Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О НОВОЙ САКРАЛЬНОСТИ: КОНЦЕРТНАЯ ТРИАДА СОФИИ ГУБАЙДУЛИНОЙ'

К ВОПРОСУ О НОВОЙ САКРАЛЬНОСТИ: КОНЦЕРТНАЯ ТРИАДА СОФИИ ГУБАЙДУЛИНОЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
157
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУБАЙДУЛИНА / КОНЦЕРТНАЯ ТРИАДА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Москвина Ольга Александровна

В статье рассматриваются проблемы прочтения жанра сольного концерта в эпоху «sacra nova». Жанр сольного концерта оказался максимально созвучен идее религиозного высказывания последних десятилетий. Концертная триада Софии Губайдулиной излагает идею «sacra nova» - в условиях макроцикла - наиболее последовательно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF NEW SACREDNESS: CONCERT TRIAD OF SOFIA GUBAIDULINA

To the problem of new sacredness: concert triad of Sofia Gubaidulina (by Moskvina O. A.) observes the of solo concerto genre treatment in the «sacra nova» epoch. The genre of solo concerto highly coincides with religious idea of the last decades. Concert triad by Sofia Gubaidulina presents the idea of «sacra nova» in a micro cycle most logically.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О НОВОЙ САКРАЛЬНОСТИ: КОНЦЕРТНАЯ ТРИАДА СОФИИ ГУБАЙДУЛИНОЙ»

К ЮБИЛЕЮ СОФИИ ГУБАЙДУЛИНОЙ

© Москвина О. А., 2011

К ВОПРОСУ О НОВОЙ САКРАЛЬНОСТИ: КОНЦЕРТНАЯ ТРИАДА СОФИИ ГУБАЙДУЛИНОЙ

В статье рассматриваются проблемы прочтения жанра сольного концерта в эпоху «sacra nova». Жанр сольного концерта оказался максимально созвучен идее религиозного высказывания последних десятилетий. Концертная триада Софии Губайдулиной излагает идею «sacra nova» — в условиях макроцикла — наиболее последовательно.

Ключевые слова: Губайдулина, новая сакральность, концертная триада.

Среди других характерных особенностей советского инструментального творчества 70-80-х годов ХХ века примечательной чертой является воплощение религиозной проблематики посредством адаптации хоровых литургических жанров к «чистой» музыке. В этом — исключительная особенность позднесоветской сакральной волны.

Феномен этот, разумеется, не беспрецедентен, хотя одну из его причин мы склонны считать сугубо «территориальной»: многолетняя немота религиозного слова в атеистическом обществе вынудила его искать духовное убежище в далекой от понятийности «чистой» музыке.

В то же время, есть все основания полагать это явление универсальной духовной потребностью: достаточно вспомнить «Литургическую симфонию» А. Онеггера, «Гармонию мира», «Художника Матиса» П. Хиндемита, практически все органные, фортепианные и камерные опусы О. Мессиана1 — события не такого уж далёкого прошлого!

Более того, в самой истории музыки, в глубинных её пластах существует знаменательный опыт баховских хоральных обработок. В этот же ряд попадает и так называемая церковная соната (Sonata da ciesa), в которой чисто инструментальным языком «проговаривались» религиозные истины.

Поздняя советская музыка подняла на сакральные высоты многочисленные ответвления жанра In Memoriam, в некоторых случаях наделив их силой интимного переживания (Пятая симфония Г. Канчели — «памяти родителей»; фортепианный Квинтет (In Memoriam) А. Шнитке — «памяти матери»). Она наполнила сакральным смыслом и открытый западноевропейскими авангардистами минимализм (Silentium А. Пярта); преодолела генетические «противоречия» полистилистики во всепримиряющем хорале финала Первой симфонии А. Шнитке. В опыте В. Сильвестрова (Пятая симфония; «постлюдии»), Г. Канчели она «романтизировала» акт религиозного самозабвения, одарив его сильными поэтическими токами.

