Научная статья на тему 'К вопросу о нравственном воспитании молодежи'

К вопросу о нравственном воспитании молодежи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
70
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о нравственном воспитании молодежи»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИСТОКИ В СИБИРСКО-ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

В XX в. в татарской литературе появились течения, сформировавшие новый взгляд на литературу, изменившие представление о ценностях этого мира. В прошлом столетии произошло множество событий, повлиявших на дальнейшую судьбу литературного процесса. Россия в начале XX в. пережила три революции (1905—1907 гг., Февральскую и Октябрьскую 1917 г.) и предшествующие им войны — Русско-Японскую (1904—1905 гг.), Первую мировую (1914—1918 гг.), Гражданскую (20-е гг.), Великую Отечественную (1941—1945 гг.) и перестройку 90-х годов. Эти катаклизмы послужили изменению форм общественной жизни и явились предпосылкой духовного самоусовершенствования личности.

Путь к искусству лежал через постижение многоплановых отношений людей, духовной атмосферы времени. И там, где конкретные явления увязывались с этими проблемами, рождалось живое слово, яркий образ. Писатели стремились к творческому преображению мира. Путь к подлинному бытию лежал через самоуглубление художника. Именно через перо художника создается новый образ, отражающий действительную реальность, и в образах создается характер человека как личности.

Наша современность — звенья памяти бесчисленных поколений. Память выступает мерой совести, той нравственной координатой, без которой рассыпаются в прах усилия, не сцементированные высокой гуманистической целью.

Во II половине XX в. зарождается профессиональная литература сибирских татар, в творчестве которых отражаются национальный характер личности, самобытность, нравственное духовно-культурное возрождение народа, просветительская позиция, патриотизм, толерантность. Ф. Валеев в монографии «Сибирские татары» (1995 г.) называет два имени — первого профессионального поэта сибирских татар Б. Сулейманова и первого профессионального романиста Я. Занкиева.

К совсем молодой сибирско-татарской литературе можно отнести произведения таких молодых литераторов, как Г. Махмута («Земляки», 1994 г.), Н. Шам-сутдинова («Прощание с юностью», 1982 г., «Сургутский характер», 1999 г., «Параллельный мир», 2001 г.), А. Исмагилова («Башня поэта», 1997 г.), С. Сагитова («Халкым хэле...», 1998 г.), Р. Ибрагимова («Сак бул, халкым!», 2000 г.), 3. Акбулякова («Тормыш бизэк-лэре», 2002 г.), Ш. Гаделыпи («Аучы жыры», 2004 г.), Г. Абдрахмановой («Себер язым», 2003 г.).

Первым монументальным произведением о жизни сибирских татар стала народно-историческая эпопея Я. Занкиева «Иртыш таннары» («Зори Иртыша», 1994 г.). Это уникальное произведение в литературе

Г.Н. БАБШАНОВА

сибирских татар отличается охватом исторических событий, силой и правдивостью их изображения. В судьбе одного аула Ялана отразилась история России с 1917 по 1944 г. На страницах произведения — революция, красный террор, Великая Отечественная война, круговорот исторических событий, захватывающая жизнь целого народа. Как и многие романы о революции и войне, это произведение о судьбе частного человека в «минуты роковые». Естественно, перед автором возникает задача показать общее через частное, укоренение частного. Но не только о крушении старого мира и становлении мира новых социальных отношений этот роман. Этот роман о мире в самом широком смысле слова — о мироздании, мироустройстве. Свое понимание мироустройства писатель Я. Занкиев воплощает во всей художественной ткани произведения — и в том, что рассказывается, и в том, как рассказывается.

Через образ главного героя Мухаммеда Уразаева, чья судьба переплелась с движущейся панорамой десятилетий XX в., Я. Занкиев повествует трагическую историю сибирских татар. Автор ставит задачу не только раскрыть жизнь и быт сибирских татар, но и знакомит читателя с тем, как на протяжении трех десятилетий менялись облик татарского села, их обитателей, взгляды и нравы.

Оригинальность создаваемых характеров, содержания и формы произведений, национальные истоки, самобытность и народность отличают творчество Я. Занкиева. Нечеловеческие испытания переживает и переносит его герой Мухаммед: с глубокой раной в легких, после многомесячных проведенных в госпитале дней, после страшных известий о гибели в Бухенвальде любимой Сании, смерти ее матери в Ялане, трагической развязки судьбы сына Шамиля, пытавшегося навести порядок в рядах солдат, — совершает нравственный подвиг. Чуть окрепнув, Уразаев едет к овдовевшей красавице Зосе, пленившей сердце его сына; забирает ее с маленьким внуком Шамилем. Герой прорывается сквозь издевательства железнодорожных комендантов, вступает в схватку с бандитами, добывает место в вагоне и пищу для малыша и его матери.

