Профессиональное воспитание: сущность, основные направления
УДК 316.6
А. И. Петренко, М. П. Нечаев
Преодоление виртуальных угроз воспитанию обучающихся
Аннотация
Статья посвящена анализу проблемы преодоления деструктивного воздействия на сознание подрастающего поколения виртуальных угроз в ходе проведения психологических операций. Рассмотрены реальные возможности школы по противодействию проводимым в отношении обучающихся психологическим операциям.
Ключевые слова: психологические операции, виртуальные угрозы, информационно-психологическое пространство, подрастающее поколение.
A. I. Petrenko, M. P. Nechaev
Dealing with virtual dangers to learners' personality development
Abstract
The article is devoted to overcoming the destructive impact of virtual threats to the consciousness of the younger generation in the course psychological operations. The authors consider real potential of schools in counteracting ongoing psychological operations against learners.
| Keywords: psychological operations; virtual threats; information and psychological space; younger generation.
Современное развитие общественных отношений определило необходимость исследования характера взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности политических и информационно-психологических процессов, явлений и конфликтов, которые определяются: • глубоким взаимопроникновением и частичным перекрыванием сферы политических и сферы информационно-психологических отношений;
• широким диапазоном общих для обеих сфер процессов и субъектов деятельности;
• взаимосвязью и взаимовлиянием политических и информационно-психологических явлений, выражающихся, в частности, в том, что нередко политические процессы становятся причиной инициирования информационно-психологических процессов или корректируют процессы, уже протекающие в информационно-психологической сфере;
• взаимосвязью, взаимозависимостью и взаимообусловленностью информационно-психологической и политической безопасности;
• широким использованием арсенала сил, средств и методов виртуального воздействия на сознание людей в политических целях. Сегодня проблема информационно-психологической безопасности становится особенно актуальной. Это обусловлено тем, что информационно-психологическая безопасность является важнейшим критерием оценки стабильности системы социальных, духовных и политических отношений современного российского общества. Деятельность системы государственной власти по обеспечению информационно-психологической безопасности имеет самостоятельное значение в ряду факторов, влияющих на состояние и развитие системы политических отношений информационного общества [3; 6].
Информационно-психологическое пространство — это среда реализации информационных и психологических воздействий, это многомерная сеть, построенная на прямых и обратных связях субъектов информационных взаимодействий (единиц и областей). Такое пространство является открытой системой, включающей информационные потоки и информационные поля, находящиеся в непрерывном взаимодействии друг с другом. Информационно-психологическое пространство в принципе разрешает существование любого типа информации. И в этом заключается его отличие от любого пространства физического плана.
Информационно-психологическое пространство универсально: любая область человеческой деятельности опирается на него. Таким образом возникает уникальная возможность для оказания воздействия на социальные явления и процессы в любой сфере деятельности человека и общества.
Один из основных элементов информационно-психологических операций — информационно-пропагандистские акции и мероприятия. Их главная цель — дестабилизация общественной жизни, разложение изнутри, подготавливающее почву для успешного осуществления политических, экономических и военных действий.
Объектом информационно-психологического воздействия являются люди, особенно такие возрастные группы, как детская, подростковая и юношеская. И главная задача информационно-пропагандистских акций в процессе проведения психологических операций заключается в том, чтобы повлиять на духовную сферу — общественное мнение и настроение, ценностные ориентации, взгляды, социально-психологический климат,
посеять страх и неуверенность перед будущим, вызвать недоверие к деятельности органов власти и государственного управления, создать атмосферу недовольства, тревоги, содействовать возникновению оппозиционных групп, стимулировать антиправительственную деятельность и т. п. [7; 8; 9].
Информационно-психологические операции можно условно классифицировать по следующим признакам:
• масштаб операции;
• сферы (общественной и государственной жизни) проведения операции;
• уровень участников операции;
• интенсивность и продолжительность;
• характер воздействия.
