Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О НОРМАТИВНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТМЫВАНИЮ ДЕНЕГ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА В ТЕКУЩЕЙ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ'

К ВОПРОСУ О НОРМАТИВНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТМЫВАНИЮ ДЕНЕГ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА В ТЕКУЩЕЙ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
легализация / противодействие / отмывание денег / финансирование терроризма / нормативное регулирование / counteraction / prevention / legalization / money laundering / terrorist financing / regulation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фильков Олег Геннадьевич

Легализация (отмывание) доходов представляет опасность для экономики Российской Федерации, а деятельность, связанная с финансированием терроризма, является угрозой для безопасности государства. В связи с этим, противодействие легализации (отмыванию) денежных средств и финансированию терроризма остается одним из приоритетных направлений в борьбе с данным негативным явлением. Положение Российской Федерации в современной политической ситуации предопределило принятие нормативно-правовых актов, направленных на стабилизацию экономики и защиты страны от угроз террористического характера. В связи с этим, в статье рассмотрены законодательные изменения в сфере регулирования противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма за период с начала проведения специальной военной операции и проведен их анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фильков Олег Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

-

The disguising criminal proceeds (money laundering) poses a danger to the economy of the Russian Federation, and activities related to the financing of terrorism are a threat to the security of the state. On this point, counteracting proceeds of crime (money laundering) and terrorism financing remains one of the priority areas in the fight against this criminal offence. The position of the Russian Federation in the current political situation predetermined the adoption of legal acts aimed at stabilizing the economy and protecting the country from terrorist threats. In this regard, the article considers legislative changes in the field of regulation of preventing money laundering and terrorism financing since the beginning of the special military operation and presents the analyses of these changes.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О НОРМАТИВНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТМЫВАНИЮ ДЕНЕГ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА В ТЕКУЩЕЙ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ»

УДК 347.73 ББК 67.402

Олег Геннадьевич Фильков

магистрант

кафедры финансового права юридического факультета Российского государственного гуманитарного университета

ogf@inbox.ru

125993, Россия, ГСП-3, г. Москва, Миусская пл., д.6, корп. 6

К ВОПРОСУ О НОРМАТИВНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТМЫВАНИЮ ДЕНЕГ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА В ТЕКУЩЕЙ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ

Аннотация. Легализация (отмывание) доходов представляет опасность для экономики Российской Федерации, а деятельность, связанная с финансированием терроризма, является угрозой для безопасности государства. В связи с этим, противодействие легализации (отмыванию) денежных средств и финансированию терроризма остается одним из приоритетных направлений в борьбе с данным негативным явлением. Положение Российской Федерации в современной политической ситуации предопределило принятие нормативно-правовых актов, направленных на стабилизацию экономики и защиты страны от угроз террористического характера. В связи с этим, в статье рассмотрены законодательные изменения в сфере регулирования противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма за период с начала проведения специальной военной операции и проведен их анализ.

Ключевые слова: легализация, противодействие, отмывание денег, финансирование терроризма, нормативное регулирование.

O.G. FILKOV,

Masters degree in Law & Finance 2nd year student of Faculty of Law

Russian State University for the Humanities,

ogf@inbox.ru

125993, GSP-3, Moscow, Miusskaya square, 6, bldg. 6

NOTES ON ACTS AND REGULATIONS IN MONEY LAUNDERING ANT TERRORISM FINANCING PREVENTION IN CURRENT INTERNATIONAL POLITICAL SITUATION

Annotation. The disguising criminal proceeds (money laundering) poses a danger to the economy of the Russian Federation, and activities related to the financing of terrorism are a threat to the security of the state.

On this point, counteracting proceeds of crime (money laundering) and terrorism financing remains one of the priority areas in the fight against this criminal offence.

The position of the Russian Federation in the current political situation predetermined the adoption of legal acts aimed at stabilizing the economy and protecting the country from terrorist threats.

In this regard, the article considers legislative changes in the field of regulation of preventing money laundering and terrorism financing since the beginning of the special military operation and presents the analyses of these changes.

Key words: counteraction, prevention, legalization, money laundering, terrorist financing, regulation.

