Научная статья на тему 'К вопросу о неопределенности основания дисциплинарной ответственности муниципального служащего'

К вопросу о неопределенности основания дисциплинарной ответственности муниципального служащего Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
370
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
муниципальные служащие / дисциплинарная ответственность / служебные обязанности / трудовые обязанности / дисциплинарный проступок / public servants / disciplinary responsibility / duties / work duties / disciplinary offence

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карен Манвелович Конджакулян, Артём Васильевич Быконя

В данной статье речь идет о неопределенности основания дисциплинарной ответственности муниципальных служащих. Авторы рассмотрели различные позиции органов местного самоуправления относительно определения оснований дисциплинарной ответственности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Карен Манвелович Конджакулян, Артём Васильевич Быконя

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of vagueness of grounds for disciplinary action of the municipal employee

In this article we are talking about the uncertainty of the basis of disciplinary responsibility of municipal employees. The authors considers various positions of local self-government bodies regarding the definition of the grounds of disciplinary responsibility

Текст научной работы на тему «К вопросу о неопределенности основания дисциплинарной ответственности муниципального служащего»

УДК 342.92 ББК Х621.033.2

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10181

К ВОПРОСУ О НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ОСНОВАНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО

Карен Манвелович КОНДЖАКУЛЯН, Артём Васильевич БЫКОНЯ, студент

доцент кафедры государственно-правовых Национального исследовательского

и уголовно-правовых дисциплин ядерного университета

РЭУ имени Г.В. Плеханова, кандидат юридических наук E-mail: karen7777@bk.ru

Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

Аннотация. В данной статье речь идет о неопределенности основания дисциплинарной ответственности муниципальных служащих. Авторы рассмотрели различные позиции органов местного самоуправления относительно определения оснований дисциплинарной ответственности.

Ключевые слова: муниципальные служащие, дисциплинарная ответственность, служебные обязанности, трудовые обязанности, дисциплинарный проступок.

Annotation. In this article we are talking about the uncertainty of the basis of disciplinary responsibility of municipal employees. The authors considers various positions of local self-government bodies regarding the definition of the grounds of disciplinary responsibility.

Keywords: public servants, disciplinary responsibility, duties, work duties, disciplinary offence.

В настоящее время в Российской Федерации сложилась устойчивая практика привлечения муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности. Однако в процессе становления механизма правового регулирования дисциплинарной ответственности указанных лиц была выявлена серьезная проблема, которая касается неопределенности основания данного вида юридической ответственности.

В части 1 ст. 27 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»1 сформулировано: «За совершение дисциплинарного проступка — неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей — представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение с

муниципальной службы по соответствующим основаниям»2 .

Исходя из анализа данной нормы следует закономерный вопрос: «служебные обязанности» и «трудовые обязанности» — это одни и те же или это разные обязанности?

«Если служебные обязанности — это разновидность трудовых обязанностей, то нет смысла отдельно выделять дисциплинарную ответственность муниципальных служащих. Можно утверждать только о ее специальном характере в рамках норм трудового права»3.

Если же служебные обязанности — это нечто другое, чем трудовые, в этом случае придется говорить о том, что эта будет дисциплинарная ответственность, которая будет существовать не в рамках трудового права, а будет связана с ней только в вопросе порядка применения дисциплинарных взысканий 4.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2019

В правоприменительной практике сложились три основных позиции относительно оснований дисциплинарной ответственности муниципальных служащих.

Первая позиция — ненадлежащее исполнение или неисполнение муниципальными служащими своих служебных (должностных) обязанностей.

Например, в распоряжении Администрации Дальнегорского городского округа Приморского края от 5 мая 2016 г. № 101-ра5 сказано: «за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, муниципальный служащий несет ответственность в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации».

Однако в должностной инструкции начальника Управления образования Администрации Таврического муниципального района Омской области6 закреплено: «За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о муниципальной службе».

В ряде правовых актов органов местного самоуправления установлены дополнительные виды дисциплинарных взысканий, в то время как исчерпывающий их перечень закреплен в ФЗ от 2 марта 2007 г. № 25.

Так, п. 5.2 постановления Администрации городского округа города Шарьяот 1 января 2001 г. № 19177 предусматривает «следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности муниципальной службы, увольнение с муниципальной службы по предусмотренным законодательствам основаниям».