Общие принципы информационно-пропагандистских акций в психологических операциях включают в себя:
• осуществление информирования по всем возможным каналам, которые достигают объектов психологических операций;
• использование в пропагандистских акциях любых аргументов и доводов, которые могут служить достижению целей проводимых психологических операций;
• постоянное формирование и распространение сообщений с искаженной, ложной или специальным образом подобранной информацией, в том числе в виде слухов;
• дифференцированный подход к объектам пропагандистских акций по возрастному, национальному, профессиональному и другим признакам;
• изменение содержания пропагандистских материалов, способов и средств их подачи в зависимости от обстановки — от незаметного и скрытого манипулятивного воздействия до прямых побудительных призывов к активным действиям;
• постоянный учет психологических особенностей и состояний людей для того, чтобы расширить аудиторию объектов пропагандистских акций путем использования специальных приемов манипулятивного воздействия;
• использование в пропагандистских акциях проводимых психологических операций лиц, постоянно проживающих в странах-мишенях воздействия или выходцев из них. Остановимся более подробно на некоторых
особенностях информационно-психологического воздействия, оказываемого в ходе психологических операций на сознание обучающихся [5].
76
Инновационные проекты и программы в образовании № 5, 2019
С определенной долей условности можно выделить основные социальные страты информационно-психологического воздействия:
• личность конкретного обучающегося;
• микрогруппы (семья, коллективы школьников
и т.п.);
• макрогруппы (нация, народ);
• гипергруппы (международные сообщества,
организованные по различному принципу);
• супергипергруппа (мировое сообщество).
Год от года нарастает процесс активизации
психологических операций, направленных на деформацию сознания подрастающего поколения, размывание морально-этических норм. Разработчики психологических операций, в которых основными объектами информационно-психологической обработки, направленной на эрозию сознания, становятся дети и подростки, активно используют практически все неконтролируемые каналы информационно-психологического воздействия.
Именно поэтому необходима незамедлительная разработка четкой государственной идеологии воспитания подрастающего поколения. Прежде всего, из программ патриотического воспитания подрастающего поколения следует исключить декларативность. Не менее важно усилить инициирование информационных волн, направленных на все выделенные нами социальные страты, мобилизовать на системное участие в воспитательном процессе подрастающего поколения ведущие отечественные СМИ, союзы кинематографистов и писателей, а также другие общественные организации.
Рассмотрев психологические операции как серьезную угрозу, направленную на деформацию сознания обучающихся, остановимся на том, что могут противопоставить этому воздействию образовательные организации. Но прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо четко определиться в реальных возможностях образовательных организаций по противодействию психологическим операциям.
Итак, готовы ли сегодня образовательные организации к эффективному противодействию психологическим операциям? Нет, не готовы.
Подготовлен ли педагогический коллектив к системному ведению этой работы? Нет, не подготовлен.
Готовы ли управленческие образовательные структуры всех уровней к координации этой работы? Нет, не готовы.
Мы не претендуем на то, чтобы в рамках одной статьи решить все вопросы, связанные с органи-
зацией подготовки образовательных организаций к системному противодействию деструктивному воздействию информационных потоков как составных элементов психологических операций на сознание и подсознание обучающихся. Свою задачу на данном этапе мы видим в привлечении внимания к этой проблеме, подготовке педагогических коллективов образовательных организаций к работе, направленной на коррекцию сознания обучающихся, попавших под воздействие психологических операций.
Прежде всего, необходимо отметить, что сегодня, в связи с ростом политической значимости международных СМИ, ускоряются процессы развития всего спектра коммуникационных технологий. Развитие средств массовой информации, каналов связи и электронной коммуникации делает информационное пространство интерактивным и трансграничным, что, в свою очередь, ведет к резкому снижению эффективности координации информационных потоков нового виртуального пространства через существовавшие ранее территориальные барьеры и институциональные ограничения [2].
