Научная статья на тему 'Развитие «Я-концепции» личности будущего специалиста как элемент механизма обеспечения качества его подготовки в вузе'

Развитие «Я-концепции» личности будущего специалиста как элемент механизма обеспечения качества его подготовки в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие «Я-концепции» личности будущего специалиста как элемент механизма обеспечения качества его подготовки в вузе»

Ялан на пределе, люди бегут из аула, кто-то умирает от горя и бед. Сельская община в целях самосохранения идет на крайний шаг, выбрав председателем аула Уразаева. Но праведный хранитель татарской истории и обычаев татарского народа сопротивляется общему гласу, отстаивая свое право на устройство личных дел, счастье внука, дочери Фаягуль и Зоей, вернувшейся Миннуры.

На фоне масштабных событий протекает непростая личная жизнь героев, полная коллизий и перипетий. Счастливые и несчастливые семьи проходят перед взором читателя. За всеми событиями видится нам образ автора, мудрого педагога, участника войны, человека, все испытавшего в этой жизни, сохранившего благородство души, сумевшего объективно оценить прожитые годы.

Сибирь — величественный край, континент страстей, деяний, надежд человеческих — входит в поле зрения писателя. Хотя о Сибири написано много, в своем романе Я. Занкиев открывает для читателя свою Сибирь с ее многовековой историей.

Таким образом, судьба его персонажей предстает в органической связи с судьбой всей страны и целого народа. Главное внимание автора сосредоточено на попытках проникнуть в историю через судьбу своего

героя. Писатель выходит на диалог со временем, стремясь постичь связи и закономерности между эпохой, судьбой народа и человеческим характером.

Я. Занкиев обладет прекрасными знаниями быта и психологии своего народа. Его произведения обращены к действительности, общественной жизни, конфликтам времени, социальной психологии, быту людей, духовному миру личности. Он не просто содержательно, тематически по-новому излагает материал, он самим строем чувств, тончайшим лирико-психологическим рисунком, музыкой слова передает в романе описание сибирской земли, обычаев, традиций нашего народа, но самое главное — показывает пробуждение национального самосознания сибирских татар. Автор с легкостью сумел раскрыть характер народа, душу, натуру сибирского человека. Мухаммед, пройдя трагический путь вечной борьбы человека с несправедливостью, остается человеком, верным своему народу. Самые ценные характерные черты романа — человечность, глубокое понимание смысла жизни, принципиальность и требовательность.

Роман Я. Занкиева «Зори Иртыша» послужил блестящим подтверждением той истины, что художник достигает настоящей высоты, когда выражает интересы народа.

РАЗВИТИЕ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК ЭЛЕМЕНТ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ЕГО ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., определяющей развитие системы образования (Приоритетные направления развития образовательной системы РФ, Федеральная целевая программа развития образования на 2006—2010 гг.), основной заявленной целью является обеспечение доступности качественного образования для всех граждан России. Именно качество полученного образования становится основным показателем в подготовке востребованного, конкурентоспособного молодого специалиста, вышедшего из стен образовательного учреждения любого уровня и направленности.

Современные средние и высшие образовательные учреждения представляют собой сложную структуру и работают в напряженных условиях, добиться успеха в которых — задача непростая. Каждый из них стремится организовать свою работу таким образом, чтобы предоставить студентам качественное обучение.

Сегодня существуют известные системы оценки качества образования, но все они носят оценочный ха-

Н.А. БАРСКАЯ, кандидат педагогических наук

рактер, т.е. в процессе их использования мы получаем лишь конкретный результат качества. Не менее важно иметь механизм не только оценки качества, но и обеспечения качества подготовки будущего специалиста.

Качество — это то или иное свойство, признак, определяющий достоинство чего-либо. Качество образования — многомерное понятие, охватывающее все стороны деятельности вуза, направленное на удовлетворение потребностей: личности — в самосовершенствовании, адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни; организации — в подготовке компетентных работников; общества — в формировании социально активных и адаптирующихся к реальной жизни граждан, которые способны ориентироваться на общечеловеческие ценности, обеспечивать рост национального дохода, культурное развитие и процветание страны.

