К вопросу о новой концепции кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации
Качалов Павел Николаевич,
кандидат философских наук, доцент, Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России) E-mail: [email protected]
Огрина Галина Вячеславовна,
кандидат исторических наук, доцент, Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России) E-mail: [email protected]
Авторами проанализированы объективные предпосылки разработки положений нового Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, связи с чем, исследованы имеющиеся пробелы административного законодательства.
Отмечается, что вносимые за годы существования кодекса акт изменения зачастую носят разрозненный и несистематизированный характер, что ведет к отсутствию единства и стабильности правового регулирования, возникновению новых пробелов или сложностей в правоприменительной практике, что в конечном итоге негативно сказывается на обеспечении прав и свобод граждан и юридических лиц.
Авторами рассматриваются основные направления и концепция проекта нового Кодекса об административных правонарушениях РФ с целью эффективного развития административного законодательства. Уделяется внимание эффективности применения существующих норм на основе правоприменительной практики, обосновывается целесообразность систематизации правовых норм. Рассматриваются также недостатки нового КоАП РФ и анализируются некоторые положения Особенной части Концепции нового Кодекса.
Ключевые слова: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, концепция, преюдиция, административное правонарушение, производство по делам об административных правонарушениях.
сч со
Важнейшей частью административного законодательства выступает Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ)[1], регулирующий отношения в сфере и административных правонарушений и административной ответственности.
КоАП РФ регулирует огромный круг общественных отношений в сфере административной ответственности, включая нормы как материального, так и процессуального права. Однако вопросы ответственности за административные правонарушения, как физических так и юридических лиц на сегодняшний день недостаточно урегулированы действующими нормативно-правовыми актами, и включают в себя множество противоречий.
Вопрос эффективности применения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в действующей редакции является актуальным уже долгое время. Развиваются общественные отношения, увеличивается правовое поле действия кодекса и правоприменительная практика постоянно выявляет проблемы и пробелы правового регулирования, на основании чего постоянно вносятся корректировки и нормы КоАП РФ постоянно подвергаются редакции и дополнениям.
Существующий Кодекс нуждается в разработке эффективных норм, которые отвечали бы современным условиям, устраняли пробелы и отвечали требованиям современной правоприменительной практики.
На сегодняшний день, практика привлечения к административной ответственности не является единообразной и устойчивой в силу несовершенства действующих норм. Нормы КоАП должны иметь актуальное практическое значение, а также разграничивать компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в сфере административной ответственности.
За время своего существования с 2001 года Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации претерпел огромное количество изменений, стал громоздким и бессистемным. С момента вступления в силу КоАП РФ принят 621 федеральный закон, которым в кодекс внесено уже свыше 4 800 изменений в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ). [2]
В правоприменительной практике часто возникали вопросы, связанные с выбором конкретной статьи для применения к тому или иному нарушению. К примеру, нормативно-правовая модель стадии пересмотра постановлений и решений по де-
лам об административных правонарушениях была сформирована еще в советский период и на общем фоне административно-юрисдикционной деятельности однозначно нуждается в реформировании. И, как мы видим на практике, путем внесения уточнений существующие проблемы правоприменительной практики решить невозможно.
Вопрос о модернизации КоАП РФ обсуждался на протяжении уже длительного времени, и ученые не раз выступали с инициативной о разработке нового Кодекса. В 2016 году была предпринята попытка разработки нового КоАП РФ, но она не была удачной в связи с большим количеством замечаний к законопроекту.
На сегодняшний день разработана и 10 июня 2019 года была предложена Концепцией нового КоАП, которая призвана обеспечить ясность и согласованность норм будущего кодекса. Введение в действие нового Кодекса планируется с 1 января 2021 года. Важно отметить, что с этого момента решения о привлечении к ответственности вынесенные за те правонарушения, которые не включены в новую версию КоАП РФ применению не подлежат.
Сейчас идет активное обсуждение концепции нового Кодекса. Реформа призвана сократить количество составов административных правонарушений, изменить подходы к назначению наказаний.
Согласно новой концепции Кодекса, количество административных правонарушений в Российской Федерации значительно сократится и будет разделено по категориям, которые подразделяются в зависимости от их характера и степени общественной вредности. Исходя из этого и будет назначаться наказание нарушителям.