Обучающиеся в настоящее время погружены в разнонаправленные информационные потоки, часть которых используется организаторами психологических операций для решения своих задач. Ни одна образовательная организация в этих условиях не в состоянии и, на наш взгляд, не должна осуществлять полноценный мониторинг такого количества информационных потоков, да еще с выделением в них информационных блоков, имеющих диффамационную направленность, и вырабатывать приемы контрдиффамационного воздействия на обучающихся. Этой работой следует заниматься специально созданным федеральным и региональным центрам мониторинга и оценки информации, направленной на деформацию сознания подрастающего поколения.
Но, несмотря на ограниченность возможностей образовательных организаций, их роль и место в этой работе нельзя недооценивать. Сегодня назрела необходимость проведения с педагогами циклов занятий в рамках повышения квалификации, на которых они могли бы получить целостное представление об этих явлениях, научились бы выявлять манипулятивные приемы и освоили бы техники противодействия деструктивному воздействию на обучающихся.
Рассмотрим в качестве примера один из приемов психологических операций. Дезинформирование на сегодняшний день — активно эксплуатируемый прием психологических операций, который
обладает огромным количеством модификаций и техник.
Дезинформирование — это способ психологического воздействия, заключающийся в намеренном предоставлении субъекту такой информации, которая вводит его в заблуждение относительно истинного положения дел [3; 4; 6; 7].
Модель создания дезинформации включает:
• подбор информации отрицательного воздействия;
• придание этой информации гиперболизированного отрицательного воздействия;
• внедрение полученного результата в реальность;
• акцент на вводимом сообщении;
• порождение последствий [1; 4; 5]. Дезинформирование может осуществляться в
виде:
• распространения ложной информации, слухов, формирования иллюзий;
• организации «утечки» конфиденциальных сведений;
• преувеличения тех или иных событий и фактов;
• распространения противоречивых сообщений. Важно также иметь в виду, что все мероприятия по дезинформированию, как правило, согласованы друг с другом и осуществляются по единому плану. В них тщательно увязываются пропорции лжи и правды, а также маскируются истинные намерения, цели и задачи.
Дезинформирование в последнее время стало использоваться массированно, с применением всего арсенала средств доведения информации [3; 8 ]. Именно поэтому обучающиеся имеют практически неограниченный и неконтролируемый доступ к информационным потокам, в которые встроены дезинформационные блоки.
Наиболее часто встречающиеся приемы дезинформирования, используемые в ходе проведения психологических операций:
• приклеивание ярлыков;
• внушение с помощью авторитетной личности;
• фальсификация информации;
• распространение слухов;
• развенчание идеалов;
• насаждение новых идеалов;
• искажение истории и т. д.
Приведем лишь некоторые примеры использования этих приемов:
«Приклеивание ярлыков» — «Россия — агрессор, она готовится напасть на бедную Европу».
«Внушение с помощью авторитетной личности» — оказание дезинформационного воздей-
ствия с привлечением лидера общественного мнения в определенной социальной среде.
«Фальсификация информации» — «Российские спецслужбы отравили «Новичком» семью Скрипалей».
«Распространение слухов» — «Путин останется у власти еще 10 лет».
«Развенчание идеалов» — «Маршал Победы Жуков — награбил несколько вагонов барахла».
«Насаждение новых идеалов» — «Бандера и его пособники были не пособниками нацистов, а борцами за светлое будущее Украины».
«Искажение истории» — «Вторую мировую войну развязали Гитлер и Сталин, а победили в ней англичане и американцы».
При всей очевидной несостоятельности приведенных утверждений они, как мантра, повторяются в различном стилистическим варианте в СМИ, кинофильмах и т. п. В условиях почти полного отсутствия альтернативной информации такое массированное манипулятивное воздействие со временем может дать определенный результат. Так, например, значительный процент японцев сегодня с уверенностью заявляют, что атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки сбросили русские; чешские школьники считают, что Прагу освободили американцы и англичане и т. п. и т. д.
Нам кажется, что назрела необходимость серьезного и системного расширении ресурса контрдиффамационного воздействия на обучающихся со стороны педагогических коллективов. Для этого следует использовать различные формы дискуссионных клубов, в рамках которых можно обсуждать наиболее злободневные проблемы внутренней и внешней политики, а также события, ставшие актуальными для обучающихся.
