Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ ЭТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ «СОВЕСТЬ» В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ ЭТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ «СОВЕСТЬ» В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
26
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / КАТЕГОРИИ ЭТИКИ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / СОВЕСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бялт В.С.

Рассмотрение вопросов воспитания сотрудников органов внутренних дел как представителей правоохранительной системы государства в аспекте повышения уровняй их правовой культуры и правосознания на сегодняшний день выступает одним из условий построения партнерской модели взаимодействия общества и государства. Статья посвящена исследованию содержания понятия «совесть» как одной из категорий этики с точки зрения педагогического значения в деле воспитательной работы в органах внутренних дел. Автор, анализируя существующие подходы ученых к этическому определению сущности совести, обобщает их мнения, а также формулирует и обосновывает собственные выводы касательно рассматриваемых вопросов в рамках повышения эффективности воспитания личного состава органов внутренних дел .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE PEDAGOGICAL SIGNIFICANCE OF THE ETHICAL CATEGORY «CONSCIENCE» IN THE PROCESS OF EDUCATING THE PERSONNEL OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

Consideration of the issues of education of employees of internal affairs bodies as representatives of the law enforcement system of the state in the aspect of raising the level of their legal culture and legal awareness today is one of the conditions for building a partnership model of interaction between society and the state. The article is devoted to the study of the content of the concept of "conscience" as one of the categories of ethics from the point of view of pedagogical significance in the educational work in the internal affairs bodies. The author, analyzing the existing approaches of scientists to the ethical definition of the essence of conscience, summarizes their opinions, and also formulates and justifies his own conclusions regarding the issues under consideration in the framework of improving the effectiveness of the education of the personnel of the internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ ЭТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ «СОВЕСТЬ» В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ ЭТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ «СОВЕСТЬ» В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ОРГАНОВ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В.С. Бялт, канд. юрид. наук, доцент Санкт-Петербургский университет МВД России (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-5-2-269-271

Аннотация. Рассмотрение вопросов воспитания сотрудников органов внутренних дел как представителей правоохранительной системы государства в аспекте повышения уровняй их правовой культуры и правосознания на сегодняшний день выступает одним из условий построения партнерской модели взаимодействия общества и государства. Статья посвящена исследованию содержания понятия «совесть» как одной из категорий этики с точки зрения педагогического значения в деле воспитательной работы в органах внутренних дел. Автор, анализируя существующие подходы ученых к этическому определению сущности совести, обобщает их мнения, а также формулирует и обосновывает собственные выводы касательно рассматриваемых вопросов в рамках повышения эффективности воспитания личного состава органов внутренних дел.

Ключевые слова: воспитание; органы внутренних дел; воспитательная работа; категории этики; мировоззрение; совесть.

От уровня культуры сотрудников органов внутренних дел напрямую зависит эффективность выполнения ими своих профессиональных обязанностей в сфере охраны и защиты прав и свобод граждан, вследствие чего исследование вопросов, касающихся воспитания личного состава органов внутренних дел, на сегодняшний день является особенно значимым. Не случайно Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркивает важность повышения уровня доверия населения к государственным служащим в аспекте дальнейшего построения правового государства и развития гражданского общества в Российской Федерации [1]. В процессе организации и осуществления воспитательной работы в органах внутренних дел, безусловно, следует уделять пристальное внимание формированию у сотрудников, как должностных лиц, уполномоченных в определенных случаях ограничивать права и свободы граждан, особого мировоззрения, связанного с более глубоким пониманием и осознанием сущности и содержания основных этических категорий. Это в свою очередь позволяет утверждать, что рассмотрение понятия «совесть» как одной из категорий этики, а также выявление ее значения в деле воспитания сотрудников

органов внутренних дел, является весьма актуальным.

В научной литературе встречаются различные подходы к пониманию совести как этической категории. А.А. Гусейнов утверждает, что под совестью подразумевается особая духовная способность человека, отвечающая за сохранение нравственного качества его личности и поведения. Совесть осуществляет несколько взаимосвязанных функций, необходимых для успешного продвижения по пути морального совершенствования. Она выявляет требования, которым должны соответствовать мотивы и поступки человека; обеспечивает идентификацию личности с этими требованиями; находит наилучший индивидуализированный отклик на конкретные уникальные ситуации; порождает негативные переживания в случаях несоответствия поведения моральным требованиям [2, с. 228]. А.А. Солоницина констатирует, что совесть - это моральное осознание человеком своих действий; совесть является фактором, предостерегающим личность от неблаговидных поступков и побуждающим к нравственной деятельности [3, с. 22]. А.В. Щеглов считает, что совесть характеризует способность человека осуществлять нравственный самокон-

