ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 342.39 Цуканов Сергей Сергеевич
кандидат исторических наук Академии метрологии, стандартизации и сертификации
СОВРЕМЕННЫЕ НЕТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
Аннотация:
В статье рассматриваются нетипичные формы правления государством как признаки современного общества. Подчеркивается, что понимание формы государства невозможно без определения базовых категорий, в число которых входит форма правления. Делается вывод о том, что исторические типы форм правления государством в настоящее время переживают процесс реформирования. Отмечается, что на протяжении ХХ в. на политической карте мира появились государства с формами правления, не подходящими под классические определения монархий и республик.
Ключевые слова:
теория государства, форма государства, форма правления, монархия, республика, нетипичные формы правления, современные государства, типология государств.
Tsukanov Sergey Sergeyevich
PhD in History, Academy for Standardization, Metrology and Certification
THE MODERN ATYPICAL FORMS OF
STATE RULE
Summary:
The article deals with the atypical forms of state rule as features of the modern society. It is emphasized, that understanding of the form of state rule is impossible without definition of basic categories, which include the form of government. It is concluded that historical types of government forms is currently under reformation. The author notes that during the 20th century on the political map of the world there appeared the forms of state rule that can't be classified according to the classical definition of monarchies and republics.
Keywords:
theory of state, form of state, form of government, monarchy, republic, atypical forms of government, modern state, classification of states.
На современном этапе развития государства различаются не только историко-культурными традициями, социально-экономическим развитием, политико-территориальным устройством, но и организацией публичной власти. Наличие отличительных черт не мешает классифицировать государства по тем или иным признакам. В основу типологии государств по форме правления положены принципы, определяющие способ формирования высших органов власти в государстве. Вместе с тем дополнительные составляющие данной дефиниции различны. Так, например, по мнению В.М. Корельского, под формой правления следует понимать не только способ формирования высших органов государственной власти, но и порядок их взаимодействия между собой [1, с. 56].
Зная современную форму правления государства, можно сказать о его содержании, назначении и функциях, а также о его сущности. Соответственно, от того, как организована и как реализуется государственная власть, зависит взаимодействие органов государственного управления, законность и правопорядок в стране, отношение мирового сообщества к государству.
Современные формы правления государствами складывались на протяжении длительного времени, большое влияние на этот процесс оказывали традиции, политические и исторические события, условия образования государств, их внутриполитическое развитие, особенность международного положения и большое количество индивидуальных факторов. В зависимости от способа осуществления государственной власти традиционно выделяют монархическую и республиканскую формы правления с их внутренним делением на абсолютную, дуалистическую, парламентскую монархии, президентскую и парламентскую республики [2, с. 136].
Принято считать, что в последнее время традиционные классические формы правления государством эволюционируют и сдвигаются, поэтому возникают трудности в определении содержания, назначения и функций государственных институтов власти. В связи с этим сегодня правовые вопросы, связанные с органами государственной власти нетипичных форм правления, являются весьма актуальными и привлекают особенное внимание исследователей и чиновников.
Хотелось бы обратить внимание на то, что в Х1Х-ХХ вв. наряду с классическими формами государственного управления стали формироваться путем совмещения и появления новых признаков в системе органов власти совершенно новые формы правления, которые нельзя отнести ни к традиционным монархиям, ни к республикам. Важно отметить, что «чистых» классических форм правления в последнее время становится все меньше. Такие изменения происходят по причине того, что традиционные формы правления имеют недостатки из-за своей «однобокости»
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2016, № 5)
и «негибкости», поэтому в данном случае создание «гибридных» форм позволяет устранить существующие минусы «чистых» классических форм правления путем их совмещения с положительными чертами иных форм правления.
Государств с признаками монархической формы правления достаточно много. Например, парламентская монархия, при которой монарх не несет юридической ответственности, а за все его действия отвечает премьер-министр. При такой форме правления монарх выполняет лишь «представительские» функции и не может быть привлечен к ответственности. Наиболее характерным примером парламентской монархии является Япония. В ст. 1 Конституции Японии есть положение о том, что «император является символом государства и единства народа» [3, с. 189].
Также существуют государства с признаками президентской республики (США, Зимбабве и др.), республики с признаками парламентской формы правления (Италия, ФРГ, Индия и ряд других государств). Явное различие между ними состоит в способе выражения политической ответственности правительства, в том, кому оно подотчетно.
В настоящее время монархическая форма правления существует лишь в трети государств мира, часть из которых относят к нетипичным формам правления. Это, например, Малайзия, в которой каждые пять лет среди монархов из 9 штатов (а всего их 13) проходят выборы Верховного правителя, а также Объединенные Арабские Эмираты, в которых сочетаются монархическая и республиканская формы правления. Как известно, во главе ОАЭ стоит президент, который одновременно является эмиром Абу-Даби, власть во всех эмиратах передается по наследству, то есть является монархической. Верховным государственным органом в ОАЭ является Высший совет эмиров, которому принадлежит вся полнота власти [4, с. 81].
Начиная со второй половины ХХ в. правоведы стали выделять смешанную форму республиканского правления. Примером может служить Италия. Частые смены кабинета министров в стране провоцировали неблагоприятное политическое развитие государства. Явные негативные черты одного типа республиканской формы правления стали сменяться более приемлемыми позитивными чертами другого. Таким нестандартным образом появился своеобразный гибрид, именуемый смешанной республикой. Создание нового современного типа республики прежде всего связано с конституционным снижением государственной роли президента в президентской республике, обусловленным введением правового положения об утверждении парламентом назначений министров, и с повышением в парламентской республике роли президента, наделяющегося некоторыми самостоятельными полномочиями. В настоящее время растет количество государств со смешанной республиканской формой правления: Россия, Франция, Украина, Финляндия, Португалия и др.
Проведя параллель с формой монархии, которая в некоторых случаях обладает признаками республики, можно выделить современную монархическую республику, которая в какой-то степени обладает свойствами монархии. В данном случае усматривается такая негативная черта монархической формы, как несменяемость главы государства. Чаще всего монархическую форму республики отождествляют с суперпрезидентской республикой, поскольку при такой форме правления президент несменяем и обладает достаточно широкими полномочиями либо приближается к такому положению. Этот вид республики характерен для ряда государств Латинской Америки и Африки.
Особую, нетипичную форму правления представляет собой республика, существующая в Иране. В этой стране при наличии избираемого народом президента политическая, правовая и духовная власть сосредоточена в руках духовного лидера - Высшего руководителя (аятоллы). Необычной представляется теократическая монархия, существующая сегодня в Ватикане, где политическая и духовная власть сосредоточена в руках служителя религиозного культа.
ХХ в. сформировал еще один тип неклассических форм правления - народные республики. Для них характерно действие правительства и государства в интересах большинства населения. К такой форме правления следует отнести Китайскую Народную Республику, Алжирскую Народную Демократическую Республику, Лаосскую Народно-Демократическую Республику и ряд других стран.
Представляется, что формирование нетипичных (гибридных) форм правления благоприятно влияет на взаимодействие органов государственной власти, приводит к стабильности управления страной. Появление новых, неклассических форм правления способствует более функциональному развитию государств, помогает обеспечить достойную жизнь их граждан, позволяет оперативно реагировать на внутриполитические вызовы и возникающие сложности.
Ссылки:
1. Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. М., 2002. 616 с.
2. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2008. 760 с.
3. Конституции зарубежных государств / сост. В.В. Маклаков. М., 1999. 584 с.
4. Клименко А.В., Румнина В.В. Теория государства и права. М., 2007. 224 с.