Наконец, поздняя советская музыка явила, быть может, самый долгожданный синтез, союз «чистой» музыки и литургии — и самый убедительный их жанровый альянс. Конечно, нет смысла отнимать лавры первенства у симфонии, однако сакральные потенции жанра сольного концерта оказались столь же сильны (что подтверждает, среди многих примеров, С. Губайдулина в созданной ею знаменитой триаде Detto-II. Introitus. Offertorium).2

Жанр сольного концерта был избран корифеями «среднего» композиторского поколения не случайно, — при всей справедливости того, что называют первичностью сакральной сверхидеи и «приглушенностью» способов её высказывания. Его особая, «генетическая» предрасположенность к сакрализации бесспорна уже в силу того, что принцип tutti — solo, лежащий в основе жанра, позволяет «сюжетно» трактовать знак литургического действа, — принцип общения между проповедником и собором. Именно так представлены знаки антифона и респонсория соответственно в Introitus и Offertorium Губайдулиной.

Очевидно, что и такой мощный стимул, как возможность воспринимать солиста в функции проповедника, повлиял на то, что моделью был выбран жанр сольного концерта именно романтического образца (то есть концерта монологического типа).

Жанр сольного концерта, кроме того, давал возможность субъективистски-интимного прочтения4 «вечного сюжета» крестных мук и искупительной жертвы Богочеловека. Так, в Offertorium Губайдулиной литургический первоисточник переосмыслен экспрессивно-личностным тоном «героя» концерта: «жертвоприношение» баховской темы — это лично пережитая, вновь ощущаемая тяжесть искупительной миссии Христа.

Скрипичный концерт А. Берга (1935), ставший, по меткому замечанию С. Савенко, «мифологемой ХХ века», оказал несомненное влияние на губадуйлинский Offertorium и даже может быть представлен как архетип — некая модель, впоследствии подхваченная «поздней» отечественной музыкой. А катарсический финальный хорал «в стиле Баха» в опусах «поздних» советских авторов стал настоящей, истинной традицией.

Исследователи и интерпретаторы творчества Губайдулиной5 не без оснований считают триаду Detto-II (1972); Introitus(1978) и Offertorium (1980) (соответственно: виолончельный, фортепианный и скрипичный концерты) одним из самых мощных воплощений поздне-романтической концепции сверхцикла. Более того, это «основание», наверняка, было подано с «лёгкой руки» самой Губайдулиной, назвавшей себя «романтиком, который завидует классику» (курсив мой. — М. О.).

Сакральная идея (а именно с этой точки зрения рассматривается триада), a priori подразумевающая «контекстное» рассмотрение части литургического сверхцикла, звучит в каждом из этих опусов с большей или меньшей степенью силы и даже — вероятно — заданности (т.е. в некоторых случаях просто недостаточно явственно).6

Поэтому, отдавая должное идее сверхцикла, не следует чрезмерно акцентировать это, столь неизбежное, родство, Попытаемся увидеть смысл в автономном содержании каждого из концертов. Смысл этот — и в безусловной самоценности опусов, и в стремлении восстановить некоторую справедливость в отношении, прежде всего, к Detto-II и Introitus. Ведь эта интереснейшая музыка не отзвучала, на наш взгляд, должным количеством обертонов ни в исследовательской литературе, ни в непосредственно слушательской аудитории, — чего не скажешь об Offertorium. Возможно, «виной» тому послужило отсутствие ярко выраженной «читаемой» программы; в концертах нет «сюжетного» плана — одного из наиболее «зримых» показателей сакрального мира. Наконец, здесь не явно представлены и «флюиды полистилистики» [1; с. 33], представляющие фрагменты барочного (как правило) комплекса с его символизацией всех уровней произведения: от риторических фигур до символического прочтения формы.

Detto-I9 для виолончели и ансамбля инструменталистов (1972).

