Научная статья на тему 'К вопросу о нормативных актах для детских школ искусств в свете законодательных изменений'

К вопросу о нормативных актах для детских школ искусств в свете законодательных изменений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детская школа искусств / дополнительное образование / законодательные и нормативные акты / Children''s Art Schools / additional education / legislative acts and regulations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аракелова Александра Олеговна

В статье анализируется процесс внесения изменений в действующий закон «Об образовании», который позволит установить единые требования к образовательным программам и к образовательному процессу в детских школах искусств на территории всей страны. В статье также подчеркивается важная функция, которую выполняют детские школы искусств профессиональное самоопределение подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the process of amending the current law «On education», which will establish the unified requirements for educational programs and the educational process in children's art schools throughout the country. The article also highlights the impotant function played by children's art schools as a professional self-determination of the younger generation.

Текст научной работы на тему «К вопросу о нормативных актах для детских школ искусств в свете законодательных изменений»

ПЕДАГОГИКА PEDAGOGICS

ОБСУЖДАЕМ ДОКУМЕНТ А. О. Аракелова

К ВОПРОСУ О НОРМАТИВНЫХ АКТАХ ДЛЯ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ В СВЕТЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

В статье анализируется процесс внесения изменений в действующий закон «Об образовании», который позволит установить единые требования к образовательным программам и к образовательному процессу в детских школах искусств на территории всей страны. В статье также подчеркивается важная функция, которую выполняют детские школы искусств - профессиональное самоопределение подрастающего поколения.

Ключевые слова: детская школа искусств, дополнительное образование, законодательные и нормативные акты.

DISCUSS THE DOCUMENT А. O. Arakelova

ON THE REGULATIONS FOR CHILDREN'S SCHOOLS OF ART IN THE LIGHT OF LEGISLATIVE CHANGES

The article examines the process of amending the current law «On education», which will establish the unified requirements for educational programs and the educational process in children's art schools throughout the country. The article also highlights the impotant function played by children's art schools as a professional self-determination of the younger generation.

Keywords: Children's Art Schools, additional education, legislative acts and regulations.

До настоящего времени детские школы искусств, начиная с последнего десятилетия ХХ века, руководствовались Законом Российской Федерации «Об образовании» 1992 года, который стал относить их к разряду станций юных натуралистов, кружков по интересам, Дворцов детского творчества, Домов детского и юношеского туризма и

экскурсий, и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным Постановлением Правительства Ро ссийской Федерации от 07.03.1995 г. № 233.

Согласно этим законодательным и нормативным актам суть дополнительного образования детей заключалась в общеэстети-

ческом развитии подрастающего поколения. Образовательная деятельность детских школ искусств, как и других учреждений дополнительного образования детей, регламентировалась исключительно внутренними локальными актами - уставом и теми учебными планами, которые самостоятельно разрабатывались школами.

Однако на протяжении ХХ столетия кроме общеэстетического воспитания детей детские школы искусств выполняли и другую важнейшую функцию - профессионального самоопределения подрастающего поколения, получения детьми начальных профессиональных навыков, особенно необходимых тем, кто в дальнейшем посвящал свою жизнь профессиональному искусству. Деятельность всех детских школ искусств (музыкальных, хореографических, художественных, театральных) регламентировалась нормативными актами и учебными планами министерств культуры СССР либо РСФСР, которые были обязательны для реализации на территории всей страны. Последние нормативные акты министерств культуры СССР (РСФСР) в отношении детских школ искусств датированы концом 80-х годов. Среди них:

- приказ Минкультуры РСФСР от 22 июля 1986 г. № 434 «Об утверждении положения о школах общего музыкального, художественного, хореографического образования»;

- учебные планы детской музыкальной школы, утвержденные Министерством культуры РСФСР в 1986 году;

- Типовой учебный план для детской художественной школы 1988 года, который был разработан Минкультуры СССР совместно с Академией художеств СССР.

На протяжении двух последних десятилетий многие детские школы искусств сохранили специфику обучения детей, сложившуюся в ХХ веке. Они видели свои цели и

задачи в противостоянии процессам глобализации, курсу на всеобщую коммерциализацию, негативно отражающимся как на развитии социокультурной ситуации в обществе в целом, так и на духовной жизни детей и молодежи, усиливающемуся культивированию массовой, зачастую агрессивной молодежной культуры. В этой ситуации многие педагогические коллективы детских школ искусств не ставили перед собой утопической цели победить, преодолеть массовую культуру, -слишком неравны силы, слишком различны экономические основания. Они осознавали неэффективность, неплодотворность прямой конфронтации, агрессивного отрицания того, что мощно притягивает сотни тысяч детей и подростков.

