Научная статья на тему 'К вопросу о педиатрическом образовании в условиях перемен'

К вопросу о педиатрическом образовании в условиях перемен Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
51
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сарсенбаева З. Б., Сарсенбаева С. С., Рамазанова Ш. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о педиатрическом образовании в условиях перемен»

10| Цаз¥МУ ХАБАРШЫСЫ

общества педиатров, доцент Исмагилова А.Ш. принимала участие в организации 3-х съездов детских врачей Казахстана, многих республиканских пленумов, конференций педиатров Узбекистана, Кыргызстана, Эстонии. В течение 15 лет являлась членом бюро медицинской секции Республиканского общества «Знание», членом редколлегии газеты «Медик». Доцент Исмагилова А.Ш. Почетный член Союза педиатров Казахстана.

С 1989 года до настоящего времени Асия Шайхисламовна осуществляет консультативную работу в Региональном Алматинском Диагностическом центре в развитие которого внесла огромный вклад, стояла у истоков организации педиатрического отделения, участвовала в разработке нормативных актов, технологии обслуживания детского населения, организации специализированных детских кабинетов. Все годы работы в Диагностическом центре Исмагилова А.Ш. успешно сочетала громадный объем консультативной работы с научной деятельностью. В период работы в Диагностическом центре Исмагиловой А.Ш. опубликовано 23 статьи, разработан и внедрен в практику метод эхохолецистографии у детей раннего возрасте.

Доцент Исмагилова А.Ш. является «Отличником здравоохранения СССР», «Ветераном трудового фронта». Награждена Грамотами Президиума Верховного Совета КазССР, медалью «Ветеран труда» и «65-летие победы», многочисленными грамотами МЗ РК, ректората АГМИ, Регионального диагностического центра.

Департамент педиатрии, педиатрический факультет, коллектив кафедры детских болезней КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова сердечно поздравляет доцента Имагилову А.Ш. с грядущим Юбилеем. Мы в почтенном поклоне склоняем перед учителем наши головы.

К ВОПРОСУ О ПЕДИАТРИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕМЕН Сарсенбаева З.Б., Сарсенбаева С.С., Рамазанова Ш.Х.

КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, кафедра детских болезней №1

Педиатрическое образование на этапе реформирования образовательных программ, расширения ресурсных возможностей, строительства новых, оснащенных по последнему слову техники научных медицинских центров, формирование нового амбициозного поколения казахстанской молодежи, а так же новых требований к выпускникам высшей медицинской школы, претерпевает значительные изменения.

Стереотип мышления преподавателей-педиатров старшего и среднего поколения, удобство применения давно известных, так называемых «классических» методов обучения студентов, не желание меняться в условиях глобальных перемен не только в медицине, но и во многих отраслях экономики, промышленности республики, создают определенные трудности по внедрению инноваций в педагогический процесс. Это особенно актуально, так как в Казахстане с 2006 года осуществляется подготовка медицинских кадровпо международным стандартам. В настоящее время невозможно ограничиваться «обычными», не гибкими, методами организации практических, семинарских занятий, лекций.

Первые шаги по внедрению на педиатрическом факультете проблемно-ориентированного обучения были предприняты еще 20-25 лет назад. Инициаторами этого процесса были профессора и доценты, профессионалы-педагоги Т.Н.Никонова, Н.П.Ярочкина, Огай Е.А., Исмагилова А.Ш., Сарсенбаева З.Б., Шабдарова С.К.Например, анализируя результат общего анализа крови больного ребенка, студент--выпускник раскрывал основные компетенции, полученные в течение 6-ти лет обучения, а именно - что это за анализ, показания для проведения, знание нормы основных показателей, интерпретация и причины изменений, возможные последствия, при этом проявляя знания и умения медицинской этики и деонтологии. Таким образом, уже тогда применялся компетентностный подход к обучению будущего педиатра. В этот же период создавались так называемые «авторские группы», курируемые ведущим доцентом кафедры педиатрии Сарсенбаевой З.Б. В своем преподавании она не только развивала у студентов 5 и 6 курса профессиональные знания по детским болезням, но и проводила медико-психологическое обучение педиатров. Активно применялись деловые игры, мозговой штурм, дискуссии, подготовка эссе, построение эвристического решения задачи, алгоритмов, студенты самостоятельно готовили клинические конференции. Преимущество обучения того времени было и в том, что продолжительность дисциплины «Детские болезни» была в 3 раза больше. Результатом применения на педиатрическом факультете инноваций с конца 70-х до начала 90-х явилась огромная команда профессионалов педиатров, которая осуществляет врачебную помощь во всех уголках нашей страны и за рубежом. После ухода из университета многих педагогов-новаторов, наступил период «застоя». «Старые» преподаватели больше не могли делиться своим опытом, а молодые еще не были в состоянии обучать студентов на высоком профессиональном уровне, так как многие из них нуждались в самообразовании, развитии или были увлечены научным карьерным ростом.

