К вопросу о НЕСОВЕРШЕНСТВЕ ЛЕСНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
УДК 340.130.53:630.93
1
В.В. ПАРШУТА,
адъюнкт (Дальневосточный юридический институт МВД России)
В соответствии с лесным, земельным, уголовным и административным законодательством все леса подлежат защите и охране от незаконных порубок. Данные меры организуют Правительство Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства, Федеральное агентство лесного хозяйства и Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, а так же органы внутренних дел.
В частности статья 75 закона РФ «Об охране окружающей среды» указывает, что: «за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством». Ныне действующий Лесной кодекс Российской Федерации не содержит перечня видов лесных нарушений, влекущих соответствующую юридическую ответственность. В частности, ст. 99 Лесного кодекса лишь устанавливает, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства Российской Федерации, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако основы лесного законодательства Российской Федерации от 6 марта 1993 г. [1] такой перечень содержали.
В настоящее время в России вообще отсутствует общепринятое понимание того, какая рубка является незаконной. Существует множество различных определений понятия «незаконная рубка». В России и в большинстве других стран к незаконным рубкам принято относить как рубки, произведенные без разрешительных документов, так и рубки, произведенные на основании разрешительных документов, если эти документы выданы или сама рубка произведена с нарушением действующего законодательства.
До недавнего времени общепринятым определением незаконной рубки было определение, данное постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»: «Под незаконной порубкой следует понимать рубку деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубку по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. № 551, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда». В настоящее время это определение неприменимо: постановление Правительства РФ № 551 отменено, возможность выписки лесорубочных билетов сохранялась только в отдельных случаях до 1 января 2009 года, при заготовке древесины на основании договоров купли-продажи или приведенных в соответствие с новым Лесным кодексом договоров аренды лесорубочные
билеты и вовсе не предусматриваются.
В мае 2008 г. членами Совета Федерации в Государственную Думу был внесен очередной законопроект № 59491-5 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации», предусматривавший внесение определения незаконной рубки непосредственно в Лесной кодекс Российской Федерации. Но данный законопроект был возвращен авторам без рассмотрения в Государственной Думе в связи с отсутствием заключения Правительства Российской Федерации. Таким образом, официальное или хотя бы общепризнанное определение того, что такое незаконная рубка, отсутствует до сих пор.
В связи с этим незаконный характер рубки может быть доказан, а ее виновник - привлечен к установленной ответственности, лишь в ряде простейших случаев. В более сложных случаях, когда разрешительные документы есть, но рубка произведена с нарушением их требований или требований действующего законодательства, сверх установленного количества, или же сами разрешительные документы выданы с нарушениями, доказать незаконный характер рубки оказывается сложно или даже невозможно. Это способствует тому, что виновными в незаконных рубках чаще всего признаются граждане, действующие сами по себе, как правило, из-за нищеты и безысходности. В то же самое время незаконная заготовка древесины, проводящаяся на основании разрешительных документов, но с грубыми нарушениями действующего законодательства, как правило, имеет значительно большие масштабы, наносит лесному фонду значительно больший ущерб и обычно не влечет за собой никакой ответственности.
Прежде чем планировать организационно-правовые меры по обеспечению борьбы с незаконными рубками, необходимо определить, на какие именно виды незаконных рубок будет ориентироваться эта борьба. В настоящее время в России можно условно выделить три основных типа незаконных рубок:
- самовольные рубки, осуществляемые гражданами для собственных нужд. Ущерб, наносимый единичной самовольной рубкой данного типа, обычно невелик, но при этом самовольные рубки данного типа имеют наиболее массовый характер. Общий объем самовольной заготовки древесины гражданами для собственных нужд в настоящее время можно оценить примерно в 20 миллионов кубометров в год (по состоянию на начало 2008 года), или около 10% от
ежегодного объема официальной заготовки древесины в лесах России;
- самовольные рубки, осуществляемые гражданами и предпринимателями для продажи или переработки заготовленной древесины. От предыдущего вида самовольных рубок эти отличаются масштабами, а также технической оснащенностью тех, кто их проводит. Как правило, лица, осуществляющие вышеуказанное правонарушение, обеспечены техникой для заготовки древесины, транспортом для ее вывозки, неформальными связями с работниками правоохранительных органов. Общий объем коммерческой самовольной заготовки древесины в России в настоящее время можно оценить примерно в 10 миллионов кубометров в год (по состоянию на начало 2008 года), или около 5% от ежегодного объема официальной заготовки древесины в лесах России;
- рубки, проводящиеся на основании разрешительных документов, но с грубыми нарушениями действующего законодательства, приводящими к образованию неучтенной или неправильно учтенной древесины. Общий объем неучтенной или неправильно учтенной древесины, заготавливаемой за счет подобных нарушений, можно оценить не менее чем в 20 миллионов кубометров в год (по состоянию на начало 2008 года), или около 10% от ежегодного объема официальной заготовки древесины в лесах России.