Преподаватели детских школ искусств понимали, что только грамотная «школьная система», с ее домашними заданиями, зачетами и экзаменами, в том числе и выпускными, позволит не только воспитать у ребенка эмоциональную культуру, но и научить получать эстетическое удовольствие от подлинного искусства, отличая его от низкопробных подделок, овладеть первичными профессиональными навыками в области того или иного искусства.

Процесс внесения изменений в действующий закон «Об образовании» специфики деятельности детских школ искусств растянулся на три года. Федеральный закон от 17.06.2011 года № 145-ФЗ разграничивает деятельность детских школ искусств и других учреждений дополнительного образования детей (станций юных натуралистов, кружков и т. д.) новым (а скорее, забытым в прошлом веке) статусом образовательных программ как предпрофессиональных. Именно этот статус образовательных программ позволяет установить единые требования не только к образовательным программам, но и

к самому образовательному процессу в детских школах искусств на территории всей страны, утвердить единую форму документа, выдаваемого выпускнику детской школы искусств, а также утвердить единые для всех школ требования к итоговой аттестации выпускников.

Необходимо отметить, что Положение о школах общего музыкального, художественного, хореографического образования, утвержденное приказом Минкультуры РСФСР от 22 июля 1986 г. № 434, предусматривало проведение выпускных экзаменов, а также выдачу выпускникам свидетельства об окончании детской школы искусств. Закон Российской Федерации 1992 года «Об обра-

зовании» и Положение об учреждении дополнительного образования детей 1995 года не предусматривали ни проведение выпускных экзаменов, ни выдачу выпускникам какого-либо документа.

Предлагаемый ниже проект Порядка и формы проведения итоговой аттестации лиц, обучающихся по дополнительным пред-профессиональным общеобразовательным программам в области искусств, определяется в соответствии с нормами закона от 17.06.2011 г. № 145-ФЗ и сложившимися в ХХ веке традициями по обучению детей в детских школах искусств с учетом современных условий функционирования образовательных учреждений.

Проект

Порядок и формы проведения итоговой аттестации лиц, обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств

1. Освоение дополнительной предпро-фессиональной общеобразовательной программы в области искусств завершается итоговой аттестацией обучающихся, форма и порядок проведения которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования.

2. Целью итоговой аттестации является установление соответствия уровня подготовки выпускника, освоившего дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу в области искусств,

федеральным государственным требованиям к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусств в части приобретения знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств.

3. К итоговым аттестационным испытаниям, входящим в состав итоговой аттестации, допускается лицо, завершившее обучение по дополнительной предпрофессио-нальной общеобразовательной программе в области искусств, разработанной образовательным учреждением на основе федеральных государственных требований.

Итоговые аттестационные испытания не могут быть заменены оценкой качества освоения дополнительной предпрофессио-нальной общеобразовательной программы в области искусств на основании итогов теку-

щего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося.

4. Для проведения итоговой аттестации в образовательном учреждении или его филиале формируются экзаменационные комиссии для проведения выпускных экзаменов. Экзаменационные комиссии формируются по каждой дополнительной предпрофессио-нальной общеобразовательной программе в области искусств.

Экзаменационная комиссия руководствуется в своей деятельности настоящим Положением, учебно-методической документацией, разрабатываемой образовательным учреждением на основе примерной дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств и федеральных государственных требований.

5. Основными функциями экзаменационной комиссии являются:

- определение соответствия уровня подготовки обучающегося, закончившего освоение дополнительной предпрофессиональ-ной общеобразовательной программы в области искусств, федеральным государственным требованиям к дополнительной предпрофес-сиональной общеобразовательной программе в области искусств и разработанной на их основе примерной дополнительной предпро-фессиональной общеобразовательной программы в области искусств;

- разработка на основании результатов работы экзаменационной комиссии рекомендаций, направленных на совершенствование подготовки обучающихся.

6. Экзаменационную комиссию возглавляет председатель.

