Научная статья на тему 'К вопросу о периодизации развития социальной защиты детства в России'

К вопросу о периодизации развития социальной защиты детства в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1241
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о периодизации развития социальной защиты детства в России»

© 2006 г. Т.Н. Поддубная

К ВОПРОСУ О ПЕРИОДИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА В РОССИИ

Отечественная ретроспектива вопроса становления и развития института социальной защиты детства показала, что он имеет многовековую историю, так как нуждающиеся в помощи дети существовали всегда. Поэтому еще в далеком прошлом зародилась традиция помощи любому ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, сложились гуманное отношение и позитивное общественное мнение, минимальная законодательная база, определенные методы практической деятельности. Накопленный отечественный опыт социальной защиты несовершеннолетних нуждается в обобщении и систематизации.

Следует отметить, что исторический аспект проблемы изучен слабо. Как правило, в литературных источниках он рассматривается фрагментарно - в рамках развития социальной работы (М.С. Мартынова, М.В. Фирсов, Е.Е. Студенова), благотворительности (Е.В. Иванова, Ж.Е. Иванова, Т.Б. Кононова), социальной педагогики (Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова, Т.В. Лодкина). Периодизация развития института социальной защиты детства в России в научной литературе освещается лишь частично, и по этому вопросу существует незначительное количество работ.

В.А. Варывдин и И.П. Клемантович условно разграничили историю социальной защиты детства в России на три периода: дореволюционный, советский и современный [1, с. 19-43]. В рамках диссертационных исследований вопросы периодизации становления развития российского института социальной защиты детства практически не рассматриваются. Лишь в некоторых работах данная проблема затрагивается в связи с изучением какого-либо социального явления, например, благотворительности (С.В. Агулина, А.В. Скоч), социальной защиты детства в сфере образования (Е.Е. Че-пурных), либо применительно к отдельным категориям детей, например сиротам или незаконнорожденным (Р.Е. Азизбаева, Е.В. Турчина). К тому же в большинстве диссертаций данный аспект рассматривается лишь в определенных временных рамках или исследуется в пределах какого-либо региона. Между тем становление и развитие российского института социальной защиты детства, по нашему мнению, заслуживают тщательного изучения и обобщения с целью выявления форм и методов, эффективных технологий социальной защиты детей и подростков, которые могут быть использованы в современных условиях.

Метод исторического анализа позволил нам выделить пять этапов в становлении и развитии российской системы социальной защиты детства. При составлении такой периодизации мы руководствовались концепциями ученых-обществоведов Л.В. Бади [2] и М.В. Фирсова [3]. Основаниями для выделения периодов послужили взаимосвязанные компоненты - направления, принципы, формы и методы социальной помощи детям.

Первый период - архаический. Родоплеменные и общинные формы помощи детям у славян (с древнейших времен до X в). Складываются основные прафор-мы социальной помощи детям, формируется практика поддержки на основе общинных норм поведения и ценностей, происходит оформление групповых форм помощи основным субъектам, к которым наряду со стариками и вдовами относились и дети. В этот же период возникает явление «помогающего» субъекта, динамика развития которого предполагает ряд стадий от института «прийма-чества» до общественных «помочей» как носителей различных групповых смыслов и этических принципов защиты нуждающихся детей, а также совокупности определенных способов их поддержки в разных экстремальных жизненных ситуациях. Модели взаимопомощи носят не только внутриродовой характер, происходит расширение помогающего пространства. Можно утверждать, что философия жизни языческой общности зародила определенные формы поддержки и защиты детей, а ее архетипические формы послужили основой для следующего этапа.

Второй период - социальная помощь детям (с X до конца XVIII в.). Начинает формироваться христианская парадигма социальной защиты детства, в основе которой лежит христианская философия деятельной любви к ближнему. С развитием письменности через христианскую литературу происходит проникновение представлений о призрении и милосердии. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» - таков нравственный императив, определяющий политику помощи всем нуждающимся. Основными объектами помощи становятся дети-сироты. Появляются первые документы, регулирующие такие отношения. К числу древнейших источников права относятся церковные уставы князей Владимира и Ярослава, содержащие брачно-семейные нормы. Возникли новые субъекты помощи - князья, церковь, приходы, монастыри. Появились первые закрытые образовательные и воспитательные заведения, цель которых - создание новых, прогрессивных образованных людей, патриотов, готовых служить Отечеству. Обозначились основные направления социальной защиты детства: княжеская, церковно-монастыр-кая, приходская благотворительность, милостыня. Начинают складываться теоретические подходы к проблемам решения социальных проблем детства («Поучение Владимира Мономаха» (XI в.), «Изборник 1076 г.»), социальные программы государства (программы борьбы с нищенством, приказы общественного призрения и др.), поощряется широкая благотворительная деятельность.