Главное, на что стоит обратить особое внимание в процессе разработки механизма обеспечения качества: полученный результат — полностью сформированная личность, квалифицированный специалист,

СОсХКХхХЮ

человек, ощущающий себя комфортно в своей профессиональной среде.

Существуют традиционные критерии системы обеспечения качества образования, по которым проводится его оценка. Возможно рассмотреть самооценку студента не только как один из элементов мониторинга качества подготовки в вузе, но и как элемент механизма обеспечения качества. В основе самооценки будущего специалиста заложена его «Я-концепция». Люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни. Только тогда жизнь раскроется в истинном значении и можно утверждать о полной реализации или полном функционировании личности.

Для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. Потребность в позитивном внимании впервые появляется как потребность младенца в любви и заботе, а впоследствии она выражает себя в удовлетворении человека, когда его одобряют другие, и фрустрации, когда им недовольны. Это один из показателей комфортности или дискомфорта. Естественно, людям необходимо позитивно рассматривать себя. Развитие позитивного внимания к себе гарантирует, что человек будет стремиться действовать так, чтобы и другие, и он сам одобрительно отзывались о его поступках. А это нечто иное, как механизм управления саморазвитием личности.

«Я-концепция» включает в себя не только наше восприятие того, какие мы есть («Я-реальное»), но и то, какими должны быть и хотели бы быть в результате реализации своих возможностей, т.е. «идеальное Я». «Я-идеальное» отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет, это «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится приблизить «Я-реальное».

Можно выделить условия, важные для развития «Я-концепции»: для любого человека нужно, чтобы его любили и принимали другие. Эта потребность в позитивном внимании развивается как осознание возникновения «Я». Людям необходимо позитивно рассматривать себя. Эта потребность в позитивном внимании к себе гарантирует, что человек будет стремиться действовать так, чтобы и другие, и он сам одобрительно отзывались о его поступках, т.е. человек вряд ли поведет себя не в соответствии с «Я-кон-цепцией», так как это не будет удовлетворять потребности в позитивном внимании к себе. Люди сильно подвержены влиянию значимых лиц, а поскольку значимые лица позитивно относятся только к желаемому поведению человека, проявляя тогда внимание, любовь и уважение, то индивид старается соответствовать стандартам, ожиданиям и требованиям других, ведет себя так, как требуется, чтобы получить одобрение и признание людей, и скрывает все то, что может не понравиться значимым лицам.

«Я-концепция» представляет собой организованную, логически последовательную и интегрированную систему восприятия «Я». «Я» символизирует главную часть сознательного опыта человека. Содер-

жание «Я-концепции» является продуктом социализации, формируется постепенно под влиянием оценок других людей.

Всякая попытка человека охарактеризовать себя содержит оценочный элемент, определяемый общепринятыми нормами, критериями и целями, представлениями об уровне достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д. «Я-концеп-ция» — совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой.

«Я-концепция» — относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. «Я-концепция» — целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ «Я», выступающий как установка по отношению к себе. Он включает в себя следующие компоненты:

Ф когнитивный — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. (самосознание);

Ф эмоциональный — самоуважение, себялюбие, самоуничтожение и т.д.;

♦ оценочно-волевой — стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д.

«Я-концепция» — предпосылка и следствие социального взаимодействия, определяется социальным опытом. Ее составляющие:

Ф «Я-реальное» — представление о себе в настоящем времени;

Ф «Я-идеальное» — то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы;

Ф «Я-динамическое» — то, каким субъект намерен стать;

Ф «Я-фантастическое» — то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось возможным, и др.

«Я-концепция» — важный структурный элемент психологического облика личности, формирующийся в общении и деятельности, идеальная представленность индивида в себе, как в другом.

Для измерения самооценки можно применить один из наиболее популярных опросников «The Tennesee Self Concept Scale», в котором выделяется самооценка в таких сферах, как «Я-физическое», «Я-мораль-ное», «Я-личностное», «Я-семейное», «Я-социаль-ное». Сюда же можно отнести и опросник «Janis-Field scale», имеющий три шкалы среднего уровня: 1) академические успехи, 2) самоуважение и 3) социальная уверенность.

