Научная статья на тему 'К вопросу о нетипичных формах правления в XXI веке'

К вопросу о нетипичных формах правления в XXI веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2270
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМА ГОСУДАРСТВА / ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ / НЕТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ / МОНАРХИЯ / РЕСПУБЛИКА / FORM OF STATE / FORM OF GOVERNMENT / ATYPICAL FORMS OF GOVERNMENT / MONARCHY / REPUBLIC

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Первушова А. С.

В статье рассматривается проблема определения формы правления в XXI веке, оценивается роль и доля нетипичных форм правления в современных государствах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of determining the form of government in the XXI century, assesses the role and share of atypical forms of government in modern States

Текст научной работы на тему «К вопросу о нетипичных формах правления в XXI веке»

К вопросу о нетипичных формах правления в XXI веке To the question of atypical forms of government in the XXI century

УДК 321

Первушова А.С.,

студент 3 курс, ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», Россия, г. Архангельск

Аннотация: В статье рассматривается проблема определения формы правления в XXI веке, оценивается роль и доля нетипичных форм правления в современных государствах.

Summary: The article deals with the problem of determining the form of government in the XXI century, assesses the role and share of atypical forms of government in modern States.

Ключевые слова: форма государства, форма правления, нетипичные формы правления, монархия, республика.

Keywords: form of state, form of government, atypical forms of government, monarchy, republic.

Тема идеального государства волновала людей с незапамятных времён. Свою модель идеального государства предлагал ещё Сократ (427 - 437 гг до н.э.), который, впрочем, не написал ни одной книги, но его мысли были изложены Платоном, его любимым учеником [6, С.116].

Форма любого государства интересна тем, что она не может быть установлена однажды и навсегда. Под воздействием множества факторов (экономическое положение страны и мира, уровень правовой культуры населения, идеологические особенности государства, условия жизни граждан и другие) она постоянно менялась и развивалась с усложнением политической мысли. В связи с этим обстоятельством Л. Гумплович отмечал: «учение о различии государств или о государственном правлении является столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства» [4, С.48].

Актуальность изучения нетипичных форм правления обуславливается особым положением категории формы правления в характеристике того или иного государства. Дело в том, что, зная форму правления государства, можно многое сказать об его сущности, функциях и структуре. А от того, как формируется и функционирует государственная власть, зависит взаимодействие государственных органов, обладающих этой властью,

степень законности и правопорядка в стране, уровень правосознания граждан, позиция мирового сообщества к государству. В последнее время была замечена тенденция эволюционирования и смещения традиционных форм правления [8, С.89], поэтому возникают сложности в определении назначения и организации государственных институтов власти.

В качестве примеров нетипичных форм правления можно привести республиканскую монархию в Малайзии [2] и монархическую республику в КНДР [1]. Проанализировав государственные устройства указанных государств, можно сделать выводы о том, что отличительной чертой республиканской монархии является феномен того, что избираемый монарх не может быть любой гражданин государства, а лишь один из «местных монархов» субъектов федерации; отличие же монархической республики в том, что глава государства при такой форме правления избирается на пожизненный срок.

В.Н. Протасов, размышляя о причинах многообразия нетипичных форм правления, отмечал: «даже незначительные изменения в структуре могут повлечь существенные изменения в свойствах явления. Так, графит и алмаз имеют один и тот же состав (углерод), а различие их в твёрдости обусловлено только их структурой» [5, С.29]. В результате воздействия многих факторов, классическая форма правления способна трансформироваться в иную, возможно, совершенно новую и ранее неописанную нетипичную форму правления. Так, например, типичная президентская республика под влиянием разных причин, может склониться в сторону полупарламентской или суперпрезидентской формы правления.

Под воздействием различных внешних и внутренних факторов (таких, как особенности менталитета населения стран, правосознание граждан, традиции и влияние религии на протяжении истории складывания и развития государственности определённой страны; несовершенство типичных форм правления и их неприспособленность к воздействую экономических, социальных и иных факторов, существующих в реальной жизни за пределами абстрактной модели; неприспособленность типичных форм правления к требованиям современной политики, в связи с чем государства прибегают к их смешению или даже привнесению новых, характерных только для этого государства, элементов), типичные формы правления искажаются и адаптируются под определённое государство [7].

Д.А. Авдеев отмечал: «Деление форм правления на две основные группы — монархии и республики — является консервативным, устаревшим, такая классификация изжила себя. С учетом современного развития государства полагаем, что назрела необходимость в разработке новых подходов к классификации форм правления, что позволит провести

определенного рода их систематизацию» [3, С.45-46]. В связи с чем, выделяется ещё одна проблема форм правления в современном мире, которую предстоит решить учёным в самое ближайшее время - их неупорядоченность.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что будет довольно неверно рассматривать феномен появления нетипичных форм правления с негативной стороны. Так как появление нетипичных форм правления в большинстве случаев связано с адаптацией стандартных форм правления к конкретным экономическим, политическим, социальным и духовным особенностям, сложившихся на территории определённого государства. А потому хочется отметить, что по этой же причине (по причине того, что нетипичные формы правления, как правило, строятся на основе типичных), также неправильно рассматривать нетипичные формы правления как противопоставление типичным их представителям.

Список использованной литературы

1. Конституция КНДР / Библиотека Конституций. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=30 (дата обращения: 17.07.2019).

2. Конституция Малайзии / Библиотека Конституций. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=655 (дата обращения: 17.07.2019).

3. Авдеев Д.А. Форма правления в России (краткий конституционный очерк). Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015. 244 с.

4. Гумплович Л. Общее учение о государстве. М.: Юристъ, 1996. 516 с.

5. Протасов В.Н. Правоотношение как система. М.: Юридическая литература, 1991. 143 с.

6. Платон. Сочинения в четырёх томах. Т.3. Ч.1. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета; «Издательство Олега Абышко», 2007. 752 с.

7. Первушова А.С. Теоретико-правовой анализ причин возникновения нетипичных форм правления // Экономика, управление и право: тенденции и перспективы развития. Сборник материалов I Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов. 2018. С.428-431.

8. Цуканов С.С. Современные нетипичные формы правления государством // Теория и практика общественного развития. 2016. №5. С. 89-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.