Начиная с октября 2002 г., когда Россия была исключена из «черного списка» межправительственной комиссии по финансовому мониторингу (ФАТФ), нашей страной проделан колоссальный путь по интеграции в мировую систему противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) в связи с чем проведена огромная законотворческая работа и создан специальный орган — Комитет по финансовому мониторингу при Министерстве финансов РФ, позднее преобразованный в Росфинмониторинг.

В июле 2003 г. Российская Федерация становится полноправным членом ФАТФ, в связи с чем законодатель сосредоточился на выполнении рекомендаций, соблюдении международных норм, предпринимая усилия по их имплементации, гармонизации законодательства и принятии новых нормативных актов в данной сфере.

После «крымской весны» 2014 г., а тем более, после начала специальной военной операции на Украине в феврале 2022 г., перед нашим государством появились новые вызовы и очевидным стало если не наличие двойных стандартов, то некая однобокость неукоснительного следования существующим нормам на фоне односторонних санкций — в ущерб национальным интересам. В

общем ключе, законодатель предпринял меры, чтобы более оперативно, точечно, адресно воздействовать на конкретные аспекты по реализации ПОД/ФТ.

Так, уже 17 марта 2022 г. в Росфинмониторинге состоялось заседание Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. В ходе мероприятия обсуждался вопрос о рисках легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем (ОД/ФТ), возникающих в связи с введением односторонних мер в отношении Российской Федерации недружественными странами. Комиссией отмечено, что все участники российской системы ПОД/ФТ продолжают работать над повышением её эффективности, в т.ч. в соответствии с Планом реализации рекомендаций ФАТФ по результатам оценки России в 2019 г., в той её части, которая соответствует национальным приоритетам страны. В связи с этим не прекращается рабочий процесс на площадке ФАТФ в формате информационного взаимодействия в рамках объединения подразделений финансовых разведок мира Группы «Эгмонт». Кроме того, актуальным остается решение вопросов, касающихся повышения эффективности надзорных мер, деятельности частного сектора и квалификации финансирования терроризма с учётом изменившейся обстановки.

В сложившейся политической обстановке, 4 марта 2022 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон №2 31-Ф3 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»1, предусматривающий новые меры воздействия за неисполнение требований законодательства по ПОД/ФТ, вступившие в силу 01 сентября 2022 г., а именно:

— за неприменение юридическими лицами принудительных мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества, предусмотренных законодательством Российской Федерации о специальных экономических мерах и принудительных мерах;

— за совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с имуществом, полученным преступным путём.

При этом юридическое лицо признается виновным и подлежит административной ответственности в случае совершения правонарушения физическим лицом, уполномоченным совершать действия от имени юридического лица, физическим лицом, занимающим должности в органах

1 Федеральный закон от 04.03.2022 № 31-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (ред. 14.07.2022 г.) // «Собрание законодательства Российской Федерации» от 7.03.2022 г. — № 10. — ст. 1388.

управления юридического лица, бенефициарным владельцем юридического лица. Освобождение от административной ответственности возможно в случае, если юридическое лицо способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования, а также выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением.

5 апреля 2022 г. опубликовано информационное сообщение о поступлении в Росфинмониторинг первых сообщений о подозрительной деятельности субъектов предпринимательской деятельности (далее — СПД) от финансовых организаций. Российские финансовые организации получили техническую возможность реализации права по информированию Росфинмониторинга о совокупности взаимосвязанных подозрительных операций. Особую ценность в настоящее время представляют СПД о рисках, связанных со схемами обхода ограничений по внешнеторговым и валютным операциям и нецелевым использованием бюджетных средств. В Росфинмониторинг поступило уже несколько сотен СПД. По результатам анализа поступивших СПД соответствующая информация направляется Росфинмониторингом в правоохранительные и налоговые органы.

Практически сразу, 16 апреля 2022 г. Президентом РФ подписан Федеральный закон №2 112-ФЗ «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статью 4 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма»1.

