Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПЕРВОМ ЭТАПЕ МИССИОНЕРСКОГО СЛУЖЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ, В БЫТНОСТИ СВЯЩЕННИКА ИОАННА ПОПОВА-ВЕНИАМИНОВА'

К ВОПРОСУ О ПЕРВОМ ЭТАПЕ МИССИОНЕРСКОГО СЛУЖЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ, В БЫТНОСТИ СВЯЩЕННИКА ИОАННА ПОПОВА-ВЕНИАМИНОВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
31
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИЯ / АЛЕУТЫ / СВЯТИТЕЛЬ / СЛУЖЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чекрыгин Д.А.

Начало служения отца Иоанна началось 9-летнего возраста, когда он получил направление в Духовную семинарию г. Иркутск. О. Иоанн получил благословение на поездку в Америку с семьей. Священник начал изучать язык, обычаи алеутов. Он переплывал постоянно с острова на остров для совершения таинств и общения с разбросанным на островах приходом. Издание и перевод книг на алеутский язык популяризировало среди местных племен желание учиться, знать свою грамматику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE FIRST STAGE OF THE MISSIONARY MINISTRY OF ST. INNOCENT, WHEN HE WAS A PRIEST OF JOHN POPOV-VENIAMINOV

The beginning of the ministry of Father John began at the age of 9 when he received a referral to the Seminary of Irkutsk. P. John was blessed to travel to America with his family. The priest began to study the language and customs of the aleuts. He constantly sailed from island to island to perform the sacraments and communicate with the parish scattered on the islands. The publication and translation of books into the Aleutian language popularized among the local tribes the desire to learn, to know their grammar.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПЕРВОМ ЭТАПЕ МИССИОНЕРСКОГО СЛУЖЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ, В БЫТНОСТИ СВЯЩЕННИКА ИОАННА ПОПОВА-ВЕНИАМИНОВА»

Научные конференции

УДК 27-75

Чекрыгин Дмитрий Алексеевич магистрант Белгородской православной духовной семинарии,

Россия, г. Белгород dmytry.chek@gmail.com

К вопросу о первом этапе миссионерского служения святителя Иннокентия, в бытности священника Иоанна Попова-Вениаминова

Аннотация: Начало служения отца Иоанна началось 9-летнего возраста, когда он получил направление в Духовную семинарию г. Иркутск. О. Иоанн получил благословение на поездку в Америку с семьей. Священник начал изучать язык, обычаи алеутов. Он переплывал постоянно с острова на остров для совершения таинств и общения с разбросанным на островах приходом. Издание и перевод книг на алеутский язык популяризировало среди местных племен желание учиться, знать свою грамматику.

Ключевые слова: Миссия, алеуты, святитель, служение, обучение.

Chekrygin Dmitry Alekseevich student studying in the master's program of the Belgorod Theological Seminary,

Russia, Belgorod dmytry.chek@gmail.com

On the question of the first stage of the missionary ministry of St. Innocent, when he was a priest of John Popov-Veniaminov

Abstract: The beginning of the ministry of Father John began at the age of 9 when he received a referral to the Seminary of Irkutsk. P. John was blessed to travel to America with his family. The priest began to study the language and customs of the aleuts. He constantly sailed from island to island to perform the sacraments and communicate with the parish scattered on the islands. The publication and translation of books into the Aleutian language popularized among the local tribes the desire to learn, to know their grammar.

Key words: Mission, aleuts, saint, ministry, training.

- к вопросу о первом этапе миссионерского служения

святителя Иннокентия, в бытности священника иоанна попова-вениаминова

205

Научные конференции

В нашем исследовании мы будем рассматривать самое начало, можно сказать, зарождение, миссионерской деятельности митрополита Иннокентия, в миру священника Иоанна Попова-Вениаминова. Личность святителя давно интересна и весьма авторитетна в Русской Православной Церкви. Его миссионерская деятельность требует детального и подробнейшего изучения, но в нашем исследовании мы коснемся лишь начала пути святителя Иннокентия (Иоанна Попова-Вениаминова) в качестве миссионера самых отдалённых уголков России и районов Аляски.

Изначально причиной дальнейших событий в биографии святителя стало решение, принятое в 1823 г. на заседании св. Синода, о закрытии Аляскинской Миссии, однако Император Александр I не поддержал Синод в этом решении и поручил набрать в епархиях кадры для служения миссионерами в Америке. Именно с этого момента начался долгий, тернистый путь великого миссионера - Святителя Иннокентия (Вениаминова), Апостола Сибири и Америки, который прибыл в 1824 г. на остров Уналашка молодым священником, недавно окончившим семинарию.