Приехав в Ялан, он застает в роли председателя аула показушного лжегероя войны с украденным орденом Ленина, предателя с гнилой душой, виновника гибели Сании, бывшего учителя школы Айсетдина.

Мухаммед мудр и практичен одновременно. Он нравственно накапливает силы для свержения председателя, по глупой доверчивости выбранного ялан-цами.

Зося узнает в Айсетдине карателя, расстрелявшего на ее глазах партизан. Установлено, что и орден предателем присвоен незаконно.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Ялан на пределе, люди бегут из аула, кто-то умирает от горя и бед. Сельская община в целях самосохранения идет на крайний шаг, выбрав председателем аула Уразаева. Но праведный хранитель татарской истории и обычаев татарского народа сопротивляется общему гласу, отстаивая свое право на устройство личных дел, счастье внука, дочери Фаягуль и Зоей, вернувшейся Миннуры.

На фоне масштабных событий протекает непростая личная жизнь героев, полная коллизий и перипетий. Счастливые и несчастливые семьи проходят перед взором читателя. За всеми событиями видится нам образ автора, мудрого педагога, участника войны, человека, все испытавшего в этой жизни, сохранившего благородство души, сумевшего объективно оценить прожитые годы.

Сибирь — величественный край, континент страстей, деяний, надежд человеческих — входит в поле зрения писателя. Хотя о Сибири написано много, в своем романе Я. Занкиев открывает для читателя свою Сибирь с ее многовековой историей.

Таким образом, судьба его персонажей предстает в органической связи с судьбой всей страны и целого народа. Главное внимание автора сосредоточено на попытках проникнуть в историю через судьбу своего

героя. Писатель выходит на диалог со временем, стремясь постичь связи и закономерности между эпохой, судьбой народа и человеческим характером.

Я. Занкиев обладет прекрасными знаниями быта и психологии своего народа. Его произведения обращены к действительности, общественной жизни, конфликтам времени, социальной психологии, быту людей, духовному миру личности. Он не просто содержательно, тематически по-новому излагает материал, он самим строем чувств, тончайшим лирико-психологическим рисунком, музыкой слова передает в романе описание сибирской земли, обычаев, традиций нашего народа, но самое главное — показывает пробуждение национального самосознания сибирских татар. Автор с легкостью сумел раскрыть характер народа, душу, натуру сибирского человека. Мухаммед, пройдя трагический путь вечной борьбы человека с несправедливостью, остается человеком, верным своему народу. Самые ценные характерные черты романа — человечность, глубокое понимание смысла жизни, принципиальность и требовательность.

Роман Я. Занкиева «Зори Иртыша» послужил блестящим подтверждением той истины, что художник достигает настоящей высоты, когда выражает интересы народа.

РАЗВИТИЕ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК ЭЛЕМЕНТ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ЕГО ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., определяющей развитие системы образования (Приоритетные направления развития образовательной системы РФ, Федеральная целевая программа развития образования на 2006—2010 гг.), основной заявленной целью является обеспечение доступности качественного образования для всех граждан России. Именно качество полученного образования становится основным показателем в подготовке востребованного, конкурентоспособного молодого специалиста, вышедшего из стен образовательного учреждения любого уровня и направленности.

Современные средние и высшие образовательные учреждения представляют собой сложную структуру и работают в напряженных условиях, добиться успеха в которых — задача непростая. Каждый из них стремится организовать свою работу таким образом, чтобы предоставить студентам качественное обучение.

Сегодня существуют известные системы оценки качества образования, но все они носят оценочный ха-

Н.А. БАРСКАЯ, кандидат педагогических наук

рактер, т.е. в процессе их использования мы получаем лишь конкретный результат качества. Не менее важно иметь механизм не только оценки качества, но и обеспечения качества подготовки будущего специалиста.

Качество — это то или иное свойство, признак, определяющий достоинство чего-либо. Качество образования — многомерное понятие, охватывающее все стороны деятельности вуза, направленное на удовлетворение потребностей: личности — в самосовершенствовании, адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни; организации — в подготовке компетентных работников; общества — в формировании социально активных и адаптирующихся к реальной жизни граждан, которые способны ориентироваться на общечеловеческие ценности, обеспечивать рост национального дохода, культурное развитие и процветание страны.

Главное, на что стоит обратить особое внимание в процессе разработки механизма обеспечения качества: полученный результат — полностью сформированная личность, квалифицированный специалист,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.