Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ЗАМЫСЛОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ'

К ВОПРОСУ О НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ЗАМЫСЛОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
330
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ / КОНТРДИФФАМАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ / УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ОПЕРАЦИЯМ / ФЕЙКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ПРОГРАММИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Петренко Анатолий Иванович

Цель. Выявление факторов и разработка инструментов, направленных на нейтрализацию деструктивного воздействия на психику. Процедура и методы. На примере конкретного случая (case-stady) рассмотрен механизм срыва замысла одной из психологических операций. При проведении исследования применены методы включённого наблюдения, обобщения. Использовались методы контент-анализа информации зарубежных СМИ и интерпретации результатов. Результаты. Выявлены закономерности проводимых психологических операций. Проведён анализ материалов деструктивного содержания (фейков). Предложены пути нейтрализации их деструктивного воздействия. Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в теорию и практику противодействия психологическим операциям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEUTRALIZING THE INTENTIONS OF PSYCHOLOGICAL OPERATIONS

Aim. Analysis of psychological factors and tools aimed at neutralizing the destructive effect on the psyche. Proposals for the organization of counter-defamation programs. Methodology. A specific example of organizing a foil of a psychological operations plan is considered. Analysis of destructive content (fake) materials has been carried out. The study used methods of included observation, generalization, content analysis and interpretation of the results. Results. The patterns of psychological operations have been defined. The ways to neutralize their destructive influence are shown. Research implications. The results of the study contribute to the theory and practice of counteracting psychological operations.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ЗАМЫСЛОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ»

УДК 316.6 Петренко А. И.

Академия социального управления

129344, г. Москва, ул. Енисейская, д. 3, корп. 3, Российская Федерация

К ВОПРОСУ О НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ЗАМЫСЛОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

аннотация

Цель. Выявление факторов и разработка инструментов, направленных на нейтрализацию деструктивного воздействия на психику.

Процедура и методы. На примере конкретного случая (case-stady) рассмотрен механизм срыва замысла одной из психологических операций. При проведении исследования применены методы включённого наблюдения, обобщения. Использовались методы контент-анализа информации зарубежных СМИ и интерпретации результатов.

Результаты. Выявлены закономерности проводимых психологических операций. Проведён анализ материалов деструктивного содержания (фейков). Предложены пути нейтрализации их деструктивного воздействия.

Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в теорию и практику противодействия психологическим операциям.

ключевые слова

психологические операции, контрдиффамационные программы, условия эффективности противодействия психологическим операциям, фейки, психологическое воздействие, программирование поведения

структура

Введение

Пример из истории

Факторы, определяющие успешность нейтрализации целей психологических операций

Фейки как инструменты информационно-психологического воздействия Рекомендации по противодействию ложной информации Заключение

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

A. Petrenko

Academy of Public Administration 3 korp. 3 Eniseiskaya ul., Moscow 129344, Russian Federation

NEUTRALIZING THE INTENTIONS OF PSYCHOLOGICAL OPERATIONS

abstract

Aim. Analysis of psychological factors and tools aimed at neutralizing the destructive effect on the psyche. Proposals for the organization of counter-defamation programs. Methodology. A specific example of organizing a foil of a psychological operations plan is considered. Analysis of destructive content (fake) materials has been carried out. The study used methods of included observation, generalization, content analysis and interpretation of the results.

Results. The patterns of psychological operations have been defined. The ways to neutralize their destructive influence are shown.

Research implications. The results of the study contribute to the theory and practice of counteracting psychological operations.

keywords

I

psychological operations, counter-defamation programs, conditions of effectiveness of counteracting psychological operations, fakes, psychological impact, behavior programming

ВВЕДЕНИЕ

История организации и проведения психологических операций (ПО), направленных на дестабилизацию социального, экономического и политического положения в различных государствах, насчитывает не один десяток лет. Одни встречали противодействие со стороны тех, на кого они были направлены, другие проходили без какого-либо активного противодействия. Одни заканчивались успешно (с точки зрения разработчиков ПО), другие удавалось пресечь.

Мы попытаемся на примере конкретной ситуации рассмотреть проблемы разработки и реализации комплекса мероприятий, способствовавших срыву планов одной из психологических операций.