В целом в период с X до конца XVIII в. вырабатывается государственная политика защиты детей. По мере становления и развития Российского государства объективно расширяется и контингент детей, нуждающихся в помощи, который к концу XVIII в. пред-

ставлен следующими категориями: сироты, вдовы с детьми, «чьи отцы погибли на государевой службе», внебрачные дети, матери которых нуждаются в помощи, дети грудного возраста, чьи матери не имеют личных средств к существованию или больны, доставляемые полицией подкидыши.

Третий период - государственная политика защиты детства в XIX- начале XX в. Социальная защита детства приобретает все более организованный (создание разветвленной сети учреждений, в том числе и координирующих), массовый (расширение объектов социальной помощи: брошенные дети и сироты, беспризорные, нищие, дети-инвалиды, дети с умственными отклонениями, педагогически запущенные, дети - мигранты и т.п.) и сословный характер. Основными субъектами социальной защиты несовершеннолетних выступали государство, земства, представители духовенства, имущих классов, прогрессивной интеллигенции.

Начинает создаваться и постепенно развиваться сеть благотворительных заведений, общественных организаций защиты детей (Императорское человеколюбивое общество, Общество попечения о неимущих и нуждающихся в защите детях, Общество защиты детей от жестокого обращения, «Капля молока» и др.). В целом в России в этот период окончательно сформировались три направления помощи нуждающимся детям: государственное призрение, земская общественная помощь и частная добровольческая благотворительность (благотворительные ведомства и учреждения по своей организации делились на учреждения государственного призрения и общественной помощи).

Наиболее массовой формой общественного призрения выступали приюты, детские сады, ясли, колонии как государственные, так и частные, в которых осуществлялись воспитание, обучение и профессиональная подготовка детей. Сами же приюты явились прообразами современных реабилитационных учреждений, а их работники выполняли по сути дела функции социальных педагогов.

Совершенствуются механизмы помощи детям, в частности, получает развитие адресная помощь, а также зарождается система социального обеспечения (вводятся пособия на детей погибших фронтовиков, детей-сирот).

Происходит теоретическое обоснование идей и практического опыта социальной помощи детям (появляются первые работы ученых: А. Краевского «Вопрос о нищенстве и об организации благотворительности в Москве» (1889), Б.И. Бентовина «Дети-проститутки» (1910), В.М. Бехтерева «Вопросы общественного воспитания» (1910), К.Н. Вентцеля «Новые пути воспитания и образования детей» (1910), М. Ошанина «О призрении покинутых детей» (1912), С.В. Бахрушина «Малолетние нищие и бродяги в Москве: Исторический очерк» (1913) и др.).

В целом для данного периода характерно доминирование общественного подхода, обусловленного рядом факторов [4, с. 14-15]:

- с одной стороны, церковь как важнейший институт российского общества, продолжая помогать без-

надзорным детям, уступает функции непосредственной организации социальной работы с ними общественным и общественно-государственным организациям;

- с другой стороны, государство создает определенные правовые и идеологические условия для делегирования функции призрения за детьми, нуждающимися в особой помощи, общественным, негосударственным, частным благотворительным инициативам, в том числе органам низового местного самоуправления - земствам;

- и, наконец, негосударственные благотворители и организации накопили столь значительный опыт социальной работы с детьми, что в определенном смысле начали объективно выполнять функцию государственного заказа на организацию подобной работы в широких масштабах.

Таким образом, анализируя труды ученых, опыт работы социальных служб для детей XIX - начала XX в., можно сделать вывод, что социальная защита детства к началу советского периода в России имела определенную теоретическую базу и практический опыт.