В русле сакральной проблематики Detto заслуживает не меньшего внимания, чем In-troitus, и уж тем более, Offertorium. Эта великолепно «исполненная» партитура достойна самого пристального и детализированного рассмотрения, которое позволит ответить на вопрос «как?», но не на вопрос «что?», a priori подразумевающий наличие какой-либо сакральной идеи. Собственно говоря, ответ на этот вопрос затрудняет то, что Губайдулина, не обозначив жанровой принадлежности опуса, тем самым лишь подтвердила его неявную «концертную» сущность. Жанр сольного концерта в полном смысле этого слова будет явлен в Introitus и — ещё более — в Offertorium, — в «кульминационной зоне» триады. Как видно, в творчестве Губайдулиной произошло становление не только собственно самой сакральной идеи, но и идеи жанра. Иными словами, имманентная художественная ценность Detto, наполненного виртуозностью, яркостью, смелостью авторской фантазии, так высока (самодостаточна и самоценна), что практически не оставляет возможности открыто говорить о его сакральной направленности. В этом случае это оправдано, среди прочего, достаточно юным «возрастом» опуса. Авторский стиль Губайдулиной к 1972 году находился в спектре многообразных влияний западноевропейского авангарда 50-60-х годов. Потому здесь мы видим как бы не сублимированные ещё «следы» различных авангардных «техник»: алеаторики, сонористики,

электронной музыки и т.д. Опять же, это вовсе не означает отсутствие их в более поздних сочинениях автора, где они, правда, уже абсолютно гармонично вписываются в откристалли-зованный авторский стиль.

И все же, позволим предположить о существовании в этом сочинении сакральной

идеи.

Среди немногочисленных доказательств - идея тембрового решения. Тембр, положенный в основу сочинения, — виолончель, виолончельный — не может не вызывать неизбежных ассоциаций с традиционным «баритоном», призванным воплощать «голос» Иисуса Христа («Страсти» Баха). Впоследствии этому голосу, как мы знаем, уже не потребовалось слов. Один из примечательнейших эпизодов Offertorium оказывается напрямую связанным именно с таким осмыслением виолончельного тембра: мягкие секстовые интонации виолончельного solo только отчётливей рисуют «найденный» историей музыки образ Богочеловека. В функции героя сакрального quasi-сюжета виолончельный тембр выступает также в In croce (1979) и в партите для виолончели, баяна и струнных «Семь слов» (1982). Сюжет крестных мук явлен в этих опусах с ещё большей степенью очевидности, чем в указанном эпизоде Offertorium или во Втором виолончельном концерте, где, действительно, можно говорить скорее об «апокалиптических видениях», прорывающих евангельские «рамки» земной жизни Богочеловека.

Выразительнейшая, истинно губайдулинская интонационность очевидна и в Detto. Но и здесь, за её воистину самоценной красотой, нетрудно разглядеть весь пафос, всю силу убеждённости в «Сказанном», которая в Offertorium'е будет звучать как убеждение (опять же как проповедь)9.

Наконец, обратим внимание на название сочинения. Detto (с итал.) означает «Сказанное». «Сказанное» неизменно подразумевает Слово — со всем спектром сакральных смыслов.

Концерт для фортепиано и камерного оркестра Introitus (1978) имеет, по крайней мере, два сакральных «измерения». Одно из них связано с архетипом романтического концерта в его «листовском» осмыслении. Точнее, здесь можно говорить о предпосылках трактовки сочинения в «сакральном ключе». В данном случае «сакральные потенции» жанра, на наш взгляд, явственно ощутимы.

Итак, Introitus безусловно следует традиции романтического одночастного концерта. Если же говорить о наиболее близких ему исторических прецедентах, то наиболее влиятельным из них оказывается скрябинский «Прометей». Но если «космическое Я» Скрябина взывало к грандиозному очистительному «пожару Вселенной», то Introitus Губайдулиной представляет собой камерный вариант видения нового мира — столь характерный для творческой личности художника. «Камерности» замысла сочинения соответствует композиторский выбор инструментального состава, в котором предпочтение отдаётся «монохромным» тембрам струнной группы (деревянные духовые только варьируют этот материал).

Наиболее ярко спектр «романтических флюидов» Концерта представлен в его теме (точнее в мелодическом построении, выполняющем её функцию; третий такт от ц.30):

1.

jl'iüt.ü iuüíüí;

- Irг •"gf pf"? ^г-

t 5 5 1—Ü—

Протяжённая одноголосная линия в партии фортепиано solo явно напоминает свободные монологические высказывания «в духе» XIX века. Динамика pp и высокий, «звенящий» регистр говорят об её иллюзорности — выходе в идеальное измерение.