Таким образом, глобальная самооценка не просто отражает некоторое обобщенное чувство «за» или «против» собственного «Я» индивида, а сама обладает сложным строением, определяемым различными факторами и процессами. Самооценка есть эмоциональная реакция на знание о себе, и обобщение эмоциональных реакций происходит на основе обобщения отдельных аспектов образа «Я» в целостную «Я-концепцию».

Свой взгляд на самооценку выражает в своих работах ректор Российской международной академии туризма профессор И.В. Зорин, который, ссылаясь на П. Вацлавика, определяет самооценку как первый шаг планирования, позволяющий направить карьеру специалиста в нужное русло. Автор утверждает, что если поставить перед собой цель найти правильное сочетание личных и профессиональных задач, то это поможет сделать блестящую карьеру. Но начать самооценку необходимо со сравнения себя с теми людьми, которые многого добились в жизни, кого уважают и кто занимает высокие руководящие

должности. При этом следует ориентироваться на жизненные ценности, круг интересов, индивидуальность, особенности характера, навыки, профессиональные качества.

Индивидуум способен к самооценке и может самостоятельно находить путь к самосовершенствованию. В основе самооценки как одного из возможных элементов механизма обеспечения качества подготовки востребованного, квалифицированного специалиста лежит «Я-концепция», развитие которой способствует становлению личности, ощущающей себя комфортно в профессиональной среде.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.Е. ВОЛКОВА

Одним из необходимых условий достижения нового качества профессионального образования Концепция и Стратегия модернизации российского образования на период до 2010 г. определяют повышение уровня профессионализма специалистов и реализацию для этой цели компетентностного подхода в образовании.

В условиях естественного разделения труда и рынка труда каждому человеку приходится самоопределяться в выборе профессии или специальности, обеспечивающей ему возможности чаще, чем ранее, менять место работы, начать свое дело и выжить в реалиях действительности — социально-экономических преобразований переходного периода, актуализирующих проблемы занятости населения. В психолого-педагогических исследованиях показано, что важно учитывать не только экономическую эффективность разделения труда, но и личностные потребности наиболее полной жизненной самореализации молодого человека в соответствии с его способностями и интересами. Самореализация возможна в ограниченной сфере трудовой деятельности, в которой человек должен быть профессионально компетентным (см. Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 г.).

По мнению A.M. Новикова, профессиональная компетентность (понятие, используемое вместо понятий «профессионализм» и «образованность») подразумевает помимо технологической подготовки целый ряд других компонентов, имеющих в основном внепрофессиональный или надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых сегодня каждому специалисту1. Это прежде всего такие качества личности, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к делу, умение доводить его до конца, умение постоянно учиться и обновлять свои знания;

такие качества мышления, как гибкость, абстрактное, системное и экспериментальное мышление; такие коммуникативные качества, как коммуникабельность, способность к сотрудничеству, умение вести диалог.

Профессиональная компетентность — это уровень собственно профессионального образования, опыт и индивидуальные способности человека, его мотивированное стремление к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческое и ответственное отношение к делу.

Существует два основных подхода к определению понятия «профессиональная компетентность» . Первый характеризуется выделением в содержании этого понятия блоков «профессиональные знания», «профессиональные умения» и «профессионально важные качества личности»; второй связан с понятием «готовность к профессиональной деятельности». Готовность человека к деятельности — это:

Ф многоаспектное понятие, являющееся предметом изучения разных наук (в том числе биологии, физиологии, психологии, исследующих понятие адаптации, определяемое как приспособление строений и функций организма к условиям среды обитания);

Ф «пусковое» качество, позволяющее личности соединиться с процессом деятельности, так как его наличие задает определенное состояние человека к выполнению внутренних и внешних действий;

Ф фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности, между компонентами которой существует функциональная зависимость.

Применение компетентностного подхода в образовании определяется требованиями интеграции, глобализации мировой экономики, определяющими повышение требований к качеству образования. Он

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.