Такой подход позволяет осуществить анализ факторов и инструментов психологических операций, направленных на оказание деструктивного воздействия на психику больших социальных групп.

В результате этого исследования может быть разработана и эффективно

„ „ К СОДЕРЖАНИЮ

реализована программа, направленная на нейтрализацию созданной с помощью проведённой психологической операции кризисной социально-политической ситуации. ^

ШЬ

ПРИМЕР из истории

Немного о предпосылках. К 1984 г. высшим руководством Болгарии было принято решение о директивной натурализации граждан Болгарии -этнических турок. Этническим туркам стали менять паспорта с присваиванием им болгарских имён. Это вызвало волну протестов, резкую активизацию выезда этих граждан Болгарии в Турцию. К 1985 г. обострилась не только политическая, но и экономическая ситуация в стране, поскольку стали оголяться те отрасли экономики, где традиционно были задействованы этнические турки. Более 300 000 граждан Болгарии этой категории покинули страну. Началась дестабилизация социально-политической обстановки в стране в целом, активизировалась деятельность эмиссаров спецслужб ряда государств. Руководство страны приняло решение разработать и реализовать контроперацию, преследующую целью оперативную стабилизацию ситуации в стране.

Автор этих строк был приглашён в Болгарию и включён в состав рабочей группы по разработке плана и контента этой контроперации. Работа группы строилась по принципам инновационной деловой игры с использованием метода мозгового штурма. Группе было предоставлено право в режиме онлайн получать любую информацию, которую она сочтёт необходимой.

Прежде всего был проведён оперативный анализ ситуации, определены зоны риска, оценены имеющиеся ресурсы (людские, информационные, финансовые и временные). Это позволило приступить к составлению плана мероприятий с определением ответственных и сроков выполнения каждой из намеченных позиций.

При выработке решений принимались во внимание возможные риски и их негативные последствия. На каждую такую ситуацию разрабатывался альтернативный вариант действий, снижающий или исключающий возможный ущерб.

В самом начале работы группы было принято решение о целесообразности проведения видеосъёмки, фиксирующей всю процедуру пересечения границы гражданами Болгарии и то, что с ними происходит уже на территории Турции. К этому были привлечены несколько съёмочных групп зарубежных телекомпаний, которые могли свободно перемещаться как по территории Болгарии, так и по территории Турции. На завершающем этапе работы группа уже располагала необходимым количеством отснятых видеосюжетов для включения их в медиаплан операции.

Был проведён анализ всех оперативных материалов по данной ситуации. На одном из таких видеороликов было зафиксировано, как эмиссар спецслужб Турции путём жёсткого шантажа принуждал гражданина Болгарии подать заявление на выезд из страны. На наше предложение включить этот ролик в медиаплан для трансляции по болгарскому телевидению про-

ШЬ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

звучало возражение: «Так это же оперативная съёмка!». Мы предложили сопроводить данный ролик бегущей строкой: «Оперативная съёмка МВД Болгарии». Положительное решение по данному вопросу было принято в течение десяти минут!

Видеорепортажи, отснятые зарубежными тележурналистами, в деталях показывали с меткой времени процедуру пересечения болгаро-турецкой границы, на которую у граждан уходило от 15 до 30 минут практически без досмотра. Затем шли репортажи о процедуре пересечения турецко-болгарской границы, где переселенцев досматривали с большим пристрастием. Эта процедура занимала от 2 до 3 с лишним часов.

Далее пересёкших границу размещали в приграничные фильтрационные лагеря, в которых отсутствовали какие-либо человеческие условия для проживания, питания и оказания медицинской помощи. В этих лагерях люди находились от 2 до 5 дней.

И последний этап переселения - вывоз бывших теперь граждан Болгарии в пустынные районы Турции, где условия были ещё хуже по сравнению с условиями в фильтрационных лагерях.

Уже из фильтрационных лагерей, а особенно из лагерей в пустыне, были записаны видеообращения к родственникам, друзьям и знакомым, которые ещё не покинули Болгарии, с мольбами не делать этого, поскольку тех, кто прибыл в Турцию, жестоко обманули, они тут никому не нужны, с ними обращаются, как с животными, и т. д. и т. п.