В этой связи Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» дополнен нормой, запрещающей кредитным организациям увеличивать размер банковской комиссии, взимаемой при осуществлении перевода денежных средств со счетов клиентов, в связи с изменением или расторжением договоров банковского счета и (или) иных договоров, регулирующих обслуживание клиентов. При этом в Федеральном законе № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»2 уточнено, что установление дополнительных (повышенных размеров) комиссионных вознаграждений, сборов и иных

1 Федеральный закон от 16.04.2022 № 112-ФЗ «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статью 4 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» // «Собрание законодательства Российской Федерации». — 18.04.2022. — № 16. — ст. 2614.

2 Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. 18.03.2023) // «Собрание законодательства Российской Федерации». — 13.08.2001. — № 33 (Часть I). — ст. 3418.

вознаграждений, взимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, при осуществлении их клиентами операций не являются мерами, направленными на ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Внесённые законодателем изменения, вступившие в силу 01.07.2022 применяются, в том числе, к правоотношениям, возникшим из ранее заключённых и не расторгнутых договоров банковского счета и (или) иных договоров (включая правила и тарифы кредитных организаций).

Кроме того, изменения затронули Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»1. Их целью стало обеспечение более полного выполнения рекомендаций 6 и 7 Международных стандартов по ПОД/ФТ/ФРОМУ (Рекомендаций ФАТФ).

Опять же, не могло обойтись без изменения Федерального закона № 115-ФЗ, в котором, в частности, на законодательном уровне был закреплен, механизм «прямого действия» решений Совета Безопасности ООН, согласно которому организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (далее — Организации), обязаны применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лиц, включенных в перечни организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, распространению оружия массового уничтожения, определенные решениями Совета Безопасности ООН, незамедлительно, но не позднее 20 часов с момента получения уведомления Росфинмониторинга о принятии соответствующего решения. Нормативным актом установлено, что применяемые меры по замораживанию (блокированию) отменяются Организациями незамедлительно после исключения организации или физического лица из перечней Совета Безопасности ООН, но не позднее 20 часов с момента получения уведомления Росфинмониторинга о принятии такого решения. Росфинмониторингом по согласованию с Банком России определяются особенности исчисления времени для целей исполнения Организациями обязанностей по применению мер по замораживанию (блокированию) и отмене данных мер. Указанные изменения вступили в силу 01.12.2022.

1 Федеральный закон от 28.06.2022 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. От 29.12.2022) // «Собрание законодательства Российской Федерации». — 04.07.2022. — № 27. — ст. 4620.

16 июня 2022 г. Правительством Российской Федерации принят подзаконный нормативный акт — постановление №1092 «О внесении изменений в требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями»1.

Изменения направлены на совершенствование работы организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций и некредитных финансовых организаций), и индивидуальных предпринимателей по оценке рисков ОД/ФТ клиентов. Определены детализированные требования к программе оценки степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций и управления рисками, в частности, в нее включены:

— методика оценки степени риска при приеме на обслуживание клиента и отнесения клиента к группе риска;

— порядок и сроки пересмотра группы риска, к которой отнесен клиент;

— порядок применения в отношении клиента мер, направленных на ПОД/ФТ/ФРОМУ, с учетом группы риска, к которой отнесен клиент;

— порядок управления рисками;

— порядок документального фиксирования результатов оценки рисков и управления рисками;

— порядок оценки возможности использования новых услуг и (или) программно-технических средств в целях ОД/ФТ.

Оценка рисков клиента в соответствие с данным нормативным актом теперь проводится по трём степеням риска (высокий, средний и низкий) и по одной или по совокупности категорий рисков, связанных со странами и отдельными географическими территориями; с клиентами; с продуктами, услугами, каналами поставок и операциями, совершаемыми клиентом. При этом организации и индивидуальные предприниматели вправе разрабатывать дополнительные категории рисков.

Оценивая риски, организации и индивидуальные предприниматели должны учитывать: 1) результаты национальной оценки рисков совершения операций в целях ОД/ФТ; 2) характер и виды деятельности клиентов и используемых клиентами продуктов; 3) рекомендации Росфинмониторинга; 4)

1 Постановление Правительства РФ от 16.06.2022 № 1092 «О внесении изменений в требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями» // «Собрание законодательства Российской Федерации». — 27.06.2022. — № 26. — ст. 4477.