Следовательно, данная норма явно не соответствует требованиям федерального законодательства.

Если в рассмотренных нормативных правовых актах дисциплинарный проступок увязывается с неисполнением или ненадлежащим исполнением служебных обязанностей, то в других нормативных правовых актах акцент приходится на неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей муниципальными служащими, что позволяет утверждать, что служебные обязанности рассматриваются в данном контексте как разновидность трудовых обя-

занностей. И это вторая позиция органов местного самоуправления.

Так, Правила внутреннего трудового распорядка Администрации Пермского муниципального района8 закрепляют «Дисциплина труда — обязательное для всех муниципальных служащих (работников) подчинение правилам поведения, определенным настоящими Правилами, в соответствии с Трудовым кодексом РФ, а также это отношения между муниципальными служащими (работниками) по поводу исполнения ими обязанностей, распределения обязанностей и прав, использования прав, установления ответственности, применения мер управления дисциплинарными отношениями».

Правила внутреннего трудового распорядка Администрации Калитинского сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области9 устанавливают: «Дисциплина труда — обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, соглашениями, настоящими Правилами, иными локальными нормативными актами Администрации, трудовым договором».

В Правилах внутреннего трудового распорядка Администрации городского округа Рошаль10 сказано «За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям» .

Третья позиция, реализуемая органами местного самоуправления — одновременное указание на должностные (служебные) и трудовые обязанности.

Так, в Правилах внутреннего трудового распорядка Администрации Немецкого национального района Алтайского края11 сказано: «Муниципальные служащие и работники Администрации несут ответственность за совершение дисциплинарных проступков, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него служебных, трудовых обязанностей».

Таким образом, служебные (должностные) обязанности определяются правилами внутреннего трудового распорядка органов местного самоуправления, а также должностными инструкциями.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2019

Резюмируя, отметим, что в настоящее время наблюдается отсутствие единого подхода в определении основания дисциплинарной ответственности муниципальных служащих. В ряде случаев акты органов местного самоуправления устанавливают дополнительные виды дисциплинарных взысканий за совершение дисциплинарного проступка, что является, в свою очередь, противоречием нормам федерального законодательства, которое установило исчерпывающий перечень дисциплинарных взысканий.

1 Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ (ред. от 27.12.2018 г.) // СЗ РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.

2 Морозов П.Е. Актуальные проблемы правового регулирования труда муниципальных служащих: Учеб. пособие. М.: Проспект, 2018.

3 Там же.

4 Распоряжение Администрации Дальнегорского городского округа Приморского края от 05.05.2016 г. № 101-ра «Об утверждении типовой должностной инструкции муниципальных служащих Администрации Дальнегор-ского городского округа».

5 Там же.

6 Распоряжение Администрации Таврического муниципального района Омской области от 04.12.2017 г. № 189 «Об утверждении должностной инструкции начальника Управления образования Администрации Таврического муниципального района Омской области».

7 Постановление Администрации городского округа города Шарья Костромской области от 01.01.01 г. № 1917 «Об утверждении примерной формы должностной инструкции муниципального служащего администрации городского округа город Шарья».

8 Распоряжение Администрации Пермского муниципального района от 18.05.2011 г. № 30-рк «Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка Администрации Пермского муниципального района».

9 Распоряжение от 18.04.2018 г. № 15 «Об утверждении новой редакции Правил внутреннего трудового распорядка Администрации Калитинского сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области».

10 Постановление главы городского округа Рошаль МО от 19.11.2007 г. № 449 (ред. от 30.09.2014 г.) «Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка Администрации городского округа Рошаль».

11 Правила внутреннего трудового распорядка Администрации Немецкого национального района Алтайского края.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

ПРАВОВЕДЕНИЕ

Правоведение.

4-е изд., перераб. и доп. Учебник. 2019 г. 423 с. Гриф МО РФ.

Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Под ред. С. С. Маиляна

978-5-238-03157-6

Представлены важнейшие аспекты существования государства и права.

Рассмотрены основы наиболее значимых отраслей российского права — конституционного, гражданского, наследственного, семейного, трудового, административного, налогового, земелвного, уголовного, международного, конституционного процессуального, гражданского процессуального, арбитражного процессуального, уголовного процессуального, таможенного и экологического.

Для обучающихся в высших и средних специальных учебных за-ведениях неюридического профиля.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.