Рубрика «Вопросы охраны здоровья детей и взрослых» основана на материалах Республиканской научно-практической конференции, посвященной 80-летию КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова «Педиатрия: возможности и перспективы развития» (9-11.12.2010 г.).
К ЮБИЛЕЮ ВЕТЕРАНА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА КАЗНМУ ДОЦЕНТА ИСМАГИЛОВОЙ А.Ш.
Батырханов Ш.К., Имамбаева Т.М., Сарсенбаева С.С.
Департамент педиатрии, педиатрический факультет КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова
Хорошие учителя создают хороших учеников.
Остроградский М. В.
80-лет.... Величественная и значимая дата, где в цифре 8 заложено сакральное значение «бесконечность», а ноль призывает к новому отсчету, старту. Очередной юбилей у нашего университета, большой юбилей в семье известного педиатра и педагога доцента Имагиловой Асии Шайхисламовны. Профессионал-клиницист, наставник, интеллигентный и эрудированный педагог, обаятельная женщина, мама, бабушка, доцент Исмагилова А.Ш. 9 января будет отмечать свой Юбилей.
В родных стенах, в кругу коллег и соратников священной Alma mater проделан славный путь от аспиранта до доцента кафедры госпитальной педиатрии. Более полувека посвящено служению медицинской науке, подготовке врачей-педиатров для практического здравоохранения, повышению их квалификации, совершенствованию личных качеств каждого воспитанника педиатрического факультета медицинского университета.
В 1948 году Исмагилова А.Ш.с отличием окончила Петропавловскую фельдшерско-акушерскую школу и в числе отличников поступила на 1 курс педиатрического факультета Алматинского Государственного медицинского института (АГМИ), который окончила с отличием в 1954 году. С этого времени начался долгий, и плодотворный путь в клинической медицине и совершенствовании в педагогическом мастерстве. За время учебы в институте и аспирантуре Асия Шайхисламовна была активной кружковкой, комсомольским лидером факультета, членом и секретарем комитета комсомола института. После защиты в 1958 году диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Исмагилова А.Ш. работала ассистентом, а затем и доцентом на кафедрах детских болезней родного института. Более тридцати лет она находилась в передовых рядах научно-педагогического коллектива АГМИ. За эти годы завоевала большой авторитет среди студенчества и коллег как прекрасный лектор, педагог-наставник, вдумчивый ученый, активный общественный деятель, ответственный и дисциплинированный работник. О дисциплинированности и требовательности к врачам, студентам, соратникам и в первую очередь к себе, в университете давно сложены легенды. Методические материалы, научные статьи, лекции, доклады, составленные Исмагиловой А.Ш., до сих пор являются основой для подготовки, как молодых, так и достаточно опытных преподавателей.
В течение 23-х лет Исмагилова А.Ш. была заведующей учебной частью кафедры, высококлассным методистом и разработчиком инноваций в 80-90-х годах прошлого века. Сочетая учебно-методическую, воспитательную работу, доцент Имагилова А.Ш. являлась востребованным клиницистом-консультантом 1 ГДКБ, ОДБ, детских поликлиник № 1 и №2 г.Алматы, вылеты по санавиации в районы и области Казахстана. В 1980-1989 г.г. она была главным специалистом по педиатрии в АГМИ. При непосредственном участии Исмагиловой А.Ш. в 1970-1980 г.г. была организована «Школа повышения квалификации участковых педиатров» и «Школа детских нефрологов». Десятки тысяч консультаций, консилиумов, обходов, экстренных ночных выездов к тяжелым больным - в каждое звено этого огромного труда Асия Шайхисламовна вложила частичку своего сердца, ума, таланта!
Одним из направлений научной деятельности доцента Исмагиловой является детская нефрология. Она автор 128 научных работ, 6 методических указаний, 3 информационных писем, 2-х книг. Под руководством Асии Шайхисламовны защищено 6 кандидатских диссертаций. Будучи членом президиума Республиканского
Быть врачом-педиатром — это, значит, быть человеком со светлым умом, добрым сердцем и теплыми руками.
общества педиатров, доцент Исмагилова А.Ш. принимала участие в организации 3-х съездов детских врачей Казахстана, многих республиканских пленумов, конференций педиатров Узбекистана, Кыргызстана, Эстонии. В течение 15 лет являлась членом бюро медицинской секции Республиканского общества «Знание», членом редколлегии газеты «Медик». Доцент Исмагилова А.Ш. Почетный член Союза педиатров Казахстана.