типологии ОД/ФТ; 5) признаки операций, имеющих повышенные риски совершения клиентами операций в целях ОД/ФТ с учетом рекомендаций ФАТФ.

Положительным моментом следует назвать возможность оформления правил внутреннего контроля как на бумажном носителе, так и в электронном виде. С целью защиты, электронный документ должен подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации, индивидуального предпринимателя.

1 июля 2022 г. в полном объёме начала работать Платформа «Знай своего клиента» (далее — Платформа ЗСК). В соответствии с изменениями, внесёнными Федеральным законом от 21.12.2021 № 423-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1 в Федеральный закон №115-ФЗ, вступившими в силу 01.07.2022, кредитным организациям с помощью Платформы ЗСК Банком России предоставляется информация об уровне риска вовлечённости в проведение подозрительных операций юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Кредитные организации ежедневно получают информацию об отнесении своих клиентов и их контрагентов к одной из трёх групп риска проведения подозрительных операций (низкий риск, средний риск и высокий риск) и используют её при реализации процедур «противолегализационного» контроля. Информация Платформы ЗСК является для кредитных организаций вспомогательной, и окончательную оценку о добросовестности бизнеса своих клиентов с точки зрения «противолегализационного» законодательства они должны присваивать самостоятельно. Ограничительные меры по распоряжению денежными средствами, находящимися на банковских счетах, а также иным имуществом клиента применяются только в том случае, если он отнесён к группе высокого риска и регулятором, и кредитной организацией.

Установлено, что кредитная организация обязана в течение 5 рабочих дней проинформировать клиента о том, что Банк России отнёс его к группе высокого уровня риска (со ссылкой на соответствующие критерии), и сообщить о применении ограничительных мер. Несогласные с таким решением предприниматели имеют возможность обжаловать такое решение в Межведомственной комиссии при Банке России, в которую входят Росфинмониторинг, ФТС России, уполномоченный по правам предпринимателей, а также представители банковских и бизнес -объединений.

1 Федеральный закон от 21.12.2021 № 423-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства Российской Федерации». — 27.12.2021. — № 52 (часть I). — ст. 8982.

Юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю с низким уровнем риска банк не вправе отказать в открытии счета, проведении операции, если контрагентом также является низкорисковый клиент. Также с клиентом, отнесенным к «зеленой» группе, кредитная организация не может расторгнуть договор банковского счета. Подробная информация о Платформе ЗСК, критериях отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к группам риска размещена в специальной рубрике «Платформа «Знай своего клиента» в разделе «Противодействие отмыванию денег и валютный контроль» на официальном сайте Банка России.

14 июля 2022 г. Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 279-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений Федерального закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»1, согласно которому внесены изменения в ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ, предусматривающие, что обязательному контролю не подлежат операции по получению и расходованию некоммерческими кредитными организациями (далее — НКО) денежных средств, связанных:

— с уплатой налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации;

— с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг;

— с уплатой комиссионного вознаграждения, взимаемого при совершении операций (сделок) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом;

— с начислением процентов по вкладам (депозитам) и иным финансовым инструментам.

В ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ также внесены изменения Федеральным законом от 14.07.2022 № 331-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении

1 Федеральный закон от 14.07.2022 № 279-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений Федерального закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»» // «Собрание законодательства Российской Федерации». — 18.07.2022. — № 29 (часть III). — ст. 5246.

действия отдельных положений статьи 5.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»1. Предусмотрено:

— повышение порога обязательного контроля для финансовых операций с 600 тыс. рублей до 1 млн рублей (для операций по сделкам с недвижимым имуществом - с 3 до 5 млн рублей);

— новые полномочия Росфинмониторинга по определению операции с денежными средствами или иным имуществом при условии, что сведения о такой операции будут представляться в Росфинмониторинг.

При определении операции подлежащей обязательному контролю установлен её вид, сумма совершения, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, представляющие сведения о данной операции, а также период времени (не превышающий двух лет), в течение которого сведения о такой операции подлежат направлению в Росфинмониторинг.

