К вопросу о нормативном и методическом обеспечении интеграции систем менеджмента
Л.Г. ЕГОРОВА,
главный эксперт-консультант ЦССК «Интерэкомс», к.ф.-м.н, эксперт по сертификации СМК, систем экологического менеджмента, систем менеджмента промышленной безопасности и здоровья, СМК в медицинской промышленности
дея интеграции систем менеджмента возникла в связи с выходом в свет в 1996 г. стандартов ИСО серии 14000 из чисто практических соображений: у потенциальных пользователей стандартов ИСО 14000 и ИСО 9000 появилось опасение, что внедрение этих документов повлечет за собой дополнительные денежные затраты, а также усложнит бюрократическую систему в организациях.
Встал вопрос о совместимости и возможной интеграции систем менеджмента качества и экологических систем менеджмента.
Для определения возможности совместимости была создана Техническая консультативная группа 12 (Technical Advisory Group 12 - TAG 12), состоящая из представителей 207 ТК/ИСО и 176 ТК/ИСО.
Заключение TAG 12 было однозначным: «Не следует смешивать стандарты 9000 (качество) и 14000 (экология) в одну семью стандартов, так как у них разные объекты управления, но следует увеличить их совместимость настолько, насколько это требуется для облегчения внедрения и последующих проверок в организациях».
С тех пор методология построения интегрированных систем обсуждается довольно широко, в частности, рассматриваются:
SS возможные конфигурации интегрированных систем;
SS предпочтительные модели, которые можно принять за основу; SS сходство и различие интегрируемых систем;
SS факторы, способствующие и препятствующие интеграции;
SS уровни интеграции;
SS пути интеграции;
Век Качества N° 6
^ побудительные мотивы и польза
от интеграции и пр.[5, 6].
А между тем система менеджмента любой организации в той или иной степени интегрирована. Допустим, на предприятии функционирует система менеджмента качества (СМК). Но на любом предприятии есть отдел охраны труда, бухгалтерия, отдел кадров и другие службы, которые функционально расширяют требования ИСО 9001.
Вот почему интеграция - явление органичное, так как система менеджмента любой организации по существу многомерна и представляет собой совокупность подсистем менеджмента, которые определяются ведущим, выделяемым на определенных стадиях и по объективным причинам объектом управления, например качество, экология, профессиональная безопасность и охрана труда, социальная ответственность, информационная безопасность и др. В связи с этим мировая тенденция освоения стандартов по менеджменту состоит в переходе к интегрированным системам менеджмента.
Несмотря на органичную интегрируемость систем менеджмента и очевидные выгоды от освоения их предприятиями (рыночные, правовые, финансовые, организацион-
ные, административные и другие преимущества), пока не существует ни единого международного стандарта на построение интегрированных систем менеджмента (ИСМ), ни единого российского национального стандарта.
В 1999 г. Совместным комитетом по стандартам Австралии/Новой Зеландии был подготовлен национальный стандарт А8/Ы78 4581:1999 «Интеграция систем менеджмента. Руководящие указания компаниям, государственным и общественным организациям». В нем предлагается модель интегрированной системы менеджмента (рис. 1).
Стандарт А8/Ш8 4581:1999
идентифицирует элементы, общие для всех интегрируемых систем менеджмента, и содержит обзор этих элементов. Понимание элементов может помочь руководителям разработать систему, которая интегрирует требования системы менеджмента качества, безопасности и охраны окружающей среды (Ц8Е). Интеграция не ограничивается только этими примерами, и состав интегрируемых систем может быть расширен.
Стандарт не копирует и не заменяет требования ИСО 9001, ИСО 14001 и ОН8А8 18001, он направлен на то, чтобы помочь организации внедрить общие элементы систем в
Модель интегрированной системы менеджмента
Обшие требования
Элементы системы менеджмента
Специальные требование
к
а
ч Окру-
е жаю-
с щая
т среда
в
о
Безо
пао-
ность
и ох
рана
труда
Л Л і
Рис.1
Связь общих элементов систем менеджмента с этапами PDCA
PLAN
ACT к
6. Анализ ИСМ 2. Планирование
CHECK DO
4. Оценка 3. Внедрение и
исполнения фун кцион ирован ие
5. Улучшение
своих организациях. Стандарт определяет области, которые позволяют сократить дублирование и упростить систему. Он применим к любому виду деятельности и любой организации, независимо от ее размера.