троль, внутреннюю самооценку своего поведения [4, с. 21]. В.Н. Скворцова выделяя три группы категорий этики, относит совесть к категориям первой группы, отражающим совокупность побуждений, входящих в моральную установку. Моральная установка - это система внутренних побуждений к исполнению нравственного закона, готовность действовать в соответствии с ним. Эти внутренние побуждения «срабатывают» всякий раз, когда человек попадает в ситуацию принятия решения, то есть оказывается перед выбором отношения, поступка, линии поведения. Они предписывают тот или иной вариант поведения, направляют нашу волю. Но если они не «срабатывают», если мы не слышим их «голоса», то есть все основания для тревоги: аморальность - путь к девиа-нтному (отклоняющемуся от нормы), асоциальному поведению [5, с. 12]. На взгляд М.В. Рукавишниковой «Совесть понимается как феномен нравственности, многозначно отражающий внутреннее состояние человека» [6, с. 126]. По мнению А.А. Петровой «Совесть - это голос, «оклик» из глубин человеческих, голос не связанный с социумом, но умом услышанный и осознанный. Совесть - это проявление естественного нравственного закона. Человек не подчинен голосу совести безусловно, он свободен в выборе, и эта свобода нравственного выбора есть основа личностного бытия человека, его достоинство и привилегия» [7, с. 140]. И.И. Аминов указывает, что совесть - это категория этики, характеризующая способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля [8, с. 503]. С точки зрения Т.Г. Сердюк «Говорить о совести и легко, и сложно. Совесть можно охарактеризовать по тривиальной на первый взгляд схеме: с одной стороны, совесть -это неоспоримо наличествующий нравственный феномен, с другой - она должна быть рационализирована, поскольку мы говорим о ней в рамках моральной философии. Вот здесь и возникает проблемная ситуация: совесть оказывается таким духовно-категорическим состоянием, которое невыразимо средствами языка» [9, с. 199]. В.В. Лихолетов полагает, что со-

весть - это категория, этики, характеризующая способность человека осуществлять внутреннюю самооценку с позиции соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения [10, с. 42]. С нашей точки зрения для более точного уяснения сущности совести как одной из категорий этики, однозначно, следует использовать весь комплекс общенаучных методов познания в свете доминирования диалектического подхода к анализу явлений социальной действительности. Также необходимо отметить, что повышение уровня культуры у сотрудников органов внутренних дел, обусловленное правильным пониманием основных категорий этики, формирует у них особое профессиональной мировоззрение, имеющее принципиальное педагогическое значение с позиции совершенствования личностных и профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел как государственных служащих.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно констатировать следующее:

1) рассмотрение вопросов, связанных с уяснением сущности такой категории этики как «совесть», а также выявлением ее значения в процессе воспитания сотрудников органов внутренних дел, в контексте формирования у них мировоззрения, позволяющего правильно оценивать нравственное содержание своей профессиональной деятельности, имеет существенное значение с точки зрения систематизации педагогических знаний в исследуемой области;

2) наука выделяет несколько подходов к определению понятия совести, как одной из категорий этики;

3) на наш взгляд педагогическое значение этической категории «совесть» сложно переоценить, поскольку адекватное понимание квинтэссенции указанной категории сотрудниками органов внутренних дел позволит, несомненно, повысить эффективность воспитательной работы в органах внутренних дел по такому направлению

как нравственно-этическое воспитание [11, п. 19].

Библиографический список

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года // Российская газета, 2021, 22 апреля.

2. Этика: Учебник для бакалавров / под общ. ред. А.А. Гусейнова. - М.: Изд-во Юрайт, 2013.

3. Солоницина А.А. Профессиональная этика и этикет: Учебник. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2005.

4. Профессиональная этика и служебный этикет сотрудников органов внутренних дел: Учебник. - М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2017.

5. Скворцова В.Н. Профессиональная этика: Учебное пособие. - Томск: Изд-во ТПУ, 2006.

6. Рукавишникова М.В. Совесть как многогранный феномен. Этимологический и лексический анализ // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: социальные науки. - 2009. - №2 (14). - С. 121-126.

7. Петрова А.А. Педагогическая традиция анализа понятий «нравственность» и «духовность» // Научные исследования. - 2015. - №1. - С. 139-142.

8. Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность». -М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2013.

9. Сердюк Т.Г. Проблема определения совести в философии морали // Известия Алтайского государственного университета. - 2011. - № 2-1 (70). - С. 199-202.

10. Лихолетов В.В. Профессиональная этика и служебный этикет: Учебное пособие. -Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2019.

11. Порядок организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: утвержден Приказом МВД России от 25 декабря 2020 года № 900 // Тест документа официально опубликован не был.

ON THE QUESTION OF THE PEDAGOGICAL SIGNIFICANCE OF THE ETHICAL CATEGORY «CONSCIENCE» IN THE PROCESS OF EDUCATING THE PERSONNEL OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

V.S. Byalt, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

(Russia, St. Petersburg)

Abstract. Consideration of the issues of education of employees of internal affairs bodies as representatives of the law enforcement system of the state in the aspect of raising the level of their legal culture and legal awareness today is one of the conditions for building a partnership model of interaction between society and the state. The article is devoted to the study of the content of the concept of "conscience" as one of the categories of ethics from the point of view of pedagogical significance in the educational work in the internal affairs bodies. The author, analyzing the existing approaches of scientists to the ethical definition of the essence of conscience, summarizes their opinions, and also formulates and justifies his own conclusions regarding the issues under consideration in the framework of improving the effectiveness of the education of the personnel of the internal affairs bodies.

Keywords, education; internal affairs bodies; educational work; categories of ethics; worldview; conscience.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.