Стоит упомянуть, что родиной будущего Митрополита Московского стало небольшое село Ангинское в Иркутской епархии. Здесь при местной Церкви пророка Илии служил его отец - псаломщик Евсевий Попов. Иоанн Попов родился 26 августа 1797 г., детство его было тяжелым - он рано пережил потерю отца, вследствие чего семья оказалась в бедственном положении. Посильную помощь им оказывал брат покойного отца - диакон церкви пророка Илии Дмитрий Попов. Он же стал и первым учителем и духовным наставником мальчика.

Поскольку Иоанн Вениаминов был из большой семьи потомственных священнослужителей, поэтому в семинарии вместе с ним училось еще и несколько его родственников. Здесь с 1810 г. обучался его брат Стефан (1800 г.р.). Кроме того в 1816 г. из семинарии выпустился его двоюродный брат Евдоким, сын Алексея Иоанновича Попова - покойного священника Ангинской Ильинской церкви, крестившего Ваню Попова в 1797 г. В низшем грамматическом классе с марта 1815 г. обучался племянник св. Иннокентия - Алексей Вениаминов (1805 г.р.), сын двою родного брата иерея Георгия Алексеевича Попова. Такова была семья Вани Попова, и это не случайно, так как эта традиция наследовать служение в Церкви от отца к сыну уже практиковалась в России несколько столетий ещё со времён первых царей из династии Романовых, а возможно и ранее.

- к вопросу о первом этапе миссионерского служения

святителя Иннокентия, в бытности священника иоанна попова-вениаминова

206

Научные конференции

Возвращаясь к описанию, первых лет служения святителя отметим, что уже в 1806 г. 9-летнем возрасте Иоанн получил направление в Духовную семинарию г. Иркутск.

В период обучения его прилежание и острый разум, в качестве воспитанника семинарии Иоанна, не остались без внимания со стороны руководства семинарии. Было принято решение подготовить его к поступлению в Санкт-Петербургскую академию. Однако Иоанн выбрал совершенно другой путь, взяв в жены дочь священника благовещенской церкви города Иркутска Екатерину.

После выпуска из стен семинарии в 1818 г. он был рукоположен в сан диакона Благовещенской церкви г. Иркутска, а спустя три года в 1821 г. - в сан иерея. Его трудами при храме была организованна воскресная школа, которая была самой первой в Иркутской епархии. Как уже отмечалось ранее, Иоанн Вениаминов всегда стремился осваивать и укреплять свои навыки в различных ремеслах. Он был каменщиком, плотником, кузнецом, столяром, часовым мастером. За его любовь к труду, скромность, образованность и кроткий нрав очень быстро молодого священника полюбило священноначалие и народ.

В дальнейшем в 1824 г. иркутскому еп. Михаилу (Бурдукову) пришел Указ св. Синода послать священника в колонии Российско-Американской компании, «для окормления находящихся там русских людей и просвещения местного населения». Иркутский еп. Михаил понимал всю сложность такого служения в данной местности, предложил духовенству самостоятельно изъявить желание для службы на Аляске. Услышав такое предложение изначально, отец Иоанн Вениаминов, будучи совсем молодым священником, отказался от перспективы такой поездки на служение в Русскую Америку. Как и все духовенство епархии, его смущали отдаленность места служения, а также трудные условия и непросвещенная паства из местных племен. Но в это время в Иркутске находился человек, проживший на островах Аляски около 40 лет, - Иван Крюков. Именно этому человеку удалось убедить отца Иоанна последовать на такое далекое поприще.

После того, как о. Иоанн изъявил желание ехать в миссионерскую поездку, владыка Михаил, отслужив молебен, устроил среди диаконов жребий. Так он хотел избрать в помощь о. Иоанну диакона, подражая апостольским обычаям. Но диакон, на которого пал жребий, категорически отказался от данной поездки. Тогда епископ благословил на поездку в Америку только о. Иоанна с семьей.