Председатель экзаменационной комиссии организует и контролирует деятельность экзаменационной комиссии, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам в процессе выпускного экзамена.

Председателями экзаменационных комиссий утверждаются лица, не работающие в данном образовательном учреждении, имеющие соответствующее высшее профессиональное образование в области искусств. Кандидатуры председателей экзаменационных комиссий утверждаются приказом учредителя образовательного учреждения по каждой реализуемой дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства не позднее 30 апреля текущего года. Возможно утверждение одной кандидатуры председателя на несколько экзаменационных комиссий. Полномочия председателей комиссий действуют по 31 декабря текущего года.

Заместителем председателя экзаменационной комиссии может являться руководитель образовательного учреждения или его заместитель при условии наличия у них высшего профессионального образования в области искусств.

7. Для проведения итоговой аттестации обучающихся приказом руководителя образовательного учреждения создаются экзаменационные комиссии по каждой из реализуемой дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусств из числа преподавателей образовательного учреждения, участвующих в реализации дополнительной предпрофессио-нальной общеобразовательной программы в области искусств, в количестве не менее трех человек.

8. На период проведения выпускных экзаменов руководителем образовательного учреждения назначаются секретари из числа преподавателей, концертмейстеров, представителей учебно-вспомогательного персонала образовательного учреждения, которые не являются членами экзаменационных комиссий. Секретарь ведет протоколы выпуск-

ных экзаменов по одной дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусств, в случае необходимости представляет в апелляционную комиссию необходимые материалы.

9. Порядок и форма проведения выпускных экзаменов доводится до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей) не позднее, чем за три месяца до начала итоговой аттестации.

9.1. Порядок проведения итоговой аттестации предусматривает:

- определение сроков проведения выпускных экзаменов, устанавливаемых приказом руководителя образовательного учреждения;

- наличие самой процедуры проведения выпускных экзаменов;

- возможность использования печатных материалов, вычислительных и иных технических средств при проведении выпускных экзаменов;

- наличие требований к выпускным экзаменам;

- наличие разработанных критериев и параметров оценки результатов сдачи выпускных экзаменов;

- наличие правил подачи апелляций.

Между отдельными выпускными экзаменами должен быть предусмотрен перерыв не менее трех дней.

9.2. Итоговая аттестация (выпускные экзамены) проводится в форме концертов (академических), исполнения программы, просмотров, выставок, показов, постановок, письменных и устных ответов. Количество выпускных экзаменов (не более трех) и формы их проведения устанавливаются федеральными государственными требованиями к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусств.

10. Дата и время проведения выпускных экзаменов устанавливаются приказом руководителя образовательного учреждения по согласованию с председателем экзаменационной комиссии. Приказ доводится до всех членов экзаменационной комиссии, выпускников и их родителей (законных представителей) не позднее, чем за 30 дней до проведения первого выпускного экзамена.

Итоговая аттестация проводится по месту нахождения образовательного учреждения или его филиала.

11. Программы, темы, билеты, исполнительский репертуар, предназначенные для выпускных экзаменов, утверждаются руководителем образовательного учреждения за три месяца до начала проведения итоговой аттестации, если иное не предусмотрено федеральными государственными требованиями к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусства.

Перед выпускными экзаменами для выпускников проводятся консультации по вопросам итоговой аттестации.

12. Во время проведения выпускных экзаменов членам экзаменационной комиссии предоставляется право задавать выпускникам дополнительные вопросы в соответствии с установленным федеральными государственными требованиями минимумом содержания дополнительной предпрофессио-нальной общеобразовательной программы в области искусств.

Присутствие посторонних лиц на выпускных экзаменах допускается только с разрешения руководителя образовательного учреждения.

13. Решение экзаменационной комиссии принимается на закрытом заседании простым большинством голосов членов комис-

сии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов председатель комиссии обладает правом решающего голоса.

14. Результаты выпускных экзаменов определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Результаты выпускных экзаменов объявляются в тот же день после оформления протоколов заседаний соответствующих комиссий, за исключением результатов выпускных экзаменов, проводимых в письменной форме. Результаты выпускных экзаменов, проводимых в письменной форме, объявляются на следующий рабочий день после дня проведения выпускного экзамена.