Вступившим силу 25 июля 2022 г. Федеральным законом от 14.07.2022 № 297-ФЗ «О внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» определено, что сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния из ЕГР ЗАГС в рамках межведомственного взаимодействия предоставляются Росфинмониторингом.

7 октября 2022 г. Президентом РФ подписан Федеральный закон №2 387-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статью 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»2. В частности, в соответствии изменениями, внесенными в ст. 52 АПК РФ, предусмотрено право прокурора:

— обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершённых в целях уклонения от исполнения обязанностей и процедур, предусмотренных законодательством о ПОД/ФТ и о применении последствий недействительности таких сделок;

— вступить в рассматриваемое арбитражным судом дело на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями

1 Федеральный закон от 14.07.2022 № 331-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 5.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» // «Собрание законодательства Российской Федерации». — 18.07.2022. — № 29 (часть III). — ст. 5298.

2 Федеральный закон от 07.10.2022 № 387-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статью 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» // «Собрание законодательства Российской Федерации». — 10.10.2022. — № 41. — ст. 6949.

лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о том, что являющийся предметом судебного разбирательства спор инициирован в целях уклонения от исполнения обязанностей и процедур, предусмотренных законодательством о ПОД/ФТ и (или) возник из мнимой или притворной сделки, совершённой в указанных целях.

В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 45 ГПК РФ, в целях обеспечения законности прокурор вправе вступать в дело по вышеупомянутым основаниям. Кроме того, прокурор также может быть привлечен к процессу по решению суда.

В целях реализации положений Федерального закона от 28.06.2022 №219-ФЗ1, в частности, закрепления механизма «прямого действия» решений Совета Безопасности ООН, 6 октября 2022 г. и 26 октября 2022 г. приняты постановления Правительства РФ № 1773 и № 1912 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»2.

Указанными постановлениями внесены изменения:

— в перечень информации, которую поднадзорные лица (за исключением поднадзорных Банку России лиц) должны представлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг);

— в требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым поднадзорными лицами;

— в процедуры осуществления поднадзорными лицами мероприятий по идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца.

Значимым для защиты национальных интересов является Федеральный закон от 04.11.2022 № 413-ФЗ «О ратификации Договора государств — участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём,

1 Федеральный закон от 28.06.2022 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации». — 04.07.2022. — № 27. — ст. 4920.

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 06.10.2022 № 1773 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // «Собрание законодательства Российской Федерации». — 10.10.2022. — № 41. — ст. 6949; Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2022 № 1912 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // «Собрание законодательства Российской Федерации». — 01.10.2022. — № 441. — ст. 7591.

финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения»1.

Подписанный 15 октября 2021 г. Арменией, Беларусью, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном Договор государств-участников СНГ предусматривает обязательства сторон по сотрудничеству, координации своей деятельности и объединению усилий государственных органов, общественных и иных объединений и организаций, а также граждан в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.

В соответствии с Договором сотрудничество осуществляется по следующим направлениям (в следующих формах): 1) гармонизация законодательства; 2) оказание правовой помощи, в том числе вручение документов, розыск, арест, замораживание (блокирование), конфискация и возврат конфискованного имущества; 3) обмен информацией; 4) проведение оперативно-разыскных мероприятий; 5) консультации; 6) обмен представителями; 7) признание перечней лиц, групп и организаций, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности и распространении оружия массового уничтожения.

Присоединиться к Договору может любое государство, разделяющее его положения. В целях развития положений Договора компетентные органы могут заключать между собой межведомственные договоры.

Федеральной пробирной палатой РФ 16 ноября 2022 г. опубликовано Руководство по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими куплю -продажу, скупку драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

Данное Руководство разработано в целях содействия юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по купле-продаже, скупке драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в том числе по договорам комиссии, подряда и агентским договорам (далее — ДМДК), в организации работы по обеспечению соблюдения требований ПОД/ФТ. В Руководстве приведён перечень операций, подлежащих обязательному контролю со стороны участников оборота ДМДК, определён порядок выявления подозрительных

1 Федеральный закон от 04.11.2022 № 413-ФЗ «О ратификации Договора государств — участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» // «Собрание законодательства Российской Федерации». — 07.11.2022. — № 45. — ст. 7658.