Не оставляет никаких сомнений тот факт, что новый приход священника Иоанна Вениаминова состоял из множества маленьких островов, омываемых водами

_ к вопросу о первом этапе миссионерского служения

святителя Иннокентия, в бытности священника иоанна попова-вениаминова

207

Научные конференции

Тихого океана и Берингова моря. Из почти двух тысяч прихожан на острове Уна-лашка жило только 400 человек. Заметим также, что острова Уналашкинского отдела около 30 лет оставались без пастырского окормления. Последний миссионерский визит задолго до приезда о. Иоанна совершил иеромонах Макарий (Глухарев). Его трудами на островах была выстроена часовня и крещено небольшое количество автохтонов. Прибыв на остров, о. Иоанн по обычаю совершил благодарственный молебен и, на новом месте своего служения, первую литургию. Первым делом священник начал изучать язык, обычаи алеутов. Будучи очень образованным и освоившим во время учебы в семинарии множество ремесел, о. Иоанн начал обучать алеутов ремеслам: плотницкому, столярному, кузнечному делу, обработке и кладке кирпичей, и другим видам деятельности, так что уже в 1826 г., совместно с местными жителями, на острове удалось воздвигнуть каменный храм в честь Вознесения Господня.

Продолжая изучать обычаи и нравы живших здесь племен, о. Иоанн приобщал постепенно свою паству к церковной жизни. И конечно, в этом огромную роль играло то, что святитель произносил проповеди на их родном, алеутском языке. Святитель понимал, что для просвещения и активного участия в церковной жизни было необходимо дать им письменную речь, и вскоре приступил к созданию алфавита алеутского языка. Завершив это нелегкое дело, священник переводил на алеутский язык книги Священного писания и богослужебные книги. Однако все эти труды были бессмысленными без образования алеутов. После устроения школы для мальчиков на острове о. Иоанн начал в ней обучать письменности и чтению. Сложность была и в том, что священник не имел специального образование, а также все учебные пособия он писал с чистого листа сам. Огромного труда стоило ему и воспитание учеников, которые, стоит отметить, любили его. Святитель уделял очень большое внимание воспитательному процессу, и, рассуждая о проблемах, позже писал: «Воспитание детей есть самая труднейшая задача для науки, и потому справедливо говорится, что мы не умеем воспитывать своих детей. И точно так. Например, несмотря на то, что многие писали и пишут о сем предмете и некоторые даже весьма основательно и со знанием дела, но при всем том мы еще не имеем полной системы или науки, как воспитывать детей, чтобы, не уничтожая и не извращая никакого характера, данного природой человеку. В то же время всякие из них направлять так, чтобы он при всем развитии своем не был препятствием к достижению главной цели существования нашего на земле, указанного нам Спасителем нашим; впрочем, это кажется и выше сил человече-

- к вопросу о первом этапе миссионерского служения

святителя Иннокентия, в бытности священника иоанна попова-вениаминова

208

Научные конференции

ских» [4]. У самого о. Иоанна в семье было уже пятеро детей, которые воспитывались им в труде и строгости. Помимо обучения грамоте, его собственные дети всегда были заняты работой. Святитель Иннокентий оставил множество писем и поучений для подросткового поколения: «О посте», «О Евангелие», «О семье».

Ввиду большой разбросанности прихода и его островному делению, для окормления всей паствы приходилось путешествовать, проводя в пути около семи месяцев в году, в теплый его период. Единственным на тот момент доступным средством передвижения между островами служили байдарки - небольшие долбленые лодки, обтянутые звериной кожей. В переходах приходилось терпеть различные лишения и опасности. Суровая природа Тихого океана, с частыми штормами в северной его часть, могли запросто потопить байдарку вместе с путешествующим в ней священником. Он останавливался в каждой деревне, какая встречалась ему на пути. При каждой такой остановке батюшкой всегда совершалась литургия. Священник обязательно проповедовал среди населения деревни и затем совершал таинство крещения над всеми, кто изъявил желание.

Его старания и горячая любовь к пастве находили самые теплые отклики в сердцах алеутов. Его приезд был праздником для островитян, которые всегда выходили ему навстречу, неся с собой даже больных, ради благословения батюшки. В каждом поселении священник служил литургию, совершал требы, крестил всех желающих.

Впервые нога о. Иоанна ступила на Аляскинскую землю в 1829 г. Его первые шаги случились в долине реки Нушегак, где, после проповеди племенам эскимосов и «приличного испытания и увещания», он крестил 13 человек. Повторно он посетил Аляску лишь спустя 3 года, где обнаружил 70 человек, крещенных мирским чином, над которыми совершил Таинство миропомазания. Присутствовавший при совершении таинства владелец колоний в Русской Америке барон Ф.П. Врангель приказал поставить часовню для нужд проживающей здесь общины.