Период с середины 90-х и начала 2000-го ознаменовался выпуском студентов, надо признаться, с дефектными и недостаточными знаниями медицины и в частности, педиатрии. Сложные экономические и социальные условия в стране, активный миграционный процесс, изменение качественного и количественного состава популяций городов и сел Казахстана, легли тяжким бременем на плечи большой армии «недоучек». По-видимому, с этим отчасти можно связать и значительный рост младенческой смертности и детской заболевае-

111 Цаз¥МУ ХАБАРШЫСЫ

мости в республике, приходившиеся именно на эти годы. Многие из того поколения выпускников в последующие годы активно восполняли пробелы знаний, самосовершенствовались, набирались практического опыта. Но осталась небольшая группа педиатров, которые по причине не желания, лени или каких-либо форс-мажорных обстоятельств жизни, остались на прежних позициях или продвинулись в профессиональном росте не значительно. Именно они в настоящее время являются дискредитирующей медицину и педиатрию в глазах коллег и пациентов прослойкой.

Изменения социально-экономических условий жизни населения Казахстана, международное сотрудничество в сфере науки, образовании, наблюдающиеся последние 7-8 лет, а так же присоединение к Бо-лонскому процессу (2010 г.), привели к возрождению проблемно-ориентированного обучения на педиатрическом факультете.

В настоящее время на кафедре детских болезней №1 внедрены такие методы и формы обучения студентов и резидентов-педиатров, как:

1.деловые игры - ролевое участие всех студентов группы (родитель или больной, врач поликлиники, врач стационара, узкий специалист, функционалист, эксперт);

2. дискуссия (студенты сами выпирают тему);

3. взаимный обмен вопросами студентов (жекпе-жек);

4.решение проблемы «один на один» (бетпе-бет), когда студенту приходится самостоятельно определить тактику лечения;

5. написание эссе по интересующей студента проблеме;

6. создание тематических презентаций-проектов с последующей защитой (резидентура);

7.журнальный клуб (анализ периодики с последующей подготовкой презентации), применяется при обучении резидентов;

8. создание портфолио резидентами, обучающимися на кафедре;

9. электронные презентации лекций, дефектные и графические задачи, «немые» фотографии.

10.организация «Школ молодого педиатра» (кардиолога, нефролога, эндокринолога и т.д.) с приглашением ведущих специалистов;

11.проведение тематических конференций и многое другое.

Учитывая, что в настоящее время подготовка педиатров идет по ГОСО-2006, с одной стороны стереотип нашего мышления, вызывает некоторую грусть и беспокойство, что не большое количество студентов факультета «общая медицина» выберет специальность «педиатрия». Согласно нашему опросу, эта профессия не является привлекательной с экономической точки зрения и ожидаемых трудностей в практике. С другой стороны, профессия педиатра может приобрести статус элитной, характеризующейся ограниченным количеством людей, выбирающим эту дисциплину, качественным обучением, использованием новейших форм и методов преподавания, возможностью более эффективного использования коечного фонда детских клиник. Именно в этих условиях могут вновь создаваться «авторские группы» с индивидуальной траекторией обучения.

ХИРУРГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ МЕГАРЕКТОСИГМОИДА У ДЕТЕЙ С НЕДЕРЖАНИЕМ КАЛА ПОСЛЕ КОРРЕКЦИИ АНОРЕКТАЛЬНЫХ МАЛЬФОРМАЦИЙ

Аипов Р.Р., Ахпаров Н.Н., Карталова Д.Ф., Крючков В.А., Момынкулов А.О.

Кафедра детской хирургии КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова Научный центр педиатрии и детской хирургии МЗ РК Детская городская клиническая больница №1, г.Алматы

Недержание кала после коррекции аноректальных мальформаций представляет собой социальную и медицинскую проблему современной колопроктологии детского возраста. Результаты хирургического лечения недержания кала зависят от многих факторов. Наиболее важным из них является вторичное расширение ректо-сигмоидного отдела толстой кишки.

Как известно, наличие хронического стаза приносит ребенку не меньшие страдания, чем само недержание кала. В некоторых случаях, постоянный толстокишечный стаз сам является причиной недержания кала, усугубляя его тяжесть, даже при адекватно реконструированном сфинктерном комплексе. Это обстоятельство приводит к выраженному нарушению функций прямой кишки, вплоть до образования каловых камней.

В связи с этим целью нашего исследования явилось изучение результатов хирургического лечения ме-гаректосигмоида у детей с недержанием кала после коррекции аноректальных мальформаций

В научном центра педиатрии и детской хирургии за период с 1996 по 2009 гг находилось на лечении 46 ребенок с мегаректосигмоидом после коррекции аноректальных мальформаций. У 21 ребенка, вторичное расширение дистальных отделов толстой кишки стало причиной проведения брюшно-промежностной реаноректо-пластики с интраректальной демукозацией прямой кишки по Ромуальди-Ребейну. После проведенных промеж-ностных реаноректопластик (промежностные, заднесагиттальные), у 25 (32%) из 57 оперированных детей наблюдались хронические запоры, длительностью от 5 до 14 дней. Всем детям проведено консервативное лечение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.