операций, организации и осуществления внутреннего контроля, разработки правил внутреннего контроля, определены требования к специальному должностному лицу и обучению сотрудников, проведению идентификации клиентов и взаимодействию с Росфинмоинторингом. Для взаимодействия с Росфинмониторингом и организации внутреннего контроля участник оборота ДМДК обязан зарегистрировать личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга.

1 декабря 2022 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2022 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», закрепляющий механизм «прямого действия» решений Совета Безопасности ООН и его органов в отношении организаций и лиц, причастных к терроризму и распространению оружия массового уничтожения.

5 декабря 2022 г. Президентом РФ подписан Федеральный закон №2 498-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий в том числе изменения в статью 6.1 Федерального закона № 115-ФЗ»1. В частности, данным Законом введена обязанность юридического лица представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ, по запросу федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере регистрации некоммерческих организаций (Министерство юстиции Российской Федерации). Таким образом, с учётом внесённых в законодательство изменений в настоящее время юридические лица обязаны представлять вышеуказанную информации по запросам Росфинмониторинга, налоговых органов и Минюста России.

Федеральным законом от 29.12.2022 № 607-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»2 также внесены изменения в Федеральный закон №2 115-ФЗ. Нормативно установлено, что скупка у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий и заготовка лома и отходов

1 Федеральный закон от 05.12.2022 № 498-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства Российской Федерации». — 12.12.2022. — № 50 (Часть III). — ст. 8792.

2 Федеральный закон от 29.12.2022 № 607-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства Российской Федерации». — 02.01.2023. — № 50 (Часть I). — ст. 54.

драгоценных металлов, и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы, отнесена к купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий.

Также законодателем увеличены пороговые значения сумм покупки ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней физическими лицами, осуществляемой без проведения идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца. Так, без проведения идентификации осуществляется покупка на сумму, не превышающую 60 000 рублей (либо эквивалентную сумму в иностранной валюте), а при использовании персонифицированного электронного средства платежа — на сумму, не превышающую 400 000 рублей (либо эквивалентную сумму в иностранной валюте).

В ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» также внесены изменения Федеральным законом от 29.12.2022 № 595-ФЗ1, предусматривающие обязанность замораживания (блокировки) денежных средств и (или) иного имущества лиц, причастных к диверсионной деятельности. Так, перечень оснований для включения организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, дополнен основаниями, связанными с совершением следующих преступлений: диверсия (ст. 281 УК РФ); содействие диверсионной деятельности (ст. 281.1 УК РФ); прохождение обучения в целях осуществления диверсионной деятельности (ст. 281.2 УК РФ); организация диверсионного сообщества и участие в нём (ст. 281.3 УК РФ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, Федеральным законом от 29.12.2022 №623-ФЗ «О внесении изменения в статью 12.2 Федерального закона «О введении в действие Уголовно -процессуального кодекса Российской Федерации»2 установлен запрет на исполнение требований исполнительных документов путем перечисления денежных средств на зарубежные счета. Данным нормативным актом закреплен механизм перечисления денежных средств в рамках исполнительного

1 Федеральный закон от 29.12.2022 № 595-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»» // «Собрание законодательства Российской Федерации». — 02.01.2023. — № 1 (Часть I). — ст. 42.

2 Федеральный закон от 29.12.2022 № 623-ФЗ «О внесении изменения в статью 12.2 Федерального закона «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // «Собрание законодательства Российской Федерации». — 02.01.2023. — № 1 (Часть I). — ст. 70.

производства исключительно на счета взыскателей, открытые в российских кредитных организациях, или на казначейский счет. Требование об указании реквизитов банковского счета взыскателя, открытого в российской кредитной организации, или его казначейского счета распространяется как на взыскание денежных средств, осуществляемое в рамках исполнительного производства по постановлению судебного пристава-исполнителя, так и на случаи взыскания этих средств банком или иной кредитной организацией, осуществляющими обслуживание счетов должника, без возбуждения исполнительного производства на основании исполнительного документа, предъявленного непосредственно взыскателем.