Самым дискуссионным в рабочей группе оказался вопрос о целесообразности признания высшим руководством Болгарии ошибочности принятого ранее решения о натурализации граждан Болгарии - этнических турок. Удалось убедить всех членов группы в том, что без этого важнейшего элемента успех всей операции будет весьма сомнителен и кратковременен.

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает хронометраж процедуры утверждения плана, предложенного рабочей группой:

05.30 - группа признаёт документ полностью готовым;

06.00 - документ докладывается министру внутренних дел Болгарии;

07.00 - документ докладывается генеральному секретарю ЦК Компартии Болгарии Тодору Живкову;

09.00 - документ утверждается в политбюро ЦК Компартии Болгарии;

12.00 - по всем теле- и радиоканалам Болгарии идёт первый ролик с выступлением Тодора Живкова, где он признаёт ошибочность решения о натурализации болгарских турок и отменяет это решение. |- ^

Далее пошла демонстрация всех материалов, подготовленных для СМИ

НОМЕРА

Болгарии. Эти же материалы по дипломатическим каналам были доведены до посольств всех стран, аккредитованных в Болгарии.

На следующий день после такого мощного информационного взрыва на выезд из Болгарии не было подано ни одного заявления, а те, кто накануне

■<1

их подал, заявили, что отказываются покидать Болгарию. В последующие дни во всей стране подавалось до 5-6 заявлений в день.

Мы привели этот пример лишь для того, чтобы подкрепить базовые принципы подготовки и проведения контрдиффамационных программ, направленных на нейтрализацию того информационного воздействия на целевые группы социума, которое планируют разработчики психологических операций.

факторы, определяющие успешность

нейтрализации целей психологических операций

Выделим наиболее значимые факторы, игнорирование которых создаёт предпосылки для успешной реализации целей психологических операций [3; 4; 5].

Прежде всего, это отлаженная система мониторинга информационного пространства для своевременного выявления признаков информационной интервенции на начальной стадии реализации психологических операций.

Выявление наиболее уязвимых мест в информационном пространстве даёт возможность оперативно разработать контрдиффамационную программу для нейтрализации негативных последствий психологических операций [1; 6].

Оперативность принимаемых решений по реализации такой программы, а иногда и по коррекции некоторых её положений в зависимости от того, как будет развиваться ситуация, во многом предопределяет успешность противодействия информационным атакам.

Оперативность и согласованность в действиях всех участников данной операции, отсутствие многоуровневой координации и согласования принимаемых решений также играют важную роль. К сожалению, у нас в стране сложилась практика, когда каждый участник такой операции обязан согласовать свои действия именно со своим начальником, не посвящённым, как правило, во все её детали и поэтому далеко не всегда способным принять адекватные решения. Все специалисты, включённые в рабочую группу по разработке и реализации комплекса мероприятий по дискредитации замыслов психологических операций, должны иметь на время этой работы только одного руководителя, с которым и согласовываются любые предложения.

Важным фактором, обеспечивающим успех нейтрализации замыслов ор- |= ганизаторов психологических операций, является и неординарность принимаемых решений, и отход от стереотипов мышления. Чем креативнее будет мышление каждого члена такой группы, тем больше шансов на успех [8]. Практика показала, что нередко нелепое, на первый взгляд, предложение при тщательном анализе может стать основой неординарного решения.

■<1

И, наконец, ещё один фактор, без которого успех в обсуждаемом нами направлении невозможен, - это своевременное разоблачение ложной и подача правдивой информации. Важно также учитывать то, какие информационные каналы задействуют авторы психологических операций, и именно они должны занимать доминирующий удельный вес в проводимых кон-трдиффамационных программах [2; 7].

События последнего времени показывают, что доведение такой информации только через СМИ и ресурсы интернета может быть не всегда эффективно. Нередко возникает необходимость вступления в непосредственный контакт с оппонентами для доведения до них необходимой информации, для ответа на их вопросы и т. д.

Наши функционеры, с одной стороны, не готовы к разговору с оппонирующей аудиторией, а с другой стороны, просто боятся выходить к народу. Совершенно очевидно, что агитировать надо не сторонников, а сомневающихся и заблуждающихся, что требует специальной подготовки. Если её не начать сегодня, завтра может оказаться поздно.