Стандарт состоит из 9 «элементов», имеющих следующее применение:
SS элемент 1 - «подход» к интегрированной системе менеджмента (содержит идентификацию тех частей элементов от 2 до 9, где менеджмент включает в себя обзор, ответственность, отчетность);
SS элементы 2-7 охватывают внедрение;
SS элементы 8-9 - мониторинг и улучшение.
При сертификации необходимо иметь в виду, что все требования стандартов, составляющих конфигурацию интегрированной системы, были учтены в совместной интегрированной системе.
Существует мнение, что стандартизация в области системы менеджмента будет развиваться по пути гармонизации существующих стандартов и тех стандартов, которые будут вновь разработаны [4]. Эта идея заложена в ИСО Guide 72:2001 «Руководящие указания по обоснованию и разработке стандартов системы менеджмента» (ISO Guide 72:2001 - «Guidelines for the justification and development of management system standards»).
ИСО Guide 72:2001 ориентирует разработчиков будущих стандартов на использование модели PDCA, а также модели процессного подхода, на основе которого построен ИСО 9001:2000.
В ИСО Guide 72 выделены общие элементы (требования), присущие любой системе менеджмента:
1. Политика.
2. Планирование.
3. Внедрение и функционирование.
4. Оценка исполнения.
5. Улучшение.
6. Анализ ИСМ.
Эти элементы и их связь с этапами цикла PDCA показаны на рис. 2.
Управление взаимосвязанными и взаимодействующими процессами обеспечивается по следующей схеме: SS идентификация процессов, действующих в организации;
SS установление требований к их входам и выходам, оценка рисков и возможности их устранения/уменьшения;
SS разработка и внедрение механизмов контроля;
SS проведение измерений и анализ их результатов;
SS определение и внедрение мероприятий по улучшению системы. Согласно ИСО Guide 72:2001, третьим базовым принципом систем
менеджмента является менеджмент рисков, то есть:
SS идентификация критических аспектов, рисков или критериев; SS оценка и определение значимых рисков;
SS определение требований, которые должны быть выполнены; SS разработка и внедрение механизмов контроля.
В 2006 г. Британским институтом стандартов (BSI) была подготовлена PAS 99:2006 «Спецификация общих требований системы менеджмента как основа для интеграции» (Specification of common management system requirements as a framework for integration)*.
PAS 99:2006 разработана путем объединений общих требований, содержащихся во всех объединяемых стандартах, для результативного управления этими требованиями и минимизации повторений. Она предназначается для использования организациями, которые внедряют два или более стандартов на системы менеджмента.
Организации, применяющие PAS, должны в качестве входных данных использовать специальные требования стандартов, которые интегрируются, например: ИСО 9001, ИСО 14001, ИСО 22000, OHSAS 18001, SA 8000 и др.
Сертификация ИСМ предполагает учет общих и специальных требований. На рис. 3 показано, каким образом общие и специальные требования стандартов могут быть интегрированы в одну общую систему.
В PAS 99:2006 некоторым используемым в системах экологического
Интеграция общих и специальных требований
Специ-
альные
требо-
вания
Специ-
альные
требо-
вания
Специ-
альные
требо-
вания
ИСО 9001:2000
Другие системы менеджмента
Рис 2
Рис 3
*PAS (Publicly Available Specification) - общественно доступная (полезная) спецификация.
Ноябрь 2008 г. 25
с с с
а
менеджмента терминам дано универсальное определение, например «аспект» и «воздействие».
Аспект (aspect) - характеристика какой-либо деятельности, продукции или услуги, которая имеет или может иметь воздействие.
Воздействие (impact) - воздействие на обязательства и цели политики организации, на ее заинтересованные стороны, на саму организацию и/или на окружающую среду. (Примечание: воздействие может быть позитивным и негативным.)