Документом также предусмотрена обязанность банков и (или) иных кредитных организаций со дня вступления в силу настоящего Федерального закона приостановить исполнение требований исполнительного документа до представления взыскателем реквизитов банковского счета, открытого им в российской кредитной организации, или его казначейского счета. Уведомить взыскателя об этом необходимо по месту его жительства в течение пяти дней со дня приостановления исполнения требований исполнительного документа.

Указом Президента Российской Федерации от 05.12.2022 № 877 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 562 «О Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма» и в Положение, утверждённое этим Указом» Росфинмониторингу поручено доводить до сведения перечисленных в Указе государственных органов и организаций информацию об организациях и физических лицах, в отношении которых отменены ранее принятые решения Межведомственной комиссии о замораживании их имущества. Определено, что заседания Межведомственной комиссии могут проводиться в очной, заочной форме или в режиме видеоконференции.

12 декабря 2022 г. опубликована информация о состоявшемся в Росфинмониторинге заседании Межведомственной комиссии по принятию Российской Федерацией мер по результатам 4-го раунда взаимных оценок (ФАТФ). Представители компетентных органов обсудили итоги проведения национальной оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма (НОР), которая была проведена в соответствии с рекомендациями ФАТФ и направлена на выявление и всесторонний анализ присущих стране угроз, уязвимостей и рисков, определение наиболее эффективных мер по их минимизации.

Отмечено, что ключевыми угрозами ОД являются криминальные деяния в сфере незаконного оборота наркотиков, информационных технологий, незаконной банковской деятельности, коррупции, мошенничества, уклонения от

уплаты обязательных платежей, организованная преступность. Основными угрозами ФТ являются вооруженные бандформирования в отдельных регионах России, ячейки террористических организаций (в том числе международных), террористическая деятельность отдельных лиц внутри страны. Отчёты о результатах НОР размещены на официальных сайтах Росфинмониторинга и Банка России.

30 декабря 2022 г. на отчетном заседании коллегии об итогах деятельности Службы Росфинмониторинга за 2022 г. и задачах на 2023 г. отмечено, что Россией совместно с другими странами выработаны эффективные меры противодействия новым угрозам политического, экономического и социального характера на механизмы взаимодействия всех элементов «противолегализационной» системы. Слаженная межведомственная работа в 2022 г. по пресечению незаконной деятельности участников торговых процедур, теневых площадок, при тесном взаимодействии с Федеральным казначейством, Генеральной прокуратурой РФ, МВД России, ФСБ России и Банком России позволила сохранить десятки миллиардов рублей бюджетных средств.

9 января 2023 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2022 № 624-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве»1, направленный на исключение случаев перечисления денежных средств на основании исполнительных документов в пользу взыскателей, ставящих целью ОД или ФТ. В частности, предусмотрено право кредитной организации приостановить исполнение исполнительного документа или постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании денежных средств, если возникнут подозрения, что операция совершается в целях ОД/ФТ. О случае неисполнения постановления судебного пристава -исполнителя по указанному основанию банк или иная кредитная организация в течение трёх рабочих дней со дня принятия решения об отказе в совершении операции информирует судебного пристава-исполнителя.

Введена обязанность кредитной организации перечислять денежные средства, подлежащие взысканию на основании исполнительных документов, исключительно на счета взыскателей, открытые в российских кредитных организациях, или их казначейские счета, а также предусмотрен механизм перечисления таких денежных средств.

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод, что меры, принятые законодателем, носят не просто формальный, технический характер, а во многом

1 Федеральный закон от 29.12.2022 № 624-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» // «Собрание законодательства Российской Федерации». — 02.01.2023. — № 1 (Часть I). — ст. 71.

отражают текущую внешнеполитическую повестку. В большинстве случаев законотворческая инициатива исходила непосредственно от Мегарегулятора, либо Росфинмониторинга. Представляется, в дальнейшей непрерывно меняющейся политической обстановке и связанными с ней вызовами в вопросах экономической безопасности нашего государства, законодателю необходимо продолжить сосредотачивать усилия на соответствующих направлениях с целью оптимизации нормативно-правовой сферы ПОД/ФТ/ФРОМУ что называется, опережающими темпами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.