Такой подход потребует от педагогов навыков ведения дискуссии, выслушивания не всегда «правильных» суждений обучающихся и навыков адекватного реагирования на них. Здесь недопустимо давление авторитетом — «Я педагог, а посему я прав!» Эффективным будет максимально откровенный, открытый и спокойный диалог.
Предлагаем подумать над уставом таких дискуссионных клубов, который бы регламентировал и процедуру обсуждения, и поведение всех его участников. Выглядеть устав может следующим образом:
• Говорим то, что думаем, а не то, что надо.
• Говорим откровенно.
• Всё, что обсуждается в клубе не выносится вовне.
• Исключаются высказывания типа «Борис, ты не прав».
78
Инновационные проекты и программы в образовании № 5, 2019
• Относимся уважительно к любой чужой точке зрения.
• Никто никого не перебивает.
• Никто не монополизирует время своего высказывания.
• Если установлен регламент — он обязателен для всех.
• Запрещены высказывания, нарушающие законодательство Российской Федерации.
Текст устава может быть и другим, главное, чтобы установленный в нем порядок проведения дискуссии строго соблюдался всеми без исключения участниками.
Дискуссия может состоять из следующих этапов:
1. Оглашение темы дискуссии. Это важно не только для тех, кто «зашел на огонек» из любопытства, но и для тех, кто предварительно был знаком с темой обсуждения, поскольку на этом этапе можно уточнить тему, дать к ней необходимые комментарии.
2. Принятие устава. Обсуждается каждый пункт и проводится голосование (также относительно каждого пункта). Возможны коррекция предлагаемых пунктов устава, дополнение или исключение каких-то пунктов. Ведущий должен четко объяснить, для чего нужен каждый из предложенных пунктов.
3. «Входной замер температуры» предстоящей дискуссии. Каждому участнику предлагается высказаться по поводу темы, вынесенной на обсуждение:
• оценить ее важность;
• выделить проблемные точки;
• высказать свое отношение к проблеме.
4. Перед участниками ставится задача найти в вынесенных на обсуждение материалах признаки дезинформации.
5. Участникам дискуссии предлагается выделить, какие манипулятивные приемы были использованы авторами дезинформационных материалов.
6. Проводится анализ вредоносности анализируемых материалов для конкретных социальных групп.
7. Участникам предлагается разработать контр-диффомационные материалы (программы), направленные на нейтрализацию целей авторов дезинформирования.
8. Подведение итогов дискуссии.
Если в дискуссии принимает участие более 10 человек, целесообразно разделить участников на микрогруппы (по 5-6 человек каждая). Каждая микрогруппа последовательно решает задачи и публично защищает свое решение. Целесообразно обеспечить группы бумагой, маркерами для подготовки демонстрационных материалов для доклада. Каждый доклад от группы делается новым членом группы. Допускается представление от группы частного мнения, которое не совпадает с мнением группы.
Мы показали лишь схему проведения работы, направленной на противодействие деструктивному воздействию на психику обучающихся диффо-мационных программ разработчиков психологических операций, но даже из этой схемы видно, какую серьезную работу необходимо провести для подготовки педагогического сообщества к тому, чтобы проведение подобных мероприятий давало положительный результат.
Литература
1. Грачев, Г. В. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия / Г. В. Грачев, И. К. Мельник. — М.: ИФ РАН, 2002. — 232 с.
2. Дубова, Ю. С. Проблематика медиавоздействия: современные подходы и теоретические положения / Ю. С. Дубова // Таврический научный обозреватель. — 2016. — № 11 (16). — С. 219-226.
3. Манойло, А. В. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны / А. В. Манойло, А. И. Петренко, Д. Б. Фролов. — 3-е изд. — М.: Горячая линия — Телеком, 2012. — 541 с.
4. Мухин, А. А. Информационная война в России: участники, цели, технологии / А. А. Мухин. — М.: Гном и Д, 2000. — 256 с.