С точки зрения романтических аллюзий, весьма примечательна и quasi-Cadenzia солиста (ц.59). Мощные аккордовые комплексы (на первый взгляд — вполне в листовском духе; о «почерке» маэстро свидетельствует и излюбленные триольные пассажи), окрашенные, опять

же, в прозрачные мистические тона, являют собой то самое «вертикальное измерение духовности» (Г. Орлов), которое свойственно позднему знанию...

Программа Концерта имеет определенно сакральную направленность. В фортепианном концерте заголовок Introitus более того, становится первопричиной символически-знаковой системы, ярко представленной в произведении.

Introitus — первая, вступительная часть католической мессы proprium, её начальная молитва, представляющая собой псалмодию священнослужителя. Ритуальный знак псалмодии Губайдулина трактует более свободно, совмещая его с принципом антифона.

Собственно, антифон как символ ритуала воссоздаёт сакральное пространство в Introitus. Диалог фортепиано solo и струнной группы оркестра (ц.11 партитуры) можно уподобить антифонному общению участников храмового действа: проповедническая роль солиста подчёркивается псалмодическим интонированием (здесь автор прибегает к использованию тематического архетипа — псалмодии): 2.

Píico itií-im mimn -hiíii

№ Г Ч й. 5 г г г г г . ¡Л. . . III. . fe

-J......т." J. j j é i J 4JL ] ■ _ _ _-■

Щ/ 1 fr : r С F

J J г Л; р1 ¿г* -1 : i'p 3 E

щ—3= (Si .7. .............. ■ V Г Ь J_: ■i—¿

Ответы воображаемого хора трепетны, открыты и экспрессивны (с ц.12 по ц.22).

ОиаБьритуальному пласту произведения предшествует весьма примечательное вступление (с начала до ц.11). Баланс на грани исчезновения материи, достигаемый тончайшим тембровым ш1х1'ом флейты и фагота и скользящим «четвертитоновым» заполнением малой секунды («четвертитоника» вообще довольно активно используется в Концерте), выливается в новый «движущийся пласт» — шестиголосный «гетерофонный» (термин С. Савенко) канон первых скрипок (ц.2). «Вибрирующее», «дышащее» пространство внутренне подвижно и в то же время достаточно стабильно — об этом говорит сама заключённость его в строгие рамки канона.

Драматургически музыка вступления примечательна ретроспективно — с точки зрения «истаивающего конца» опуса (об этом позже).

«Антифонный» эпизод Концерта, повторенный три раза, составляет его quasi-сюжетный, «зримый», как бы реальный план — и первый крупный раздел формы сочинения.

Второй раздел Концерта совершенно исключает quasi-реальный сюжет ритуального действа. Здесь начинает господствовать иная — высшая — реальность. Структурно раздробленные секции «гетерофонных канонов»; окончательное стирание тембровых граней; вся эта «щебечущая» фактура символизирует выход в спиритуалистическое пространство; пространство мира запредельного — в инобытие. Итак, от внешне-ритуального — к мистическому, трансцендентному — таков спектр смыслов 1п1хокш.

Безусловно, окончание Концерта столь же иллюзорно, сколь и его кажущаяся безукоризненной «схема». 1п1хокш производит впечатление «открытой» композиции. Возвращение изначальной малосекундовой интонации вновь создаёт особую ауру балансирования на грани — но уже скорее на грани нового бытия.

Столь знаменательный финал произведения вновь проливает свет на характер его программности. «Имя никогда не бывает полным: программный заголовок является дополнительным ассоциативным обертоном музыки, обогащающим восприятие...» [1; с. 33]. В этом смысле Шгокш — не столько Знак жанра (ритуальное quasi-действие), сколько «Вступление» в мир идеальный, запредельный, — первые шаги Вечности.