Переплывая постоянно с острова на остров для совершения таинств и общения с разбросанным на островах приходами в утлых маленьких байдарках, находясь постоянно в сырости и холоде, священник простудил ноги, которые впоследствии болели до самой его смерти. Но даже в постоянных путешествиях, переходах святитель-священник не оставлял своей переводческой деятельности. К 1830 г. о. Иоанн закончил работу над составлением грамматики и словаря алеутских наречий и перевел на алеутский язык некоторые книги: катехизис, Евангелие от Матфея, букварь, в который добавил молитвы. Помогали в переводах

- к вопросу о первом этапе миссионерского служения

святителя Иннокентия, в бытности священника иоанна попова-вениаминова

209

Научные конференции

святителю и светские филологи. Например, Д. Кузякин, который помогал ему в переводе Катехизиса и Евангелий. После смерти его дело продолжил З.П. Чиче-нев, отец которого был русским, а мать из народности Тинкитов. Чтобы понять, насколько правильно и понятно для местных алеутов были сделаны переводы, священник вместе с Чиченевым объехали все острова, читая прихожанам некоторые главы из катехизиса. Поездка прошла успешно, алеутам впервые услышали св. Писание на родном языке. Помимо переводов на алеутский язык, святителем была написана книга на этом языке «Указание пути в Царствие Небесное», которая являлась неким толкованием катехизиса для местных племен. Эта книга была очень высоко оценена митрополитом Филаретом (Дроздовым), который велел печатать книгу не только на алеутском, но и на русском языке. После того, как книга увидела свет в 1839, за 46 лет вышло 46 новых изданий этой книги.

Как и на уналашкинских островах, о. Иоанн начал свое миссионерское служение на острове Ситха с изучения культуры, обычаев обрядов местных племен. Однако все его труды почти не приносили результата - колоши были очень враждебно настроены ко всем, приезжавшим на остров и не желали идти на какой-либо контакт. Так продолжалось вплоть до внезапно вспыхнувшей в 1836 году эпидемии оспы. Изначально индейцы обвиняли русских в том, что они специально заразили племя оспой, в результате эпидемии которой погибло почти половина популяции индейцев на острове. В то время русские доктора делали прививки от оспы, поэтому русское население острова не болело, однако несмотря на все увещевания и примеры индейцы долго отказывались принимать помощь белых в борьбе с эпидемией. Отец Иоанн, имея знания в медицине, наряду с доктором Ситхи Эдуардом Леонтьевичем Блашке ходил по домам и делал прививки. В результате эпидемию оспы удалось победить, а у индейцев изменилось отношение к русским на более благоприятное. Увидев помощь русского миссионера в момент эпидемии, местные народности начали прислушиваться к проповеди Евангелия. Это послужило отправным фактором для многих индейцев, впоследствии принявших святое Крещение. Во время своей поездки Санкт-Петербург в 1838 г, о. Иоанн поставил вопрос о важности создания регулярной миссии на островах Русской Америки. Он выступил перед Св. Синодом с докладом: «Обозрение православной церкви в Российских поселениях в Америке, с своим мнением об улучшении состояния оной», в котором представил, им проект предусматривающий увеличение церквей, численность причта. Данный проект так же предусматривал изменения в системе

- к вопросу о первом этапе миссионерского служения

святителя Иннокентия, в бытности священника иоанна попова-вениаминова

210

Научные конференции

выдачи жалования священникам. Ввиду скудности приходов миссии жалование священникам предлагалось формировать из епархиальных или государственных средств. Предлагалось дать дополнительные полномочия благочинному в вопросах дисциплины и церковного суда. Важным делом для него была публикация и печать учебников алеутского и тлинкитского языков, а так же переводов богослужебных книг, в которых была острая нужда в школах миссии. К финансированию издательства книг были привлечены представители известных дворянских фамилий города Москвы: Шереметевы, Свербеевы, Чаадаевы, известная своей благотворительностью Т. Б. Потемкина. Помимо средств, собранных на издание книг, он собрал немалое пожертвование для северных приходов иконами, облачениями, церковной утварью.