5. Нечаев, М. П. Угрозы и риски системе воспитания подрастающего поколения / М. П. Нечаев, А. И. Петренко // Воспитание школьников. — 2018. — № 8. — С. 8-13.
6. Операции информационно-психологической войны: краткий энциклопедический словарь / В. Б. Ве-принцев [и др.]. — М.: Горячая линия — Телеком, 2005. — 495 с.
7. Петренко, А. И. Психологические операции — угроза деформации сознания обучающихся / А. И. Петренко // Общество и образование в современной России: социокультурные ориентиры. — Орехово-Зуево: ГГТУ, 2015. — С. 179-186.
8. Петренко, А. И. Проблема воспитания подрастающего поколения и информационно-психологическое воздействие / А. И. Петренко // Конференциум
АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. — 2016. — № 2. — С. 335-340.
9. Петренко, А. И. Стратометрическая мишень психологических операций / А. И. Петренко // Мате-
риалы IV съезда Российского психологического общества: в 4 т. — М., Ростов н/Д: Кредо, 2007. — Т. 3. — С. 113-123.
References
1. Grachev G. V., Melnik I. K. Manipulirovanie lichnostyu: organizatsiya, sposoby i tekhnologii informatsionno-psi-hologicheskogo vozdeystviya [Manipulating the personality: organization, methods and technologies of informational and psychological influence]. Moscow, IF RAN Publ., 2002. 232 p.
2. Dubova Yu. S. Problematika mediavozdeystviya: sovre-mennye podhody i teoreticheskie polozheniya [The problematics of media effects: modern approaches and theoretical basis]. Tavricheskiy nauchniy obozrevatel [Taurian scientific review], 2016, n. 11 (16), pp. 219226.
3. Manoylo A. V., Petrenko A. I., Frolov D. B. Gosudarst-vennaya informatsionnaya politika v usloviyah informat-sionno-psihologicheskoy voyny [State policy within the conditions of information and psychological warfare]. 3rd edition. Moscow, Goryachaya liniya — Telekom Publ., 2012. 541 p.
4. Muhin A. A. Informatsionnaya voyna v Rossii: uchast-niki, tseli, tekhnologii [Information warfare in Russia: sides, goals and technologies]. Moscow, Gnom i D. Publ., 2000. 256 p.
5. Nechaev M. P., Petrenko A. I. Ugrozy i riski sisteme vospitaniya podrastayushchego pokoleniya [Threats and risks in educating the younger generation]. Vospitanie shkolnikov [School education]. 2018, n. 8, pp. 8-13.
6. Operatsii informatsionno-psihologicheskoy voiny: kratkiy entsiklopedicheskiy slovar [Operations of information and psychological warfare: concise encyclopedic dictionary]. V. B. Veprintsev et al. Moscow, Goryachaya liniya — Telekom Publ., 2005. 495 p.
7. Petrenko A. I. Psychological operations — the threat deformation of consciousness of students. Obshchest-vo i obrazovanie v sovremennoy Rossii: sotsiokulturnye orientiry [Society and education in Russia today social and cultural benchmarks]. Orekhovo-Zuyevo, 2015, pp. 179-186. (In Russian).
8. Petrenko A. I. Problema vospitaniya podrastayush-chego pokoleniya i informatsionno-psihologicheskoe vozdeystvie [Educating the younger generation and informational and psychologic influence]. Konferentsi-um ASOU: sbornik nauchnyh trudov i materialov nauch-no-prakticheskih konferentsiy [Konferentsium ASOU: collection of articles and proceedings of scientific conferences], 2016, n. 2, pp. 335-340.
9. Petrenko A. I. Stratometricheskaya mishen psiholog-icheskih operatsiy [Stratometric target of psychological operations]. Materialy IV syezda Rossiyskogo psiholog-icheskogo obshchestva [Proceedings of the IV meeting of the Russian psychological society], vol. 3. Moscow, Rostov on Don: Kredo Publ., 2007. Pp. 113-123.