15. Выпускники или их родители (законные представители) могут подать письменное заявление об апелляции по процедурным вопросам (далее - апелляция) в апелляционную комиссию на следующий рабочий день после проведения выпускного экзамена.

Состав апелляционной комиссии утверждается приказом руководителя образовательного учреждения одновременно с утверждением состава экзаменационной комиссии. Апелляционная комиссия формируется в количестве не менее трех человек из числа работников образовательного учреждения, не входящих в данном учебном году в состав экзаменационных комиссий, за исключением руководителя образовательного учреждения. Председателем апелляционной комиссии является руководитель образовательного учреждения.

Апелляция рассматривается не позднее одного рабочего дня со дня ее подачи только по вопросам процедуры проведения выпускного экзамена.

Апелляция рассматривается на заседании апелляционной комиссии, на которое приглашается председатель соответствующей экзаменационной комиссии, выпускник или его родители (законные представители), не согласные с ее решением.

Для рассмотрения процедурных вопросов по проведению выпускного экзамена секретарь экзаменационной комиссии направляет в апелляционную комиссию протоколы ведения выпускного экзамена, письменные ответы выпускника (при их наличии) и заключение председателя экзаменационной комиссии о соблюдении процедурных вопросов при проведении выпускного экзамена.

После рассмотрения апелляции выносится решение апелляционной комиссии по вопросу о целесообразности повторной сдачи выпускного экзамена.

При возникновении разногласий между членами апелляционной комиссии проводится голосование и решение утверждается большинством голосов. Оформленное протоколом решение апелляционной комиссии, подписанное председателем данной комиссии, доводится до сведения подавшего апелляционное заявление выпускника или его родителей (законных представителей) под роспись, в течение одного дня со дня заседания апелляционной комиссии.

Повторное проведение выпускного экзамена проводится в присутствии одного из членов апелляционной комиссии.

Повторное проведение выпускного экзамена должно быть в течение 10 дней.

Повторная апелляция на проведение выпускного экзамена не принимается.

16. Все заседания экзаменационных комиссий оформляются протоколами. В протокол заседания вносятся мнения всех членов комиссии о выявленных знаниях, умениях и навыках выпускника, а также перечень за-

данных вопросов и характеристика ответов на них, прения, особые мнения и т. п. В протоколах экзаменационных комиссий может быть отмечено, какие недостатки в теоретической и практической подготовке имеются у выпускника.

Протоколы итоговой аттестации выпускников хранятся в архиве образовательного учреждения, копии протоколов - в личном деле выпускника.

17. Отчеты о работе экзаменационных и апелляционных комиссий заслушиваются на педагогическом совете образовательного учреждения и вместе с рекомендациями о совершенствовании качества образования в образовательном учреждении представляются учредителю в двухмесячный срок после завершения итоговой аттестации.

18. Лицам, не проходившим итоговой аттестации по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), должна быть предоставлена возможность пройти итоговую аттестацию без отчисления из образовательного учреждения, но не позднее шести месяцев начиная с даты, указанной на документе, предъявленном выпускником или его родителями (законными представителями).

Лица, не прошедшие итоговую аттестацию по неуважительной причине или получившие на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти итоговую аттестацию повторно не ранее чем через шесть месяцев и не позднее чем через год после прохождения итоговой аттестации впервые. В этом случае выпускник отчисляется из образовательного учреждения и ему выдается справка установленного образовательным учреждением образца.

Для прохождения повторной итоговой аттестации данное лицо должно быть вос-

становлено в образовательном учреждении на период времени, не более предусмотренного на итоговую аттестацию федеральными государственными требованиями к соответствующей дополнительной предпрофессио-нальной общеобразовательной программе в области искусств.

Итоговые аттестационные испытания для одного лица не могут назначаться образовательным учреждением более двух раз.

19. Образовательное учреждение выдает выпускникам, освоившим дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу в области искусств в полном объеме и прошедшим итоговую аттестацию, свидетельство по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере культуры, заверенное печатью образовательного учреждения.

Знания и умения выпускников определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «зачтено» («зачет»), которые указываются в свидетельстве об освоении дополнительной предпрофессио-нальной общеобразовательной программы в области искусств.

Лицу, не завершившему образование, не прошедшему итоговую аттестацию или получившему на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка об обучении в образовательном учреждении по установленной образовательным учреждением форме.