«Когда-то мимоходом, в такси, Гидон Кремер подал Софии Губайдулиной мысль написать концерт для скрипки. Обдумывая сочинение, Губайдулина старалась впитать в себя характерное свойство Кремера — его невероятную самоотдачу, даже жертвенность в отношении к исполняемой музыке, в чём-то родственную религиозному акту. Так явилась идея Offertorium».10

В 1988 году София Губайдулина, художник, довольно часто и охотно интервьюируемый, в одной из многочисленных бесед назвала в числе композиторов, имевших особое влияние на её творческую судьбу, три имени. Два из них — И.-С.Бах и А. Веберн — оказались символически соединёнными в одном из самых значительных произведений Губайдулиной — Концерте для скрипки и оркестра Offertorium (1980). Точнее, в главной его теме, — аллегории высокой жертвенной любви, символе высочайших духовных ценностей культуры, наконец, герое всех перипетий этого «сверхсюжета», — теме короля Фридриха, освященной Бахом в «Музыкальном приношении» и поданной Губайдулиной в свойственной нововенцам манере Klangfarbenmelodie (так в своё время «прочитал» эту тему Веберн): 3.

В. Холопова, называя тему Offertorium'a пророчеством, предопределением, акцентировала, на наш взгляд, не столько традиции и смысл романтического концерта11, очевидные в Offertorium, сколько символ трагической судьбы самой культуры. София Губайдулина «трактует» этот символ практически сюжетно: при каждом новом проведении баховская тема теряет — с начала и с конца - по одному звуку, — и в итоге самоуничтожается.12 То, что Губайдулина «вынесла» Знак этого трагического пути в эзотерический пласт произведения, как раз удивления не вызывает: духовная смерть никогда не бывает явственно-зримой; она ощущается только невероятным усилием духа — усилием в постижении. История и смысл этой темы — один из самых важных пластов сакрального мира Offertorium.

Идея личного жертвования (как верно заметила В. Холопова, — идея существования и жизненного Credo самой Софии Губайдулиной), поданная, опять же, quasi-сюжетно, наряду с идеей баховской темы вновь говорит нам о пути, пройденном уже однажды Богочеловеком, — пути крестных мук, жертвоприношения, Воскресения и Инобытия. Собственно, Of-fertorium, понимаемый как «жертвоприношение» в абсолютно личностном смысле — в смысле, действительно, самоприношения, — стал идеей сочинения.

Offertorium, помимо прочего, несет на себе ещё традиционно знаковую — литургическую — нагрузку. Offertorium (от лат. offero - подношу; подношение. приношение) — это «песнопение, исполняемое в католической церкви во время пресуществления даров — хлеба и вина.13 Первоначально представлял собой псалом и антифон, исполнявшиеся попеременно двумя хорами. Позднее вместо антифонной приобрёл респонсориальную окраску...» [2; с. 140].

В своём Концерте Губайдулина использует, действительно, принцип респонсория — принцип диалога между «проповедником» (solo скрипки) и воображаемым собором (оркестр; оркестровая баховская тема выполняет всё-таки иную функцию). Насколько этот мощный, но не главенствующий сакральный обертон драматургически оправдан в Концерте, мы мо-

жем судить, проследив лишь линию взаимоотношений темы короля Фридриха и судьбы гу-бадуйлинского «героя», — ведь именно здесь сконцентрирован смысловой нерв Offertorium.

Так, Offertorium только на первый взгляд представляется столь типичным для губай-дулинского стиля детализированным «потоком сознания», который творит неистовая рефлексия «героя». «Герой» этот, в сущности, только реагирует на драму самоуничтожения баховской темы — реагирует, конечно, исключительно сильно, буквально до самоотвержения, тем самым творя свой крестный путь. Не случайно последние «такты жизни» Темы14 совпали с «тремолирующим» тематизмом (в сущности, нетематизмом, бессмысленным ничто) скрипки, а катастрофа разрушения, уничтожения, — Смерти — стала просто общей (ц.57; те же «бессмысленные» glissandi всего оркестра).

До этого «герою» пришлось пройти через испытания «медным ужасом», передёргивающим, унижающим его лейтинтонацию (ц.15-17); и через осознание собственной благости (ц.10; один из красивейших эпизодов Концерта!); и сквозь так явно отчуждаемую Губайду-линой фантасмагорическую скерцозность (ц.17-53), на фоне которой разыгрывается очередной акт мученичества.