Одной из основных задач разработки нового Кодекса об административных правонарушениях является «обеспечение единства, последовательности и внутренней непротиворечивости регулирования всего комплекса общественных отношений, составляющих правовой институт административной ответственности» [3, с. 137]
Основная цель совершенствования института административной ответственности -трансформация его из преимущественно карательно-фискального инструмента в институт назначения наказания, подлежащего дифференцированному применению с учётом риск ориентированного подхода в случае, если профилактические и принудительно-профилактические меры не имели должного воздействия.
Для достижения указанной цели в Концепции перед разработчиками проекта нового КоАП поставлены определенные задачи. Тезисно их можно сформулировать так:
- сокращение составов административных правонарушений и изменение подходов к их назначению;
- совершенствование процедуры рассмотрения дел;
- выделение из КоАП РФ норм, регламентирующих производство по делам об административ-
ных правонарушениях, при сохранении в нём положений о подведомственности таких дел субъектам административной юрисдикции; - сокращение количества составов административных правонарушений, подведомственных суду. [4, с. 209]
Однако, стоит отметить, что совершенствование в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности законодательства об административных правонарушениях не должно осуществляться изолированно от реформирования отраслевого законодательства.
Существенным фактором, снижающим эффективность действующего КоАП РФ, являются образовавшиеся за прошедшие годы проблемы в правоприменительной практике органов административной юрисдикции и их должностных лиц в вопросах возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях.
В общих положениях действующего КоАП назрела необходимость систематизации правовых норм, которые регулируют применение института административной ответственности.
Нормы, регулирующие институт освобождения от административной ответственности, без достаточных на то оснований определены в разных главах раздела I КоАП РФ. Это свидетельствуют о необходимости разработки института освобождения от административной ответственности, правовые нормы которого должны быть сосредоточены в одной главе КоАП.
Реформирование института административной ответственности будет не полным и не завершенным без совершенствования процедуры рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях. Также нуждаются в совершенствовании и правовые нормы, регулирующие основания прекращения дел об административных правонарушениях в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Важным нерешенным вопросом является возможность прекращения дела об административном правонарушении за примирением сторон, в связи с деятельным раскаянием и в связи с возмещением ущерба. Институт реабилитации также не установлен действующим КоАП РФ. И на сегодняшний день существует необходимость внесения в КоАП РФ главы, предусматривающей основания возникновения права на реабилитацию, включающей перечень реабилитирующих и не реабилитирующих оснований. Если нарушитель предотвращает или же устраняет причиненный вред для него необходимо назначить минимальный размер штрафа или же вовсе вынести предупреждение.
Институт реабилитации имеет огромное значение для правоприменительной практики. Гражданин, которые неправомерно привлечен к ответственности может рассчитывать на получение компенсации.
Для нарушителей правил дорожного движения действует правило сокращения штрафа в два
5 -о
сз
<
раза при условии его оплаты в двадцатидневный срок. Авторами концепции вынесено предложение распространить данное правило и на иные правонарушения, за совершение которых выносится наказание в виде штрафа. Разумеется, при назначении наказания за грубые нарушение такое правило действовать не может.
Новый Кодекс подразумевает обстоятельства, при наличии которых ответственность должна быть смягчена, причем сумма штрафа будет уменьшаться в зависимости от числа таких оснований. В противоположном случае, при наличии отягчающих обстоятельства штраф будет увеличиваться.
Рациональным представляется предложение о списании штрафов за административные нарушения без возбуждения исполнительного производства. Максимальная сумма, на которую распространяется данное предложение достигает десяти тысяч рублей.
В кодексе должны быть предусмотрены нормы, регламентирующие общий порядок подготовки к судебному заседанию, общие условия судебного разбирательства, подготовительную часть судебного заседания, порядок исследования доказательств, последнее слово лица, привлекаемого к административной ответственности, вопросы, разрешаемые в совещательной комнате при вынесении постановления по делу об административном правонарушении и провозглашение постановления по делу об административном правона-рушении.[3, с. 140]
Важным нововведением считаем включение категории «подростки» в категорию лиц, привлекаемых к ответственности. Для назначения наказания подросткам будет учитываться уровень психического развития, особенности личности и условия жизни несовершеннолетнего. Для работы с ними предусмотрены профилактические воспитательные работы, которые могут быть применены в виде административного наказания.
Еще одним отдельным субъектов числу лиц, привлекаемых к ответственности определены индивидуальные предприниматели. У судов часто возникали сложности в отношении данной категории нарушителей, поскольку их можно было отнести и к должностным и к юридическим лицам.