Четвертый период - государственная политика социальной защиты детей в советский период. После революции 1917 г. экспериментальный поиск новой модели социальной защиты детства был продолжен. Именно в советское время накоплен особенно значительный опыт, многие формы и методы которого не устарели и сегодня. Следует отметить и тот факт, что оформление советской системы социальной защиты детства шло под влиянием пролетарской идеологии, поэтому отдельные компоненты дореволюционного периода были усовершенствованы и повсеместно распространены, другие упразднены.

В советский период произошло законодательное оформление стройной государственной системы социальной защиты несовершеннолетних посредством создания иерархической сети взаимосвязанных органов и учреждений. Ядром ее являлась Коммунистическая партия Советского Союза. Резко снизилась роль церкви и благотворительных организаций. В качестве активных субъектов системы социальной защиты детства выступали государство и общественные организации (партийные, профсоюзные, комсомольские, пионерские, органы внутренних дел, трудовые коллективы, детские объединения), образовательные учреждения (школы, детские сады). Объектами социальной за-иты выступали все дети, а не только нуждающиеся в помощи.

Наряду с существовавшими ранее приютами и детскими домами создавались трудовые колонии, детские коммуны, детские городки, пионерские дома, приемники-распределители; последовала дифференциация детских домов.

Появилась новая форма устройства детей-сирот (наряду с помещением ребенка в детский дом, усыновлением, опекой (попечительством)) - приемная семья (детские дома семейного типа). Расширились направления социальной защиты несовершеннолетних: организация досуга, летнего отдыха и оздоровления. Происходят дальнейшее совершенствование, монополизация и цен-

трализация системы социального обеспечения, которая всем детям гарантировала равное право на помощь, отличалась доступностью, многообразием видов и форм (пособия женщинам по беременности и родам, малообеспеченным семьям, по случаю рождения ребенка, многодетным матерям, бесплатное медицинское обслуживание, больничное и санаторно-курортное лечение, летний отдых в лагерях).

Особенно ценными, по нашему мнению, аспектами советского периода социальной защиты несовершеннолетних являются гуманное отношение к миру детства, предоставление равных возможностей для разно -стороннего развития всех детей без каких-либо ограничений, широкий охват социальными пособиями семей с детьми, формирование сети бесплатных детских учреждений, ликвидация безработицы, беспризорности, социальная защита труда несовершеннолетних.

Однако нельзя не отметить, что полная государственная монополизация социального обеспечения сопровождалась устранением исторически возникших позитивных субъектов социальной помощи детям -церквей, монастырей, общественной и частной благотворительности. В результате были утрачены многие дореволюционные виды социальной помощи.

Вместе с тем, отдавая дань советской системе социальной защиты детства, отметим, что государственная монополизация социального обеспечения, ликвидация церкви и благотворительных организаций, преимущественное доминирование помещения детей в дома-интернаты тормозили мгновенное реагирование на решение возникающих проблем, порождали иждивенчество и низкий уровень предоставляемых социальных услуг. В целом тотальный характер советского государства, жесткая централизация и бюрократизм наряду с формализмом и отсутствием плюрализма форм и методов способствовали в конечном счете развалу советской системы социальной защиты детства.

Пятый период - государственная политика социальной защиты детей в современных условиях (постсоветский период). Подробный анализ литературных источников показал, что данный период государственной политики социальной защиты детства связан с процессом реформирования России в 90-е гг. XX в. и значительным обострением проблем детства. Основными причинами этого, по мнению В. А. Варывдина и И.П. Клемантович, послужили: фактическое общее снижение роли государства в системе социальной защиты детства, ликвидация КПСС с ее мощным влиянием на институт социальной защиты детства, ослабление роли профсоюзов, ликвидация комсомольской и пионерской организаций, значительное снижение общего жизненного уровня населения России, серьезное сокращение государственных расходов на содержание, обучение и воспитание детей [1, с. 37].

Система социальной защиты детства в постсоветский период претерпела серьезные качественные изменения по цели, задачам, по категориям объектов и субъектов, по формам и методам, по источникам финансирования. Руководствуясь рекомендациями Конвенции ООН о правах ребенка, Российская Федерация

присоединилась к Всемирной декларации «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей», а также к плану ее реализации. Россия вошла в Комитет ООН по правам ребенка. Ратификация нашей страной Конвенции ООН о правах ребенка позволила обществу по-новому взглянуть на мир детства и привлечь к нему внимание общественности.