Копия свидетельства об освоении дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств или справки об обучении в образовательном учреждении остается в личном деле выпускника.

Образец свидетельства, выдаваемого по окончании освоения дополнительного предпрофессионалъной

общеобразовательной программы в области искусств

Министерство культуры Российской Федерации

(наименование учредителя образовательного учреждения)

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом)

СВИДЕТЕЛЬСТВО Настоящее свидетельство выдано_(ФИО).

дата рождения_,

о том, что он(она) обучал_(ся),(ась) в

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом) расположенном по адресу:_,

и прошел (прошла) полный курс обучения

в период с_по_г.

по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусств_

(наименование дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

I

3 §

В период обучения были освоены предметы и получены результаты

к»

Наименование основных предметов 1.

Наименование предметов по выбору 1.

Наименование выпускного экзамена 1.

Свидетельство выдано_

оценка знании

(оценка прописью)

оценка знании

(оценка прописью)

Результаты итоговой аттестации

оценка знаний

(число, месяц, год), № .

(оценка прописью)

Председатель итоговой аттестации: (ФИО)

руководитель образовательного учреждения: (ФИО)

_(подпись)

_(подпись) МП

Ьо

Оо

П §

Оч Ьо

Предложенный проект Порядка и формы проведения итоговой аттестации лиц, обучающихся по дополнительным предпрофессио-нальным общеобразовательным программам в области искусств, должен быть соотнесен с содержанием федеральных государственных требований (ФГТ) к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств, в которых должны быть прописаны знания, умения и навыки выпускников, полученные детьми в процессе обучения. Например, в качестве планируемого варианта ФГТ в области музыкального искусства «Фортепиано» в части проведения итоговой аттестации, а также знаний, умений и навыков выпускника предлагается следующее:

1. Минимум содержания программы «Фортепиано» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

2. Результатом освоения программы «Фортепиано» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства

- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

- знания музыкальной терминологии;

- умений грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;

- умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

- умений самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

- умений аккомпанировать в несложных вокальных или инструментальных музыкальных произведениях;

- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;

- навыков подбора по слуху, музицирования (импровизации и сочинения в простых формах);

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений;

в области теории музыки

- знания музыкальной грамоты;

- умений использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

- навыков восприятия элементов музыкального языка;

- сформированных вокально-интонационных навыков;

- навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального соль-феджирования, пения с листа;

- навыков анализа музыкального произведения;

- навыков записи музыкального текста по

слуху;

- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста;

в области истории искусства и музыки

- понимания музыкального искусства как одной из форм общественного сознания, выработанного на занятиях посредством практической и творческой работы, в том числе в игровых формах;

- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;

- знания основ в области строения классических музыкальных форм;

- умения осмысливать явления в области музыкального искусства, излагать свои мысли в письменной форме, в беседах, дискуссиях;

- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды.

3. Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением на основании примерной программы «Фортепиано».

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:

1) «Специальность»;

2) «Сольфеджио»;

3) «Музыкальная литература».

Каждый выпускной экзамен заканчивается оценкой «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех дней.

Требования к выпускным экзаменам определяются ОУ самостоятельно. Образовательным учреждением должны быть разработаны критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с настоящими ФГТ и примерной программой «Фортепиано».

4. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

- знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, му-

УДК 37.017.4

зыкальных произведений, основных исторических периодов развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;

- знание фортепианного репертуара, в том числе ансамблевого;

- достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов;

- умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосовым аппаратом аккордовые, интервальные и мелодические построения;

- наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры;

- знание профессиональной терминологии.

Перед утверждением проекты нормативных правовых актов, в том числе предложенные и в настоящей статье, должны пройти обсуждение в педагогическом сообществе с целью, с одной стороны - охвата всей специфики данного образования, а с другой -возможности их реализации детскими школами искусств, расположенными не только в столичных городах, но и сельской местности.

Т. Б. Игонина, Н. Э. Касаткина, О. Г. Красношлыкова

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО воспитания учащейся молодежи НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

В статье рассматриваются теоретические аспекты организации гражданского воспитания. Авторы актуализируют проблему организации гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе развития общества, систематизируя основные теоретические подходы к рассматриваемому процессу.

Ключевые слова: гражданское воспитание учащейся молодёжи, теоретические аспекты гражданского воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.