Но уже здесь «герой» начинает обретать так необходимую ему впоследствии — в прямом смысле спасительную — секстовую интонационность (начиная с ц.25; опять же, она звучит контрапунктом к баховской теме). Интонация сексты станет «утешительным Словом», которое «произнесёт» виолончель.

Так завершился «первый акт» драмы.15 И тут же начинается долгий — быть может, не менее мучительный — путь к новому знанию, — к обретению смысла и себя. И первый (а драматургически — самый важный) шаг предпринимается в очень крупном эпизоде виолончельного solo (ц.61-90). Собственно, смысл этого долгого убеждения (именно здесь выполняет свою спасительную миссию интонация сексты) понятен — «голос» указует «герою» Путь — покуда «герой» этот единственно верный путь не принимает (начиная с такта 5 после ц.90).

Об архетипе виолончельного тембра уже писалось на страницах очерка о Detto-II. В сочинении можно услышать и тематические архетипы Offertorium, то они образуют последний круг темы Концерта. Архетипичность мышления Губайдуллиной проявляется и в эпизоде жутковатого Скерцо (ц.47-53). Моделью здесь предстаёт именно скерцозный тип музыкального высказывания, притом в его «романтическом» осмыслении.

Архетип тональности (да, пожалуй, и жанра) явственен в хоральном «эпилоге» Концерта. А роль, действительно, тематических архетипов необычайно возрастает во второй его части, где трудное самообретение «героя» происходит через «очищение» архетипом, например, натурального звукоряда (ц.90; 7 тактов до ц.93).

Всё последующее названо В. Холоповой «генеральной кульминацией мученичества». Вновь является «призрак» Скерцо (ц.95; ц.99), на сей раз ещё более зловещий, и, за ним, — новый тематический «провал» оркестра (ц.103). Впрочем, это уже не «бессмысленное ничто», в котором когда-то погибла Тема, а, скорее, то первозданное состояние Материи16, которое есть следствие истинно апокалиптической катастрофы. И потому оркестровый унисон е (третий такт после ц.108) звучит уже как утверждение...

Знаменателен Эпилог Концерта. Голос «героя» сливается с «исполненным величия и благоговения» (В. Холопова) хоралом струнных (ц.115).

Типр

C'-uí Г mm

„ т^п

ki

s! fp

A ..u- L

2 Af|>c \

m

Г-ii.i

V-níi vio

V-]e

V-*

f.-h

I'PP

r.ci

J M

l

¥

-Til

ш

J|1 I I i! , villi -И ,Nli

Ш

-Z- i _

sui ia-tn

.|jI iuwhi

w

w

i

w

Но «герою» суждено познать другую истину. Растворяясь, исчезает в небытии благостная молитва, и «герой» по-настоящему обретает себя, лишь до конца сказав то, в чём мы узнаём кребс баховской темы. Тема вернулась, но вернулась преображенной.

«Герой», кроме того, наконец обретает звук Б — первый и последний звук темы, её начало и конец, обретает Смысл — и здесь смыкается «круг» ОйеЛопиш.

Примечания

1 Оливье Мессиан представляет собой редкий тип абсолютно религиозного художника. В этом смысле он равен только Баху.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 И Альфред Шнитке, по собственному (правда, неофициальному) признанию, «рассказал» в своем Втором скрипичном концерте историю страданий и смерти Христа.

3 Собственно, истинно проповеднической силой обладали ещё сольные концерты Листа, и идея «очищения искусством» через всю его мощь и пафос воздействия (истинно религиозная идея!) восходит к романтической концепции художника. Конечно, в «поздних» опусах наших современников эта идея приобретает несколько иной смысл.

4 Потребность в сильной монологизации авторского чувства, в стремлении самолично, до конца осознать смысл переживаемого, вообще заметно возросла в семидесятые годы.

5 В частности, Ю. Николаевский.

6 Отчасти это оправдано большой временной дистанцией между произведениями

7 Таковое возникает, в частности, в пьесе для виолончели и органа In croce (1979). Регистровое перекрещивание инструментов создаёт ощущение видения огромного символического креста — сакральной метафоры, повторяя высказывание самой Губайдулиной.

8 Detto-I написан Губайдулиной для органа и ударных.

9 Этому понятию мы придаём, конечно же, функциональный, а не оценочный смысл, — художественная ценность Offertorium едва ли не выше...