фейки как инструменты информационно-психологического воздействия

Одним из самых распространённых инструментов психологических операций, направленных на деформацию сознания граждан России, стали фейки. Их удельный вес в информационном пространстве заметно возрос, а анализ, проведённый нами, позволяет сделать определённые выводы.

Раскрывая основные структурные инструменты информационно-психологического воздействия, определяющие содержание информационно-психологической войны и психологических операций, мы в своё время выделили такое явление, как дезинформирование.

Дезинформирование, в свою очередь, базируется на таком понятии, как «дезинформация», которое определяется как способ маскировки, заключающийся в преднамеренном распространении ложных сведений об объектах, их составе и деятельности, а также в имитации их деятельности.

Модель порождения дезинформации представляет собой:

- выбор отрицательного действия;

- гиперболизацию отрицательного действия;

- имплантацию результата в реальность;

- акцент на введённом сообщении; |=

- порождение следствий [1, с. 196-198].

На наш взгляд, фейки содержат в себе все перечисленные элементы дезинформации и именно поэтому их можно рассматривать как разновидность дезинформации, а следовательно, фейки нужно относить к инструментам психологических операций.

■<1

К наиболее характерным особенностям этого инструмента психологической операции можно отнести:

- во-первых, возможность направлять на один объект воздействия большое количество фейков, подготовленных разными авторами, размещённых на различных информационных ресурсах, а сама процедура размещения может носить пролонгированный характер;

- во-вторых, неспонтанный характер - фейки всегда чётко планируются и координируются из единого центра управления;

- в-третьих, простоту их изготовления - анализ значительного количества фейков показывает, что их авторы не затрудняют себя поиском фактов, а пользуются одними и теми же информационными клише;

- в-четвёртых, активное окрашивание передаваемой информации в негативный эмоциональный фон в отношении объекта воздействия;

- в-пятых, наличие у каждой серии фейков своего объекта (объектов) воздействия и своей целевой группы.

Мы провели небольшой анализ информационной направленности фейков, появившихся в зарубежных СМИ в последнее время (см. таблицу 1).

Таблица 1 / Table 1

Анализ направленности фейков, опубликованных в зарубежной печати за период с ноября 2020 по февраль 2021 гг. / Analysis of the direction of fakes published in the foreign press in November 2020 - February 2021

№ п/п Дата публикации Темы

Нападки на Президента РФ Русофобия Россия -агрессор Россия - враг демократии Угрозы в адрес России Навальный Скрипали Спецслужбы России

1 30.11.2020 Bild + + +

2 23.11.2020 Abendlich Hamburg + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 19.11.2020 National Interests + +

4 11.11.2020 The New York Times + +

5 05.11.2020 Foreign Policy + +

6 03.11.2020 The Washington Post + + +

7 02.12.2020 Foreign Policy + +

■Ъ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

К НАЧАЛУ СТАТЬИ

№ п/п Дата публикации Темы

Нападки на Президента РФ Русофобия Россия -агрессор Россия - враг демократии Угрозы в адрес России Навальный Скрипали Спецслужбы России

8 01.12.2020 Atlantic Council + + +

9 05.11.2020 CNN +

10 12.11. 2020 Daily Mail + +

11 18.11.2020 DemkN (Чехия) + +

12 12.11.2020 The Independent + +

13 20.11.2020 Times + +

14 24.11.2020 The Spectator + +

15 30.11.2020 The Telegraph +

16 04.11.2020 Politico + + +

17 03.11.2020 Proletären (Швеция) +

18 06.01.2021 The Wall Street Journal + +

19 17.02.2021 Bloomberg + + +

20 22.02.2021 Le Figaro + +

21 06.01.2021 The Wall Street Journal + + + +

22 17.01.2021 Bloomberg (США) + + + +

23 25.01.2021 Der Spiegel + +

24 28.01.2021 The Times (Великобритания) + +

25 31.01.2021 The New York Times + + +

26 03.02.2021 The New York Times + + + +

■ъ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

К НАЧАЛУ СТАТЬИ

Как видно из таблицы 1, основной упор в информационных атаках авторы фейков делают на внедрение негативного отношения к России. Цель такой компоновки материалов вполне понятна - оказать психологическое воздействие на сознание и подсознание читателя, сформировать осознаваемый или неосознаваемый негативный образ России, а следовательно, и негативное отношение к ней.