Издание и перевод книг на алеутский язык популяризировало среди местных племен желание учиться, знать свою грамматику. Данное обстоятельство обратило на себя внимание руководства колоний. Понимая важность образования в процессе закрепления за собой территории Аляски и островов, Г.И. Шели-хов приказал строить общедоступные для населения школы, в которых преподавались не только алеутский язык и грамматика, но и русская словесность и различные науки. К 1842 году при каждом храме Аляски действовала церковноприходская школа. Помимо Священного Писания в них преподавалась славянская грамматика, учились правила поведения и обязанности христианина, церковное богослужебное пение. При миссиях так же устраивались школы для детей. Классы устраивались в церковных зданиях, конторах Русской Американской компании, при неимении таковых занятия проходили у учителей на дому. Г.И. Шелихов - это русский исследователь, мореплаватель, промышленник и купец из рода Шелеховых. Он занимался обустройством коммерческого торгового судоходства между Курильской и Алеутской островными грядами. Возглавлял экспедицию в Русскую Америку, в ходе которой были основаны первые русские поселения в Северной Америке.

В 1853 г. начал свою работу Комитет для перевода церковной литературы. За первые четыре года были переведены и подготовлены к печати восемь книг на якутском языке, которые были изданы в 1857 году в типографиях Москвы и Петербурга. Среди них Евангелие и «Краткая грамматика якутского языка», которую составил протоиерей Димитрий Хитров, а также знаменитая книга самого святителя Иннокентия «Указание пути в Царствие Небесное». Еще через год в московской Синодальной типографии были изданы следующие 16 духовных книг

- к вопросу о первом этапе миссионерского служения

святителя Иннокентия, в бытности священника иоанна попова-вениаминова

211

Научные конференции

на якутском языке: все книги Нового Завета, кроме Апокалипсиса; из Ветхого Завета Бытие и Псалтирь; книга поучений «Указание пути в Царствие Небесное», богослужебные книги, поучения, а также азбука и грамматика якутского языка, составленная протоиереем Дмитрием Хитровым.

Осветив в нашем исследовании лишь маленький фрагмент из деятельности св. Иннокентия, можно прийти выводу о том, насколько важна деятельность, этой личности для истории миссионерства Русской Православной Церкви. Это может служить не только полезным опытом для дальнейших миссионеров, но и невообразимым примером того, как можно усердием и трудом достичь не только хороших результатов, но и намного большего, чем можно себе представить. Недаром современник св. Иннокентия, протоиерей Афанасий Виноградов, окончивший Иркутскую семинарию, в своих воспоминаниях указывал на огромное влияние, которое оказывал правящий архиерей на всю свою паству [6].

Такой пример, как описанное нами служение о. Иоанна заслуживает более детального и обстоятельного исследования, с целью обучающего и примерообра-зующего фактора, чтобы стать дальнейшим образцом в современной миссионерской деятельности в Русской Православной Церкви.

Литература

1. Святитель Иннокентий (Вениаминов): православная миссия сегодня: региональные чтения [Текст]. - Иркутск: [б. и.], 2014. - 251 с.

2. Святитель Иннокентий (Вениаминов) - миссионер, исследователь, просветитель: материалы науч.-практ. конф. [Электронный ресурс] / отв. ред. С. Г. Ступин; науч. ред. С. В. Мельникова; сост. Н. С. Пономарева. Режим Доступа: http://i.irklib.ru/cgi/irbis64r_61/cgiirbis_64.exe?C21COM=SF&I21DBN=HRONP &P21DBN=HRONP&S21ALL=TEK=svyatitel-veniaminovmissioner-issledovatel-prosvetitel_2014.pdf

3. Русская Америка: материалы III Междунар. науч. конф. [Текст]. - Иркутск: Тальцы, 2007.

4. Петров, А. Русская Америка: как это было? История русских колоний в северной части Тихого океана [Текст] // А. Петров. - Москва. Виноград. -2008. -№3. - С. 76 - 82.

5. Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский [электронный ресурс. // Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Moskovskij/

- к вопросу о первом этапе миссионерского служения

святителя Иннокентия, в бытности священника иоанна попова-вениаминова

212

Раздел III

Научные конференции

6. Наследие святителя Иннокентия (Вениаминова) и православная миссионерская деятельность в Сибири, на Дальнем Востоке и сопредельных территориях: материалы II науч.-практ. конф., [Текст] / ред. С.Г. Ступин: сост., ред. С.В. Мельникова. - Иркутск, 2015. - 223 с.

7. Миссионерская деятельность покойного митрополита Иннокентия (письма к митрополиту Филарету) сост. М.В. Толстой [Текст] / М.В. Толстой. - Москва. Русский архив. - 1879.- С. 273-303.

к вопросу о первом этапе миссионерского служения святителя Иннокентия, в бытности священника иоанна попова-вениаминова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.