С 1989 года до настоящего времени Асия Шайхисламовна осуществляет консультативную работу в Региональном Алматинском Диагностическом центре в развитие которого внесла огромный вклад, стояла у истоков организации педиатрического отделения, участвовала в разработке нормативных актов, технологии обслуживания детского населения, организации специализированных детских кабинетов. Все годы работы в Диагностическом центре Исмагилова А.Ш. успешно сочетала громадный объем консультативной работы с научной деятельностью. В период работы в Диагностическом центре Исмагиловой А.Ш. опубликовано 23 статьи, разработан и внедрен в практику метод эхохолецистографии у детей раннего возрасте.
Доцент Исмагилова А.Ш. является «Отличником здравоохранения СССР», «Ветераном трудового фронта». Награждена Грамотами Президиума Верховного Совета КазССР, медалью «Ветеран труда» и «65-летие победы», многочисленными грамотами МЗ РК, ректората АГМИ, Регионального диагностического центра.
Департамент педиатрии, педиатрический факультет, коллектив кафедры детских болезней КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова сердечно поздравляет доцента Имагилову А.Ш. с грядущим Юбилеем. Мы в почтенном поклоне склоняем перед учителем наши головы.
К ВОПРОСУ О ПЕДИАТРИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕМЕН Сарсенбаева З.Б., Сарсенбаева С.С., Рамазанова Ш.Х.
КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, кафедра детских болезней №1
Педиатрическое образование на этапе реформирования образовательных программ, расширения ресурсных возможностей, строительства новых, оснащенных по последнему слову техники научных медицинских центров, формирование нового амбициозного поколения казахстанской молодежи, а так же новых требований к выпускникам высшей медицинской школы, претерпевает значительные изменения.
Стереотип мышления преподавателей-педиатров старшего и среднего поколения, удобство применения давно известных, так называемых «классических» методов обучения студентов, не желание меняться в условиях глобальных перемен не только в медицине, но и во многих отраслях экономики, промышленности республики, создают определенные трудности по внедрению инноваций в педагогический процесс. Это особенно актуально, так как в Казахстане с 2006 года осуществляется подготовка медицинских кадровпо международным стандартам. В настоящее время невозможно ограничиваться «обычными», не гибкими, методами организации практических, семинарских занятий, лекций.
Первые шаги по внедрению на педиатрическом факультете проблемно-ориентированного обучения были предприняты еще 20-25 лет назад. Инициаторами этого процесса были профессора и доценты, профессионалы-педагоги Т.Н.Никонова, Н.П.Ярочкина, Огай Е.А., Исмагилова А.Ш., Сарсенбаева З.Б., Шабдарова С.К.Например, анализируя результат общего анализа крови больного ребенка, студент--выпускник раскрывал основные компетенции, полученные в течение 6-ти лет обучения, а именно - что это за анализ, показания для проведения, знание нормы основных показателей, интерпретация и причины изменений, возможные последствия, при этом проявляя знания и умения медицинской этики и деонтологии. Таким образом, уже тогда применялся компетентностный подход к обучению будущего педиатра. В этот же период создавались так называемые «авторские группы», курируемые ведущим доцентом кафедры педиатрии Сарсенбаевой З.Б. В своем преподавании она не только развивала у студентов 5 и 6 курса профессиональные знания по детским болезням, но и проводила медико-психологическое обучение педиатров. Активно применялись деловые игры, мозговой штурм, дискуссии, подготовка эссе, построение эвристического решения задачи, алгоритмов, студенты самостоятельно готовили клинические конференции. Преимущество обучения того времени было и в том, что продолжительность дисциплины «Детские болезни» была в 3 раза больше. Результатом применения на педиатрическом факультете инноваций с конца 70-х до начала 90-х явилась огромная команда профессионалов педиатров, которая осуществляет врачебную помощь во всех уголках нашей страны и за рубежом. После ухода из университета многих педагогов-новаторов, наступил период «застоя». «Старые» преподаватели больше не могли делиться своим опытом, а молодые еще не были в состоянии обучать студентов на высоком профессиональном уровне, так как многие из них нуждались в самообразовании, развитии или были увлечены научным карьерным ростом.
Период с середины 90-х и начала 2000-го ознаменовался выпуском студентов, надо признаться, с дефектными и недостаточными знаниями медицины и в частности, педиатрии. Сложные экономические и социальные условия в стране, активный миграционный процесс, изменение качественного и количественного состава популяций городов и сел Казахстана, легли тяжким бременем на плечи большой армии «недоучек». По-видимому, с этим отчасти можно связать и значительный рост младенческой смертности и детской заболевае-