Важно также понять, что за идеология является базисной для всех современных фейкопроизводителей, какими постулатами они руководствуются. Попробуем представить их фундаментальные профессиональные постулаты:

• «пушки и штыки - ничто, если вы не обладаете сердцами нации»;

• овладение массами - единственная цель пропаганды;

• для достижения этой цели хороши любые средства, главное, чтобы пропаганда была эффективной;

• помимо «белой», правдивой информации, необходимо использовать «серую», т. е. полуправду, и «чёрную» - откровенную ложь: «мы добиваемся не правды, а эффекта»;

• «чем чудовищнее ложь, тем охотнее в нее верят» и тем быстрее она распространяется;

• адресованные толпе «послания» должны быть примитивными, без подробностей, на уровне односложного лозунга: «худший враг пропаганды - интеллектуализм»;

• «пропаганда должна воздействовать больше на чувства, чем на разум», а поэтому быть яркой, броской;

• для наилучшего усвоения месседжа «мы обязаны говорить на языке, понятном народу», точнее, на разных языках: один - для столицы, другой -для провинции, один - для рабочих, другой - для служащих;

• следует превозносить вождей и народ, постоянно поддерживая высокий градус идеологического пафоса и истерии;

• следует бесконечно повторять пропагандистскую «трескотню»: ведь трудно не поддаться её магии, если в неё верит всё большее число окружающих.

Подобного рода тезисы были сформулированы ещё Йозефом Геббельсом, но до сих пор свято соблюдаются при подготовке фейковой информации.

рекомендации по противодействию ложной информации Можно ли создать систему противодействия тому воздействию, ради которого готовятся и распространяются фейки? На наш взгляд, необходимость в этом назрела давно, и кое-что в данном направлении делается.

Какие шаги следует предпринять для нейтрализации такого инструмента психологической войны, как фейки?

ШЬ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

- Создание системы мониторинга информационного пространства

для своевременного «вылавливания» антироссийских фейков. Проведение анализа поступающих в результате мониторинга фейков для определения основных объектов их атак, интенсивности и продолжительности воздействия, изменений в риторике, степени агрессивности, схожести и различий в использовании информационных клише и т. д.

- Разоблачение фейков по основным их болевым точкам: отсутствию логики, игнорированию доказательной базы, противоречиям в самой фей-ковой информации, откровенной ложности, абсурдности утверждений, -перевод читателя фейка из эмоциональной в рациональную сферу восприятия, демонстрация единообразия в выборе одних и тех же информационных клише практически всеми авторами фейков и т. д. [4].

- Разработка и реализация контрдиффамационных программ, направленных на дискредитацию замыслов авторов фейковых кампаний. Размещение контрдиффамационных материалов необходимо осуществлять незамедлительно, на русском языке и языке оригинала, прежде всего, именно в тех информационных ресурсах, на которых появился тот или иной фейк.

- Проведение правовой и психологической экспертизы фейков,

содержащих признаки нарушения законодательства РФ, и принятие соответствующих правовых мер по привлечению к ответственности авторов, допустивших такие нарушения.

- Контрдиффамационные материалы должны быть ориентированы на те же целевые группы, что и фейки. Эти материалы должны не только разоблачать контент фейков, но и осуществлять информационные прививки против этого контента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимо отметить, что, несмотря на теоретическую проработку проблемы и выработку практических рекомендаций по её решению, к сожалению, мы сегодня запаздываем с решением этой серьёзной проблемы. Важно незамедлительно и масштабно развернуть работу на государственном уровне против дезориентации граждан, особенно подростков и молодёжи. Работа по противодействию психологическим операциям, направленным на деформацию сознания наших граждан и дестабилизацию социально-политической ситуации в стране, должна вестись активно, наступательно и с

упреждением. К СОДЕРЖАНИЮ

■<1

литература

1. Грачев Г. В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. Волгоград: Издатель, 2004. 336 с.

2. Карпович О. Г., Манойло А. В. Цветные революции. Теория и практика демонтажа современных политических режимов. М.: Юнити-Дана, 2015. 112 с.

3. Манойло А. В. Информационные войны и психологические операции. Руководство к действию. М.: Горячая линия-Телеком, 2018. 496 с.