10 «Выразительнейшей интонационностью» отмечено, прежде всего, виолончельное solo (первый раздел опуса. Вообще в Detto усматривается явная — репризная — трёхчастность, обогащённая принципом концентрической формы). Средний раздел сочинения, где автор аннотации к грампластинке «Иван Монигетти» (1978) склонен видеть «импульсивность» и «драматичность», есть всё же не более вариация (различного рода!) уже «сказанного».

11 О них красноречиво свидетельствует, помимо распространённого в эпоху романтизма «мотива» противостояния Рока и личной человеческой судьбы («мотива», в общем-то, близкого «романтизму» Губайдулиной), сам принцип романтического героя, не говоря уже о том, что роль его («ге-

роя», солиста) в Концерте воистину трудно переоценить. Собственно, всё это имело место ещё в Концерте Берга, который, повторяем, стал для Губайдулиной архетипом. Даже явная «трёхфазность» Ойейогшт безусловно зависима от трёхчастности Скрипичного концерта. (В целом Ойейогшт следует традиции одночастного романтического концерта.)

12 Схема манипуляции с темой приведена в статье В.Ценовой. См.: Ценова В. К теории современной музыкальной композиции. - «Советская музыка», 1991, № 9, с.85.

13 Аналог в православной службе - песнопение «Тело Христово».

14Ц.53-57 партитуры. Тема погибает словно второпях; её последние «дыхания» звучат чуть ли не 81хей'но. В итоге от Темы остаётся исступлённое «ми» (трубы, валторны) - последний отчаянный крик...

15 По В.Холоповой, 0£ГеГ:огшт представляет собой «три сомкнутые акта драмы с эпилогом».

16 «Предклассическим» состоянием музыкальной материи назвала София Губайдулина Музыку ХХ века [См.: 4].

Литература

1. Бугрова О. София Губайдулина. Опыт стилевого анализа творчества. Дипломная работа, Горький, 1986.

2. Музыкальная энциклопедия. Том 4. М., 1978.

3. Холопова В. Жертвоприношение (Авторский вечер С. Губайдулиной) // Музыкальная жизнь. М., 1990. №11

4. Час души Софии Губайдулиной. Интервью с композитором // Музыкальное обозрение. М., 1994. №3.

©Петров В. О., 2011

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ТЕАТР СОФИИ ГУБАЙДУЛИНОЙ

Статья посвящена инструментальному театру Софии Губайдулиной. В ряде ее произведений выявляются элементы театрализации инструментальных опусов: особое отношение к пространственности, которое приводит к передвижению инструменталистов в пространстве сцены (Первый квартет), использование актерских приемов («Quattro», «Юбиляция»), внедрение слова в чисто инструментальные по жанровому определению сочинения («Ступени», «Сад радости и печали», «Concordanza», Концерт для фагота и низких струнных).

Ключевые слова: С. Губайдулина, инструментальный театр, синтез искусств, авангард.

Одним из магистральных жанров второй половины ХХ века является инструментальный театр. В его рамках существуют разные искусства-притяжения: пантомима, мимика, театральное представление, декорирование, свето/цветовая драматургия, «действующие» вместе с музыкой. В произведениях, принадлежащих инструментальному театру, существуют взаимодействия полярных видов искусства, не только направленных на разные аудитории, но и имеющих разную специфику бытования в художественном пространстве. Сочетание их сущностей и основных констант могут быть ярко выраженными или менее выраженными, могут находиться в драматургическом родстве, а могут и проявляться весьма конфликтно. В самом общем плане выделим следующие элементы театрализации исполнительского процесса, его кинетической составляющей:

1) специфическую расстановку инструментов и перемещение исполнителей в пространстве сцены и зала («пространственная музыка»),

2) актерскую игру (пантомима, мимика, жестикуляция и т.д.),

3) включение слова в инструментальную композицию.

Выделенные элементы могут использоваться обособленно. Так, в сочинении «Действие в пространстве» для 88 исполнителей Я. Ксенакиса, все ансамблисты находятся в зале вперемешку со слушателями и постепенно двигаются к сцене. Композитором используются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.