Максимальный ущерб лесам и лесному хозяйству России наносят именно незаконные рубки, проводящиеся на основании разрешительных документов, но с грубыми нарушениями действующего законодательства. Они не только наносят значительный материальный ущерб лесам, но и ведут к деградации лесного хозяйства как такового, вплоть до его почти полного исчезновения.
Таким образом, древесина, заготовленная незаконно, составляет не менее 25% от ежегодного объема официальной заготовки древесины в лесах России или не менее 20% от общего объема рубок [3]. По нашему мнению, вышеуказанная ситуация складывается из-за несовершенства лесного законодательства, ведь еще В.В. Петров одной из основных причин экологических правонарушений назвал несовершенство закона [2, с. 282].
Исходя из вышеизложенного, как нам представляется, необходимо закрепить в Лесном кодексе Российской Федерации определение незаконной рубки, под которой следует понимать рубку лесных насаждений
(деревьев, кустарников, лиан в лесах) без договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора, предусмотренного частью 3 статьи 19 Лесного Кодекса, лесной декларации, а также рубка, осуществляемая не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в договоре аренды лесного участка, договоре купли-продажи лесных насаждений, договоре, предусмотренном частью 3 статьи 19 Лесного Кодекса, лесной декларации, до или после установленных в договоре аренды лесного участка, договоре купли-продажи лесных насаждений, договоре, предусмотренном частью 3 статьи 19 Лесного Кодекса, лесной декларации сроков рубки лесных насаждений, рубка деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лица, использующего леса, или права пользования лесным участком, аренды лесного участка.
Предложенное автором определение основывается на том же принципе, что и определение Пленума Верховного Суда от 5 ноября 1998 г. № 14, но учитывает новые правовые основы для заготовки древесины, установленные Лесным кодексом 2006 года.
Исходя из вышеуказанного, мы считаем что подробный перечень каких либо видов лесных правонарушений, и прежде всего незаконная рубка, должен содержаться в главе 13 Лесного кодекса Российской Федерации. Данный перечень с четкой формулировкой каждого лесонарушения может являться базовой нормой для административного, уголовного и иного законодательства. На основе этого перечня можно будет сконструировать конкретные составы преступлений и административных правонарушений с соответствующими санкциями. Вследствие вышеизложенного изменения, законы, устанавливающие административную и уголовную ответственность, не смогут выйти за рамки тех видов преступлений и административных правонарушений, которые будут указаны в Лесном кодексе Российской Федерации.
Литература —
1. Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 15. Ст. 523.
2. Петров В.В. Экологическое право России: учебник для вузов. - М., 1995. С. 282.
3. Ярошенко А.Ю., Комарова А.ф, Крейдлин М.Л. К двухлетнему юбилею нового лесного кодекса Российской Федерации. - М.: ОМННО «Совет Гринпис», 2009.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ИГР И ПАРИ В РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ
ПРАВЕ
УДК 347(470)
О.В. КОВАЛЕНКО,
аспирантка кафедры гражданского права и процесса (Белгородский государственный университет)
Несмотря на то, что институт проведения игр и пари нашел свое законодательное закрепление в российском граж-
данском праве совсем недавно, он имеет свои глубокие исторические корни. Так, еще классическое римское право рассматривало игры и пари в качестве объекта правового регулирования. Именно там впервые было отмечено негативное отношение законодателя к данному институту, выражавшиеся в установлении применительно к нему всякого рода ограничений. Так, например, первый известный закон об играх Lex aleatoria, изданный в III веке до н.э., запрещал азартные игры, и рассматривал выигрыш как приобретение имущества по недействительной сделке [15, с.586]. Исключение составляли игры, которые проводились для общественной забавы, то есть для оживления деятельности, предпринятой с целью препровождения времени. Игры на деньги были дозволены только в отношении «игр с целью телесного