В PAS 99:2006 термин «аспект» используется для идентификации тех проблем, где может потребоваться контроль, поскольку они вызывают возникновение риска. Очевидно, что есть много аспектов, учитывающих безопасность информации, качество продукции, окружающую среду, безопасность персонала и т.д., которые могут иметь воздействие на организацию. Для организации не будет сверхзадачей решать все проблемы сразу. Рекомендуемый подход предлагается как единственный, когда организация идентифицирует то, что может иметь наиболее значимое воздействие, и нуждается в контроле и/или смягчении воздействия посредством программ улучшения.
PAS 99:2006 тесно связана с ИСО Guide 72:2001 также в части использования процессного подхода и ориентации на управление рисками.
Требование оценивать риски рассматривается как принципиальный двигатель системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности охраны окружающей
Век Качества N° 6
среды, безопасности питания, информационной безопасности и пр. Что касается качества продукции, то хотя и не существует общего требования для идентификации и оценки критических характеристик, связанных с качеством, многие организации даже в рамках СМК используют подходы, основанные на анализе рисков, например FMEA (Failure Mode and Effects Analysis - анализ видов и последствий отказов).
Для СМК оценка рисков может быть связана с оценкой и менеджментом рисков неудовлетворенности потребителей или экономическими потерями организации. Для системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья -с оценкой рисков причинения ущерба здоровью персонала организации. Для системы экологического менеджмента - с оценкой рисков отрицательного воздействия на окружающую среду.
Те аспекты, которые несут высокий риск, следует оценивать прежде всего. Существует много путей оценки риска, в PAS предлагается простая матрица, которая будет полезной в качестве первого шага.
Все значительные аспекты должны быть субъектом контроля со стороны системы менеджмента. В дополнение наиболее значимые аспекты должны быть также субъектом программ улучшения в помощь организации для снижения ее рисков.
Для каждого процесса системы предполагаются следующие вопросы: SS Какой аспект может дать сбой? SS Каково будет воздействие, если
сбой произошел?
SS Какова вероятность того, что
это произойдет?
Ответы в комбинации дают степень (меру) риска, как отображено на матрице (см. рис. 5).
Если событие достаточно вероятно и воздействие будет серьезным, то риск высок, и в связи с этим необходимо немедленно что-то предпринять: по возможности остановить процесс, или даже эвакуировать предприятие.
Если риск умеренный, то предпринять что-то тоже необходимо, но не с такой степенью безотлагательности.
Если событие не несет опасности и воздействие незначительно, то риск, по-видимому, будет допустимым.
На матрице: белое поле - допустимые риски; светлое - высокие риски, когда необходим их контроль. Темное поле - очень высокие риски, когда необходимы действия, снижающие риски.
Такой подход может быть использован для идентификации стадии процесса, способной оказать наибольшее воздействие на качество продукции, окружающую среду, удовлетворенность заинтересованных сторон и др.
Ниже приведено содержание PAS 99:2006:
Предисловие
Введение
1 Область действия
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Требования к общей системе менеджмента
4.1 Общие требования
4.2 Политика системы менеджмента
4.3 Планирование
4.3.1 Идентификация и оценка аспектов, воздействий и рисков
4.3.2 Идентификация законодательных и других требований
4.3.3 Планирование непредвиденных (случайных) обстоятельств
4.3.4 Цели
4.3.5 Организационная структура, обязанности, ответственность и полномочия
4.4 Внедрение и функционирование
4.4.1 Управление операциями
4.4.2 Менеджмент ресурсов
4.4.3 Требования документации
4.4.4 Связь
4.5 Оценка выполнения
4.5.1 Мониторинг и измерения
4.5.2 Определение соответствия
4.5.3 Внутренний аудит
4.5.4 Обращение с несоответствиями
4.6 Улучшение
4.6.1 Общие положения
4.6.2 Корректирующие, предупреждающие действия и действия по улучшению.
