Научная статья на тему 'Институт социального призрения детей в России (исторические традиции)'

Институт социального призрения детей в России (исторические традиции) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1251
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРИЗРЕНИЕ ДЕТЕЙ / ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ / ДЕТСКИЕ ДОМА И ПРИЮТЫ / ЦЕРКОВЬ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Казакова Оксана Юрьевна

В статье рассматриваются основные исторические этапы развития и современные тенденции призрения детей в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институт социального призрения детей в России (исторические традиции)»

УДК 316.346.32 (470) ББК 60.55 К - 14

Казакова Оксана Юрьевна, аспирант кафедры философии и социологии факультета новых социальных технологий Майкопского государственного технологического университета, e-mail: ksushaJ99777@mail.ru.

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЗРЕНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИИ (ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ)

(рецензирована)

В статье рассматриваются основные исторические этапы развития и современные тенденции призрения детей в России.

Ключевые слова: социальное призрение детей, воспитание детей, детские дома и приюты, Церковь и религиозные организации.

Kazakova Oksana Jurevna, post-graduate student of the department of philosophy and sociology at the faculty of new social technologies, Maikop State Technological University, email: ksusha199777@mail.ru.

SOCIAL CHILDREN’S INSTITUTE OF CHARITY SUPPORT IN RUSSIA (HISTORICAL TRADITIONS)

In article the basic historical stages of development and modern charity tendencies of children in Russia are considered.

Keywords: social charity support, children’s upbringing, children's homes and shelters, Church and the religious organisations.

В России десятилетиями вырабатывались механизмы оказания помощи нуждающимся детям, апробировались самые разнообразные формы и методы социального призрения детей и подростков от призрения «всем миром», до содержания их в специальных учреждениях. Ведь детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие в будущем психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации людей, их жизнеспособность и целеустремленность. И от этого зависит, какими членами общества они станут.

Переходный период развития современного общества, углубление кризисных процессов настоятельно требуют повышенной заботы о детях и подростках. «Милосердие не должно следовать слепой чувственности, оно должно быть столь же просвещенным, как и деятельным»[1] - вот формула, которая должна быть положена в основу социальной работы с детьми.

История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям, и особенно к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. Другими словами, еще в тот исторический период стали закладываться традиции призрения.

Видение, оказание внимания, милости, забота, присмотр, покровительство, попечение - вот составляющие этого понятия.

Первым этапом зарождения социального призрения (помощи) можно назвать призрение сирот в древних славянских общинах.

Этому мы находим подтверждение в этнографических материалах. Внутри родовой общины имело место так называемое «приймачество»[2] - усыновление. «Приймать в семью сироту», как правило, могли люди позднего возраста, когда им

становилось трудно справляться с хозяйством или когда у них не было наследников. «Принятый в семью» должен был почитать своих новых родителей, вести хозяйство и т.д.

Другой формой поддержки сироты была общинная, мирская помощь, когда ребенок переходил из дома в дом на кормление. Сироте могли назначать «общественных» родителей, которые брали его на свой прокорм. Но если сирота имел хозяйство, община противодействовала усыновлению.

Таким образом, в древнейший период славянской истории зарождаются формы помощи и поддержки, которые в дальнейшем станут основой для христианской модели помощи и поддержки нуждающимся детям.

Следующий этап развития социального призрения детей связан с началом X века, когда на Руси разрушаются родоплеменные отношения. Создавшаяся культурноисторическая ситуация потребовала иных форм поддержки и защиты нуждающихся детей.

В этот период защиту и попечительство над сиротами берут на себя князья. Параллельно с этим, в Киевской Руси распространяется христианство, и продолжается образование удельных княжеств на окраинах восточнославянских земель. Со второй половины XII века по XIII век включительно благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения. С этого момента при храмах и монастырях начинают создаваться приюты для сирот, где они содержатся на пожертвования горожан и получают воспитание.

Князь Владимир положил начало просвещению и приобщению россиян к культуре. Он учредил училища для обучения детей знатных, среднего состояния и бедных, видя в образовании детей одно из главных условий развития государства и духовного становления общества.

Именно в это время создаются сиротские приюты, школы и училища, которые, как правило, содержались из личных средств княжеской фамилии. Призрение бедных, страждущих, сирот было одной из главных забот и Владимира Мономаха, о чем свидетельствует его завещание: «Всего ж паче убогих не забывайте, поскольку вам возможно по силе своей кормите».

В то время в России практически не было монастырей или крупных храмов, которые не содержали бы больницы, богадельни или приюты.

Традиции призрения в русском народе не ограничивались деятельностью церкви и отдельных князей. Простые люди так же оказывали помощь детям и не только пожертвованиями, но и беря на воспитание в семьи сирот из приютов.

