Научная статья на тему 'К вопросу о дефиниции термина «Незаконная рубка»'

К вопросу о дефиниции термина «Незаконная рубка» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
681
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСА / ЛЕСНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ / РУБКА ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ / НЕЗАКОННАЯ РУБКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шубин Юрий Павлович

В статье с позиции норм действующего лесного, уголовного и административного законодательства, доктрины экологического права и судебной практики проанализированы основные проблемы определения понятия «незаконная рубка»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о дефиниции термина «Незаконная рубка»»

К ВОПРОСУ О ДЕФИНИЦИИ ТЕРМИНА «НЕЗАКОННАЯ РУБКА»

ШУБИН Юрий Павлович

Аннотация. В статье с позиции норм действующего лесного, уголовного и административного законодательства, доктрины экологического права и судебной практики проанализированы основные проблемы определения понятия «незаконная рубка»

Ключевые слова: леса, лесные насаждения, рубка лесных насаждений, незаконная рубка.

В настоящее время ситуация, сложившаяся в лесном секторе, свидетельствует об ее криминализации. На сегодняшний день незаконные рубки леса в России приобрели масштабы национального бедствия, угрожают национальной безопасности не только в экологическом, но и в экономическом отношении, поскольку существенно сдерживают развитие и инвестиционную привлекательность лесной промышленности. Во многом это связано и с не всегда удачными управленческими решениями, стихийным реформированием органов государственного управления лесами и спонтанным развитием лесного законодательства, при этом именно последнее должно стать первым шагом к решению проблемы. Однако, приходиться констатировать, что пока современное лесное законодательство далеко от совершенства и не позволяет уполномоченным органам создать последовательную практику его применения, в том числе и в сфере борьбы с незаконными рубками. Полагаем, что к одному из недостатков современного лесного законодательства следует отнести отсутствие четкого понятийного аппарата, что создает огромные трудности в определении некоторых правовых категорий.

Как справедливо отмечает О.И. Крассов, юридическое понятие, которое отображает материальный объект, должно до определенных пределов адекватно выражать сущность и его характерные черты, имеющие правовое значение. Это необходимо для того, чтобы четко определить сферу общественных отношений, к которой относится данное понятие, и правильно применять его на практике. Юридические понятия, закрепляемые в праве, не всегда совпадают и не могут в ряде случаев выражать объективно существующую действительность, что объясняется особым характером юридической логики и применяемой в законотворчестве юридической техники. Тем не менее, эти понятия должны все-таки иметь определенный смысл, хотя бы в некоторой степени соответ-

ствовать реальности окружающего нас мира, и в том числе быть обоснованными с позиций права1.

Согласно ч. 1 ст. 92 Лесного кодекса РФ от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ2 (далее - ЛК РФ 1997 г.), утратившего силу 1 января 2009 года, леса полежат охране от пожаров, незаконных рубок (порубок), нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам. Однако, ни ЛК РФ 1997 г., ни иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ, регулирующие лесные отношения, не содержали определения понятия «незаконная рубка».

Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ3 (далее - ЛК РФ 2006 г.), введенный в действие с 1 января 2007 года, вообще не содержит понятия «незаконная рубка», отсутствует это понятие и в подзаконных нормативных правовых актах, принятых после 1 января 2007 г.

В настоящее время понятие «незаконная рубка» содержится исключительно в Уголовном кодексе РФ от 13 июня 1996 г. № 63-Ф34 (далее - УК РФ) и Кодексе РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ5 (далее - КоАП РФ). УК РФ (ст. 260) предусматривает уголовную ответственность за незаконную рубку лесных насаждений, а также не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан. КоАП РФ (ст. 8.28) устанавливает административную ответственность за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесу деревьев, кустарников и лиан. Однако, определение понятия «незаконная рубка» в УК РФ и в КоАП РФ отсутствует.

1 Крассов О.И. Земельный участок как объект природы и природный ресурс // Экологическое право. 2013. № 6 // СПС «КонсультантПлюс».

2 Собрание законодательства РФ. 1997. № 5. Ст. 610.

3 Собрание законодательства РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.

4 Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

5 Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

Для раскрытия понятия «незаконная рубка» прежде всего необходимо обратиться к бланкетному понятию «рубка», которое дается в ст. 16 ЛК РФ 2006 г. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 16 ЛК РФ 2006 г. рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания. Следует согласиться с И.А. Конфорки-ным в том, что содержащийся в ЛК РФ 2006 г. нормативный перечень способов рубки (спили-вание, срубание, срезание) лесных насаждений

является исчерпывающим и расширительному

6

толкованию не подлежит и, в свою очередь, критически относиться к высказанной в юридической литературе точке зрения о возможности таких способов рубки, как выкапывание и вы-

7

корчевывание деревьев и кустарников , поскольку такие действия являются способами изъятия деревьев и кустарников из природной среды, а не способами рубки, так как они не связаны с отделением лесных насаждений от корня.