Для бизнеса положительным моментом станет запрет на привлечение к ответственности и работника и юридическое лицо за одно и то же преступление.
Перед учёными-правоведами стоит задача предложить такую концепцию законодательства, которая будет отвечать потребностям современного общества, учитывать различные аспекты социально-экономического развития государства, интересы отдельного индивидуума. [5, с. 37]. — Таким образом, рассмотрев проблемы право-2 применительной практики при рассмотрения дел об административных правонарушениях можно ° сделать вывод о необходимости нормативного со-ав вершенствования данного института, в связи с чем
и обсуждается концепция обновленного кодекса об административных правонарушениях. Проблемы правоприменительной практики в сфере административного законодательства, бессистемность нормативного акта регулирующего данные правоотношения, многолетние обсуждением необходимости введения в Российской Федерации нового Кодекса об административных правонарушениях определяет необходимость разработки и внедрения концепции нового Кодекса об административных правонарушениях. Уже долгое время существует необходимость осмыслить и проанализировать сложившуюся практику применения норм административного законодательств, учитывая наличие многочисленных поправок. Главной задачей закона является сокращение числа нарушений.
Литература
1. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 06.02.2019) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. - URL: http://www.consultant.ru-/document/ cons_doc_LAW_34661/6df23/
3. Занина Т.М., Занин К.А. К вопросу об основных направлениях концепции нового кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Вестник Воронежского института ФСИН России. - 2019. - № 2 - С. 137142.
4. Солдатов А.П. Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и полномочия органов внутренних дел (полиции) по рассмотрению дел об административных правонарушениях// В сборнике: Стратегическое развитие системы МВД России: состояние, тенденции, перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции. Отв. Ред В.О. Лапин. 2019. - 2019. - С. 207-213.
5. Лаврентьева И.С. Квитчук А.С. Теоретико-правовые аспекты совершенствования административного законодательства в сфере безопасности дорожного движения и отдельных положений кодекса об административных правонарушениях // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России - 2019. - № 3 (83) -С.35-42.
ON THE NEW CONCEPT OF THE CODE OF ADMINISTRATIVE OFFENCES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Kachalov P.N., Ogrina G.V.
Middle Volga Institute (branch) of VSUU (RPA of the Ministry of Justice of Russia)
The author analyzes the objective prerequisites for the development of the provisions of the new Code of administrative offences of the Russian Federation, and therefore examines the existing gaps in administrative legislation. It is noted that the changes made to the normative act are often scattered and unsystematic, which leads to
a lack of unity and stability of legal regulation, the emergence of new gaps or difficulties in law enforcement practice. In the end, this negatively affects the rights and freedoms of citizens and legal entities. The author considers the main directions and concept of the draft of the new Code of administrative offences of the Russian Federation for the purpose of effective development of administrative legislation. Attention is paid to the effectiveness of applying existing norms on the basis of law enforcement practice, and the expediency of systematizing legal norms is justified. The article also examines the shortcomings of the new administrative Code of the Russian Federation and analyzes some provisions of the Special part of the Concept of the new Code.
Keywords: Code of the Russian Federation on administrative offenses, concept, pre-trial, administrative offense, proceedings on cases of administrative offenses.
References
1. Code of Administrative Offenses of the Russian Federation: Federal Law of December 30, 2001 No. 195-FZ (as amended on February 6, 2019) // ATP Consultant Plus.
2. The concept of the new Code of the Russian Federation on administrative offenses. - URL: http: //www.consultant.ru-/docu-ment/cons_doc_LAW_34661/6df23/
3. Zanina TM, Zanin K.A. To the question of the main directions of the concept of the new code of the Russian Federation on administrative offenses // Bulletin of the Voronezh Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. - 2019. - No. 2. -P. 137-142.
4. Soldatov A. P. The concept of the new Code of the Russian Federation on administrative offenses and the authority of internal affairs bodies (police) to consider cases of administrative offenses // In the collection: Strategic development of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia: state, trends, prospects. Materials of the International scientific-practical conference. Repl. Red V.O. Lapin. 2019. - 2019. - P. 207-213.
5. Lavrentieva I.S. Kvitchuk A.S. Theoretical and legal aspects of improving administrative legislation in the field of road safety and certain provisions of the code of administrative offenses // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia - 2019. - No. 3 (83) - P. 35-42.