В современной России был предпринят широкий спектр социально-экономических и правовых мер в аспекте реализации Конвенции ООН о правах ребенка, создан специальный механизм контроля за соблюдением принятых обязательств. Наиболее характерной тенденцией развития современной российской системы является детальная дифференциация объектов социальной помощи, в частности, переход от социального обеспечения всех детей без учета индивидуальных особенностей к социальной защите конкретных детей, находящихся в наиболее трудной жизненной ситуации, оказании им адресной помощи, в том числе расширение субъектов помощи, а также аспекты перехода патерналистской, преимущественно государственной политики, к сочетанию государственной помощи детям с третьим сектором и общественными организациями.

Итак, теоретическое осмысление исторического обзора отечественного опыта социальной защиты детства позволило нам сделать следующие основные выводы.

1. Российская история социальной защиты детства - это своего рода фундамент в разрешении спора об эффективности общественного и государственного подходов в решении проблем детей.

2. Институт социальной защиты детства в течение многих веков становления и развития российского государства видоизменялся и приобретал новое значение как проявление сострадания к детям. Начинаясь с внутриобщинной поддержки в дохристианской Руси, он превратился в четко организованное звено, основными структурными компонентами которого выступают государственный и негосударственный (общественное призрение и частная благотворительность) секторы.

3. Происходило теоретическое осмысление социальной помощи детям, а также законодательное оформление основных социальных гарантий детства и их обеспечение.

4. По мере развития института социальной защиты детства объективно расширялись объекты помощи: от детей-сирот в дохристианской Руси до безнадзорных, беспризорных, «подкидышей», детей-мигрантов, нищих, детей-инвалидов в дореволюционной России и широкого охвата всего детского населения в советском государстве.

5. На протяжении всей истории явно прослеживалось расширение субъектов социальной защиты детства и функциональное перераспределение их ролей: община (род) - у древнейших славян; князья, церковь, монастыри, государственные ведомства, благотворительные учреждения - с X до конца XVIII в.; государство, представители духовенства, имущих классов, прогрессивной интеллигенции - в XIX - начале XX в.;

государство во главе с КПСС, профсоюзы, трудовые коллективы, комсомольские, пионерские организации, детские объединения - в советский период; государство, третий сектор и общественные организации - в современных условиях.

6. Основными формами социальной защиты детей выступали различные учреждения (приюты, воспитательные дома, школы, детские сады, больницы, школы-интернаты, приемники-распределители и др.), которые носили дифференцированный характер (государственные и функционирующие за счет благотворительности - общественной и частной; дневные и постоянные; сиротские, городские, сельские, специальные, приходские и т.д.) и предоставляли широкий спектр услуг - от ночлега и пропитания до воспитания, обучения и профессиональной подготовки, отдыха, оздоровления и досуговой деятельности.

7. Для большинства периодов характерно доминирование дифференцированного подхода к объектам социальной помощи (учет индивидуальных особенностей детей, находящихся в наиболее трудной жизненной ситуации).

8. Происходит зарождение (XIX - начало XX в.) и оформление (советский и постсоветский периоды) социального обеспечения детей и семей с детьми.

В целом практически на протяжении всей истории государство играло доминирующую роль в становлении института социальной защиты детства, причем

взаимоотношения государства и детства носили явно объектный характер: ребенок воспринимался как объект, на который можно воздействовать всеми имеющимися средствами, а не как равноправный партнер в области социальной политики, который в будущем окажет воздействие на государство, общественные институты, являясь зеркалом проводимых реформ. Как нам представляется, пока взаимоотношения государства и детства носят объектный характер, в нашей стране об эффективности правовой защиты детей в семье, как, впрочем, и всей системы социальной защиты детства, говорить не приходится.

Литература

1. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства: Учеб. пособие. М., 2004.

2. Исторический опыт социальной работы в России / Под ред. Л.В. Бади. М., 1994.

3. Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. высш учеб. заведений. М., 2001.

4. Мартынова М.С. и др. Социальная работа с детьми группы риска. М., 2003.

Майкопский государственный технологический университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.