4. Манойло А. В., Попадюк А. Э. Зарубежные научные подходы к исследованию «фейковых новостей» в мировой политике // Россия и современный мир. 2020. № 2. С. 285-300. DOI: 10.31249/rsm/2020.02.17

5. Манойло А. В., Петренко А. И., Фролов Д. Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. М.: Горячая линия-Телеком, 2021. 636 с.

6. Петренко А. И. Психологические операции, направленные на эрозию сознания подрастающего поколения // Психология интегральной индивидуальности в информационном обществе: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Саратов: ИЦ "Наука", 2019. С. 38-44.

7. Петренко А. И. Общая характеристика психологических операций // Национальная безопасность. 2009. № 1. С. 59-65.

8. Petrenko A. I. Technologies of information wars and psychological operations in international relations and world politics // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences: SCTCMG 2019 - Social and cultural transformations in the context of modern globalism, Groznyi, June 14th-15th, 2019. Groznyi: Future Academy, 2019. P. 245-250. DOI: 10.15405/epsbs(2357-1330).2019.12.4

references

1. Grachev G. V. Lichnost' i obshchestvo: informatsionno-psikhologicheskaya bezopasnost' i psikhologicheskaya zashchita [Personality and Society: Information and Psychological Security and Psychological Protection]. Volgograd, Izdatel' Publ., 2004. 336 p.

2. Karpovich O. G., Manoilo A. V. Tsvetnye revolyutsii. Teoriya i praktika demontazha sovremennykh politicheskikh rezhimov [Colour revolutions. Theory and practice of dismantling modern political regimes]. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2015. 112 p.

3. Manoilo A. V. Informatsionnyevoinyipsikhologicheskieoperatsii.Rukovodstvo k deistviyu [Information warfare and psychological operations. A guide to action]. Moscow, Goryachaya liniya-Telekom Publ., 2018. 496 p.

4. Manoilo A. V., Popadyuk A. E. [Foreign scientific approaches to the study of "fake news" in world politics]. In: Rossiya i sovremennyi mir [Russia and the contemporary world], 2020, no. 2, pp. 285-300. DOI: 10.31249/ rsm/2020.02.17

шь

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

7.

Manoilo A. V., Petrenko A. I., Frolov D. B. Gosudarstvennaya informatsionnaya politika v usloviyakh informatsionno-psikhologicheskoi voiny [State information policy in the context of information and psychological warfare]. Moscow, Goryachaya liniya-Telekom Publ., 2021. 636 p. Petrenko A. I. [Psychological operations aimed at erosion of the consciousness of the younger generation]. In: Psikhologiya integral'noi individual'nosti v informatsionnom obshchestve: sbornik materialov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [The psychology of integral individuality in the information society: collection of materials of the international scientific and practical conference]. Saratov, ITS "Nauka" Publ., 2019, pp. 38-44.

Petrenko A. I. [General characteristics of psychological operations]. In: Natsional'naya bezopasnost' [National security], 2009, no. 1, pp. 59-65. Petrenko A. I. Technologies of information wars and psychological operations in international relations and world politics. In: The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences: SCTCMG 2019 - Social and cultural transformations in the context of modern globalism, Groznyi, June 14th-15th, 2019. Groznyi, Future Academy, 2019, pp. 245-250. DOI: 10.15405/epsbs(2357-1330).2019.12.4

дата публикации

Статья поступила в редакцию: 10.05.2021 Статья размещена на сайте: 01.09.2021

информация об авторе i information about the author

Петренко Анатолий Иванович - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры методики воспитания и дополнительного образования Академии социального управления; e-mail: aipetr@rambler.ru

Anatoly I. Petrenko - Сand. Sci. (Psychology), Assoc. Prof., Department of Upbringing Methods and Additional Education, Academy of Social Management; e-mail: aipetr@rambler.ru

правильная ссылка на статью i for citation

Петренко А. И. К вопросу о нейтрализации замыслов психологических операций // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2021. № 3. URL: www.evestnik-mgou.ru

Petrenko A. I. Neutralizing the intentions of psychological operations. In: Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2021, no. 3. Available at: www.evestnik-mgou.ru

шь

■<1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.