В начале XVI века (1551 г.) состоялся Стоглавый Собор, где Иван Грозный высказал идею о том, что необходимо выявлять всех нуждающихся в помощи - убогих и нищих, строить специальные богадельни и больницы, где им был бы обеспечен приют и уход.

С начала XVII века до реформы 1861 года происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения, и это стало следующим этапом развития социального призрения детей. Историю призрения детства на Руси так же связывают с именем царя Федора Алексеевича, а точнее - с его указом (1682 г.), в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам. То есть, теперь детей не только призревали, но и обучали их ремеслам и впоследствии, если представлялась возможность, «устраивали их судьбу».

Но более всего истории известно имя великого реформатора - Петра I, который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения. Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства.

В 1706 году открываются приюты для «зазорных младенцев», а за «погубление зазорных младенцев» государь грозил смертной казнью. Дети обеспечивались государством, и в казне были предусмотрены средства на их содержание и людей их

обслуживающих. Когда дети подрастали, мальчиков отдавали на учение в мастерские или в матросы, а девочек в услужение и, если представлялся случай, выдавали замуж.

Екатерина Великая реализовала замысел Петра I строительством в Москве (1763 г.), а потом в Петербурге (1772 г.) императорских воспитательных домов для "зазорных младенцев".

Мария Федоровна, жена Павла I и первый министр благотворительности, проявляла большую заботу о сиротах. В 1797 году она написала императору доклад о работе воспитательных домов и приютов, в котором, в частности, предлагает «.. .отдавать младенцев (сирот) на воспитание в государевы деревни к крестьянам доброго поведения. Но только когда малыши в воспитательных домах окрепнут, а главное - после оспопривития. Мальчики могут жить в приемных семьях до 18 лет, девочки - до 15 лет». Так было положено начало системе воспитания сирот в семье.

В этот же период начинают создаваться общественные организации, самостоятельно выбирающие объект помощи и работающие в той социальной нише, которую государство не охватывало своим вниманием.

В тот исторический момент в России начинает развиваться определенная социальная политика и законодательство, складывается система призрения людей, и в частности - детей, нуждающихся в помощи. Церковь постепенно отходит от дел призрения, выполняя другие функции, а государство создает специальные институты, которые начинают осуществлять государственную политику в деле оказания социальной поддержки и защиты. Впервые в России на государственном уровне начинает осуждаться инфатицид. Детоубийство считается преступлением, а ребенок становится субъектом права: ему предоставляют жизненные гарантии, обозначается его место в системе социальных связей. Его субъектность соотносят не с божественным началом, а с государственными нормами, причем, если раньше помощь детям обосновывалась необходимостью следования христианским заповедям и требованиям, то в этот исторический период выдвигается тезис о государственной необходимости.

Период с 60-х годов XIX века до начала XX века охарактеризован деятельностью императрицы Марии Федоровны, которая, обратив внимание на огромную смертность среди воспитанников сиротских приютов, занялась улучшением условий содержания детей, к примеру выделив для них в Санкт-Петербурге обширный особняк графа Разумовского на Мойке и прикупив к этому зданию соседний дом графа Бобринского.

Как и в Западной Европе, в России постепенно формировалась сеть благотворительных учреждений и заведений, налаживались и совершенствовались механизмы призрения, которые охватывали все более широкий круг детей с разными социальными проблемами: болезнь или дефект развития, сиротство, бродяжничество, беспризорность, проституция, алкоголизм и т.д. Призрение распространилось и на детей с физическими недостатками. Впервые были организованы приюты для глухонемых, слепых детей, детей - инвалидов, где их образовывали и обучали различным ремеслам в соответствии с их недугом.

После смерти Марии Федоровны все учреждения, бывшие в ее ведении, принял под свое покровительство император Николай I который в свою очередь продолжил благотворительную деятельность и учредил сиротские институты, а далее латинские и французские классы, по окончании которых выпускники могли поступать в медикохирургическую академию.

Следующий этап развития социального призрения детей приходится на конец XIX века, когда возникает необходимость открытия приютов для детей-идиотов и эпилептиков, которые также требуют специального ухода и заботы. Примечательной чертой этого периода является зарождение профессиональной помощи и появление профессиональных специалистов.

Одним из важнейших направлений деятельности ученых и практиков стало оказание помощи и построение системы воспитательно-исправительных учреждений, куда попадали нищие и беспризорные дети.

В России широкие масштабы принимала просветительская деятельность по отношению к малолетним преступникам. Читались лекции, проводились беседы по вопросам деятельного участия каждого гражданина в судьбе ребенка, совершившего правонарушение.

Период с 1917 года до 1990-х годов стал переломным в развитии системы призрения и благотворительности. Новая власть осудила благотворительность как пережиток, а поэтому она была запрещена. Отделение церкви от государства и ее репрессирование, а так же ликвидация частной собственности закрыли путь благотворительности. То есть, социальное призрение детей полностью перешло в ведение государства.

