в образовательный процесс необходимо внедрить также получение объективных сведений об индивидуальных особенностях мотивации каждого конкретного студента, а именно - определение того, какие мотивы им движут (материальные, познавательные и т.д.). Для этого требуется разработка форм опроса, которые позволят определить мотивы и, соответственно, работать над внедрением тех мероприятий по повышению уровня мотивации к обучению, которые актуализируются в ходе проведения опроса.

На наш взгляд, такой процесс является наиболее сложным, требующим учета личностных особенностей студента, уровня психолого-педагогических знаний и квалификации преподавателя. Наряду с этим проектная деятельность является творческим и увлекательным процессом. Это мно-

Библиографический список

гоэтапная и долгосрочная работа по исследованию и развитию мотивации к обучению китайскому языку у студентов младших курсов, которая также способствует формированию уникального педагогического стиля у преподавателя.

1. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и сознание. Мотивы и сознание в поведении человека: XVIII Международный конгресс психологов. Симпозиум 13. Москва, 1966: 5 - 12.

2. Гнездилова Л.Б., Гнездилов М.А. Учебная мотивация как основа эффективного образовательного процесса в вузе. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017; № 2 (2). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnaya-motivatsiya-kak-osnova-effektivnogo-obrazovatelnogo-protsessa-v-vuze

3. Агабабян С.Р, Барабанова И.Г. Личностно значимая мотивация студентов младших курсов высшего учебного заведения. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 11-2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-znachimaya-motivatsiya-studentov-mladshih-kursov-vysshego-uchebnogo-zavedeniya

4. Ляшенко М.В. Мотивация учебной деятельности: основные понятия и проблемы. Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2019; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-osnovnye-ponyatiya-i-problemy

5. Соловьева Н.А. Исследование уровня мотивации в изучении английского языка как профильного среди студентов-лингвистов Тихоокеанского Государственного университета. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 4 (89): 85 - 88.

6. Мешков Н.И., Яшкова А.Н. Мотивация учебной деятельности студентов младших курсов. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 66-2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-studentov-mladshih-kursov

7. Шаламова О.О. Проектная деятельность как эффективное условие профессионального развития студентов гуманитарных вузов. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 398 - 400.

References

1. Leont'ev A.N. Potrebnosti, motivy i soznanie. Motivy i soznanie vpovedeniicheloveka: XVIII Mezhdunarodnyj kongress psihologov. Simpozium 13. Moskva, 1966: 5 - 12.

2. Gnezdilova L.B., Gnezdilov M.A. Uchebnaya motivaciya kak osnova 'effektivnogo obrazovatel'nogo processa v vuze. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2017; № 2 (2). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnaya-motivatsiya-kak-osnova-effektivnogo-obrazovatelnogo-protsessa-v-vuze

3. Agababyan S.R., Barabanova I.G. Lichnostno znachimaya motivaciya studentov mladshih kursov vysshego uchebnogo zavedeniya. Gumanitarnye, social'no-'ekonomicheskie i obschestvennye nauki. 2015. № 11-2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-znachimaya-motivatsiya-studentov-mladshih-kursov-vysshego-uchebnogo-zavedeniya

4. Lyashenko M.V. Motivaciya uchebnoj deyatel'nosti: osnovnye ponyatiya i problemy. Vestnik YuUrGU. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2019; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-osnovnye-ponyatiya-i-problemy

5. Solov'eva N.A. Issledovanie urovnya motivacii v izuchenii anglijskogo yazyka kak profil'nogo sredi studentov-lingvistov Tihookeanskogo Gosudarstvennogo universiteta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 4 (89): 85 - 88.

6. Meshkov N.I., Yashkova A.N. Motivaciya uchebnoj deyatel'nosti studentov mladshih kursov. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 66-2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-studentov-mladshih-kursov

7. Shalamova O.O. Proektnaya deyatel'nost' kak 'effektivnoe uslovie professional'nogo razvitiya studentov gumanitarnyh vuzov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 398 - 400.

Статья поступила в редакцию 30.01.22

УДК 378

Spirin I.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tyumen Industrial University (Tyumen, Russia), E-mail: i_g_o_r_spirin@mail.ru

TO THE QUESTION OF TRAINING STUDENTS IN A REMOTE FORMAT DURING THE PANDEMIC PERIOD. The article discusses problems of training students in a distance format during the restrictions on the spread of coronavirus caused by the COVID-19 pandemic and the prospect of distance education in the education system. The author in the article describes the current situation on remote work in key sectors of the economy and gives the opinion of specialists, experts and analysts on this issue. In the paper, the author defines the terms "remote" and "distance" work. The article presents statistical data on the problems of remote work in the world. Based on the analysis of open sources, the question of the problems of distance learning at all levels of the Russian education system is highlighted, and the opinions of experts in the field of education are given. As a confirmation of the statements given in the article about the problems of distance learning, the author shows the results of the All-Russian survey of students of the VCIOM and his own research on this issue. In conclusion, the author presents his position on the prospects of distance learning format.

Key words: education system, distance learning, remote format, remote work, pandemic, information technology.

И.С. Спирин, канд. пед. наук, доц., Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, E-mail: i_g_o_r_spirin@mail.ru

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

В статье рассматривается вопрос о проблемах подготовки обучающихся в дистанционном формате в период ограничений по распространению ко-ронавируса, вызванных пандемией COVID-19, и о перспективе дистанционного формата в системе образования. Автор в статье излагает сложившуюся ситуацию по удалённой работе в ключевых отраслях экономики и приводит мнение специалистов, экспертов и аналитиков по этому вопросу. В работе автор определяет термины «удалённая работа» и «дистанционная работа»; приводит статистические данные по проблемам удалённой работы в мире. На основе анализа открытых источников освещается вопрос о проблемах дистанционного формата обучения всех уровней системы российского образования, приводятся мнения экспертов в области образования. В качестве подтверждения приведённых в статье высказываний о проблемах дистанционного формата обучения демонстрируются результаты всероссийского опроса студентов ВЦИОМа и собственного исследования по данному вопросу. В заключение автор излагает свою позицию о перспективах дистанционного формата обучения.

Ключевые слова: система образования, дистанционное обучение, дистанционной формат, удалённая работа, пандемия, информационные технологии.

Очевидным фактом является то, что сегодня информационные технологии коренным образом меняют ритм и уклад жизни каждого человека в мире. Все сферы человеческой деятельности вовлечены в процесс перехода на цифровую экономику и трансформацию в информационное общество, где значительная часть населения занята производством новых знаний и информации.

Вместе с тем современный мир за последнее два года испытал беспрецедентные изменения в структуре взаимоотношений между членами общества, вызванные распространением пандемии коронавируса COVID-19.

Огромное количество организаций и предприятий по всему миру были вынуждены менять производственные подходы в своей деятельности, переходить на дистанционную (удалённую) форму деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.