В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения, в том числе за нарушение лесного законодательства, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»8 (далее - Постановление Пленума 1998 г.) раскрывалось понятие «незаконной порубки».

Так, согласно п. 11 Постановления Пленума 1998 г. под незаконной порубкой следовало понимать рубку деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубку по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ

6 Конфоркин И.А. Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 17.

7 См.: Дубовик О.Л. Экологические преступления: Комментарий к главе 26 Уголовного кодекса Российской Федерации. М., 1998. С. 330.

8 Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. № 1.

от 1 июня 1998 г. № 551, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.

Однако следует отметить, что одним из наиболее значимых нововведений ЛК РФ 2006 г. является переход от смешанных (разрешительные документы плюс договор) к исключительно договорным методам правового регулирования лесных отношений, другими словами ЛК РФ 2006 г. предусматривает полную отмену разрешительных документов (лесорубочных билетов, лесных билетов и ордеров)9.

Так, в ст. 6 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»10 установлено, что органы исполнительной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-84 ЛК РФ 2006 г., для осуществления краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйст-венных работ вправе выдавать лесорубочные билеты, ордера и (или) лесные билеты на срок их действия до 1 января 2008 года. С 1 января 2008 года вступила в силу новая редакция ст. 6 данного федерального закона, в соответствии с которой органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.81-84 ЛК РФ 2006 г., для осуществления использования лесов вправе выдавать до 1 января 2009 года гражданам и юридическим лицам, которые заключили договоры аренды участка лесного фонда, договоры безвозмездного пользования участком лесного фонда и не осуществили приведение в соответствие с ЛК РФ указанных договоров, лесорубочные билеты, лесные билеты на срок их действия.

Согласно же ч. 8, 8.1 и 8.2 ст. 29 ЛК РФ 2006 г. граждане и юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. В случае, если федеральными законами допускается осуществление заготовки древесины федеральными государственными учреждениями, лесные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться этим учреждениям для указанной цели в постоянное (бессрочное) пользование. В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допуска-

9 Шубин Ю.П. Правовая квалификация деятельности лиц, нанятых для незаконной порубки леса : учеб.-метод. пособие. Барнаул : БЮИ МВД России, 2008. С. 17.

10 Собрание законодательства РФ. 2006. № 50. Ст. 5279.

ется осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Согласно ч. 4 ст. 30 ЛК РФ 2006 г. граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Таким образом, определение понятия «незаконная рубка» в контексте разрешительной системы лесопользования (лесорубочные билеты, ордера), которое предлагалось в Постановлении Пленума 1998 г., стало уже не актуальным.

В связи с вопросами, возникшими у судов, и в целях обеспечения единства судебной практики применения законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования было принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»11 (далее - Постановление Пленума 2012 г.), в соответствии с п. 48 которого Постановление Пленума 1998 г. было признано утратившим силу.

Согласно абз. 2 п. 16 Постановления Пленума 2012 г. незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

Кроме того, видимо учитывая так называемый «заявительный» порядок лесопользования, в абз. 3 п. 16 Постановления Пленума

2012 г. указывается на то, что договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений. В частности, рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков.

При этом, согласно абз. 2 п. 22 Постановления Пленума 2012 г. рубка лесных насаждений арендаторами лесных участков, имеющими проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, с нарушением технологии заготовки древесины, в том числе рубки, без подачи отчета об использовании лесов подлежит квалификации по ст. 8.25 КоАП РФ (т.е. нарушение правил использования лесов).

Таким образом, с учетом действующего лесного законодательства и разъяснений, которые даны в Постановлении Пленума 2012 г., под незаконной рубкой следует понимать рубку без оформления необходимых документов либо рубку с нарушением их условий, рубку в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возраста рубок (ч. 4 ст. 29 ЛК РФ 2006 г.), рубку, произведенную после принятия решения о приостановлении использования лесов (ст. 28 ЛК РФ 2006 г.).

Следует отметить, что предложенное понятие «незаконная рубка» не может быть окончательным и по мере развития современного лесного законодательства должно совершенствоваться с учетом практики его применения в контексте уголовного и административного законодательства.

11 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.