Новая структура, сначала Министерство, а затем Народный комиссариат государственного призрения (НКГП) упразднили существующие организации и перераспределил средства и имущество на нужды, определяемые новыми государственными потребностями.

В первые годы советской власти забота о социально-обездоленных легла на Совет защиты детей, а чуть позже на Комиссию по улучшению жизни детей при ВЦИКе, созданную декретом ВЦИК от 10 февраля 1921 года. Были организованы трудовые коммуны, а также детская социальная инспекция при отделе правовой защиты детей Наркомпроса.

6 февраля 1928 года ВЦИК и СНК приняли постановление «О передаче воспитанников детских домов и других несовершеннолетних сирот трудящимся в городах и рабочих поселках» для дальнейшего воспитания.

За первые годы советской власти было издано много инструкций, постановлений, программ обучения и воспитания детей, но лишь не многие из них были воплощены в жизнь.

В военные и послевоенные годы огромную роль в судьбе детей сыграли общественные организации: профсоюзные, комсомольские, пионерские, органы

внутренних дел и т.д.

В 1960 - 70 гг. возобновились теоретические исследования, связанные с разработкой системного подхода к призрению, воспитанию и обучению детей. В 1987 году учрежден Детских фонд. В 1988 г. принято постановление "О создании детских домов семейного типа". В начале 1990-х гг. были приняты и начали реализовываться три большие социальные программы: "Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с аномалиями развития", "Творческое развитие личности" и "Социальные службы помощи детям и молодежи". Тогда же были разработаны и в настоящее время действуют такие государственные социальные программы, как "Дети России", "Дети Чернобыля" и т.д.

Однако в сложившемся тоталитарном государстве произошла подмена общечеловеческих ценностей на классовые. Провозглашение утопической цели построения самого совершенного и справедливого общества, ликвидации всех пережитков прошлого, в том числе и социальных бед, сделало закрытой тему социальных проблем и систему социальной помощи нуждающимся детям.

Всем известно, что ценностный вакуум, который образовался в те годы, негативно сказался на молодом поколении. Молодёжь, естественно, оказалась более уязвима перед лицом различного рода деструктивных идейных течений, в том числе и псевдорелигиозных. Она оказалась подвержена влиянию тех, кто разжигает национальную и религиозную нетерпимость в нашей стране. При этом утрата нравственных ориентиров стала и одной из причин пьянства, наркомании, среди молодёжи. Утрата ценностных

ориентиров привела и к падению авторитета семьи, что, естественно, повлияло самым отрицательным образом и на демографическую динамику нашей страны. [3]

Сегодня, на наш взгляд, начинается новый этап в развитии института призрения детей в России, связанный с восстановлением опыта социальной работы с детьми и подростками традиционных религиозных организаций. По мнению Президента Российской Федерации Д. Медведева, которое было озвучено на совместном заседании Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте «О взаимодействии государственных органов власти и религиозных объединений в сфере духовно-нравственного развития и гражданского образования молодёжи» 11.03.2009, молодёжь требует самого пристального внимания со стороны наиболее влиятельных общественных институтов [4]. Роль религиозных организаций в охране духовного здоровья, нравственности наших молодых, юных сограждан, вне всякого сомнения, очень высока. Истоки общественной морали - в религиозных традициях народов нашей страны, в их гуманистической направленности. Идеалы гражданского мира, взаимодействия людей разных культур, взаимодействия по вопросам защиты страны, патриотизма, создания нормальной, полноценной, крепкой семьи, честного труда, сострадания к ближнему - они веками утверждались на нашей земле подвижниками всех конфессий.

Действительно, религиозные организации способны внести заметный вклад в возрождение и развитие социального призрение детей и подростков. Не даром все чаще представители государственной власти призывают возродить традиции активного участия Церкви и религиозных организаций в деле благотворительности и воспитания подрастающего поколения. К сожалению, эти традиции были в значительной степени утрачены в прежние годы.

Литература:

1. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения в России. М., 1993.

2. Дашкевич П.М. Гражданский обычай приймачества у крестьян Киевской губернии // Юридический вестник. 1887. № 6.

3. Социальное призрение детей. URL.: http: // www.znaj.ru/referats/sochiologiya/id39071/ (дата обращения 12.03.2009г.)

4. Вступительное слово Президента РФ Д. Медведева на совместном заседании Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте «О взаимодействии государственных органов власти и религиозных объединений в сфере духовно-нравственного развития и гражданского образования молодёжи» от 11.03.2009. URL.: http: //www.kremlin.ru/appears/2009/03/11/1802 type63378type82634 213863.shtml/

(дата обращения: 06.05.2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.