4.7 Анализ руководства
4.7.1 Общие положения
4.7.2 Входные данные
4.7.3 Выходные данные Суммируя существующие представления об ИСМ, можно сформулировать их основные принципы: ^ баланс интересов заинтересованных сторон;
^ лидерство руководства;
^ вовлеченность персонала;
^ постоянное обучение персонала (индивидуальное приобретение знаний; сбор и распространение знаний, полученных отдельными работниками; формирование коллективных знаний), инновации;
МЕТОДОЛОГИЯ I Академия менеджмента Матрица степени (меры) риска
Аспекты (риски) Воздействия Очень невероятный Невероятный Редко случается Время от времени Достаточно регулярный
Отсутствие эффекта
Незначительный эффект
Слабый эффект
Значительный эффект
Большой эффект
Очень большой эффект
^ интеграция общих и специальных требований;
^ связь общих требований с этапами цикла РБСА;
^ процессный подход;
^ подход, основанный на управлении рисками;
^ соответствие законодательным и отраслевым требованиям;
^ системный подход к менеджменту;
^ принятие решений, основанных на фактах;
^ быстрота реагирования;
^ адаптация к изменениям;
^ постоянное улучшение.
На наш взгляд, на настоящем этапе назрела необходимость иметь собственный национальный стандарт «Руководящих указаний по интеграции систем менеджмента» с учетом существующих подходов, практики и национальной специфики.
Литература
1. А8/Ш8 4581:1999 «Интеграция системы менеджмента. Руково-
дящие указания компаниям, государственным и общественным организациям».
2. ИСО 72:2001 «Руководящие указания по обоснованию и разработке стандартов системы менеджмента» (ISO Guide 72:2001 - Guidelines for the justification and development of management system standards).
3. PAS 99:2006 «Спецификация общих требований системы менеджмента как основа для интеграции (Specification of common management system requirements as a framework for integration).
4. Аванесов А.Е. Оценка уровня интегрированности систем менеджмента // Klub.OK.net. 2006. № 9. С. 13.
5. Егорова Л.Г. Как интегрировать системы менеджмента качества и охраны окружающей среды? // Сертификация. 2002. № 2. С. 14-19.
6. Егорова Л.Г Проблемы и пер-
спективы интеграции систем менеджмента // Сертификация. 2004. № 2. С. 12-19. J
ХРОНИКА I Новости компаний
Korea Telecom лицензировала Voice&Video over IP продукт SPIRIT
Ведущий в мире разработчик продуктов для передачи голоса и видео по IP-сетям компания SPIRIT DSP объявила о лицензировании программного продукта SPIRIT для голосовых и видео IP-коммуникаций крупнейшим корейским телекоммуникационным оператором Korea Telecom. По данным аналитического агентства IDC, в ближайшие 5 лет VoIP-рынок будет расти ежегодно на 50%, и к 2011 г. суммарный объем рынка VoIP-услуг только в Корее может достичь 1,5 млрд долл. Чтобы занять лидирующие позиции на этом привлекательном рынке, Korea Telecom провела полноценное обновление своей инфраструктуры, заменив морально устаревшее оборудова-
с с с
ние и запустив проект «IP-Сервисы» (SoIP), который должен стать экосистемой, позволяющей реализовывать инновационные мультимедийные сервисы, включая VoIP-звонки.
Программный продукт от SPIRIT будет обеспечивать высочайшее качество в VoIP-сервисах Korea Telecom, повышая лояльность 20-миллионной аудитории оператора. SPIRIT лицензировал программную платформу для создания различных приложений и сервисов передачи голоса и видео в сети Интернет. Технологии SPIRIT обеспечивают надежную передачу голосовых и видео данных по IP-сетям, подавление эха и шумов (технология RealDuplex™), решение сетевых проблем - задержек, «дрожания», потери пакетов (технология NetJet™). Оптимизированный для пере-
дачи голоса по IP-сетям широкополосный кодек SPIRIT IP-MR™ позволяет получить высочайшее качество речи даже в сетях с большим процентом потерь пакетов (до 30%), а также более эффективно использовать сетевой трафик. Уникальные технологии SPIRIT, объединенные в интегрированный программный продукт, позволяют успешно справляться со всеми проблемами IP-сетей, обеспечивая превосходное качество голоса и видео.
Программное решение SPIRIT оптимизировано для операционных систем Windows, Mac и Linux и способно реализовать различные сценарии коммуникации по IP: звонки с ПК на ПК, с ПК на стационарные и мобильные телефоны, конференц-звонки.
www.spirit.ru
Ноябрь 2008 г.
27
а
Рис 5